Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Георгиевсий собор в Юрьеве-Польском.
Также имеет сейчас негармоничное кургузое завершение, результат достройки после небольшого землетрясения. Предположительно, оба храма имеют очень высокие барабаны и вообще устремлены вверх, а притворы имели значение контрфорсов. -Мелочная резьба, ползучая по стволу колонны, капитель так же утрачивает пластическую мощь и становится похожа на гравированную глыбу. Апотропеический символ льва (как и в церкви Покрова на Нерли). Фасад полностью изрезан орнаментом. Аркатурно-колончатый фриз отсутствует, «мятые» формы. ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА монастыря 2 Княжеский заказ, а не монастырский, поэтому далеко не самый скромный храм. Лучшая артель каменщиков. Мастер – Петр. Первый не анонимный храм на Руси.
Новгород наименее пострадал от нашествий Батыя, и в этом плане он оказался в более выгодном геополитическом положении. Тип Храма тоже княжеский (как в Киеве) – с пристроенной лестничной башней. Почти такой же храм, как Спаса на Берестове, за исключением нартекса и башни. Появляется трехглавый храм. Это обусловлено не каноном, а конструкцией: один купол над средокрестием, один над лестничной башней, один над правой частью хор (с противоположной стороны нартекса от лестничной башни – для освещения. Вертикальная вытянутость, динамизм характерны не только для экстерьера, но и для внутреннего облика. Недавно в храме был пожар, и пострадали росписи (впрочем, не оригинальные, а XIX в.) Характерна алтарная апсида, которая так глубока, что как бы стремится сомкуться в полный цилиндр. -имя создателя Георгиевского собора — мастера Петра. образ богатырской силы.
-стены, расчлененные лопатками, вздымаются на огромную высоту, которая подчеркивается четырьмя рядами чередующихся оконных проемов и ниш. Объем храма лишен галерей и притворов, которые придавали Софии общественный характер общегородского собора; благодаря органично примкнувшей башне и равным по высоте собору плотно прижавшимся апсидам он воспринимается как монолит, противопоставленный окружающему пространству.
-Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, “палати” по-славянски, здесь же, на хорах, располагалось два придела -Благовещения Пречистой и святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
-Первые прославленные Церковью русские святые, так же как и св. Георгий, почитались как защитники Руси, к ним обращались в годы бедствий и войн за помощью, их воспринимали как вечных соратников русских князей и воинов
СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ Здесь заказ уже монастырский, а не великокняжеский (по-видимому, впервые). Заказчик – святой подвижник Антоний Римлянин (действительно происходил из Италии, хотя и не из Рима). есть предание о том, как Антоний, удалившись в пустыню, молился на скале, и от нее отклолся камень, на котором он стоял, и, поплыв, причалил к тому месту на берегу Волхова, где Антонием впоследствии был основан монастырь. Монастырь имел на Руси значение не только духовное, но и оборонительное, что было актуально в т.ч. по причине широкого еще распространения язычества. Для построения монастыря и, в первую очередь, главного храма Антоний вынужден был апеллировать к новгородскому вече. Антоний внес в византийскую традицию итальянское представление о храме.
Не было нартекса (нет оглашенных) Нет хор (в монастырском храме нет князя) Храм получился очень стройный и строгий Далее храм достраивается. Строятся хоры(?), лестничная башня и вообще западная часть. Башня используется как колокольня (то же в Георгиевском соборе).
собор имеет, как и церковь Благовещения, башню (круглую) у северо-западного угла. Храм завершен асимметричным трехглавием: вторая глава венчает башню, а несколько меньшая, третья,— противоположный угол. -Соборы Антониева и Юрьева монастырей, поставленные на берегу Волхова, выступают как эпиграфы при подъезде к городу с севера и юга, в этом проявилось широкое градостроительное мышление новгородских зодчих той поры. Близок по схеме плана, но значительно меньше и более пластичен, шестистолпный трехглавый собор с круглой лестничной башней Антониева монастыря (1117—-1119 гг.). К церкви Благовещения планово близок собор Рождества Богородицы Антониева монастыр (рис.27), построенный в 1117 году. В отличие от Благовещенской церкви, лестнична башня у собора круглая. Собор трехглавый. В настоящее время он довольно сильно перестроен. От других соборов храм отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухступенчатых ниш на фасадах. Восточная пара столбов имеет Т-образную форму, а средняя -шестигранную. Собор был возведен по заказу игумена монастыря.
