Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малый демонстрационный комплекс (малый зал) и обслуживающие его помещения

Поиск

3.142. Понятие малый демонстрационный комплекс является архитектурно-строительным выражением понятий камерный или студийно-экспериментальный театр. В театральной практике оба типа по своим функциям практически неразличимы; поэтому требования к ним и строительно-технологические параметры принимаются как для единого типа, ведущей характеристикой которого является вместимость.

Проектирование малого демонстрационного комплекса (малого зала) связано с рядом причин — особенностями творческой деятельности театра, его жанром, статусом и др. Учет всей совокупности причин в каждом конкретном случае — основание для включения малого демонстрационного комплекса в задание на проектирование двух- или многозального театра, выбора его вместимости, степени универсальности, уровня обеспеченности техническими средствами.

3.143. Малый зал способствует расширению репертуара театра, более полной реализации творческого потенциала его коллектива и художественных запросов публики, предоставляет условия для реализации нетрадиционных форм пространственного взаимоотношения действия и зрителя. В нем возможна также подготовка выездных спектаклей, проведение различных общественных и культурных мероприятий.

Специфика организации малых залов состоит в создании: комфортных условий восприятия действия при любом расположении сцены на площади зала; разнообразной среды для развития театрального действия с игровыми галереями, балконами, нишами, проемами, расположенными не только в зоне сценической площадки; гибких систем механо-, цвето- и звукообеспечения спектакля, оборудования, обеспечивающего трансформацию театрального пространства.

3.144. В театрах с большим и малым залом целесообразно создавать отдельный зрительский комплекс малого зала либо его часть, включающую фойе и зал буфета.

В театрах с несколькими малыми демонстрационными комплексами целесообразно проектировать общие для этих комплексов входную группу помещений и буфет, но для каждого зала предусматривать пространственно изолированные фойе с регулируемой связью между ними.

3.145. Малые залы состоят из сцены и зоны зрительских мест, обычно размещаемых в едином пространстве. Высота уровня планшета сцены над уровнем пола первого ряда мест принимается не более 0,8 м. Расстояние между передней границей сцены и спинками мест первого ряда в залах до 300 мест принимается не менее 1,2 м. При большей вместимости — см. п. 3.31.

Различаются малые залы типом сцены и расположением по отношению к ней зоны зрительских мест. Основные типы сцены в малом зале — глубинная, трехсторонняя и центральная. Переход от одного типа сцены к другому осуществляется путем трансформации в залах с комбинированными сценами и в залах свободного пространства. Первые проектируются с частичнымили полным изменением типа сцены и конфигурации зоны зрительских мест в пределах, определяемых архитектурно-планировочным решением. Своеобразие зала свободного пространства определяется архитектурными и технологическими средствами, обеспечивающими выбор пространственной организации действия, величины и конфигурации сцены и зоны зрительских мест. Их размеры зависят от конкретных задач режиссера и сценографа.

3.146. При размещении зрительских мест рекомендуется принимать предельное расстояние от передней границы сцены не более, м: для трехсторонней сцены — 9, для центральной сцены — 6. Зависимость предельного расстояния от вместимости для глубинной сцены приведена в справочном пособии "Общие рекомендации".

3.147. В малых залах, преимущественно вместимостью до 150 мест, могут устанавливаться жесткие стулья, способные укладываться в компактные "пакеты" для хранения в специально отведенных для этого местах. В мировой практике распространена установка сборно-разборных станков амфитеатра со съемными сиденьями и мягкими спинками. В залах вместимостью не более 300 мест возможна установка скамей со спинками. При вместимости залов не более 300 мест возможно предусматривать установку кресел, стульев и скамей или их звеньев без крепления к полу, но с обеспечением устройств, предотвращающих их опрокидывание.

