Искусство до монгольской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство до монгольской Руси



Искусство до монгольской Руси

-уже в 11 веке попытка историзма, интерес к прошлому

культура составляла часть большого византийского мира

-до 11 века-запад-варварский

-виз культура объединяла большое количество стран

-На руси виз. православие. Слова Лазарева. Русск иск-во сущ, пока существует Византийское

-Но русск культура не византийская-самобытна.

Отличия Русск. культуры от византийской:

-Не смотря на импорт религии, Русь не приняла светскую культуру, т.е. античный культурный фундамент

-византию одолевали татарские набеги вплоть до константинополя. Многие русские перебегали в Орду. Западный мир,в т.ч. и Русь объединялись с целью обороны.

 

Иерархия искусств

Новая архитектура – каменные храмы. Они же являются и первыми сохранившимися постройками. Все остальное строилось из дерева (в т.ч. дворцы).

Поскольку каменная архитектура не была знакома славянам, первые культовые постройки христианской Руси выполнялись греками (так же, как и живопись). Поэтому архитектура Руси полностью заимствуется из Византии.

Крестово-купольный храм типа вписанного креста (паралеллепипед со вписанным средокрестием, рукава подкупольного креста и (между ними по углам, дополняя крест до прямоугольника) – угловые компартименты. Тж. появляется алтарная часть и притвор (нартекс). Отражает иерархию мира, вселенную в понимании людей

 

-базилика - отр крестного пути не прижилась

живопись-подчинена архитектуре. фреска, мозаика,

 

Первый храм на Руси (из известных нам, а возможно и вообще) – Десятинная церковь (989 – 996 гг.) –

- название по десятине, отдававшейся князем Владимиром на функционирование храма (не на строительство!). Церковь была посвящена Богородице (посвящение праздникам появилось позже!). До нашего времени не сохранилось ничего, кроме фундаментных швов.

 

Когда хан Батый пришел в Киев, местная знать пыталась укрыться в ней, но церковь была разрушена и погребла под собой всех находившихся внутри. Простояла в руинах до XIX в, когда на ее месте арх-р Стасов построил классицистический храм, разрушенный уже при большевиках.

Сейчас вид церкви реконструирован по фундаментным швам, ведется восстановление.

*Как строили. Чертежей не существовало. Алгоритм постройки: заказчик диктовал программу храма – проект, оговоренный до мелочей.

В данном случае Владимир не был полноценным заказчиком, однако его мнение, очевидно, было учтено, поскольку постройка нетипична для Византии. Техническая сторона принадлежала грекам, заказ – киевскому князю.

Сравнение с церковью монастыря Липса в Византии:

 

Ц. монастыря Липса Десятинная церковь
Хоры над нартексом и угловыми компартиментами – для высокопоставленных христиан   Хоры занимают пространство не только над нартексом, но и над 2-мя боковыми нефами. Т.о. хоры получаются гораздо более вместительными (престижно, цель – «перепюнуть» Византию)
  Перед нартексом пристраивается экзонартекс, а перед ним еще один экзонартекс (по-видимому, для огромного числа оглашенных, т.к. князь Владимир не мог сразу крестить все большинство) Обязательно есть крещальня
  Масса пристроек (большие галереи вокруг)
  В Византийских церквях постоянно диалектически противостоят 2 начала: эстетский эллинизм и восточный аскетический мистицизм. К 9 – 10 вв. преобладание за первым из них, колонны становятся очень изысканными, масса стены не имеет значение, а важны окна, свет и проч. В частности, здесь возврат к колоннам, вместо стен и столбов.   Важный момент конструктивного характера, связанный с большими хорами. Вместо колонок, появляются огромные столбы крещатого сечения. Однако остаются (декоративные) мраморные колонки, доставлявшиеся из Византии. Стенки еще по-византийски тонкие, позднее будут утолщаться. Декор – мозаики, шиферные плиты

Материал. Опус-микстум – смешанная техника (по византийской схеме): камень для наиболее конструктивно значимых элементов + плинфа.

