Письмо асархаддона богу ашшуру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письмо асархаддона богу ашшуру



 

Текст на глиняной таблице, написан на литературном вави­лонском языке.

На русском языке: Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту// Вестник древ­ней истории. - 1951.- № 3. — С. 218.

 

(I) Шубрия — населенное хурритами (позднее также про-тоармянами) маленькое царство в горах к северу от истоков р. Тигр.

(4) Ашшурахиддина — аккадская форма имени Асархад-дон. Асархадцон обвинял царя Шубрии в укрывательстве бег­лецов из Ассирии.

(8) „.такому-то.. — имя в оригинале не указано.

 

И. Дьяконов

 

«ШАМАШ, ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА...»

 

Запрос царя Асархаллона к оракулу

 

Текст на глиняной таблице, написан на литературном вавилонском языке (ок. 673 г. до н.э.).

На русском языке: Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // Вестник древней истории. — 1951. — № 3. — С. 226.

 

Месяц айару — соответствует примерно апрелю-маю, ме­сяц абу — июлю-августу.

Каштарити (иран. Хшатрита) — вождь мидян, восстав­ших против ассирийского гнета. Восстание, по-видимому, окончилось установлением независимости Мидии.

Киммерийцы — войско всадников, вторгшихся в Перед­нюю Азию через Кавказ; здесь этот термин, возможно, вклю­чает и скифов.

Мидяне — ираноязычный народ, живший в древности на севере Ирана.

Маннеи — народ, живший в современном Иранском Азер­байджане, около оз. Урмия.

Кишассу — крепость в Западной Мидии.

Прости, если пропущен срок... — речь идет об участниках обряда, в частности жрецах-гадателях, не поименованных прямо из магических соображений.

Месяц кисилиму — ноябрь-декабрь.

 

И. Дьяконов

 

 

ИЗ АННАЛОВ АШШУРБАНАПАЛА

И МОЛИТВЫ ШАМАШШУМУКИНА

 

 

На русском языке публикуется впервые.

 

Ассирийский царь Ашшурбанапал (668 — ок. 635 г. до н.э.), создатель знаменитой ниневийской библиотеки, при­надлежит к числу значительнейших личностей в истории Ассирии I тыс. до н.э. Он прославился как выдающийся дип­ломат, талантливый и ловкий политический деятель. Не ис­ключено, что настоящие анналы составлены или хотя бы отредактированы им самим, ибо Ашшурбанапал — чуть ли не единственный заведомо грамотный и образованный царь за всю историю Ассирии со времени Шамши-Адада I (XIX в. до н.э.). Его учености в значительной мере способствовали события, связанные с его воцарением. Отец Ашшурбанапа-ла, Асархаддон (680-669 гг. до н.э.), назначил наследником ассирийского престола брата Ашшурбанапала, Шамашшуму-кина (668-648 гг. до н.э.), своего сына, рожденного от вави­лонянки. Частично это было сделано, видимо, по личным побуждениям, но и не без влияния соображений чисто по­литического характера: отец Асархаддона Синаххериб раз­рушил город древней культуры Вавилон (691 г. до н.э.), бук­вально стерев его с лица земли, и Асархаддону приходилось исправлять прямолинейную и жестокую политику своего отца. Ашшурбанапала, сына ассириянки, готовили к должнос­ти верховного жреца — вот отчего такое внимание было уделено его образованию, о чем не без гордости упоминает он в своих анналах. Под влиянием недовольства ассирийской шати Асархаддон был вынужден переменить решение: Аш-лурбанапал получил ассирийский престол и верховную зласть, Шамашшумукин — только подчиненную Ассирии Вавилонию.

