Регулирование доходов методами СП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование доходов методами СП



В социальной политике существуют следующие методы регулирования доходов населения:

1)Индексация доходов. Это регулярное изменение доходов населения, которое осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.

Цель индексации в широком смысле слова – это полит. гос-ва в области регулирования доходов населения; в узком смысле – это компенсация потерь населения, которая связывается с уровнем потребительских цен.

Индексации подлежат фиксированные доходы (пенсия, стипендия, пособия), так же оплата труда, накопления (вклады в банках).

Виды индексации:

- ретроспективная (осуществляется в соответствии с повышением цен. В определенный период времени)

- ожидаемая (покр. ожидаемое повышение цен)

Сам механизм осуществления индексации может быть разл.:

- сразу всех видов доходов

-проф. групп

- индексация доходов населения, доходы которых ниже величины прожит. мин. в регионе

2) Правовые методы. Вопросы регулирования доходов населения, разработка НПА, которые регулируют доходы (режим рабоч. времени, длительность отпусков)

3)Административные методы (запреты, разрешения, принуждения). Лицензирование экспертной деятельности, гос. контроль над импортом.

4) Согласительные методы. В комплект доходов могут быть предусмотрены различные соц. выплаты.

Качество жизни как показатель эффективности СП

Существуют различные определения качества жизни. Термин появился в 50-60 годы 20 века.

Лига М.В. в своей работе «Качество жизни как основа соц.безопасности» выделила подходы к анализу данного понятия(качество жизни – это субъект.оценка степени удовлетворения матер. и духовн. потребностей):

Философский подход

Уровень жизни – это составляющая качества жизни. Большинство исследователей стали понимать под качеством жизни степень удовлетворения матер.и культурн.потребностей людей. Качество жизни отражает удовлетв-сть людей соц., экон., идеолог. и полит. отношениями, которые складываются в общ-ве.

2. Экономический подход. Пигу в начале 20века выпустил работу «экон. теория благосостояния», он вводит термин «качество жизни». Он проводит анализ данного понятия в рамках понятия «благосостояние». 3 признака благосотояния:

2.1. рост среднедушевого дохода

2.2. ликвидация неравенства в доходах

2.3. стабильность и рост реальных доходов населения.

Также он вводит термин обществ. и индивид. благосостояние. Пигу отмечает, что качество жизни – степень удовлетворенности человека соц., полит., духовн.аспектами своей жизни.

3.Экологический подход. Согласно данному подходу качество жизни рассматривается во взаимосвязи с качеством окр.среды. Качество окр.среды – это предпосылка и важнейший компонент улучшения качества жизни. Качество жизни – создание таких условий, при которых не только не нарушается окр.среда, но и сохраняются природн.ресурсы, необходимые для существования будущих поколений.

4.Психологический подход. Качество жизни – удовлетворенность человеком соей жизнью и выражается в уровне и степени реализации его потребностей. Качество жизни рассматривается с точки зрения счастья и несчастья. Истинное значение качества жизни отражается в субъект.оценках индивида, его ощущениях.

5. Медицинский подход. Здоровье человека- важнейш. фактор качества жизни, и все соц.-экон. условия, технолог.достижения, загрязнение окр.среды влияют на состояние здоровья.

Вывод:

1. Качество жизни более широкие понятие чем уровень жизни, потому что выходит за пределы экономики.

2. Качество жизни имеет объектив. и субъектив. стороны (критерием объектив.оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребления чего-либо. Исходя из этого мы можем судить о степени удовлетворенности потребностей. С др.стороны потребности индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты-люди)

3. Качество жизни объединяет многие аспекты уровня жизни(качество труд.деят-сти:уровень зарплаты, соц.выплаты, доплаты, страхование от несчастн.случаев, а также психолог.климат в коллективе, отношения с начальником).

Понятие, стороны и уровни соц партнерства.

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Социальное партнерство осуществляется на:

-федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

-межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

-региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

-отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

-территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

-локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.