Считается, что имела 5 глав и в этом смысле выступала прототипом для черниговского Спасского собора.

 

Спасский собор в Чернигове

-110-11 века

-план не менялся, отличия от традиционной кр-куп постройки.

-появляется дополнительный неф (?) в восточной части-опора.

-Спасский собор после реконструкции

-хоры уже как 2-й этаж для знати

-храмы на 4-х колоннах

-исчезают огромные приёмы -на Руси не было арок

 

София Киевская

 

как и Золотые ворота, реплика на константинопольскую Софию.

Нынешнему виду мы обязаны современной идеей о том, что София Киевская – никакой не памятник византийского наследия, а произведение самостийного украинского барокко.

Вопрос, является ли София Киевская представителем сугубо Киевской архитектуры или все же представляет византийское наследие, но, во всяком случае, крайне самобытна.

5 НЕФОВ! 5 алтарей – центральный посвящен Софии, вокруг него – один Иоакиму и Анне, другой – Петру и Павлу (т.н. апостольский – при таком названии всегда речь идет о них), боковые – архангелу Михаилу и св. Георгию.

Окружен двухэтажной галереей с 3-х сторон, еще более широкая одноэтажная галерея. Обширнейшие хоры, однако их функция не ограничивалась местом присутствия князя и дружины на богослужении, они были продолжением интерьеров дворца, из которого на них был переход. Об этом свидетельствуют и монументальные росписи на хорах, не имеющие ничего общего с тематикой христианства.

13 глав – значение количества по-разному трактуется разными исследователями:

«Функционалисты» считают, что это необходимо для улучшения освещенности

По другой версии, 12 апостолов и Христос

Фрески:

Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» на сводах, «Христос перед Каиафой» и «Отречение Петра» па северной стене трансепта, «Распятие» на южной стене трансепта, «Снятие со креста» либо «Положение во гроб» на разобранной западной степе, «Сошествие во ад» и «Явление Христа женам мироносицам» в нижнем регистре северной стены трансепта, «Уверение Фомы» и «Отослание учеников на проповедь», в том же регистре южной стены трансепта, «Сошествие Св. Духа» и, вероятно, «Успение» на западной стене трансепта.

Нарушена иерархия отдельных частей храма. На разрезе видно, что по высоте доминирует не центральное средокрестие, а пространство над хорами.

Престолы посвящены родителям Богородицы, апостолам Петру и Павлу (апостольский придел), крайние приделы – архангел Михаилу и св. Георгию. Это связано с тем, что покровителями князей на Руси были святые воины (св. Дмитрий Солунский, св. Георгий, архангел Михаил). Наличие приделов, посвященных этим святым, всегда указывает на княжеский заказ.

Убранство. (монументальная живопись древней Руси) Мозаики есть только в Софии Киевской, потому что работа греческой артели мозаичистов была доступна только великому князю.

Тип постройки сформировался в постиконоборческий период (после VII вселенского собора), к IX в. относятся первые письменные свидетельства (Экфрасис патриарха Фотия), где был описан некий храм. (Экфрасис – поэтическое произведение, описывающее существующее или вымышленное произведение искусства.)

Из Экфрасиса Фотия видим:

Главная часть – средокрестие;

Купол – небеса. Здесь изображается Бог в том образе, в котором только он и может быть написан – т.е. только Христа. (Христос Пантократор – обязательно с благословляющей десницей и закрытым или открытым Евангелием) Образ обязательно подписывался – это и было его освящением.

В барабане Киевской Софии 12 окон – 12 простенков, в них 12 апостолов. (В Новгородской Софии – 8, соответственно 8 пророков.)

В парусах – 4 евангелиста.

На подпружных арках – 8 мучеников Севастийских.

Следующий по значимости компартимент – алтарная апсида.

В ее конхе, по византийской традиции, пишется Богоматерь (варианты: оранта – молящаяся (со Христом в медальоне или без него, на троне). Здесь – оранта без медальона.