Внешне между братьями сохранялись прекрасные отно­шения, о чем свидетельствуют дошедшие до нас письма. Но з течение нескольких лет Шамашшумукин втайне готовил зосстание, которое и разразилось ок. 652 (?) г. до н.э. В коа-тицию против Ассирии были вовлечены эламитяне, арамеи, мидяне, сирийцы, финикийцы и даже Египет (Ассирия завое­вала Египет в 671 г. до н.э., при Асархаддоне). Ассирия оказа-чась в угрожающем положении. Ашшурбанапала спасла его човкая дипломатическая политика, а также смуты в Эламе (не исключено, впрочем, что смуты эти не обошлись без его уча­стия). Он расправился с союзниками поодиночке, расстро­ив и рассеяв коалицию. Незадолго до начала восстания, в конце 653 (?) г. до н.э., в Вавилоне призошло лунное затме­ние, которое Шамашшумукин счел дурным знаком для себя.

Окружив Вавилон и подвергнув его осаде, Ашшурбанапал вынудил жителей города сдаться, а Шамашшумукин покон­чил с собой, бросившись в огонь. Этим событиям и посвя­щены публикуемые здесь отрывки из анналов Ашшурбанапа-гса, а также две молитвы Шамашшумукина, в которых вави-понский царь молит богов о милости в предчувствии близ­кой гибели. Как и большинство ассирийских надписей (если не все), анналы написаны сильно ритмизованной прозой, приближающейся к стихам, что мы и попытались передать в переводе, сохранив разбивку надписи на строки.

 

«Я, Ашшурбанапал,

творение Ашшура

и Белет...»

 

I.13- -Во исполнение обета... — Ашшурбанапал стремился подчеркнуть в своем введении, что он был заранее и закон­но назначен на престол.

I.15-16. Иштар Ниневийская, Иштар Арбельская — т. е. Иштар города Ниневии и Иштар города Арбелы. Шаррат Кидмури — «царица Кидмури» — титул Иштар, почитавшей­ся в городе Кальху.

III.85 и далее. Речь идет о посольстве, направленном Шамашшумукином в Ассирию накануне восстания, дабы усы­пить бдительность Ашшурбанапала.

III.98-99. Арамеи — см. Словарь. Страна моря — обозна­чение южной части Вавилонии на берегу Персидского зали­ва. Каба (или Акаба) — крайний северный пункт вавилонской «Страны моря». Баб-салимети — «Врата милости» — порто­вый город на Евфрате, невдалеке от побережья, возможно, южная точка района восстания.

III 100. Умманигаш — эламский царь, ставленник Ашшур­банапала.

III.103. -.царей кутиев,Гутизма...АмурруиМелуххи — т. е. мидян, арамеев и египтян. Мелухха — в этот период Эфио­пия. В Верхнем Египте в это время правила эфиопская дина­стия

стия.

III 107. Сиппар и Борсиппа — вавилонские города, где, готовясь к восстанию, Шамашшумукин в течение несколь­ких лет возводил укрепления.

III. 112. Бел (т. е. Господин, Владыка), сын Бела — здесь, по-видимому, подразумевается Набу, бог мудрости и письма, особо почитаемый в Ассирии в I тыс. до н.э.

IV.1. Таммариту — младший брат Умманигаша, восстав­ший против него и захвативший престол.

IV.11.Индабигаш — эламский царь, свергший Таммариту.

IV. 13- Теумман — эламский царь, предшественник Умма­нигаша, который был разбит Ашшурбанапалом в предыду­щем, пятом его походе на Элам. Был убит воинами Ашшур-банапала.

IV.70-73..-перед статуями и Ламассу.. — букв.: «между Шеду и Ламассу». Речь идет об убийстве деда Ашшурбанапа-па, Синаххериба, павшего жертвой дворцового заговора. По-видимому, убийство произошло во дворце около гигантских статуй духов-покровителей в облике животных, охранявших входы во дворцы ассирийских царей.

 

Молитва к богине Царпанит

 

9-Царпанит — супруга Мардука; здесь, по-видимому, отождествлена с Иштар. Имеется в виду астральный харак­тер Иштар как планеты Венеры.

11. Месяц тебет — 10-й месяц года (декабрь-январь). Речь идет о лунном затмении, которое случилось, видимо, в 653 г. до н.э.

