А.С. Грибоедова «Горе от ума» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.С. Грибоедова «Горе от ума»



МЕТОДИКА

ПОДГОТОВКИ

К ПИСЬМЕННОМУ АНАЛИЗУ

ТЕКСТОВ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДМИТРОВ

2007г.

 

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Литературоведческую работу можно образно сравнить с путешествием в мир художественного произведения: сборы в дорогу и составление маршрута – это вступление, само путешествие и приобретение сувениров (фактов того, что вы действительно побывали в этих местах, т.е. цитат) – это основная часть, возвращение домой и подведение итогов путешествия – это заключение. А теперь стоит познакомиться с главными частями этой работы подробнее.

Вступление. Как говорится, лиха беда – начало. С чего начать сочинение – всегда трудный и важный вопрос. Ответить на него поможет народная мудрость: «Плясать нужно от печки». Первый шаг при написании сочинения нужно делать от темы. Вначале необходимо конкретизировать тему сочинения, то есть дать расширенное представление о смысле и содержании данной темы, иначе говоря, расставить все точки над i. Например, в теме «Приёмы раскрытия характера главного героя в романе «Герой нашего времени» необходимо конкретизировать имя героя, имя его автора и то, что мы подразумеваем под словом «приёмы». Начало раскрытия данной темы может выглядеть так: Образ Печорина, созданный М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», является психологическим портретом человека незаурядного, во многом противоречивого, душа которого представляет тайну. Для раскрытия характера этого героя автор романа использовал ряд своеобразных литературных приёмов, позволяющих глубже проникнуть в загадочный внутренний мир Печорина.

Итак, мы конкретизировали смысл избранной темы, но вступление ещё не до конца выполнило свою задачу, поскольку мы не выявили проблемного вопроса, заключённого в этой теме. Перефразируя тему, мы получим следующий вопрос: каковы же приёмы раскрытия характера главного героя в романе «Герой нашего времени»? Однако, поскольку в тексте нашего сочинения не должно быть лишних повторов (это будет речевой ошибкой), следует привести поставленный вопрос в соответствие с написанной ранее конкретизацией. Добиться желаемого соответствия можно, сократив вопрос и добавив указательное местоимение: Каковы же эти приёмы?

Остаётся только построить логический «мостик» к непосредственному анализу текста, и вступление можно считать завершённым. Таким «мостиком» будет постановка цели нашего анализа. Для формулировки цели выберем самую универсальную и удобную конструкцию: Для ответа на поставленный вопрос обратимся вначале к композиции «Героя нашего времени». В момент перехода к основной части лучше ставить более узкую и конкретную цель – это значительно облегчит первый шаг анализа. Вот почему мы обращаемся не ко всему роману, а к первому художественному приёму, использованному в нём (к композиции), за которым последует и анализ других не менее значимых приёмов.

Следует особо отметить, что в отличие от школьных требований вступление вузовского сочинения не должно быть чересчур растянутым, ведь оно выполняет лишь роль подготовки к главной части. Во вступлении не должно быть никакого анализа произведения – он начнётся в следующей части. Не забудьте, что любое вступление держится на трёх китах: конкретизация темы, постановка проблемы и переход к основной части.

Основная часть начинается тогда, когда вы приступаете к непосредственному анализу текста или содержания художественного произведения. Анализ – это разложение целого на части. В примере с «Героем нашего времени» эти части будут приёмами раскрытия характера Печорина: композиция, три рассказчика, портретная характеристика, самоанализ героя, его взаимоотношения с другими людьми, с природой и т. д. Описание каждого из приёмов и составит ваш анализ произведения в основной части. Логическая схема анализа такова: тезис(мысль) – доказательство этого тезиса(фактическое подтверждение) – новый тезис – и т.д. Важно, чтобы каждый новый тезис следовал с красной строки, иначе это может считаться логической ошибкой. Очень важно также, чтобы каждая новая мысль была прочно связана с предыдущей и последующей. Для этого используйте синонимическое богатство русского языка. В качестве примера возьмём небольшой отрывок.

