Георгиевсий собор в Юрьеве-Польском. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Георгиевсий собор в Юрьеве-Польском.



Также имеет сейчас негармоничное кургузое завершение, результат достройки после небольшого землетрясения.

Предположительно, оба храма имеют очень высокие барабаны и вообще устремлены вверх, а притворы имели значение контрфорсов.

-Мелочная резьба, ползучая по стволу колонны, капитель так же утрачивает пластическую мощь и становится похожа на гравированную глыбу. Апотропеический символ льва (как и в церкви Покрова на Нерли). Фасад полностью изрезан орнаментом. Аркатурно-колончатый фриз отсутствует, «мятые» формы.

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА монастыря 2 Княжеский заказ, а не монастырский, поэтому далеко не самый скромный храм. Лучшая артель каменщиков. Мастер – Петр. Первый не анонимный храм на Руси.

 

 

Новгород наименее пострадал от нашествий Батыя, и в этом плане он оказался в более выгодном геополитическом положении.

Тип Храма тоже княжеский (как в Киеве) – с пристроенной лестничной башней. Почти такой же храм, как Спаса на Берестове, за исключением нартекса и башни.

Появляется трехглавый храм. Это обусловлено не каноном, а конструкцией: один купол над средокрестием, один над лестничной башней, один над правой частью хор (с противоположной стороны нартекса от лестничной башни – для освещения.

Вертикальная вытянутость, динамизм характерны не только для экстерьера, но и для внутреннего облика. Недавно в храме был пожар, и пострадали росписи (впрочем, не оригинальные, а XIX в.)

Характерна алтарная апсида, которая так глубока, что как бы стремится сомкуться в полный цилиндр.

-имя создателя Георгиевского собора — мастера Петра. образ богатырской силы.

 

-стены, расчлененные лопатками, вздымаются на огромную высоту, которая подчеркивает­ся четырьмя рядами чередующихся оконных проемов и ниш. Объем храма лишен галерей и притворов, которые придавали Софии общественный характер общегород­ского собора; благодаря органично примкнувшей башне и равным по высоте собору плотно прижавшимся апси­дам он воспринимается как монолит, противопоставлен­ный окружающему пространству.

 

-Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновремен­но княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, “палати” по-славянски, здесь же, на хорах, располагалось два придела -Благо­вещения Пречистой и святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

-Первые прославленные Церковью русские святые, так же как и св. Георгий, почитались как защитники Руси, к ним обращались в годы бедствий и войн за помощью, их воспринимали как вечных соратников русских князей и воинов

 

СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ Здесь заказ уже монастырский, а не великокняжеский (по-видимому, впервые). Заказчик – святой подвижник Антоний Римлянин (действительно происходил из Италии, хотя и не из Рима). есть предание о том, как Антоний, удалившись в пустыню, молился на скале, и от нее отклолся камень, на котором он стоял, и, поплыв, причалил к тому месту на берегу Волхова, где Антонием впоследствии был основан монастырь.

Монастырь имел на Руси значение не только духовное, но и оборонительное, что было актуально в т.ч. по причине широкого еще распространения язычества.

Для построения монастыря и, в первую очередь, главного храма Антоний вынужден был апеллировать к новгородскому вече. Антоний внес в византийскую традицию итальянское представление о храме.

 

Не было нартекса (нет оглашенных)

Нет хор (в монастырском храме нет князя)

Храм получился очень стройный и строгий

Далее храм достраивается. Строятся хоры(?), лестничная башня и вообще западная часть. Башня используется как колокольня (то же в Георгиевском соборе).

 

собор имеет, как и церковь Благовещения, башню (круглую) у северо-западного угла. Храм завершен асимметричным трех­главием: вторая глава венчает башню, а несколько меньшая, третья,— противоположный угол.

-Соборы Антониева и Юрьева монастырей, поставленные на берегу Волхова, выступают как эпиграфы при подъезде к городу с севера и юга, в этом проявилось широкое градо­строительное мышление новгородских зодчих той поры. Близок по схеме плана, но значительно меньше и более пластичен, шестистолпный трехглавый собор с круглой лестничной башней Антониева монастыря (1117—-1119 гг.). К церкви Благовещения планово близок собор Рождества Богородицы Антониева монастыр (рис.27), построенный в 1117 году. В отличие от Благовещенской церкви, лестнична башня у собора круглая. Собор трехглавый. В настоящее время он довольно сильно перестроен. От других соборов храм отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухступенчатых ниш на фасадах. Восточная пара столбов имеет Т-образную форму, а средняя -шестигранную. Собор был возведен по заказу игумена монастыря.