 

Молитва к богу Нергалу

 

1.Мор-Изнуритель — Mustabarru mutanu (или Nibeanu, букв. «Продляющий чуму») — Нергал, владыка Подземного царства; здесь употреблено его астральное имя: планета Нергала — Марс. В молитве идет речь о тяжелой болезни Шамаш - шумукина. О ней говорится и в других его молитвах. Не ис­ключено, что в строке 9-10 есть намек на «грех» - подготов­ку восстания.

 

В. Афанасьева

 


 

СЛОВАРЬ

 

В словарь внесены лишь важнейшие собственные, географи­ческие и мифологические имена, преимущественно встречаю­щиеся в публикуемых текстах более одного раза. См. также Ком­ментарии.

 

А

 

Адад,Адду — бог грома, дождя и бури, почитавшийся в Месо­потамии и у арамеев.

Айа — аккадская богиня, супруга бога Шамаша. Отождеств­лялась с шумерской богиней Шенирдой. Прозвище — «Невеста».

Аккаде — город на Евфрате, возвысившийся и ставший сто­лицей при Саргоне. Точное местонахождение не установлено. По городу получил название Аккад — часть Месопотамии, лежащая между Тигром и Евфратом, около современного Багдада. ВIII тыс. до н.э. Аккад и области к северу от него были заселены преиму­щественно семитоязычным населением (восточными семитами, аккадцами), в отличие от шумерского юга страны, Шумера.

Алала (Алали) — клич пахаря; божество плодородия у древ­них хурритов.

Амурру («Запад») — страны, лежащие к западу от Евфрата, и народы, их населявшие.

Анзу(д) (шумер.) — мифологический огромный орел, иногда мыслившийся с львиной головой, — персонификация грозового облака.

Анту — богиня, супруга богаАну.

Ану (шумер. ан) — бог неба, в шумеро-аккадском пантеоне — глава верховной триады богов, в которую входили также Эллиль (шумер. Энлилъ) и Эйа (шумер. Энки). Бог города Урука в Шу­мере.

Ануннаки — божества шумеро-аккадского пантеона, действо­вавшие преимущественно на земле и в подземном мире. Они определяли судьбы людей и были судьями в Преисподней. Ср. Игиги.

Аншар и Кишар («Круг неба» и «Круг земли») — божествен­ная пара, рожденная древнейшими богами, Лахму и Лахаму, оче­видно, олицетворение горизонта, две неразрывно связанные линии, отделяющие небо и землю друг от друга. У ассирийцев Аншар отождествлялся с Ашшуром.

Апкаллу («мудрец») — любой из семи легендарных мудрецов, обитающих в Бездне (Апсу). В поэме об Эрре они участвуют в изготовлении новой статуи Мардука. Также общее название муд­реца.

Апсу («Бездна») — подземный пресноводный океан, на кото­ром покоится земля, а также название чертогов бога Эйи; в хра­мах «апсу» назывался бронзовый котел для ритуальных действий с водой.

Арамеи — семитские племена, обитавшие в Сирийской сте­пи; в конце II тыс. до н.э. арамеи вторглись в Месопотамию, где осели и захватили власть в ряде городов. В течение 1-й полови­ны I тыс. до н.э. арамейский язык постепенно вытеснил в обы­денной жизни Передней Азии, включая Месопотамию, диалек­ты аккадского языка — вавилонский и ассирийский, а также мест­ные языки Сирии, Финикии и Палестины. На арамейском языке говорит современный переднеазиатский народ — ассирийцы (нужно отличать от древних ассирийцев, которые говорили по-аккадски).

Аруру — богиня-прародительница, одна из древнейших бо­гинь шумеро-аккадского (и, вероятно, еще дошумерского) пан­теона, создательница людей; отождествлялась с Мами и некото­рыми другими богинями, в том числе с Нинхурсаг, олицетворяв­шей плодородие.

Асакку (шумер. Асаг) — разновидность злых демонов, демон болезни.

Асаллухи — первоначально бог маленького города Куара близ Эреду в Южном Шумере; ко времени Хаммурапи был отождеств­лен с богом Мардуком; призывался при заклинаниях.