Так постепенно, от главы к главе автор ведёт читателя к постижению таинственных глубин печоринской души.

Задача постепенного раскрытия характера Печорина обусловила использование Лермонтовым ещё одного оригинального художественного приёма. Он заключается в том, что…

Логический переход от одного тезиса к другому в данном случае построен на основе синонимической близости слов «постижение» и «раскрытие». По этому принципу можно связать любые абзацы.

Чтобы добиться плавного перехода, целесообразно приступить к нему не в начале предложения, а в середине. Например:

В предисловии к журналу Печорина есть следующее примечание автора: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» - скажут они. – Не знаю».

Неоднозначность отношения Лермонтова к своему герою отражена и в самом сюжете романа, в тех сценах, где Печорин раскрывает совершенно неожиданные качества своего характера.

В начале второго абзаца повторяется смысл предыдущей мысли, а далее говорится о новом предмете анализа, который будет фактически обоснован новыми примерами из текста романа. Граница между смысловыми отрезками проходит в середине синтаксически цельной фразы, и поэтому она незаметна.

Логический переход от одной мысли к другой столь же удобен при использовании устойчивых словосочетаний типа: следует также заметить, кроме того, приведённые примеры позволяют сделать вывод, не случайно, к сделанным наблюдениям можно добавить, ответ на этот вопрос следует начать издалека, важное значение имеет также тот факт, тем более важно отметить, перечитывая эти строки, вначале рассмотрим, для фактического обоснования этого тезиса обратимся, с этой точки зрения, не может оставить равнодушным и т.д. В качестве средств логического перехода следует избегать союзов «и», «но», «а», поскольку они связывают слова, а не предложения. Противительные союзы в начале предложения можно заменить словом «однако», а союз «и» либо исключить, либо перенести подальше от начала.

Большинство абитуриентов не умеют цитировать стихотворные строки в их логической взаимосвязи с остальным текстом сочинения. Во-первых, красивее и грамотнее цитировать стихи с красной строки и без кавычек, а во-вторых, их нужно обязательно заключать в «рамочку». Перед стихотворными строками должны находится слова, предваряющие их появление, а после них следует комментирование того, что вы процитировали. Приведём пример:

Обращение Пушкина к друзьям-декабристам проникнуто любовью, искренним состраданием, желанием поддержать свободолюбивый дух лучших сынов Отечества.

Пройдя через горнило страдания, «свободный глас» поэта в стихотворении «Пророк» стал гласом Бога:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Вот истинное предназначение поэта, которое заключается в том, чтобы жечь сердца людей, будить в них верность добру и правде, затрагивать лучшие струны человеческой души.

Обратив внимание на последний абзац, можно заметить, что в нём говорится по смыслу почти то же, что и в гениальных строках Пушкина, но это повторение необходимо для того, чтобы выразить наше понимание пушкинской мысли и, главное, чтобы построить нижнюю «рамку» цитаты. Если же этой «рамки» не будет, то цитата останется без опоры на дальнейший текст сочинения, и, следовательно, нарушится общая логика раскрытия темы.

Если вы анализируете одно произведение, то логичнее начинать с его первых глав (действий, явлений, сцен), а если это несколько произведений, то начать необходимо с более ранних в хронологической последовательности. Таким образом, дойдя до последней главы или наиболее позднего произведения, вы плавно достигните финала основной части. Переходить к заключению следует только тогда, когда вы почувствуете, что накопили достаточный фактический материал для ответа на вопрос вступления. Чтобы логично завершить анализ в основной части, не помешает закончить свои рассуждения небольшим выводом. Например:

Даже в тяжёлые и мрачные минуты жизни поэт не утрачивал веры в благодатные и живительные силы любви:

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Неисчерпаемый оптимизм и жизнеутверждающие мотивы лирики Пушкина служат одним из самых надёжных залогов его творческого бессмертия.