Собор был расписан в 1125 году. Его фрески сохранились в-основном в алтарной части, а также в лестничной башне. Стилистически росписи близки к некоторым романским школам. В 1127 году в монастыре была заложена несохранившаяся трапезная церковь. -Характерна разная форма столбов. Восточные столбы не имеют западной лопатки, в результате они Т-образные. Недавно обнаружены следы алтарной преграды; предположительно, поэтому нет западной лопатки. Западные столбы восьмигранные. Нынешние западные столбы (третья пара) – результат расширения храма на запад.
Монументальная живопись и иконопись Киевской Руси (конец 10, пер четверть 12 вв) -живопись в храме не иллюстративная декорация, а символическое олицетворение вселенной -иерархивя росписей. в куполе изображение Бога, чем ниже, там ближе к человеку -купол ставится на барабан а не на подпружные арки -комниновский стиль-стилизованность, чёткие контуры, вытянутые пропорции, яркие пробела, свет -македонский стиль-более мягкий, интерес к античности, естественность в передаче человеческого тела София Киевская Мозаики есть только в Софии Киевской, потому что работа греческой артели мозаичистов была доступна только великому князю. Тип постройки сформировался в постиконоборческий период (после VII вселенского собора), к IX в. относятся первые письменные свидетельства (Экфрасис патриарха Фотия), где был описан некий храм. (Экфрасис – поэтическое произведение, описывающее существующее или вымышленное произведение искусства.) Из Экфрасиса Фотия видим: Главная часть – средокрестие; Купол – небеса. Здесь изображается Бог в том образе, в котором только он и может быть написан – т.е. только Христа. (Христос Пантократор – обязательно с благословляющей десницей и закрытым или открытым Евангелием) Образ обязательно подписывался – это и было его освящением. В барабане Киевской Софии 12 окон – 12 простенков, в них 12 апостолов. (В Новгородской Софии – 8, соответственно 8 пророков.)
В парусах – 4 евангелиста. На подпружных арках – 8 мучеников Севастийских. Следующий по значимости компартимент – алтарная апсида. В ее конхе, по византийской традиции, пишется Богоматерь (варианты: оранта – молящаяся (со Христом в медальоне или без него, на троне). Здесь – оранта без медальона. -Ниже сцена Евхаристии (нововведение – в Византии не писалась здесь, а только иногда в виме арки перед алтарной апсидой). Здесь зеркально симметричная схема – с одной стороны Христос преподает апостолам Свое тело, с другой – кровь.
Техники. Для наиболее существенных зон храма – алтарной апсиды и средокрестия – мозаики (в т.ч. потому, что мозаика отражает свет, и располагать ее есть смысл там, где его много), в остальных местах – фреска с более насыщенными цветами, матовой поверхностью.
Стиль. Македонский ренессанс. Характерно: тяжеловесность фигур, которая притом не означала приближенности к земному; напротив, все эти пропорции наполнены глубоким духовным содержанием. Напр., широко раскрытые глаза – символ духовного горения (образ Христа Пантократора). Золотой фон – свет, фигура как бы в контражуре, золотые отсветы на складках одежды. Стиль очень похож на стиль кафоликона монастыря Осиас Лукас, даже есть предположение, что в них работала одна и та же артель, однако это ничем не подтверждено. Богоматерь. На золотом фоне без Младенца. По верху конхи апсиды – греческая надпись, цитата из Пс. 44: «Бог посреди нее, он не остановится, он поможет ей с самого утра». «Она» – в данном случае о Киеве. Богоматерь заступнически молится за Киев. Здесь появляется пурпурный тон – поясок, обувь – акцент на царственность Богородицы (т.к. из рода Давида), а также голубой – как небесный. Тессеры 3-х размеров: мелкие для лика, средние для фона, крупные для одежды. В окрестностях было налажено стекольное производство. Мозаики клались ТОЛЬКО греками, русской традиции вообще не существовало. Четкая иконография для каждого святого. Ап. Павел – всегда с темными волосамис залысиной, Петр – наоборот, седой с волосами. -Прием изокефалии – «равноголовия», дань еще древнегреческому канону. Выражение ликов лишено индивидуальности. Иоанн Златоуст и Василий Великий – тж. мозаики (где-то в алтарной апсиде?). Фрески на столбах, в галереях – всего 720 фигур. Недавно проводилась попытка идетнтификации их под рук-вом Саробьянова. Ктиторская композиция – заказчик с семьей (Посередине – Христос, одесную Владимир, ошуюю его жена Ирина, вокруг дети по возрасту). Изображение не сохранилось, только зарисовка иконографии неким иностранцем в XVII в.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.019 с.) |