Асархаддон — ассирийский царь (680-669 гг. до н.э.), млад­ший сын Синаххериба, занявший престол после недолгой борь­бы со своими братьями. Он восстановил Вавилон, разрушенный его отцом, и начал завоевание Египта.

Атрахасис («Весьма премудрый») — имя или прозвище раз­ных древних героев, в частности героя, пережившего всемирный потоп.

Ашшур — верховный бог ассирийского пантеона. Первона­чально Ашшур — местное божество, покровитель города Ашшура. Позже ассирийские цари старались отождествить Ашшура с Энлилем, Аншаром и Мардуком.

Ашшурбанапал — последний великий царь Ассирии (668-635 (?) гг. до н.э.), сын Асархаддона. Отец назвал его своим пре­емником, сделав старшего сына, Шамашшумукина, царем Вави­лона. В 651-648 годах до н.э. между братьями шла ожесточенная война, закончившаяся взятием Вавилона и гибелью Шамашшу­мукина. При Ашшурбанапале был завоеван Египет.

 

Б

 

Bay (Бабу, Баба) — шумерская богиня.

Бел («Владыка», «Господин») — то же, что Ваал, Ба'ал у семит­ских народов, — любой местный верховный бог; в Месопотамии отождествлялся с Энлилем шумеров, затем с Мардуком вавило­нян.

Белет («Владычица») — прозвище разных богинь, см. Нин-лилъ, Царпанит, Иштар.

Белили — одна из древнейших богинь, почитавшаяся в Уруке; о ее функциях судить трудно.

Борсиппа (совр. Бирс-Нимруд) — город, расположенный на правом берегу Евфрата, вблизи Вавилона.

В

 

Вэр (Ве'эр) — одна из ипостасей бога грома и дождя Адду (Адада).

 

Г

 

Гештинанна — богиня, олицетворявшая таинственные силы, заключенные в винограде и вообще в растительности, сестра бога Думузи, покровителя скотоводства; поочередно с ним по полгода пребывает в Подземном царстве.

Гибил, Гирра, Гирру — бог огня.

Гула — богиня врачевания; ее эмблемой была собака.

Гушкинбанда — один из семи мудрецов (см-Апкаллу).

 

Д

 

Даган — бог растительности, бури и дождя; важнейший центр его почитания — город Туттуль на среднем Евфрате.

Дакса (возможно чтение «Парса»?) — вероятно, другое на­звание города Дур-Куригальзу.

Дамкина — божественная супруга Эйи, мать бога Мардука.

Даму — божество, почитавшееся в городе Иссине. Кроме того, известен бог Даму, которому поклонялись в Уруке; этот Даму близко напоминает Думузи.

Дер (совр. Бадра) — город в предгорьях Загроса, на пути из. Вавилона в Элам.

Дилъмун — остров Бахрейн, в древности важнейший центр морской торговли с Индией и Аравией. В мифологии — «райская» страна.

Димкуркурра (шумер.) («Связь всех стран») — эпитет Вавилона.

Думузи — шумерский бог, покровитель скотоводов, возлюб­ленный богини Инанны (Иштар); полгода пребывает в Подзем­ном царстве в очередь со своей сестрой Гештинанной.

Дур-Куригальгу (совр. Акаркуф) — одна из столиц Вавилонии, город, построенный касситским царем Кургальзу в середине II тыс. до н.э. на Тигре, несколько ниже современного Багдада

 

 

Зербанйту — см. Царпанит.

 

И

 

Игиги — особая категория (род или фратрия?) божеств шумеро-аккадского пантеона, боги-обитатели небес (кроме Нергала, бога Преисподней, тоже принадлежавшего к И.). Ср.Ануннаки.

Имгур-Эллиль («Эллиль соизволил») — название внутренней стены Вавилона.

Инанна — богиня любви, распри и войны, одна из важней­ших божеств шумеро-аккадского пантеона. Инанна считалась дочерью бога Луны Нанны (акк. Сын), сестрой бога Солнца Уту (акк. Шамаш) или дочерью Ану. Отождествлялась с аккадской богиней Иштар (см.).