3.148. В трансформируемых залах зрительские места устанавливаются секционно на фурах, станках, блитчерах и т.д. В залах, обеспечивающих максимальные возможности развития действия в пространстве, охват им зоны зрительских мест по периметру, допускается установка вращающихся кресел, жестко закрепленных к полу. Расстояние между креслами определяется по проекту в зависимости от принятого архитектурно-планировочного решения.

3.149. При проектировании в залах ярусов и балконов целесообразно предусматривать их использование в игровых и технологических целях. Балконы и галереи могут иметь связь с помещениями, обслуживающими сцену, между собой и с планшетом сцены (полом зрительного зала), открытыми в зал лестницами. При проектировании в зале внутренних лестниц оборудуются проходы на общие (эвакуационные) лестницы, к выходам из залаили открытым пожарным лестницам. В залах возможны трансформируемые элементы сцен (поворотные, "кассетные", модульные элементы и т.д.), сборно-разборные панели ограждения балконов, обеспечивающие максимальную универсальность использования.

Расположение дверей (проемов) в залах с трансформируемыми сценами обеспечивает беспрепятственную эвакуацию зрителей при любых положениях сцены и зоны зрительских мест.

3.150. В залах вместимостью до 400 мест возможны естественное освещение и устройства для зашторивания окон. Размеры и расположение проемов для естественного освещения выбираются с учетом их использования в постановочных целях.

3.151. Примерные параметры основных типов сцен малого демонстрационного комплекса принимаются согласно табл. 9.

Ориентировочные размеры игрового портала могут быть приняты, м, при вместимости:

  ширина высота
от 100 до 400 мест   4,5
свыше 300    

Ширина игрового портала в залах вместимостью свыше 200 мест может приниматься в качестве модульного размера при определении горизонтальных параметров глубинной сцены: ширина сцены 1,5 Ши + 4 м; глубина сцены 1,5 Ши (где Ши — ширина игрового портала).

Наличие в табл. 9 допусков на ширину, глубину и высоту сцен предполагает определенную свободу в их выборе для создания индивидуальной формы малого зала.

3.152. Под планшетом глубинной сцены, а также в зонах размещения иных типов сцен в трансформируемых залах может предусматриваться трюм.

3.153. В залах вместимостью до 300 мест возможно устройство бесколосниковых глубинных сцен. При наличии колосников высота над колосниковым настилом в свету принимается не менее 2 м, при наклонном перекрытии не менее 1,5 м.

В залах с трансформациями сцены возможно устройство технологического потолка над всей площадью зала.

3.154. В малых залах с иными типами сцен возможно устройство рабочих галерей по всему периметру стен. Протяженность и количество ярусов и галерей определяется исходя из принятой системы механо-, свето- и звукотехнического оснащения зала, при этом их ширина принимается не менее 0,9 м.

Между рабочими галереями, над залом на отметке рабочего потолка возможно устройство переходных мостиков шириной не менее 0,6 м.

Таблица 9

Вместимость зала, мест Глубинная сцена Трехсторонняя сцена Центральная сцена
  шири- на, м глуби- на, м высо- та, м пло- щадь, м2 шири- на, м глуби- на, м высо- та, м пло- щадь, м2 шири- на, м глуби- на, м высо- та, м пло- щадь, м2
От 100 до 150 8-12 6-9 4-6 48-108 5-9 5-9 5-7 30-81 5-8 5-8 4-6 25-64
От 150 до 200 8-13 6-9 5-8 48-117 6-10 6-10 5-7 36-100 6-8 6-9 4-6 36-72
От 200 до 300 9-15 8-10 8-12 72-150 7-12 6-12 5-8 42-144 6-9 6-10 4-7 36-90
От 300 до 400 12-18 9-12 9-15 108-216 7-12 8-13 5-9 56-160 7-10 7-11 5-9 49-110
От 400 до 500 12-18 10-12 10-18 120-216 8-12 9-14 6-10 72-170 7-10 8-12 6-9 56-120

Примечания: 1. Наименьшие и наибольшие размеры сцен принимаются по заданию на проектирование, либо в соответствии с принятым архитектурно-планировочным решением. 2. Размеры сцены в плане даны без привязки стен к осям. 3. Высоту глубинной сцены в залах вместимостью до 300 мест возможно принимать равной высоте зала от уровня пола первого ряда до низа выступающих конструкций. При вместимости свыше 300 чел. высота сцены может быть увеличена по отношению к высоте зала. При устройстве колосников высота сцены принимается от уровня планшета до верха колосникового настила.

