| Компоненты
| Уровни и показатели
| Диагностические приемы
| Возрастные особенности и нормы
| Индивидуальные варианты
| Приемы развития, формирования, коррекции
|
Воспитанность
(диагноз)
| 1. Нравственные знания (что знает ученик о нормах межчеловеческих отношений).
2.Нравственные убеждения, мотивы (принятые учеником знаний о нравственности в качестве эталонов своего поведения)
3.Нравственные поступки и поведение (как реализует ученик в своем поведении нравственные знания и свои убеждения).
| Знания об отношении к труду, к обществу, к другому человеку, к себе.
Ценностные ориентации, мотивы, цели, эмоции.
Отдельные поступки, поведение в целом.
| Беседа, методика неокончательных предложений
Постановка ученика в ситуации нравственного выбора, соподчинение мотивов, принятие решения.
Фиксация повторяющихся поступков учащихся
| Младший школьник возраст: ориентация учителем, усвоение различия
Средний школьный возраст: интерес к оценке сверстника, идентификация, чувство «взрослости»
Старший школьный возраст: устойчивая самооценка, личностное самоопределение.
|
| Нравственные знания – через опыт деятельности. Постановка в ситуации, требующие сопоставления нравственных норм и примеривания их к себе.
Поощрение поступков в соответствии с принятыми знаниями и убеждениями. Упрочнение самоуважения и достоинства.
|
Воспитуемость (прогноз)
| 1.Восприимчивость к воспитательным воздействиям (как может развивать свои способности в сотрудничестве с другим человеком).
2. Способность к самовоспитанию (как может развивать свою личность самостоятельно).
| Активность ориентировки в новых социальных условиях, перенос способов поведения в новые условия, откликаемость на помощь другого человека в развитии личности.
Социальная инициатива, постановка новых, усложняющихся задач развития своей личности, осознанность и самоорганизация поведения.
| Сопоставление экспертных оценок в форме педагогического консилиума.
|
|
| Упрочнение готовности к выбору и принятия решения, усиление ответственности за последствие своих поступков и своих решения.
Самовоспитание личности.
Главная цель – вооружить средствами и способами саморазвития личности и предоставить возможность сделать выбор с учетом собственной индивидуализации.
|
Базовые качества
| Признаки уровней проявления формирующихся качеств
|
«3»-ярко проявляются
| «2»-проявляются
| «1»-слабо проявляются
| «0»- не проявляются
|
Отношение к обществу
| 1. Любовь к Отечеству
2.Политическая культура
3.Правовая культура
4. Интернационализм.
| Интересуется историческим прошлым своего Отечества, переживает настоящее, обсуждает с товарищами свою роль в созидании его будущего.
Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет собственные аргументированные оценки, обсуждает их с товарищами.
Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, активно работает по созданию законов и правил школьной жизни.
Уважает культуру и традиции других национальностей, пересекает неуважительное отношение к ним.
| Интересуется исторический прошлым своего Отечества, переживает его настоящее.
Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет самостоятельные суждения и оценки.
Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в школьном законотворчестве участия не приминает.
Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей.
| Сам сало интересуется историей и культурой своего Отечества.
Политическая недостаточно осведомлен, в суждениях и оценках чаще всего идет за другими.
Допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует дополнительного контроля со стороны взрослых и товарищей.
Не проявляет интереса к культуре других национальностей.
| Пренебрежительно относится к истории и отечественной культуре.
Политически не осведомлен.
Нарушает дисциплину и правопорядок.
Пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей.
|
Отношение к собственности
| 5.Бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности.
6. Бережливость и экономность в отношении к личной собственности.
| Бережет общественное достояние, уважает чужую собственность, стимулирует к этому других.
Бережет личные вещи, экономит и разумно тратит денежные средства, удерживает от неразумных затрат своих близких и товарищей.
| Уважает чужую собственность, бережет общественное достояние.
Бережет личные вещи, разумно тратит денежные средства.
| Небрежно относится к общественному достоянию, не уважает его.
Не всегда оправдано тратит денежные средства, требует контроля.
| Наносит ущерб чужой и общественной собственности.
Не бережлив, расточителен.
|
Отношение к учебному труду
| 7. Успешность в учении и самообразовании.
8. Дисциплини-рованность и организованность
| Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний.
Организационный и деловитый, умеет организовывать на дело товарищей, доводит дело до конца.
| Успешен в учении, стремится развивать свои творческие способности вне школы.
Организован сам, но организовать на дело других не умеет.
| Недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации способностей.
Недостаточно деловитый, принимает участие в деле под руководством других.
| Ленив, неуспешен и безответственен.
Неорганизованный, бездеятельный.
|
Отношение к людям
| 9. Общительность.
10. Готовность прийти на помощь.
11. Тактичность, культура поведения.
| Общительный, умеет устанавливать и развивать межличностное и деловое общение.
Готов пройти на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем.
Тактичен и вежлив в общении со старшими и товарищами, одобряет и поддерживает эти качества у других.
| Сам охотно идет на контакты, но общение организовать не умеет.
Сам охотно идет на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем.
Сам тактичен, но равнодушен в бестактности других.
| В общении неразборчив, часто ведом другими.
Неохотно идет на помощь и поддержку других, чаще «за компанию».
Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов.
| Замкнутый, необщительный.
Не отзывчив к чужим проблемам.
Бестактный и грубый.
|
Отношение к себе
| 12. Здоровый образ жизни.
13. Целеустремлен-ность в самоопреде-лении.
14. Чувство собственного долга.
| Ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, оберегает от вредных привычек друзей и товарищей.
Самоопределяется, упорно и настойчиво работает на пути достижения цели, поддерживает в самоопределении других.
Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других.
| Ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но к здоровью других равнодушен.
Настойчиво работает над собой в плане самоопределения.
Бережет свою честь и достоинство.
| Проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей.
Еще не совсем определяется в жизненных планах, целенаправленно не работает над собой, требует поддержки.
Не всегда проявляет в делах и поступках уважение к себе, нуждается в поддержке других.
| Злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки.
Не имеет целей самоопределения.
Не уважает себя как личность, не заботится о своей чести и достоинстве.
|
Далее могут быть дополнения
|