Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Пензенский государственный университет Пенза 2005 ББК 65.011.761 УДК 65.018 Рецензенты: Доктор технических наук, профессор, и.о. директора филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства В. И. Чернецов Кандидат технических наук, доцент Пензенского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института Дресвянников В. А. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Д 73 Организационное поведение: Метод. указания. – Пенза: Изд-во ун-та, 2005. – 56 с. : 1 ил., 5 табл., библиогр. 8 назв. Методические указания содержат рекомендации, планы и подробный материал по проведению практических занятий по курсу “Организационное поведение”. Методические указания подготовлены на кафедре "Менеджмент" и рассчитаны на студентов всех форм обучения по специальности 06.11.00 "Менеджмент", а также для других специальностей, изучающих данный курс. УДК 65.018 ББК 65.011.761 © Издательство Пензенского государственного университета, 2004 © Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1.1 Сопоставительное рассмотрение активных и традиционных методов обучения 4 1.2 Средства обучения и контроля. Оценка работы студентов 6 ЗАНЯТИЕ 1. Тема «Управление коммуникациями» 8 Деловая игра «Невербальные средства общения» 8 Деловая игра «Марафон менеджера» 10 ЗАНЯТИЕ 2. «Роль индивида в организации» 12 Тренинг «Разрешите представиться» 12 Тренинг «Закрытая диагностика проблемного поля участника» 12 ЗАНЯТИЕ 3. «Роль индивида в организации» 14 Тренинг «Роль» 14 Практические тесты 16 ЗАНЯТИЕ 4. «Оценка результатов труда сотрудников и предотвращение конфликтов между ними» 21 Конкретная ситуация «Конфликт» 21 ЗАНЯТИЕ 5. «Руководство» 27 Конкретная ситуация «Управление карьерой» 27 Конкретная ситуация «Красный Октябрь» 31 ЗАНЯТИЕ 6. «Руководство» 41 Деловая игра «Менеджер как субъект управления» 41 ЗАНЯТИЕ 7. «Наделение властью и участие в управлении» 49 Тренинг «Удержание власти - цейтнот» 49 ЗАНЯТИЕ 8. «Команды и работа в командах» 53 Тренинг «Работа с проблемами по алгоритму» 53 4 ВВЕДЕНИЕ Сопоставительное рассмотрение активных и Традиционных методов обучения Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Особенно это касается такого вида профессиональной деятельности, как менеджмент. Вследствие чего обучение будущих менеджеров должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств реализующих такой подход все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры и тренинги. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются эффективным средством усвоения знаний и формирования умений и играют большую роль в подготовке кадров. Деловые игры и тренинги могут применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что данные методы синтезируют в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов. Преимущество данных методов обучения перед традиционными методами обнаруживаются в нескольких пунктах: 1. Их цели в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной 5 деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам; 2. Позволяют соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания; 3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению; 4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых; 5. Деловые игры и тренинги насыщены обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах; 6. В играх и тренингах формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка; 7. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность; 8. Данные методы провоцируют включение рефлексивных процессов, предоставляют возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов. Проблема измерения эффективности игр и тренингов, как и других групповых методов, достаточно остра. Оперируя данными самоотчетов ее участников, можно говорить, что в результате их проведения у игроков снижается эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении, обостряется социальная чувствительность, уменьшается нормативный самоконтроль, формируется установка на восприятие новой информации, снижается