Краткий вывод основной части ещё не означает конец сочинения, поскольку мы не подвели главные итоги и не ответили на вопрос вступления. Этот ответ необходим для раскрытия темы, а сформулируем мы его в последней части нашей работы.

Заключение. Последняя часть сочинения строится издвух составляющих: исчерпывающий ответ на вопрос вступления и шаг в сторону актуальности.

В качестве конкретного примера приведём вариант заключения к теме: «Чувства добрые я лирой пробуждал».

Проведённый анализ основных мотивов творчества знаменитого поэта позволяет прийти к выводу о том, что лира Пушкина пробуждает в человеке сильные положительные эмоции, поскольку утверждает великие, вечные идеалы Добра, Любви и Свободы. «Лелеющая душу гуманность» - так определил общий колорит пушкинской поэзии В.Г. Белинский. Трудно более точно и красноречиво выразить очарование и художественную ценность творчества поэта, лирика которого, даже спустя столетия, продолжает жечь наши сердца.

Приведённое в качестве примера заключение может показаться излишне пафосным, но эти громкие аккорды наиболее уместны именно в финале. Стремитесь дописывать своё сочинения до последней точки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить. Используя в заключении чужие слова (высказывания знаменитых писателей или критиков), не заканчивайте ими – чужие мысли не должны заменять ваших собственных.

Очень выигрышным в заключении является обращение к актуальности, к современному восприятию классической литературы.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ОШИБОК

 

 

1. Избегайте речевых повторов. Употребление однокоренных слов на близком расстоянии считается тавтологией. Чтобы её избежать пользуйтесь синонимами, то есть словами близкими по значению. Например, чтобы не повторять имя Пушкина, его можно заменить такими словосочетаниями: знаменитый поэт, лирический герой стихотворения, автор романа, «таинственный певец», «взыскательный художник» и т.д.

2. Вдумывайтесь в значение тех слов, которые вы употребляете. Старайтесь представить, нет ли в ваших словах двусмысленности. Например, выражение «писатель хотел этим показать» можно понять так: «писатель изо всех сил хотел кому-то что-то показать, да у него ничего не вышло». Правильной фразой в этом случае является выражение: «В этом образе писатель запечатлел свои представления о том-то и том-то».

3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты типа: «Онегин мог опозорить Татьяну на всю деревню…»

4. Помните, что настоящий литературоведческий анализ должен быть объективным, поэтому местоимения первого лица (я, мы), указывающие на субъективную оценку, пусть встречаются в ваших сочинениях как можно реже.

5. Избегайте резких нелогичных переходов типа: «А теперь обратимся к образу Татьяны». Если в сочинении необходимо перейти к анализу очередного героя, то следует построить этот переход на основе сходства или отличия предыдущего персонажа и последующего. Например: Слепое следование общественному мнению и ложным представлениям о чести приводит Онегина к хандре и полному разочарованию в жизни. Напротив, нарушение псевдонравственных светских норм позволяет Татьяне Лариной проявить самые сильные и благородные порывы своей души.

6. Старайтесь выражать свои мысли наиболее ясно и чётко, избегая при этом длинных предложений и нанизывания на стержень одного предложения нескольких причастных и деепричастных оборотов. Умейте вовремя поставить точку, означающую конец мысли. Слишком растянутые фразы размывают смысл вашего высказывания и увеличивают риск пунктуационных ошибок.

7. Не увлекайтесь цитированием. Объём чужих слов пусть лучше не превышает ¼ текста вашего сочинения. Иначе возникает подозрение в списывании.

8. Главное – оставьте достаточно времени на проверку.

 

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ

 

 

«Век нынешний и век минувший» в комедии

Произведения

Названия произведений знаменитого русского драматурга А.Н. Островского, как правило, очень выразительны и символичны. «Доходное место», «Волки и овцы», «Бесприданница» - вот только несколько наиболее ярких примеров. