Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные

Поиск

3.74. Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировкиили поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами.

3.75. В практике существует два вида помещений ожидания выхода на сцену. Первый — для драматических и музыкально-драматических театров несколько меньший по размерам, обладает большей степенью комфорта. Второй — для музыкальных театров, имеет дополнительно зону разминки с соответствующим оборудованием. Он рекомендуется также для театров юного зрителя, пантомимы и других, искусство которых связано с интенсивным движением.

3.76. Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета единовременного количества артистов, м2 на одного артиста в каждом помещении, не менее: для драматического и музыкально-драматического театров — 1,7; театра музыкальной комедии — 1,8; оперы и балета —1,9.

С учетом расстановки оборудования, каждое из помещений ожидания выхода на сцену обеспечивает возможность пребывания: в драматических и музыкально-драматических театрах от 10 до 15 исполнителей, в театрах музыкальной комедии — от 15 до 20, в театрах оперы и балета до 25 участников спектакля. Примеры планировки помещения ожидания выхода и состав оборудования приведенына рис. 20.

Рис. 20. Примеры планировки помещений ожидания выхода на сцену (стрелкой показано направление выхода на сцену)

а - для драматических театров (единовременное пребывание 12 актеров); б - для театров музыкальной комедии, оперы и балета (единовременное пребывание 18-20 актеров); 1 - банкетки; 2 - диван; 3 - кресло; 4 - внутренний телефон; 5 — устройство для питьевой воды; 6 - место для перегримировки с гримировальным столом и трехстворчатым зеркалом; 7 - место для быстрого переодевания с большим зеркалом; 8 - место для разминки; 9 - санитарный узел

3.77. Предусматривается надежная звукоизоляция помещений ожидания выхода от сцены, что особенно существенно при размещении их в зоне первых планов. Принимаются специальные меры к тому, чтобы свет из помещения не попадал на сцену.

Противопожарная дверь, ведущая на сцену, открывается внутрь помещения, а дверь в комнату ожидания выхода наружу. Размеры обеих дверей — ширина не менее 1 м и высота не менее 2,2 м.

Для драматических и музыкально-драматических театров покрытие пола рекомендуется выполнять рулонно-ворсовым ковром, возможны линолеум или рулонный пластик. Для балетных театров рекомендуются дощатые полы в зоне разминки и любое из указанных выше покрытий в остальных местах помещения.

3.78. Артистические уборные предназначены для переодевания в сценическийили репетиционный костюм, наложения и снятия грима, гигиенических процедур, отдыха, отдельных этапов репетиционной работы и специального тренинга, работы с текстом и иными материалами.

3.79. В зависимости от числа артистов в помещении артистических уборные подразделяются на индивидуальные, рассчитанные на одного исполнителя, групповые — от 2 до 6 чел. и общие (или массовые), вмещающие более 6 артистов.

Для театральных зданий различного назначения (жанра) выполняются три основных вида артистических уборных: помещения драматических, музыкально-драматических актеров; вокалистов музыкальных театров; уборные балетных артистов.

В практике существует еще несколько разновидностей уборных, выполняемых по специальному заданию заказчика. Это — особые помещения для детей, занятых в спектаклях, уборные с расширенным составом помещений (кабинет, гримоуборная, ванная с санитарным узлом, массажная) для артистов, совмещающих прямые функции с административными и общественными (художественный руководитель, директор, депутат и т.д.), артистические уборные вокалистов, совмещенные с комнатами для занятий, комнаты для артистов ТЮЗов и театров кукол и пр. Все эти помещения значительно отличаются от основных видов по своим размерам и технологическому оборудованию.

3.80. Обычно индивидуальные артистические уборные закрепляются за артистами высшей категории и ведущими артистами труппы. Принято считать, что для драматических и музыкально-драматических трупп их число составляет около 1/3, а для музыкальных театров около 1/4. Возможно размещение ведущих артистов в групповые артистические уборные на 2 и 3 чел.

Артисты вспомогательного состава, мимического ансамбля, кордебалета и, частично, хора музыкальных театров занимают обычно общие уборные (на 12 чел.) и групповые (на 6 чел.). Актеры драмы II штатной категории занимают места в групповых уборных на 4 и 6 чел.

Количество и категория артистов театра в настоящее время и на перспективу предоставляются театром (ориентировочное представление о количестве артистов дает прил. 5).

3.81. Принцип, положенный в основу рекомендуемого варианта (табл. 5) распределения штатного состава труппы по артистическим уборным носит название "ансамблевого", так как он создает максимально благоприятные условия для основного творческого ядра актерского коллектива. Противоположной структурой распределения является "звездная", широко практикуемая за рубежом, когда для одного-двух исполнителей - "звезд" создаются условия сверх комфорта, а для остальных — необходимыйминимум. В несколько трансформированном виде эта система может быть использована и в наших условиях (реконструкции, для малых сценили театральных студий, в тех случаях, когда сценическая часть здания резко ограничена).

Таблица 5

Театр Среднее Количество помещений Всего
  число артистов в индивидуальных на групповых на общих на 12 чел. артистических
  труппе 1 чел. 2 чел 3 чел. 4 чел. 16 чел.   уборных
Драматический              
             
Музыкально-            
драматический            
Музыкальной              
комедии                
Оперно-                
балетный                

3.82. Площади артистических уборных на одного артиста рекомендуется принимать согласно табл. 6.

3.83. Примеры планировочных решений артистических уборных с расстановкой основного оборудования приведены на рис. 21—23.

3.84. В театрах музыкальной комедии, оперы и балета целесообразно объединение артистических уборных вокалистов, рассчитанных на одного человека, с комнатами для занятий. По условиям акустики такое помещение не может быть менее 16 м2. Для него также предусматриваются повышенные требования к звукоизоляции с тем, чтобы работа солиста не мешала окружающим.

Таблица 6

Количество Площадь*, м2, не менее
артистов в помещении для драматических артистов для артистов балета для вокалистов
       
    7,5 7,5
  4,5 5,5  
  3,5 4,5
    3,5
12**    

________* Площадь артистических уборных для драматических артистов и вокалистов на 1-3 чел. приведены из расчета: один санитарный узел (унитаз, умывальник, душ) на две артистические уборные. При проектировании подобного санитарного узла для каждой такой артистической уборной ее площадь увеличивается на 10%. Артистические уборные для артистов балета на 1-2 чел. проектируются из расчета индивидуального санитарного узла в каждой.

** При проектировании драматических театров возможно не предусматривать.

Рис. 21. Примеры планировки индивидуальных артистических уборных

а - для актера драматического театра (общая площадь 9 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); б - для солиста балета (общая площадь 11,2 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); перечень оборудования (для всех типов артистических уборных): 1 - стол гримировальный с трехстворчатым зеркалом и осветительной системой; 2 - кресло гримировального стола вращающееся; 3 - диван для отдыха; 4 - кресло-шезлонг для отдыха; 5 - стол для реквизита; 6 - вешалка для театральных костюмов; 7 - вешалка для собственного костюма; 8 - шкаф-секретер; 9 - большое зеркало; 10 - санитарный узел; 11 - приставной полужесткий табурет; 12 - штора светозащитная; 13 - манекен; 14 - стол гримировальный малый (вместе с основным гримировальным столом образует стол-панель для сложного грима) для общих артистических уборных; 15 - станок балетный; 16 - пианино; 17 - раздвижная перегородка; 18 - стул полужесткий для общих артистических уборных; 19 - табурет мягкий; 20 - книжный шкаф; 21 - водостойкая занавеска

3.85. При проектировании артистических уборных предлагается использовать систему планировочных модулей (рис. 24). Основой является элемент площадью 12 м2 (3х4 м). В нем могут разместиться индивидуальные артистические уборные балета, вокалистов (при наличии музыкального инструмента), драматических актеров, групповые артистические для 2, 3 и даже 4 чел. Сдвоенный модуль — 24 м2 (6х4 м) может служить артистической уборной для 6, 8, 12 исполнителей или артистической уборной, совмещенной с комнатой для занятий вокалистов оперных театров, или артистической уборной для детей (до 10 чел.), или артистической уборной с расширенным составом посещений (тип "люкс").