-Ниже сцена Евхаристии (нововведение – в Византии не писалась здесь, а только иногда в виме арки перед алтарной апсидой). Здесь зеркально симметричная схема – с одной стороны Христос преподает апостолам Свое тело, с другой – кровь.

 

Техники. Для наиболее существенных зон храма – алтарной апсиды и средокрестия – мозаики (в т.ч. потому, что мозаика отражает свет, и располагать ее есть смысл там, где его много), в остальных местах – фреска с более насыщенными цветами, матовой поверхностью.

Стиль. Македонский ренессанс. Характерно: тяжеловесность фигур, которая притом не означала приближенности к земному; напротив, все эти пропорции наполнены глубоким духовным содержанием. Напр., широко раскрытые глаза – символ духовного горения (образ Христа Пантократора). Золотой фон – свет, фигура как бы в контражуре, золотые отсветы на складках одежды.

Стиль очень похож на стиль кафоликона монастыря Осиас Лукас, даже есть предположение, что в них работала одна и та же артель, однако это ничем не подтверждено.

Богоматерь. На золотом фоне без Младенца. По верху конхи апсиды – греческая надпись, цитата из Пс. 44: «Бог посреди нее, он не остановится, он поможет ей с самого утра». «Она» – в данном случае о Киеве. Богоматерь заступнически молится за Киев. Здесь появляется пурпурный тон – поясок, обувь – акцент на царственность Богородицы (т.к. из рода Давида), а также голубой – как небесный.

Тессеры 3-х размеров: мелкие для лика, средние для фона, крупные для одежды.

В окрестностях было налажено стекольное производство.

Мозаики клались ТОЛЬКО греками, русской традиции вообще не существовало.

Четкая иконография для каждого святого. Ап. Павел – всегда с темными волосамис залысиной, Петр – наоборот, седой с волосами.

-Прием изокефалии – «равноголовия», дань еще древнегреческому канону. Выражение ликов лишено индивидуальности.

Иоанн Златоуст и Василий Великий – тж. мозаики (где-то в алтарной апсиде?).

Фрески на столбах, в галереях – всего 720 фигур.

Недавно проводилась попытка идетнтификации их под рук-вом Саробьянова.

Ктиторская композиция – заказчик с семьей (Посередине – Христос, одесную Владимир, ошуюю его жена Ирина, вокруг дети по возрасту). Изображение не сохранилось, только зарисовка иконографии неким иностранцем в XVII в.

Изображения на хорах и в лестничных башнях – написаны в среднем на 50лет позже, в нач. XII в. при Владимире Мономахе.

Их тематика – светские сюжеты, никакого отношения к Евангельской истории: охота, игры скоморохов, игры на константинопольском ипподроме (желание подражать византийскому императору, у которого те же сюжеты были написаны во дворце).

Роль орнамента в живописи Софии Киевской. Орнамент связывает живопись с архитектурой, задает членение стен. Как правило, растительный орнамент, а также геометрический, вплетающийся в него.

 

 

К середине 12 века строятся ещё 2 центра

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ

 

Тж. Строили греки, но по русскому заказу. В результате выравниваются по высоте прясла, сокращается до одной количество глав. Лестница на хоры становится полностью включенной в пространство нартекса.

Николо-Дворищенский собор.

-пятиглавый. Причина политическая: в Новгороде князю было неуютно, по причине олигархического устройства. Вече выгнало Ярослава из города, он ушел на противоположный берег Волхова и построил там хоромы и Никольский собор. Новые пропорции, в результате того, что хоры не должны были находиться ниже новгородских. Двойные оконные проемы.

София Киевская

Мозаики есть только в Софии Киевской, потому что работа греческой артели мозаичистов была доступна только великому князю.

Тип постройки сформировался в постиконоборческий период (после VII вселенского собора), к IX в. относятся первые письменные свидетельства (Экфрасис патриарха Фотия), где был описан некий храм. (Экфрасис – поэтическое произведение, описывающее существующее или вымышленное произведение искусства.)