3.155. Помещения выносного софита и осветительных боковых лож в малом зале возможно заменять софитными галереями в первом случае и открытым размещением приборов — во втором. Количество их зависит от степени трансформации сценической площадки.

3.156. При размещении помещения светоаппаратной ее положение обеспечивает видимость сцены при ее трансформации; в залах свободного пространства — не менее 75% площади зала.

В малых залах, в соответствии с заданием на проектирование возможно размещение кинопроекционной и светопроекционной.

3.157. Помещение тиристорной размещается вблизи малого зала. Для залов вместимостью от 100 до 200 зрителей тиристорная и светоаппаратная могут совмещаться.

3.158. Склады бутафории, мебели, реквизита, объемных декораций располагаются в непосредственной близости от сцены. Связь между складом декораций и сценой (залом свободного пространства) целесообразно осуществлять через тамбур или технологический коридор, обеспечивая беспрепятственную подачу декораций на сцену. Склады проектируются с технологической связью со складами текущего сезона основной сцены.

3.159. Кладовые средств малой механизации и мебели для трансформируемых залов вместимостью до 300 зрителей возможно совмещать со складом объемных и станковых декораций.

3.160. Артистические уборные при малом зале располагаются вблизи сцены с возможностью доступа в помещения ожидания выхода на сцену и помещения зрительского комплекса (для трансформируемых залов). Ориентировочное количество артистов в помещениях артистических уборных принимаются в зависимости т вместимости залов по табл. 10.

Таблица 10

Вместимость зала, мест Количество
  артистов в помещении помещений
100-300    
     
300-500    
     

3.161. Помещения ожидания выхода на сцену в трансформируемых залах можно заменять коридором шириной не менее 1,5 м.

3.162. Примерные состав и минимальные площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену, приведены в прил. 4.

3.163. Применение в малых залах трансформации ориентируется на преобладание ручных способов — в этом принципиальное своеобразие трансформации малых залов. Виды, способы и средства трансформации — см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса".

Для залов с глубинной сценой типичен прием трансформации, сохраняющей без изменения зону зрительских мест. В этом случае сцена может видоизменяться путем раскрытия порталов (переход к беспортальной сцене) или перемещения порталов в глубину сцены вдоль ее оси (увеличение или уменьшение глубины), устройства боковых порталов и пр. При проектировании залов с глубинной сценой и вместимостью до 250 зрителей возможно формирование сцены из стационарной части и сборных элементов, составляющих не более половины площади сцены. При переходе к иным типам сцены трансформации могут затрагивать площадь всего малого зала. При любых типах сцены в игровых целях целесообразно использовать галереи, ложи, дверные проемы, проходы в зале и пр.

3.164. К наиболее распространенным средствам трансформации, применяемым в малых залах, относятся переносные стулья и элементы сцены, телескопически складывающиеся трибуны-блитчеры, простейшие поворотные устройства, подвесные секции со зрительскими местами, разделительные экраны и перегородки. В качестве дополнительных средств применяются подъемно-опускные площадки, меняющие рельеф пола зала, кран-балки, подъемники и средства малой механизации, с помощью которых осуществляются перестановки в зале.

Переносные стулья и кресла рекомендуется преимущественно применять в залах свободного пространства, но продолжительность и трудоемкость работ ограничивает их применение вместимостью 250 зрителей.

Применение подвижных секций, разделительных экранов и перегородок возможно привсех вместимостях зала.