Система планировочных модулей обладает большой эксплуатационной гибкостью, позволяющей оперативно изменять размещение артистов в связи с изменениями в составе творческого ансамбля театра. Общая площадь всех артистических уборных в этом случае определяется как произведение средней площади на одного артиста (около 5 м2) на общую численность труппы.

Рис. 22. Примеры планировки групповых артистических уборных

а - для двух актеров драматического театра (общая площадь 12 м2, в том числе санитарный узел 2,1 м2); б - для двух солистов балета (общая площадь 15 м2 в том числе санитарный узел 2,2 м2); в - для трех актеров драматического театра (общая площадь 14 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); г - для трех артистов балета (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 2,6 м2); д - для четырех актеров драматического театра (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 3,3 м2); е - для четырех артистов балета (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 2,4 м2); ж - для шести актеров драматического театра (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2); u - для шести артистов балета (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2)

3.86. Индивидуальные и большая часть групповых артистических уборных на 2 чел. располагаются на этаже сцены. Не рекомендуется размещать артистические уборные выше третьего этажа от уровня планшета сценыи ниже этажа, следующего за этой отметкой. Коммуникации из артистических уборных на сцену проектируются обособленными от других технологических коммуникаций.

Рис. 23. Примеры планировки и оборудования артистических уборных

а - групповая артистическая уборная на двенадцать актеров (общая площадь 33 м); б- индивидуальная артистическая уборная солиста вокала, объединенная с комнатой для занятий (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 2,1 м2); в - стол гримировальный (столы регулируются по высоте стандартным элементом фурнитуры; тумбы и ящик малого стола имеют замки нестандартного типа; поверхность столов полированная моющаяся; конструктивная основа – прямоугольная стальная труба сечением 22-25 мм; столы проектируются неразборными и с упором для ног)

Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных целесообразна не менее 1,5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных — не менее 2 м, при двухстороннем — не менее 3 м. Общая длина пути от наиболее удаленной артистической уборной до сцены — не более 60 м, включая и вертикальные коммуникации.

Артистические уборные рекомендуется проектировать, как правило, с естественным освещением.

Рис. 24. Примеры использования стандартных планировочных модулей для проектирования артистических уборных

а - использование модуля 12 м2 для одного (1), двух (2), трех (3) и четырех (4) актеров; б - использование сдвоенного модуля 24 м2 (1 - для шести актеров; 2 - для двенадцати актеров)

3.87. Функционально-планировочные схемы связей артистических уборных и комнат ожидания выхода приведены на рис. 25.

Репетиционные помещения

3.88. Размеры, назначение и примерное количество репетиционных залов для сцен С-1 — С-5 рекомендуется принимать согласно табл. 7.

3.89. Большой репетиционный зал (БРЗ) служит для проведения заключительных этапов репетиционной работы сборных репетиций, прогонов, просмотра костюмов и грима реже — для генеральных и корректировочных репетиций (рис. 26 — 28). В отдельных случаях может использоваться в качестве площадки для любого из этапов подготовки спектакля. БРЗ имеет размеры, позволяющие разместить приподнятую сцену, равную по величине рабочей зоне основной сцены с кулисными пространствами, и зрительный зал, имитирующий условия наблюдения основного демонстрационного комплекса. Работа в БРЗ ведется с игровыми элементами декорационного оформления: мебелью, станками, лестницами, бутафорией, реквизитом, сценическим светом и звуко-шумовым сопровождением.

Полы БРЗ рекомендуется покрывать рулонным ворсовым ковром на звукоизолирующей основе. При БРЗ желателен тамбур. БРЗ не нуждается в естественном освещении.