Из Экфрасиса Фотия видим:

Главная часть – средокрестие;

Купол – небеса. Здесь изображается Бог в том образе, в котором только он и может быть написан – т.е. только Христа. (Христос Пантократор – обязательно с благословляющей десницей и закрытым или открытым Евангелием) Образ обязательно подписывался – это и было его освящением.

В барабане Киевской Софии 12 окон – 12 простенков, в них 12 апостолов. (В Новгородской Софии – 8, соответственно 8 пророков.)

 

В парусах – 4 евангелиста.

На подпружных арках – 8 мучеников Севастийских.

Следующий по значимости компартимент – алтарная апсида.

В ее конхе, по византийской традиции, пишется Богоматерь (варианты: оранта – молящаяся (со Христом в медальоне или без него, на троне). Здесь – оранта без медальона.

-Ниже сцена Евхаристии (нововведение – в Византии не писалась здесь, а только иногда в виме арки перед алтарной апсидой). Здесь зеркально симметричная схема – с одной стороны Христос преподает апостолам Свое тело, с другой – кровь.

 

Техники. Для наиболее существенных зон храма – алтарной апсиды и средокрестия – мозаики (в т.ч. потому, что мозаика отражает свет, и располагать ее есть смысл там, где его много), в остальных местах – фреска с более насыщенными цветами, матовой поверхностью.

Стиль. Македонский ренессанс. Характерно: тяжеловесность фигур, которая притом не означала приближенности к земному; напротив, все эти пропорции наполнены глубоким духовным содержанием. Напр., широко раскрытые глаза – символ духовного горения (образ Христа Пантократора). Золотой фон – свет, фигура как бы в контражуре, золотые отсветы на складках одежды.

Стиль очень похож на стиль кафоликона монастыря Осиас Лукас, даже есть предположение, что в них работала одна и та же артель, однако это ничем не подтверждено.

Богоматерь. На золотом фоне без Младенца. По верху конхи апсиды – греческая надпись, цитата из Пс. 44: «Бог посреди нее, он не остановится, он поможет ей с самого утра». «Она» – в данном случае о Киеве. Богоматерь заступнически молится за Киев. Здесь появляется пурпурный тон – поясок, обувь – акцент на царственность Богородицы (т.к. из рода Давида), а также голубой – как небесный.

Тессеры 3-х размеров: мелкие для лика, средние для фона, крупные для одежды.

В окрестностях было налажено стекольное производство.

Мозаики клались ТОЛЬКО греками, русской традиции вообще не существовало.

Четкая иконография для каждого святого. Ап. Павел – всегда с темными волосамис залысиной, Петр – наоборот, седой с волосами.

-Прием изокефалии – «равноголовия», дань еще древнегреческому канону. Выражение ликов лишено индивидуальности.

Иоанн Златоуст и Василий Великий – тж. мозаики (где-то в алтарной апсиде?).

Фрески на столбах, в галереях – всего 720 фигур.

Недавно проводилась попытка идетнтификации их под рук-вом Саробьянова.

Ктиторская композиция – заказчик с семьей (Посередине – Христос, одесную Владимир, ошуюю его жена Ирина, вокруг дети по возрасту). Изображение не сохранилось, только зарисовка иконографии неким иностранцем в XVII в.

Башнеобразный храм

-это кнеяжеский храм, подчёркивает иерархию заказчика

 

-Церковь Праскевы Пятницы в Чернигове

-автор Пётр Меланен

-по заказу купцов, в центре торговой площади

-конструкция повышенная, повыш подпружные арки

 

-решение фасада-аркатуры уходящие в землю

 

Искусство до монгольской Руси

-уже в 11 веке попытка историзма, интерес к прошлому

культура составляла часть большого византийского мира

-до 11 века-запад-варварский

-виз культура объединяла большое количество стран

-На руси виз. православие. Слова Лазарева. Русск иск-во сущ, пока существует Византийское

-Но русск культура не византийская-самобытна.