Собор был расписан в 1125 году. Его фрески сохрани­лись в-основном в алтарной части, а также в лестничной башне. Стилистически росписи близки к некоторым ро­манским школам. В 1127 году в монастыре была заложена несохранившаяся трапезная церковь.

-Характерна разная форма столбов. Восточные столбы не имеют западной лопатки, в результате они Т-образные. Недавно обнаружены следы алтарной преграды; предположительно, поэтому нет западной лопатки. Западные столбы восьмигранные. Нынешние западные столбы (третья пара) – результат расширения храма на запад.

 

Монументальная живопись и иконопись Киевской Руси (конец 10, пер четверть 12 вв)

-живопись в храме не иллюстративная декорация, а символическое олицетворение вселенной

-иерархивя росписей. в куполе изображение Бога, чем ниже, там ближе к человеку

-купол ставится на барабан а не на подпружные арки

-комниновский стиль-стилизованность, чёткие контуры, вытянутые пропорции, яркие пробела, свет

-македонский стиль-более мягкий, интерес к античности, естественность в передаче человеческого тела

София Киевская

Мозаики есть только в Софии Киевской, потому что работа греческой артели мозаичистов была доступна только великому князю.

Тип постройки сформировался в постиконоборческий период (после VII вселенского собора), к IX в. относятся первые письменные свидетельства (Экфрасис патриарха Фотия), где был описан некий храм. (Экфрасис – поэтическое произведение, описывающее существующее или вымышленное произведение искусства.)

Из Экфрасиса Фотия видим:

Главная часть – средокрестие;

Купол – небеса. Здесь изображается Бог в том образе, в котором только он и может быть написан – т.е. только Христа. (Христос Пантократор – обязательно с благословляющей десницей и закрытым или открытым Евангелием) Образ обязательно подписывался – это и было его освящением.

В барабане Киевской Софии 12 окон – 12 простенков, в них 12 апостолов. (В Новгородской Софии – 8, соответственно 8 пророков.)

 

В парусах – 4 евангелиста.

На подпружных арках – 8 мучеников Севастийских.

Следующий по значимости компартимент – алтарная апсида.

В ее конхе, по византийской традиции, пишется Богоматерь (варианты: оранта – молящаяся (со Христом в медальоне или без него, на троне). Здесь – оранта без медальона.

-Ниже сцена Евхаристии (нововведение – в Византии не писалась здесь, а только иногда в виме арки перед алтарной апсидой). Здесь зеркально симметричная схема – с одной стороны Христос преподает апостолам Свое тело, с другой – кровь.

 

Техники. Для наиболее существенных зон храма – алтарной апсиды и средокрестия – мозаики (в т.ч. потому, что мозаика отражает свет, и располагать ее есть смысл там, где его много), в остальных местах – фреска с более насыщенными цветами, матовой поверхностью.

Стиль. Македонский ренессанс. Характерно: тяжеловесность фигур, которая притом не означала приближенности к земному; напротив, все эти пропорции наполнены глубоким духовным содержанием. Напр., широко раскрытые глаза – символ духовного горения (образ Христа Пантократора). Золотой фон – свет, фигура как бы в контражуре, золотые отсветы на складках одежды.

Стиль очень похож на стиль кафоликона монастыря Осиас Лукас, даже есть предположение, что в них работала одна и та же артель, однако это ничем не подтверждено.

Богоматерь. На золотом фоне без Младенца. По верху конхи апсиды – греческая надпись, цитата из Пс. 44: «Бог посреди нее, он не остановится, он поможет ей с самого утра». «Она» – в данном случае о Киеве. Богоматерь заступнически молится за Киев. Здесь появляется пурпурный тон – поясок, обувь – акцент на царственность Богородицы (т.к. из рода Давида), а также голубой – как небесный.

Тессеры 3-х размеров: мелкие для лика, средние для фона, крупные для одежды.

В окрестностях было налажено стекольное производство.

Мозаики клались ТОЛЬКО греками, русской традиции вообще не существовало.

Четкая иконография для каждого святого. Ап. Павел – всегда с темными волосамис залысиной, Петр – наоборот, седой с волосами.

-Прием изокефалии – «равноголовия», дань еще древнегреческому канону. Выражение ликов лишено индивидуальности.

Иоанн Златоуст и Василий Великий – тж. мозаики (где-то в алтарной апсиде?).

Фрески на столбах, в галереях – всего 720 фигур.

Недавно проводилась попытка идетнтификации их под рук-вом Саробьянова.

Ктиторская композиция – заказчик с семьей (Посередине – Христос, одесную Владимир, ошуюю его жена Ирина, вокруг дети по возрасту). Изображение не сохранилось, только зарисовка иконографии неким иностранцем в XVII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.019 с.)