Рис. 25. Функционально-планировочные схемы связей артистических уборных и комнат ожидания выхода

1 - сцена; 2 - комната ожидания выхода на сцену; 3 - курительная и санитарные узлы; 4 - артистические уборные; 5 - артистические уборные в уровне планшета сцены; 6 - дежурные костюмерные; 7 - дежурная гримерно-парикмахерская; 8 - режиссерское управление; 9 - к буфету, репетиционным залам, артистическому фойе, примерочным пошивочной мастерской, комнатам для занятий; 10 - к складу костюмов; 11 - связь в уровне трюма; I - примыкание; II - функционально-технологическая связь, предполагающая систему проемов и переходов, к габаритам которых предъявляются определенные требования; III - непосредственная связь, предполагающая отсутствие между помещениями других помещений, кроме предназначенных для связей (коридоры, переходы, лестницы); IV - эпизодическая связь, допускающая значительную пространственную удаленность помещений; V - разрядка технологических потоков в разных уровнях; VI - механизация связи.

Таблица 7

Помещения Размеры (длина х ширина х высота) репетиционных залов, м, театров
  драматического и музыкально-драматического музыкальной комедии оперы и балета
  со сценами
  С-1 С-2 С-3 C-3 С-4 C-4 C-5
Репетиционные залы:              
большой 9х9х5 12х12х6 15х15х6 15х15х6 18х18х7,5 18х18х7,5 21х21х7,5
  (9х5) (12х7) (15х8) (15х8) (18х9) (18х9) (21х10)
малый 9х6х3,6 9х9х3,6 12х12х5 12х12х5 15х12х6 15х12х6 15х15х6
Залы для репетиций:              
балета 15х9х4,5 18х12х4,5 18х12х4,5 18х15х4,5;
              18х15х4,5
оркестра 9х6х4,2 12х9х5,1 15х9х5,7 15х12х6
хора 6х6х4,2 9х6х4,2 9х9х4,2 12х9х4,2;
              9х9х4,2
репетиционно-физкультурный зал 18х9х6 18х9х6 24х12х6
универсальное репетиционное помещение 5х6 5х6 5х6 5х6 6х6 6х6 6х6
Примечания: 1. В скобках указаны размеры сцены, которые не учтены в площади зала. 2. При проектировании музыкально-драматического театра для двух трупп (драматической и музыкальной) предусматриваются залы для репетиций: балета, оркестра, хора. 3. Размеры в плане указаны в осях строительных конструкций, высота - от пола до низа выступающих конструкций перекрытий. 4. Количество и назначение репетиционных залов уточняется при предпроектных исследованиях.

Рис. 26. Большой репетиционный зал драматического театра с шириной игрового портала 8 м (пример планировки)

а - план; б - продольный разрез; 1 - стол гримировальный; 2 - кресло рабочее; 3 - диван; 4 - пульт дирижера; 5 - пульт режиссера; 6 - вешалка для костюмов; 7 - ширма репетиционная; 8 - пюпитр для нот; 9 - зеркало большое и зеркала балетных залов; 10 - санитарный узел; 11 - шкаф для музыкальных инструментов; 12 - штора светозащитная; 13 - станок театральный полустационарный (100-200 см); 14 - станок театральный репетиционный; 14а - лестница репетиционная; 15 - станок балетный (палка); 15а - станок балетный (палка) переносной; 16 - пианино; 17 - табурет к пианино; 18 - занавес антрактный; 19 - кулисы поплановые; 19а - кулисы портальные, подвижные; 20 - занавес поплановый; 21 - декорационный подъем (ручной); 22 - рояль; 23 - мостик смотровой; 24 - водостойкий занавес; 25 - скамья спортивная; 26 - шкаф для нот; 27 - кресло с пюпитром; 28 - стул складируемый; 29 - световое табло; 30 - магнитофон, видеомагнитофон; 31 - комплект звукозаписи и звуковоспроизведения театральный; 32 - часы настенные электрические; 33 - телефонный аппарат; 34 - софитный подъем (ручной); 35 - сетка защитная для окон; 36 - светильник общего освещения; 37 - вешалка для полотенец; 38 - приспособление для защиты зеркал; 39 - щит осветителя; 40- регулятор света; 41 - прожектор театральный; 42- комбинированный прибор рассеянного света (рамка, софит, подсвет); 43 - перекладина гимнастическая, 44 - кольца гимнастические; 45 - конь гимнастический; 46 - ковер борцовский; 47 - маты гимнастические; 48 - мешок боксерский; 49 - груша боксерская; 50 - штанга; 51 - стол для настольного тенниса; 52 - стенка шведская