Отличия Русск. культуры от византийской:

-Не смотря на импорт религии, Русь не приняла светскую культуру, т.е. античный культурный фундамент

-византию одолевали татарские набеги вплоть до константинополя. Многие русские перебегали в Орду. Западный мир,в т.ч. и Русь объединялись с целью обороны.

 

Иерархия искусств

Новая архитектура – каменные храмы. Они же являются и первыми сохранившимися постройками. Все остальное строилось из дерева (в т.ч. дворцы).

Поскольку каменная архитектура не была знакома славянам, первые культовые постройки христианской Руси выполнялись греками (так же, как и живопись). Поэтому архитектура Руси полностью заимствуется из Византии.

Крестово-купольный храм типа вписанного креста (паралеллепипед со вписанным средокрестием, рукава подкупольного креста и (между ними по углам, дополняя крест до прямоугольника) – угловые компартименты. Тж. появляется алтарная часть и притвор (нартекс). Отражает иерархию мира, вселенную в понимании людей

 

-базилика - отр крестного пути не прижилась

живопись-подчинена архитектуре. фреска, мозаика,

 

Первый храм на Руси (из известных нам, а возможно и вообще) – Десятинная церковь (989 – 996 гг.) –

- название по десятине, отдававшейся князем Владимиром на функционирование храма (не на строительство!). Церковь была посвящена Богородице (посвящение праздникам появилось позже!). До нашего времени не сохранилось ничего, кроме фундаментных швов.

 

Когда хан Батый пришел в Киев, местная знать пыталась укрыться в ней, но церковь была разрушена и погребла под собой всех находившихся внутри. Простояла в руинах до XIX в, когда на ее месте арх-р Стасов построил классицистический храм, разрушенный уже при большевиках.

Сейчас вид церкви реконструирован по фундаментным швам, ведется восстановление.

*Как строили. Чертежей не существовало. Алгоритм постройки: заказчик диктовал программу храма – проект, оговоренный до мелочей.

В данном случае Владимир не был полноценным заказчиком, однако его мнение, очевидно, было учтено, поскольку постройка нетипична для Византии. Техническая сторона принадлежала грекам, заказ – киевскому князю.

Сравнение с церковью монастыря Липса в Византии:

 

Ц. монастыря Липса Десятинная церковь
Хоры над нартексом и угловыми компартиментами – для высокопоставленных христиан   Хоры занимают пространство не только над нартексом, но и над 2-мя боковыми нефами. Т.о. хоры получаются гораздо более вместительными (престижно, цель – «перепюнуть» Византию)
  Перед нартексом пристраивается экзонартекс, а перед ним еще один экзонартекс (по-видимому, для огромного числа оглашенных, т.к. князь Владимир не мог сразу крестить все большинство) Обязательно есть крещальня
  Масса пристроек (большие галереи вокруг)
  В Византийских церквях постоянно диалектически противостоят 2 начала: эстетский эллинизм и восточный аскетический мистицизм. К 9 – 10 вв. преобладание за первым из них, колонны становятся очень изысканными, масса стены не имеет значение, а важны окна, свет и проч. В частности, здесь возврат к колоннам, вместо стен и столбов.   Важный момент конструктивного характера, связанный с большими хорами. Вместо колонок, появляются огромные столбы крещатого сечения. Однако остаются (декоративные) мраморные колонки, доставлявшиеся из Византии. Стенки еще по-византийски тонкие, позднее будут утолщаться. Декор – мозаики, шиферные плиты

Материал. Опус-микстум – смешанная техника (по византийской схеме): камень для наиболее конструктивно значимых элементов + плинфа.

Считается, что имела 5 глав и в этом смысле выступала прототипом для черниговского Спасского собора.

 

Спасский собор в Чернигове

-110-11 века

-план не менялся, отличия от традиционной кр-куп постройки.

-появляется дополнительный неф (?) в восточной части-опора.

-Спасский собор после реконструкции

-хоры уже как 2-й этаж для знати

-храмы на 4-х колоннах

-исчезают огромные приёмы -на Руси не было арок

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.076 с.)