Принципы соц партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

· равноправие сторон;

· уважение и учет интересов сторон;

· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

· содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

· соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· полномочность представителей сторон;

· свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

· добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

· реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

· обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

· контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

· ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Механизм соц партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

-коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

-взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-участия работников, их представителей в управлении организацией;

-участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

· получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

· обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

· участие в разработке и принятии коллективных договоров;

· иные формы.


Понятие и функции СЗН

Термин соц. защита в России появился в конце 80-ых, начале 90-ых годов, в связи с переходом от плановой экономики к рыночным отношениям. За рубежом, в Америке, этот термин появился с принятием закона «о соц. защите», в 35 году. В 40-х г. этот термин используется МОТ: Соц. защита - это защита которая предоставляется гражданам, обществом по средствам набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением либо снижением зар-ка в результате инв-ти, несчастного случая, болезни, родов, а также обеспечением мед. помощи и субсидиями семей с детьми.

Лепихов, соц. защита -это совокупность мер организационного, соц.-экономич. и правового характера, гарантируемая государством и реализуемая им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа на достойную жизнь, т.е. благосостояние на уровне соц.-экономич. и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединяется РФ.

Признаки понятия:

-многосубъектность соц. защиты

-прописанная цель соц. защиты- обеспечение достойной жизни каждому члену общ-ва

-мера ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечением достойного уровня жизни

-учет стандартов, которые определяются на международном уровне

-объемность понятий

Сущность соц. защиты проявляется в ее функциях:

· социальная функция. Направлена на поддержание социального положения человека при воздействии различных рисков, содержащих угрозу ухудшения этого положения. Здесь можно выделить три основные подфункции:

o защитная. Заключается в защите социального положения граждан от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, старость и т.п.);

o реабилитационная. Состоит в восстановлении, полностью либо частично, физических, профессиональных, психологических и иных качеств человека, приспособлении его к полноценной жизни в обществе, труду, самообеспечению;

o компенсационная. Это возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков.

· экономическая функция. Распределяя создаваемый общественный продукт, государство оказывает определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ и социальных услуг вместо утраченного заработка, либо наряду с ним, при наступлении указанных в законах социальных рисков.

· политическая функция. Она дает возможность государству посредством системы социальной защиты населения, реализовывать основные направления социальной политики, нацеленные, главным образом, на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений.

· демографическая функция. Реализуется посредством воздействия системы социальной защиты на демографические процессы: продолжительность жизни населения, его воспроизводство, стимулирование рождаемости или ее сдерживание, смертность и т.п.


Принципы соц защиты

· всеобщность социальной защиты населения. Он закреплен в международных нормативно-правовых актах (например, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года) и Конституции РФ.

· социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь подразумевается оптимальное соотношение материальных потребностей социальной политики с интересами и возможностями субъектов налоговой политики, формирующих фонды социальных расходов.

· социальная солидарность. Солидарность – это совместная ответственность; единство действий, взаимопомощь и поддержка, активное сочувствие и т.п., основанные на осознании общности интересов и целей.

· многосубъектность и полиформизм экономических основ социальной защиты. Современное общество многосубъектно и помимо главного субъекта социальной защиты – государства, есть еще немало «генераторов» защитных функций: общественные организации, конфессии, частная и организованная благотворительность, предприятия и организации всех форм собственности, оказывающие социальную помощь. наконец, сам человек, как субъект социальной защиты.

· приоритетность государственных начал. Государство, выражая волю общества, обеспечивает закрепленные в Конституции РФ гарантии в сфере социальной защиты населения.

· соответствие государственных гарантий экономическим возможностям государства. Этот принцип предполагает выбор оптимума между потребностями и возможностями.

· всесторонность социальной защиты. Эффективность социальной защиты зависит от адекватности всестороннего противодействия всему многообразию возможных рисков, угрожающих нормальному социальному положению человека в обществе.

· субсидиарность. Принцип субсидиарности относительно социальной защиты может рассматриваться как оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных структур при финансировании программ и мероприятий социальной политики.

· принцип единства социальной защиты и самозащиты. Он предполагает, что социальная защита становится более действенной, когда человек является не только ее объектом, но и активно действующим субъектом. Социальная защита должна опираться на развитие самозащитных механизмов, связанных с самообеспечением, самопомощью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.027 с.)