3.90. При отсутствии малого зала целесообразно оборудовать на базе большого репетиционного зала студийно-репетиционный зал (СРЗ), совмещающий в себе репетиционные функции с возможностью постановки и показа экспериментальных и камерных спектаклей для сравнительно узкого круга зрителей (см. рис. 27). Увеличение площади в этом случае достигает 15-20% площади БРЗ. Необходимые зрительские помещения - гардероб, фойе, буфет, курительные и санитарные узлы могут быть размещены в смежных репетиционных залах и помещениях. Это одна из причин, по которой выгодно объединять несколько репетиционных помещений в обособленный функциональный блок, имеющий самостоятельный вход.

СРЗ допускает возможность изменения пространственных отношений в системе "зал-сцена", поэтому целесообразно выполнять сценическую площадку из отдельных элементов-станков, а зрительские места (около половины) в виде подвижных секций-блитчеров. Смотровой мостик выполняется по всему периметру зала и сцены. Механические системы допустимы в виде индивидуальных (точечных) подъемов, расположенных между рабочими мостиками, размещенными над залом-сценой и образующими верхнее техническое пространство. Устройство студийно-репетиционного зала специально оговаривается в задании на проектирование.

3.91. При любом взаимном расположении большого демонстрационного комплекса и БРЗ (СРЗ) обеспечивается надежная акустическая изоляция между ними.

Рис. 27. Пример планировки большого репетиционного зала театров музыкальной комедии или оперы и балета с шириной игрового портала 12 м

а - план большого репетиционного зала; б - план в варианте студийно-репетиционного зала; в - продольный разрез в варианте студийно-репетиционного зала; экспликацию оборудования см. на рис. 26

3.92. Площади вспомогательных помещений при БРЗ или СРЗ принимаются:

артистические уборные (не менее двух помещений) площадью 30 — 50 м2 (в эту площадь включаются места ожидания выхода на сцену, примыкающие к ней);

санитарные узлы с умывальными, курительные при артистических уборных — 12 — 14 м2;

постановочные склады декораций, бутафории, мебели и реквизита, осветительной аппаратуры — 40 — 80 м2;

светоаппаратная, аппаратная звуковоспроизведения, светопроекционная — 30 — 60 м2.

Артистические уборные БРЗ оборудуются аналогично групповым артистическим уборным из расчета 2,5 м2 / чел.

3.93. Малый репетиционный зал (МРЗ) предназначен для проведения второй стадии репетиционной работы — репетиций мизансцен. В музыкальных театрах, помимо этого, используется для спевок солистов с хором, сдачи вокальных партий и т.д. (см. рис. 28, в). Размеры МРЗ связаны с параметрами главной сцены: ширина зала на 1-2 м более ширины игрового портала, глубина игровой зоны принимается не менее двух планов сцены (план — 2-3 м), глубина зоны наблюдения позволяет располагать место режиссера таким образом, чтобы горизонтальный угол зрения его был не более 90°. МРЗ музыкальных театров отличаются от драматических акустической обработкой помещения, позволяющей при сравнительно небольших размерах вести репетиции в полный голос.

В музыкальных театрах МРЗ используется в качестве второго репетиционного зала балетаили разминочного зала солистов. В соответствии с этими функциями определяется состав технологического оборудования МРЗ; проектируется естественное освещение. Исправление акустических недостатков может достигаться непараллельностью (от 2 до 12°) стен и специальной обработкой отражающих поверхностей. В целях звукоизоляции рекомендуется тамбур с двойными дверями.

При всех малых репетиционных залах проектируются помещения инвентарных, площадь которых зависит от размеров зала и колеблется в пределах 10 — 20 м2.

