Киев времен Ярослава Мудрого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киев времен Ярослава Мудрого.



Владимир воевал с Византией, пытался доказать свое равенство византийскому басилевсу. Однако сделать этого он не успел, и этим занимался уже Ярослав Мудрый. Он наладил отношения с Европой, выдав дочерей замуж за европейских правителей.

-Ярослав строит Золотые ворота – чтобы как в Константинополе. Нынешнюю реконструкцию следует воспринимать с большим скептицизмом.

(1037), в подражание Золотым воротам Константи­нополя, сохранились в развалинах. Судя по старым рисункам, они представляли собой монументальную арку, сочетавшую оборонительные задачи с художествен­ным назначением торжественной триумфальной арки столицы; ворота завершала надвратная церковь Благове­щения. Перед входившим в город через Золотые ворота открывалась перспектива главной улицы. Далее по обе сторонам возвышались храмы монастырей Ирины (1037) и Георгия (1037), а за ними вздымала свои золотые главы соборная церковь Софии, окруженная каменными стена­ми митрополичьего замка.

 

Киев времен Ярослава Мудрого.

Владимир воевал с Византией, пытался доказать свое равенство византийскому басилевсу. Однако сделать этого он не успел, и этим занимался уже Ярослав Мудрый. Он наладил отношения с Европой, выдав дочерей замуж за европейских правителей.

Ярослав строит Золотые ворота – чтобы как в Константинополе. Нынешнюю реконструкцию следует воспринимать с большим скептицизмом.

(1037), в подражание Золотым воротам Константи­нополя, сохранились в развалинах. Судя по старым рисункам, они представляли собой монументальную арку, сочетавшую оборонительные задачи с художествен­ным назначением торжественной триумфальной арки столицы; ворота завершала надвратная церковь Благове­щения. Перед входившим в город через Золотые ворота открывалась перспектива главной улицы. Далее по обе сторонам возвышались храмы монастырей Ирины (1037) и Георгия (1037), а за ними вздымала свои золотые главы соборная церковь Софии, окруженная каменными стена­ми митрополичьего замка.

София Киевская

 

как и Золотые ворота, реплика на константинопольскую Софию.

Нынешнему виду мы обязаны современной идеей о том, что София Киевская – никакой не памятник византийского наследия, а произведение самостийного украинского барокко.

Вопрос, является ли София Киевская представителем сугубо Киевской архитектуры или все же представляет византийское наследие, но, во всяком случае, крайне самобытна.

5 НЕФОВ! 5 алтарей – центральный посвящен Софии, вокруг него – один Иоакиму и Анне, другой – Петру и Павлу (т.н. апостольский – при таком названии всегда речь идет о них), боковые – архангелу Михаилу и св. Георгию.

Окружен двухэтажной галереей с 3-х сторон, еще более широкая одноэтажная галерея. Обширнейшие хоры, однако их функция не ограничивалась местом присутствия князя и дружины на богослужении, они были продолжением интерьеров дворца, из которого на них был переход. Об этом свидетельствуют и монументальные росписи на хорах, не имеющие ничего общего с тематикой христианства.

13 глав – значение количества по-разному трактуется разными исследователями:

«Функционалисты» считают, что это необходимо для улучшения освещенности

По другой версии, 12 апостолов и Христос

Фрески:

Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» на сводах, «Христос перед Каиафой» и «Отречение Петра» па северной стене трансепта, «Распятие» на южной стене трансепта, «Снятие со креста» либо «Положение во гроб» на разобранной западной степе, «Сошествие во ад» и «Явление Христа женам мироносицам» в нижнем регистре северной стены трансепта, «Уверение Фомы» и «Отослание учеников на проповедь», в том же регистре южной стены трансепта, «Сошествие Св. Духа» и, вероятно, «Успение» на западной стене трансепта.

Нарушена иерархия отдельных частей храма. На разрезе видно, что по высоте доминирует не центральное средокрестие, а пространство над хорами.

Престолы посвящены родителям Богородицы, апостолам Петру и Павлу (апостольский придел), крайние приделы – архангел Михаилу и св. Георгию. Это связано с тем, что покровителями князей на Руси были святые воины (св. Дмитрий Солунский, св. Георгий, архангел Михаил). Наличие приделов, посвященных этим святым, всегда указывает на княжеский заказ.