Иркалла — божество, персонифицирующее Преисподнюю; вообще Преисподняя.

Ирнини («Победительница») — одно из имен Иштар.

Иссин (совр. Бахрият) — город, расположенный к юго-западу от Ниппура, в начале II тыс. до н.э. и снова в конце II тыс. до н.э. — столица значительного государства и один из известнейших цент­ров клинописной культуры.

Иштар — вавилоно-ассирийская богиня любви, плодородия и войны, отождествлявшаяся с Инанной. Астральное соответ­ствие — планета Венера. В образе Иштар, по-видимому, слились черты нескольких божеств.

Иштаран — бог-покровитель города Дера.

Ишхара — одна из древнейших богинь плодородия аккад­ского пантеона, вероятно еще дошумерская; иногда отождеств­лялась с Иштар.

Ишум — советник бога Эрры; бог огня.

 

К

 

Касситы — горный народ, вторгшийся в Месопотамию с во­стока во II тыс. до н.э.

Кингу — предводитель чудовищ, созданных Тиамат для борь­бы с богами. Согласно поэме «Когда вверху...», именно на его кро­ви боги замесили глину, из которой вылепили первых людей; ср. также «Когда боги, подобно людям...» (Сказание об Атрахасисе),

I.208-243.

Кута, Куту (совр. Телль-Ибрагим) — город, расположенный между Тигром и Евфратом, к северо-востоку от Вавилона, место культа бога Преисподней Нергала; в переносном смысле — на­звание Преисподней.

Кутии — горные племена, населявшие горы Ирана. В III тыс. до н.э. кутии вторглись в Месопотамию и почти сто лет хозяй­ничали на севере страны, пока не были изгнаны урукским ца­рем Утухёнгалем.

 

Л

 

Лабасу — злой демон.

Ламассу — см. Шеду иЛамассу

Ламашту — недобрая демоница, насылающая на людей, особенно на детей, болезни и несчастья.

Лахаму и Лахму — старейшая пара богов, порожденная Тиа­мат иАпсу; может быть, персонификация наносов ила в перво­зданном океане; также прозвище божеств Эйи и Дамкины.

Лилит — злая демоница (суккуба), посещающая по ночам мужчин.

Лилу — злой демон (инкуб), являющийся по ночам женщи­нам; от союза с ним рождаются демоны и оборотни.

Луллубёи (лулумеи) — горные племена, жившие к востоку от Ассирии.

 

М

 

Магур — ладья, в которой по небу путешествует бог Луны; Месяц.

Мами, Мамёт — богиня-прародительница. См. Аруру.

Мардук — первоначально местный бог Вавилона. По мере роста могущества этого города росло и значение Мардука: в ста­ровавилонский период Мардук становится главой вавилонского пантеона. Мардук считался сыном Эйи и Дамкины, супругом бо­гини Царпанит, отцом бога Набу. Отождествлялся с Асаллухи.

Мелухха — отдаленная страна, с которой шумеры вели морс­кую торговлю. Находилась на западном побережье Индостанского полуострова. В позднюю эпоху этим термином обознача­ли Нильскую Эфиопию.

Мухра — один из стражей врат Подземного царства.

 

Н

 

Набу— бог-покровитель наук и учености, «писец в собрании богов»; считался сыном бога Мардука. Бог города Борсиппы.

Намму — богиня морских вод, мать бога Энки, сотворившая людей для того, чтобы облегчить жизнь богов. Возможно, отож­дествлялась также с Тиамат.

Намтар (шумер. «Судьба») — посланец богини Эрешкигаль, являющийся умирающему и уводящий его в Преисподнюю.

Нанна — бог Луны, шумерское имя бога Сына; также Наннар — аккадская народная этимология, букв. «Светоч».

Нергал — бог Преисподней, супруг богини Эрешкигаль; счи­тался сыном Энлиля и Нинпилъ. См. также Эрра.

Нинагалъ — один из семи мудрецов (см. Апкаллу).

Нингиззида — одно из божеств подземного мира, «носитель трона» в Преисподней.