Блитчеры рекомендуется применять в залах вместимостью свыше 200 зрителей, а поворотные устройства — свыше 300 зрителей.

3.165. Планировочная особенность залов, в которых применяются перечисленные средства трансформации – наличие резерва площадиили люфта, увеличивающего площадь малого зала до 7%. Эта величина складывается из разницы площадей сцен, оборудуемых в зале (глубинной, трехсторонней, центральной) и площади, необходимой для осуществления трансформации и зависящей от выбранного средства или комбинации средств трансформации. Примеры схем малых залов приведены на рис. 42.

Рис. 42. Примеры схем малых залов

а - трансформации зала на основе передвижных секций зрительских мест; б - залы с нетрансформируемой сценой; в - залы с вращающимися креслами

3.166. При проектировании помещений малого зала и помещений его обслуживания недостающие в настоящем разделе рекомендации восполняются данными предшествующих разделов.

Примерный состав и минимальные площади помещений, м2, театральных зданий

Помещения Театры
  драматический и музыкально-драматический музыкальной комедии оперы и балета
  со сценами
  С-1 С-2 С-3 С-3 С-4 С-4 С-5
ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА
По расчету, пп. 3.4—3.6
ПОМЕЩЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
Зрительный зал По расчету, п. 3.38
Сцена              
Арьерсцена              
Карман              
Трюм              
Авансцена По расчету. п. 3.36
Оркестровая яма То же, п. 3.44
Помещения технологического обеспечения сцены
Звукофикация и связь
Звукоаппаратная              
Ложа звукооператора        
Кабина директора (речевая)              
Кабина переводчика (в национальных театрах) (6) (6) (6) (6) (6) (6) (6)
Электротехнические помещения
Светопроекционная              
Светоаппаратная              
Ложа осветительная фронтальная              
Рирпроекционная              
Тиристорная              
Для электроприводов противопожарного занавеса (12) (12) (12) (12) (12) (12) (12)
Щитовая              
Для выносного софита (12) (12) (16) (20) (24) (24) (28)
Ложа звукооператора        
ПОМЕЩЕНИЯ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СЦЕНУ
Для творческого персонала
Артистические уборные По расчету, п. 3.82
Помещения ожидания выхода на сцену По расчету, п. 3.76
Дежурные костюмерные (мужские и женские)              
Дежурные гримерно- парекмахерские (мужские и женские)              
Помощников режиссера              
Для отдыха артистов              
Курительная и санитарные узлы при сцене              
Отдыха и переодевания артистов оркестра        
Отдыха дирижера        
Инспектора оркестра        
Гардеробная оркестра        
Помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов        
Кладовая музыкальных инструментов        
Библиотека и архив нот        
Для технического персонала
Постановочной части              
Зав. монтировочной части              
Среднего руководящего персонала              
Для отдыха монтировочного персонала сцены (два)              
Репетиционные помещения
Репетиционные залы По расчету, п. 3.88
Вспомогательные помещения при репетиционных залах              
Для занятий артистов            
Студия звукозаписи        
Аппаратная звукозаписи              
Фонотека              
Склады
Дежурные при сцене
Объемных и станковых декораций              
Сценической электроаппаратуры и электрореквизита              
Мебели, бутафории и реквизита с отделением исходящего реквизита              
Сейф скатанных декораций              
Склад звукотехнической аппаратуры              
Склады текущего сезона
Объемных и станковых декораций По расчету, п. 3.105
Сценической электроаппаратуры и электрореквизита              
Мебели, бутафории и реквизита              
Костюмов, головных уборов и белья              
Обуви              
Пастижерских изделий    
Кладовая машиниста сцены              
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Помещения для административного и художественного руководства и хозяйственного персонала
Главного режиссера              
Директора              
Заместителя директора              
Секретаря и управления делами              
Главного дирижера        
Главного хормейстера        
Главного балетмейстера        
Заведующего труппой и репертуаром              
Заведующего музыкальной частью        
Заведующего литературной частью      
Заведующего постановочной частью              
Инспектора хора        
Ассистентов режиссера, дирижера, хормейстера и балетмейстера        
Концертмейстеров и репетиторов        
Режиссерского управления              
Очередных режиссеров      
Канцелярия        
Бухгалтерия и кабина кассира              
Общественных организаций (две)              
Главного инженера              
Руководящего технического персонала              
Заведующего хозяйством              
Отдела кадров            
Врача и ингаляционной              
Коменданта              
Буфет работников театра с подсобной По расчету, п. 3.141
Архив              
Библиотека, фонотека, видеотека              
Вестибюль с гардеробом              
Санитарные узлы По расчету, п. 3.140
Инженерно-эксплуационные помещения
Аппаратная технологической связи              
АТС и электрочасовая станция              
Радиомастерская              
Мастерские и кладовые службы эксплуатации здания По заданию театра
Материальный склад              
Пожарный пост-диспетчерская              
Диспетчерская служба              
Комната для хранения инвентаря              
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Изготовление мягких декораций
Живописно-декорационная мастерская По расчету, п. 3.143
Макетная              
Комната для приготовления красок с мойкой и сушкой              
Кладовая красок              
Комната художников              
Обойно-драпировочная мастерская              
Красильная              
Мастерская росписи тканей              
Изготовление объемных декораций
Столярная с сушильной              
Слесарная с участком сварки              
Помещение для монтажа станковых декораций              
Бутафорская с кладовыми оперативного хранения              
Навес для лесоматериалов и труб (13) (15) (20) (20) (30) (30) (40)
Изготовление костюмов, обуви и париков
Пошивочная              
Примерочная              
Закройная              
Трикотажная      
Мастерская головных уборов      
Пропиточная              
Постирочная, сушильная и гладильная              
Пастижерская        
Обувная              
  Руководство мастерских
Комната администрации              
Комната художника-конструктора        
Технический архив              
Бытовые помещения По расчету, пп. 3.139-3.140 и СНиП 2.09.04-87
Фотолаборатория              
Ремонтно-поделочная мастерская - (при отсутствии производственных помещений в театре) (50) (55) (70) (75) (75) (75) (80)
                             