Если МРЗ отстоят на достаточно большом расстоянии от артистических уборных, при них рекомендуется иметь санитарный узел (один или два) с умывальной. Ширина дверей МРЗ — 2 м, полы — дощатые.

3.94. Зал для репетиций балета служит для репетиционной работы балетной труппы, ежедневных тренировочных занятий, разминки перед спектаклем и самостоятельных работ (см. рис. 28, б). Существенным фактором, влияющим на размеры залов репетиций балета, является численность балетной труппы. Для полноценного занятия у станка на каждого из участников приходится, в среднем, по 2,15 м длины станка.

Помещения залов репетиций балета проектируются с естественным освещением и надежной акустической изоляцией от остальных помещений.

Одну из стен балетного зала занимают зеркала. Эта стена не размещается против фронта окон. В отечественной практике не принято располагать балетные станки на зеркальном поле зала. Исключение составляют театры музыкальной комедии.

Для оперно-балетных театров с числом артистов балета более 70 чел. проектируются не менее двух залов репетиций балета. В театрах музыкальной комедии в качестве дополнительного балетного зала рекомендуется использовать малый репетиционный зал. При зале балета устраиваются инвентарные площадью 8-9 м2.

Одним из главных элементов оборудования залов балета является специально выполненный деревянный настил пола. Возможно применение для настила пола современных пластических материалов.

Для помещений универсального назначения (например, МРЗ), используемых в качестве дополнительных залов для репетиций и занятий балетной труппы, возможно применение секций съемных или переносных балетных станков. При входе в зал для репетиций балета устраиваются тамбуры.

3.95. Зал для репетиций оркестра предназначается для всех видов репетиционных работ с полным составом оркестра театра, репетиций отдельных оркестровых групп, подготовки концертных программ и пр. (рис. 29, а).

Одним из основных требований к размещению и оборудованию зала для репетиций оркестра, является его полная акустическая изоляция от остальных помещений театра и, в первую очередь, от демонстрационного комплекса.

Площадь на каждого артиста оркестра принимается не менее 2 м2 и объем - не менее 7 м3. Примерное количество артистов оркестра приведено в прил. 5. Размеры помещения допускают размещение артистов оркестра, аналогичное, их размещению в оркестровой яме. При количестве артистов оркестра более 30 чел. рекомендуется применение одно- и двухступенчатого подиума. Дверные проемы залов делаются шириной не менее 2,5 м для беспрепятственной транспортировки громоздких музыкальных инструментов.

Залы для репетиций оркестра имеют естественное освещение. При входе в зал устраивается тамбур.

Рис. 28. Примеры планировки репетиционных залов

а - зал для репетиций хора в театре оперы и балета; б - зал для репетиций балета и театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 10 м; в - малый репетиционный зал театра с шириной игрового портала 10 м; г - инвентарная; экспликацию оборудования см. на рис. 26

Рис. 29. Оборудование репетиционных залов

а - зал для репетиций оркестра театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 12м; б- помещение для хранения инструментов, пюпитров и нот; в - репетиционно-физкультурный зал для драматических и музыкально-драматических театров с труппой менее 50 актеров; г - инвентарная пло щадь 18 м2; д - станок балетный (палка); е - кресло с пюпитром; ж – пульт дирижера; и - пульт режиссера; к - мостик смотровой; экспликацию оборудования см. на рис. 26

3.96. Оркестровая яма, репетиционный зал оркестра, комнаты отдыха и переодевания артистов оркестра (в крупных театрах — дополнительно фойе артистов оркестра), комната отдыха дирижера, комната инспектора оркестра, помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов, кладовая музыкальных инструментов и библиотека и архив нот составляют комплекс помещений оркестра. Все эти помещения обычно располагаются в едином уровне с оркестровой ямой и трюмом сцены. Приних проектируются: курительная, санитарные узлы с умывальными и душевые кабины, из расчета полного состава оркестра и вспомогательного персонала, что составляет, в среднем 60-65 чел. В крупных оперно-балетных театрах с оркестром, превышающим 100 музыкантов при 15—20 вспомогательных работниках, целесообразно иметь для артистов оркестра отдельный служебный вход с вестибюлем и гардеробом. Ширина коридоров комплекса проектируется не менее 2 м, а ширина дверных проемов — не менее 1,8 м.