порог принятия точки 6 зрения другого, расширяются стереотипы, актуализируется творческий потенциал, повышается адекватность само - и взаимооценок.. Опыт, полученный в играх и тренингах, может оказаться даже более продуктивным по сравнению с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Игры и тренинги позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В данных методах обучения ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данных методов в учебном процессе. Помимо названных деловых, ролевых игр и тренингов, в учебном процессе должны быть задействованы и такие методы обучения, как рассмотрение конкретных ситуаций («Кейс-стади»). Цель этого метода заключается: - в предложении студентам проблем, основанных на реальных ситуациях менеджмента и адаптированных для учебных целей; - в обучении студентов практическим навыкам анализа и осмысления деловых ситуаций путем их решения. 1.2 Средства обучения и контроля. Оценка работы студентов Средства обучения и контроля • Классная доска; • Конендоскоп, слайды, методические указания, раздаточный материал, плакаты; 7 • Индивидуальный письменный отчет, содержащий описание ответов на поставленные в ходе занятий вопросы, задания, тесты; результаты групповой работы. Оценка работы студентов Оценка работы студентов производится как в ходе проведения занятий, так и проверкой письменных отчетов. Критерии оценки: 1) Активность индивидуальной работы в процессе занятий, как в группах, так и при презентации и пленарной дискуссии; 2) Наличие теоретических знаний по теме практических занятий, правильность понимания основных понятий и положений; 3) Умение применить теоретические знания при решении практических задач; 4) Умение мыслить самостоятельно, системно, нестандартно. 8 ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА «УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ» Содержание: коммуникации, формы коммуникаций, неформальное общение. Методы обучения: деловая игра. План проведения занятия: проведение деловой игры. ЗАНЯТИЕ 2 ТЕМА «РОЛЬ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ» Содержание: роль, виды ролей и их значение. Методы обучения: тренинг. План проведения занятия: проведение двух тренингов. Подлинное учение- это мучительное прорастание наших возможностей через панцирь наших привычек и убеждений Что такое рынок? Борьба за право жить, продолжить вид. Борьба! В спорте «подсидеть» нельзя. В природе «подсидеть» нельзя. В рынке «подсидеть» нельзя. Выживает более сильный. Тренинг «Закрытая диагностика проблемного поля Участника» Каждому участнику предлагается заполнить персональную анкету «Наши проблемы». 13 ЗАНЯТИЕ 3 Тренинг «Роль» Преподаватель нацеливает студентов на работу в условиях поминутного соревнования на выживание (каждый шаг оценивается и штрафуется). Личная задача каждого - обойти всех по энергии, включенности, желанию победить. Несмотря на то, что все работают «столами», это – не командная игра. Каждый должен помнить, что Практические тесты Постарайтесь внимательно прочесть предложенные вопросы тестов и быстро ответить на них, поставив оценку в баллах: ДА – 1; НЕТ – 0. ТЕСТ 2. Оценка силы воли 1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая неинтересна, независимо оттого, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней? 2. Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то нежелательное? 3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью? 4. Если Вам предписано неприятное лекарство, сможете ли Вы регулярно его принимать? 5. Найдете ли Вы силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером? 6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания органам милиции и ДПС, предполагая, что это отнимет у Вас свободное или рабочее время? 7. Если у Вас вызывает страх посещение стоматолога или полет в самолете, сумеете ли Вы преодолеть это чувство и не изменить своего намерения? 8. Сдержите ли Вы сгоряча данное обещание, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот? Иными словами, являетесь ли Вы человеком слова? 9. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня? 10. Закончите ли Вы выполнение срочной и важной работы, если по телевизору идет интересная передача? Подведите итоги ответов в баллах на каждый тест и дайте им качественную оценку: 18 o до 4 баллов – удовлетворительно; o от 5 до 7 – хорошо; o от 8 до 9 – отлично; o 10 баллов – Вы завышаете свои способности. ЗАНЯТИЕ 4 МЕЖДУ НИМИ» Содержание: мотивация, аттестация, конфликт, стратегия. Методы обучения: конкретная с ситуация. План проведения занятия: анализ конкретной ситуации. ЗАНЯТИЕ 5 ТЕМА «РУКОВОДСТВО» Содержание: решение, анализ, диагностика, планирование карьеры. Методы обучения: конкретная ситуация. План проведения занятия: анализ двух конкретных ситуаций. ЗАНЯТИЕ 6 ТЕМА «РУКОВОДСТВО» Содержание: решение, анализ, диагностика, карьера. Методы обучения: деловая игра. План проведения занятия: проведение деловой игры. ЗАНЯТИЕ 7 УПРАВЛЕНИИ» Содержание: власть, обязанности, управление, решение. Методы обучения: тренинг. План проведения занятия: проведение тренинга. Тренинг «Удержание ______________власти - цейтнот» Любое затруднение, вопрос, проблема сложны не сами по себе, а именно для того, кто с ними столкнулся. Это всегда недостаток компетентности того, перед кем они встают. Как на экзамене студент тянет билет, так и в аудитории участник тренинга «вытягивает» ситуацию и мгновенно принимает решение, дает ответ. Предлагаемые ситуации: 1) Ваша жена (муж), позвонив Вам на работу, капризным голосом заявляет, чтобы Вы немедленно домой, в противном случае развод. У Вас через 15 минут совещание с подчиненными. Ваши действия; 2) Ваш (а) сотрудник (ца) объяснялся (лась) в любви и настойчиво требует свидание. Ваши действия. 3) Пришли деньги на заработную плату, но начальник управления просит перечислить их на банкет, обещая через месяц вернуть Вам эти деньги. Ваши действия. 50 4) Пришел новый сотрудник после окончания ВУЗа, Вы поступаете перед подчиненными на совещании, и молодой сотрудник задает Вам вопрос, в котором есть термины из менеджмента, значения которых Вы не знаете. Ваши действия. 5) Вы сопровождаете вышестоящего начальника для проверки районного узла. Входя в отделение, Вы видите, что коллектив объявил забастовку. Ваши действия. 6) Начальник управления заходит в Ваше отделение и обращается к оператору, тот очень грубо отвечает. Вы, выйдя из своего кабинета, видите эту ситуацию. Ваши действия. 7) Ваши подчиненные решили сделать Вам сюрприз по поводу Вашего дня рождения, устроить банкет. В разгар банкета и рабочего дня приезжает начальник с проверкой. Ваша реакция. 8) Вы входите в зал заседания, где собрались Ваши подчиненные, и обнаруживаете, что у вас оторвался карман. Ваша реакция. 9) Высокопоставленные гости в Вашем кабинете, заходит секретарь с подносом с кофе и случайно проливает кофе на Ваш костюм. Ваша реакция. 10) Вы внезапно открываете дверь в отдел и застаете своих подчиненных, которые обсуждают Вас с негативной стороны. Ваши действия. 11) Ваша сотрудница, в который раз, просит у Вас свободный день в связи с болезнью одного из своих многочисленных родственников. Ваши действия. 12) Вы отправляете молодого перспективного сотрудника вместо себя на деловую встречу, где он принимает решение, которое категорически расходится с Вашими взглядами. Ваша реакция. 51 13) Вы на деловом совещании перепутали имя и отчество Вашего начальника. Ваши действия. 14) В ходе совещания Ваш сотрудник открыто и при всех заявил, что Вы некомпетентны. Ваша реакция. 15) Вы недовольны, что один из Ваших сотрудников постоянно опаздывает, и назначаете ему время для встречи с ним по этому поводу. Идя на встречу, Вы тоже случайно опаздываете. Ваши действия. 16) Ваша «многолетняя» сотрудница, не выдержав тяжести жизни: нет нормальных жилищных условий, очень низкая заработная плата, - однажды утром приходит к Вам домой и возбужденно заявляет, что не уйдет из Вашего дома до тех пор, пока Вы, как руководитель, не предпримите меры по ее социальной защищенности. 