Нинигикуг («Владыка ясноглазый») — шумерский эпитет бога Энки (Эйи).

Нинильзу — один из семи мудрецов (см. Апкаллу). Нинлилъ — богиня зерна, супруга бога Энпиля. ля Нинменанна (шумер.) — богиня родов.

Нинсун — богиня, «владычица диких коров», «владычица за­гона»; считалась матерью героя Гильгамеша. К этой же богине возводили свое происхождение цари III династии Ура — Ур-Нам-му и Шульги.

Нинту — богиня-мать, покровительница рожениц; отожде­ствлялась с богиней Мами и др.

Нинурта — бог войны, сын Энлиля и Нинлиль, супруг боги­ни Бау.

Ниппур (совр. Ниффер) — древний город; был религиозным центром Шумера.

Нисаба — богиня растительности — хлеба и тростника; по­кровительница искусства письма.

Нудиммуд («Созидающий», «Рождающий») — эпитет бога Энки (Эйи).

Нуску — бог полуденного солнца, жары, огня; «Великий везирь Эллиля».

 

С

 

Саккан — см. Сумукан.

Сангхулъхага (шумер.) — демон-разрушитель.

Сарган (Шаррукен) — царь Аккада (2316-2261 гг. до н.э.), создатель династии Аккада, первого крупного политического объединения, охватывавшего всю территорию Месопотамии.

Саргон II (Шаррукин) — ассирийский царь (721-705 гг. до н.э.); вел успешные войны с западными соседями, а также с Эла­мом и Урарту.

Сариа — ныне гора Гермон у Голанских высот, на границе Сирии и Палестины.

Сибитти («Семерка») — семь злых демонов, насылающих на людей болезни; спутники бога Эрры.

Сын (шумер. Нанна, Зуэн) — бог Луны, первородный сын Энлиля (Эллиля).

Синаххериб — ассирийский царь (704-681 гг. до н.э.), сын Саргона II. Вел упорную борьбу с вавилоно-эламским союзом, закончившуюся полным разрушением Вавилона. Погиб в резуль­тате заговора, в котором участвовали и его старшие сыновья.

Сиппар (совр. Абу-Хабба) — древний город в Двуречье, на се­вере Вавилонии, немного южнее совр. Багдада.

Субарёи (хурриты) — группа племен, обитавшая на Армянс­ком нагорье и в Верхней Месопотамии в III-II тыс. до н.э.; в го­рах дожили до I тыс. до н.э., смешались с армянами.

Сумукан, Саккан, Шаккан — бог-покровитель степных жи­вотных.

Сутии — многочисленные степные племена, обитавшие во II тыс. до н.э. в Сирийский степи, по среднему течению Евфрата.

 

Т

 

Таммуз — см.Думузи.

Тиамат, Тиамту (букв. «Море») — древнейшая богиня, враг младшего поколения богов.

Тируру — одно из имен богини Иштар.

 

У

 

Урук (совр. Варка) — один из древнейших и крупнейших го­родов на самом юге Шумера.

Уршанаби — перевозчик Утнапишти через Мировую реку и воды смерти. Имя его означает «Служитель одной трети» — именно той трети, которая в Гильгамеше представляет челове­ческое естество.

Утнапишти[м] (шумер. Зиусудра) — мифический царь древ­него шумерского города Шуриппака, пользовавшийся покрови­тельством Эйи и переживший потоп. Ср. Атрахасис. Имя «Ута-напишта» (так первоначально) значит: «Я нашел жизнь».

 

X

 

Халдеи — семитские племена, наводнившие в 1-й половине I тыс. до н.э. Южное Двуречье и поддерживавшие Вавилонию в ее борьбе с ассирийцами. В 626 г. до н.э. на вавилонский престол вступает халдей Набопаласар, при преемнике которого, Навухо­доносоре II, Вавилония достигает наивысшего могущества и рас­цвета.

Хендурсанга (шумер. «Прекрасный скипетр») — имя шумер­ского божества, по-видимому, двуполого, отождествляющегося с Ишумом.

 

Ц

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.094 с.)