3.97. Площадь комнат отдыха и переодевания артистов оркестра (две) определяется на весь штатный состав оркестра (см. прил. 5) исходя из 70% мужчин и 30% женщин, средней площади на одного человека 1,8 м2 (на 60% состава) и на один шкафчик 0,2 м2 (на весь состав).

 

Рис. 30. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений

1 - большой репетиционный зал; 2 - артистические уборные с местами выхода на сцену;

3 - постановочные склады; 4 - светоаппаратная, светопроекционная, аппаратная звуковоспроизведения; 5 - к складам сцены; 6 - малый репетиционный зал; 7 - инвентарная; 8 - санитарные узлы (при удалении от артистических уборных); 9 - репетиционно-физкультурный зал; 10 - репетиционный зал балета; 11 - комната для переодевания с санитарными узлами (при удалении от артистических уборных); 12 репетиционный зал xopа; 13 - блок репетиционных залов (кроме репетиционного зала оркестра); 14 - к артистическим уборным; 15 - оркестровая яма; 16 - комната для отдыха и переодевания артистов оркестра; 17 - библиотека нот; 18 - комната отдыха дирижера; 19 - комната инспектора оркестра; 20 - репетиционный зал оркестра; 21 - помещение для занятий артистов оркестра и настройки музыкальных инструментов; 22 - кладовая музыкальных инструментов; 23 - санитарные узлы, душевые, курительная; 24 - к подъездным путям автотранспорта; 25 - вестибюль с гардеробной (в крупных оперно-балетных театрах); 26 - блок помещений оркестра; условные обозначения связей см. рис. 3 и 25.

 

3.98. Зал для репетиций хора служит для разучивания хоровых партий как полным составом хора, так и по голосам, спевок с солистами и регулярных занятий, подготовки концертных программ (см. рис. 28, а).

Площадь на каждого из артистов хора — не менее 1,5 м2, а объем — не менее 6 м3. Примерное количество артистов хора — см. прил. 5.

Зал для репетиций хора представляет собой прямоугольное помещение с круто поднимающимся амфитеатром мест для артистов. Место для хормейстера и концертмейстера располагается на приподнятой площадке-подиуме высотой 0,15— 0,2 м. В зале рекомендуется предусматривать средний и боковые проходы, а также обход за последним рядом мест. Для больших залов рекомендуется полукруглый амфитеатр.

Зал репетиций хора надежно акустически изолируется от всех других помещений, в том числе и от других залов аналогичного назначения.

Залы нуждаются в естественном освещении. Большие залы для репетиций хора имеют не менее двух выходов.

3.99. Репетиционно-физкультурный зал (РФЗ) является частью репетиционного комплекса драматических и музыкально-драматических театров. РФЗ представляет собой специально оборудованное помещение для регулярных занятий жестом, пластикой, ритмикой, сценическим движением (фехтование, борьба, падения и т.п.), танцем (см. рис. 29, в). В свободное время зал используется для общефизической подготовки и спортивных игр с целью сохранения творческим составом рабочей формы. Для крупных драматических и музыкально-драматических театров с общей численностью труппы 50 чел. и более рекомендуются залы размером (в осях) 24х12 м. Для театров с меньшим составом — 18х9 м, что является достаточным для многих спортивных игр. При зале размещается инвентарная от 10 до 20 м2. В репетиционно-физкультурном зале предусматривается естественное освещение.

Рекомендуемое покрытие пола: рулонно-ворсовый материал на звукоизолирующей основе. Ширина дверных проемов — не менее 2,5 м для транспортировки громоздкого оборудования.