Примечания:

1. Примерные состав и площади помещений могут подлежать уточнению, корректировке и дополнению после проведения предпроектных исследований, предшествующих составлению задания на разработку ТЭР или задания на проектирование. Причинами изменений могут быть конкретная творческая практика театра, обоснованно выбранная технологическая система, штатное расписание театра и его перспектива, количество спектаклей в репертуаре, способы хранения декораций, жанровая специфика, национальные традиции, количество и особенности других театров и пр.

2. В итоговые величины площадей групп помещений и комплексов не входят площади помещений, указанные в скобках.

3. Площади технических помещений (трансформаторной подстанции, насосной, машинного зала и пр.) определяются проектом.

4. Площади помещений определяются исходя из номенклатуры и размеров устанавливаемого технологического оборудования

Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями

Гастрольные театры

1. Гастрольный театр — здание, рассчитанное на прием сменяющихся гастролирующих коллективов театров разных жанров и не предназначенное для постоянно работающей труппы. Здание гастрольного театра целесообразно размещать в структуре общегородского центра или планировочного района с учетом сложившейся сети объектов культуры города.

В городах, не имеющих собственного театрального коллектива, предусматриваются резервы территории под строительство подсобно-производственного и репетиционного комплексов для возможного последующего развития гастрольного театра в городской театр.

2. Гастрольный театр обеспечивает возможность воссоздания различных постановочных решений, обусловленных современным уровнем развития драматического, музыкально-драматического и оперно-балетного искусства во всем его многообразии, с учетом национальной культуры народов и стран, представляемых гастролирующими коллективами. Для максимального сближения гастролирующих коллективов с потребностями населения города, в котором проходят гастроли, и для проведения смотров творческой деятельности в других видах искусств, сопровождающих гастроли, здание гастрольного театра и его помещения непосредственно взаимосвязываются с окружающим городским пространством на основе устройства удобных рекреационных озелененных территорий, площадей, пешеходных зон, амфитеатров, крытых галерей и т.д.