17) Вы хотите уволить своего сотрудника по ряду известных Вам причин. Но ваш юрист говорит Вам, что это незаконно. Ваши действия. 18) Вы увольняете сотрудника по сокращению. Но от вышестоящих органов поступила убедительная просьба принять на это место «нужного» человека. Ваши действия. 19) Вы объявляете конкурс на замещение вакантной должности инженера РУПС. Конкурс блестяще выигрывает молодой энергичный специалист с высшим образованием, предложившим разумные идеи по организации заданного направления работы. Но на эту должность вдруг претендует глава административного района, уходящий на пенсию. Ваши действия. 20) Вы возвращаетесь с увеселительной вечеринки в нетрезвом состоянии. Около подъезда своего дома Вы сталкиваетесь со своими подчиненным. Ваши действия. 52 21) Вы – руководитель переносите грипп в тяжелой форме, находитесь на «больничном». Во время Вашего отсутствия в Вашем отделении создается критическая ситуация, требующая срочного разрешения. Ваши действия. 22) Ваш прямой руководитель из области отчитывает вас в присутствии Ваших подчиненных. Ваши _______действия. 23) Вы узнаете, что Ваш сотрудник пишет на Вас в различные инстанции жалобы. Ваши действия. Оцениваются: находчивость смекалку умение выходить из трудного положения психологическая точность принимаемого решения. 53 ЗАНЯТИЕ 8 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Гибсон Дж., Иванцевич Дж., Доннели - мл Дж. Организация. Структура. Процессы. Поведение. – М., 1997. 2. Гравин В. В., Дятлов В. А. – Менеджмент персонала предприятия. – М., 2000. 3. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Нижний Новгород, 2001. 4. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М., 1999. 5. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадокс. – М., 1997. 6. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб., 2000. 7. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. – М., 1997. 8. Сипак А. Организационное поведение. – М., 2000.__ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Пензенский государственный университет Пенза 2005 ББК 65.011.761 УДК 65.018 Рецензенты: Доктор технических наук, профессор, и.о. директора филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства В. И. Чернецов Кандидат технических наук, доцент Пензенского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института Дресвянников В. А. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Д 73 Организационное поведение: Метод. указания. – Пенза: Изд-во ун-та, 2005. – 56 с. : 1 ил., 5 табл., библиогр. 8 назв. Методические указания содержат рекомендации, планы и подробный материал по проведению практических занятий по курсу “Организационное поведение”. Методические указания подготовлены на кафедре "Менеджмент" и рассчитаны на студентов всех форм обучения по специальности 06.11.00 "Менеджмент", а также для других специальностей, изучающих данный курс. УДК 65.018 ББК 65.011.761 © Издательство Пензенского государственного университета, 2004 © Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1.1 Сопоставительное рассмотрение активных и традиционных методов обучения 4 1.2 Средства обучения и контроля. Оценка работы студентов 6 ЗАНЯТИЕ 1. Тема «Управление коммуникациями» 8 Деловая игра «Невербальные средства общения» 8 Деловая игра «Марафон менеджера» 10 ЗАНЯТИЕ 2. «Роль индивида в организации» 12 Тренинг «Разрешите представиться» 12 Тренинг «Закрытая диагностика проблемного поля участника» 12 ЗАНЯТИЕ 3. «Роль индивида в организации» 14 Тренинг «Роль» 14 Практические тесты 16 ЗАНЯТИЕ 4. «Оценка результатов труда сотрудников и предотвращение конфликтов между ними» 21 Конкретная ситуация «Конфликт» 21 ЗАНЯТИЕ 5. «Руководство» 27 Конкретная ситуация «Управление карьерой» 27 Конкретная ситуация «Красный Октябрь» 31 ЗАНЯТИЕ 6. «Руководство» 41 Деловая игра «Менеджер как субъект управления» 41 ЗАНЯТИЕ 7. «Наделение властью и участие в управлении» 49 Тренинг «Удержание власти - цейтнот» 49 ЗАНЯТИЕ 8. «Команды и работа в командах» 53 Тренинг «Работа с проблемами по алгоритму» 53 4 ВВЕДЕНИЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.013 с.) |