3.100. Комнаты для индивидуальных занятий артистов предназначены для работы с педагогами по сценической речи, вокалу, самостоятельной работы над партией, образом, ежедневных упражнений вокалистов и актеров. В драматических театрах предусматривается не более двух, а в музыкальных трех-четырех комнат для занятий. Их площадь — в драматических театрах 12 — 15 м2, в музыкальных (в соответствии с требованиями акустики) — 16—20 м2. Комнаты проектируются с естественным освещением.

3.101. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений приведены на рис. 30. Классификацию связей см. на рис. 25.

Склады

3.102. Склады постановочного имущества подразделяются на: дежурные, где предметы оформления хранятся в состоянии готовности к подаче на сцену; текущего, сезона, в которых содержится оформление всего репертуара данного театрального сезона раздельно по спектаклям и резервные, где складируется имущество редко идущих или снятых с репертуара спектаклей для повторного использования.

По принципу раздельного хранения различают восемь основных видов складских помещений: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов; обуви; электроаппаратуры и электрореквизита; звукотехнической аппаратуры; мягких и живописных декораций; париков и иных пастижерских изделий.

Имеется еще восемь подвидов хранения: настоящее оружие, уникальные мебель и реквизит, стандартные станки, одежда сцены и драпировки, ценные костюмы, нестандартное оборудование сцены, головные уборы и белье, транспортная тара.

Размеры складов состоят в прямой зависимости от размеров сцены, назначения и штатной группы театра, определяющих количественный состав труппы, количество спектаклей в репертуаре. В Пособии приводятся только площади дежурных складов и складов текущего сезона.

При определении площадей резервных складов рекомендуется исходить из сложившейся практики театров, обычно принимающей их равными площади дежурных складов по всем видам хранения. Как правило, резервные склады имеют четыре вида хранения: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов, головных уборов, белья и обуви; сейф длямягких и скатанных декораций.

3.103. Помещения складов преимущественно проектируются прямоугольной формы, позволяющей полностью использовать полезное пространство, и с размерами, регламентация которых продиктована расстановкой технологического оборудования, размерами проходов, методами транспортировки и иными параметрами, обусловленными габаритами предметов хранения.

3.104. Дежурные склады декораций наиболее целесообразно проектировать шириной 9 м (в осях с учетом строительного модуля), так как это обеспечивает двухрядное хранение с центральным проходом. Декорации при этом занимают 2/3 площади. Однорядное хранение в помещении шириной 6 м позволяет использовать лишь 1/2 площади. Высота складов принимается равной высоте карманов.

Дежурные склады декораций оборудуются разделительными вертикальными конструкциями — пряслами шириной 2,5 м и высотой, равной высоте склада. Прясла устанавливаются с шагом 3 м, образуя секции, разделяющие оформление спектаклей (актов или картин). Ширина проходов между штабелями декораций — 2,5-3 м. Пол в дежурных складах рекомендуется дощатый. Помещение не нуждается в естественном освещении. Проемы, соединяющие склады декораций со сценой и карманами, рекомендуются шириной не менее 2,5 м, а высотой — равной высоте проемов карманов.

3.105. Площадь складов декораций текущего сезона определяется из расчета: декорации одного спектакля в хранении занимают примерно 10% площади сцены; в складе, хранятся декорации всех спектаклей текущего репертуара за исключением декораций двух (для ТЮЗов трех) спектаклей, хранящихся в дежурных складах декораций. Рекомендуется предусматривать механизированное перемещение предметов из склада в склад в соответствии со взаимным расположением помещений и принятой системой хранения. Для складов декораций текущего сезона рекомендуется горизонтальный способ хранения в стандартных контейнерах размером 6,05х2,43х2,43 м или флетах (полуконтейнерах), специально выполненных с использованием стандартного поддона. Этот склад также не нуждается в естественном освещении.

3.106. В дежурном складе сценической электроаппаратуры и электрореквизита хранятся переносные осветительные приборы, проекционная и светоэффектная аппаратура, переходные устройства, объективы, маски, светофильтры, источники света и электрореквизит — подлинные и бут



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.129 (0.012 с.)