Убранство. (монументальная живопись древней Руси) Мозаики есть только в Софии Киевской, потому что работа греческой артели мозаичистов была доступна только великому князю.

Тип постройки сформировался в постиконоборческий период (после VII вселенского собора), к IX в. относятся первые письменные свидетельства (Экфрасис патриарха Фотия), где был описан некий храм. (Экфрасис – поэтическое произведение, описывающее существующее или вымышленное произведение искусства.)

Из Экфрасиса Фотия видим:

Главная часть – средокрестие;

Купол – небеса. Здесь изображается Бог в том образе, в котором только он и может быть написан – т.е. только Христа. (Христос Пантократор – обязательно с благословляющей десницей и закрытым или открытым Евангелием) Образ обязательно подписывался – это и было его освящением.

В барабане Киевской Софии 12 окон – 12 простенков, в них 12 апостолов. (В Новгородской Софии – 8, соответственно 8 пророков.)

В парусах – 4 евангелиста.

На подпружных арках – 8 мучеников Севастийских.

Следующий по значимости компартимент – алтарная апсида.

В ее конхе, по византийской традиции, пишется Богоматерь (варианты: оранта – молящаяся (со Христом в медальоне или без него, на троне). Здесь – оранта без медальона.

-Ниже сцена Евхаристии (нововведение – в Византии не писалась здесь, а только иногда в виме арки перед алтарной апсидой). Здесь зеркально симметричная схема – с одной стороны Христос преподает апостолам Свое тело, с другой – кровь.

 

Техники. Для наиболее существенных зон храма – алтарной апсиды и средокрестия – мозаики (в т.ч. потому, что мозаика отражает свет, и располагать ее есть смысл там, где его много), в остальных местах – фреска с более насыщенными цветами, матовой поверхностью.

Стиль. Македонский ренессанс. Характерно: тяжеловесность фигур, которая притом не означала приближенности к земному; напротив, все эти пропорции наполнены глубоким духовным содержанием. Напр., широко раскрытые глаза – символ духовного горения (образ Христа Пантократора). Золотой фон – свет, фигура как бы в контражуре, золотые отсветы на складках одежды.

Стиль очень похож на стиль кафоликона монастыря Осиас Лукас, даже есть предположение, что в них работала одна и та же артель, однако это ничем не подтверждено.

Богоматерь. На золотом фоне без Младенца. По верху конхи апсиды – греческая надпись, цитата из Пс. 44: «Бог посреди нее, он не остановится, он поможет ей с самого утра». «Она» – в данном случае о Киеве. Богоматерь заступнически молится за Киев. Здесь появляется пурпурный тон – поясок, обувь – акцент на царственность Богородицы (т.к. из рода Давида), а также голубой – как небесный.

Тессеры 3-х размеров: мелкие для лика, средние для фона, крупные для одежды.

В окрестностях было налажено стекольное производство.

Мозаики клались ТОЛЬКО греками, русской традиции вообще не существовало.

Четкая иконография для каждого святого. Ап. Павел – всегда с темными волосамис залысиной, Петр – наоборот, седой с волосами.

-Прием изокефалии – «равноголовия», дань еще древнегреческому канону. Выражение ликов лишено индивидуальности.

Иоанн Златоуст и Василий Великий – тж. мозаики (где-то в алтарной апсиде?).

Фрески на столбах, в галереях – всего 720 фигур.

Недавно проводилась попытка идетнтификации их под рук-вом Саробьянова.

Ктиторская композиция – заказчик с семьей (Посередине – Христос, одесную Владимир, ошуюю его жена Ирина, вокруг дети по возрасту). Изображение не сохранилось, только зарисовка иконографии неким иностранцем в XVII в.

Изображения на хорах и в лестничных башнях – написаны в среднем на 50лет позже, в нач. XII в. при Владимире Мономахе.

Их тематика – светские сюжеты, никакого отношения к Евангельской истории: охота, игры скоморохов, игры на константинопольском ипподроме (желание подражать византийскому императору, у которого те же сюжеты были написаны во дворце).

Роль орнамента в живописи Софии Киевской. Орнамент связывает живопись с архитектурой, задает членение стен. Как правило, растительный орнамент, а также геометрический, вплетающийся в него.

 

 

К середине 12 века строятся ещё 2 центра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.011 с.)