3. Зрительский комплекс гастрольного театра круглогодичного действия не имеет особенностей в составе и площадях помещений.

4. При проектировании демонстрационного комплекса гастрольного театра наиболее вероятны особенности, состоящие в:

акустическом благоустройстве зрительного зала, которое рассчитывается как на драматические, так и на музыкальные спектакли;

в условиях видимости в зрительном зале, которые желательно определять исходя из более жестких требований драматического театра;

габаритах сцены и строительного портала, которые могут удовлетворять как драматическим, так и музыкальным спектаклям; один из путей достижения приемлемых условий - выбор сцены, которая может быть наибольшей для драматического театра, и одновременно наименьшей для театра оперы и балета или музыкальной комедии. То же относится и к габаритам строительного портала, который при всех условиях не может быть менее 12 м;

габаритах и устройстве оркестровой ямы, позволяющих разместить оркестр как драматического, так и музыкального театров и в то же время иметь возможность использования оркестровой ямы для увеличения авансцены. Применение широких трансформаций в этой зоне с целью создания оптимальных условий гастролирующими коллективами для театра данного типа наиболее уместно. Возможно также решение с размещением оркестра нетрадиционно — на галереях в зале, на сцене, арьерсцене, в первых рядах зрительских мест, на боковых крыльях авансцены и пр., что в свою очередь влечет за собой изменения в акустическом благоустройстве.

5. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену гастрольного театра, вероятны особенности в:

складских помещениях, которые могут быть значительно (до 1/2 площади) меньше, чем в иных театрах, поскольку на длительные гастроли обычно вывозится не более половины репертуара. Определяющими здесь являются театры музыкальных жанров;

артистических уборных и комнатах ожидания выхода на сцену, количество которых, а также площади и оснащение желательно, определить исходя из требований музыкальных театров для вокалистов и артистов балета;

группе репетиционных залов, в которой для обеспечения условий гастролей театров музыкальных жанров достаточно репетиционного зала балета, располагаемого вблизи сцены, с использованием его в качестве разминочного и универсального репетиционного помещения (30-36 м2);

помещениях руководства и администрации, где сокращение возможно в пределах 1/3 площади по прил. 1;

помещениях для творческого и технического персонала, состав и площади которых имеют некоторую тенденцию к уменьшению.

Резкое сокращение состава и площадей помещений возможно также в комплексе производственных помещений, в котором достаточно обойтись ремонтно-поделочной мастерской (от 50 до 80 м2).

6. Гастрольный театр требует наличия закрытой погрузочно-разгрузочной площадки с механизированными коммуникациями между ней и складами декораций, мебели, бутафории, реквизита, костюмов и обуви, живописных скатанных декораций, электроосветительной аппаратуры и звукотехнических устройств.

В непосредственной близости от погрузочной площадки рекомендуется разместить склад транспортной тары (контейнеров, ящиков, кофров), площадью не менее 40 м2.

7. В здание гастрольного театра может входить гостиничный комплекс с кафе-столовой работников театра.

8. Гастрольный театр может быть многозальным, т.е. включать отдельно залы для оперы и балета и залы для драматических представлений. Также его можно рассматривать как многофункциональный комплекс, включающий здания или помещения музеев, театральных библиотек, выставочных залов, кафе, торговых помещений, а также окружающие его открытые городские пространства с системой объектов внешнего оформления и благоустройства.

9. При ориентации гастрольного театра только на драматический или только на музыкальные жанры или создании соответствующих отдельных залов в едином здании гастрольного театра уточняются приведенные выше рекомендации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.009 с.)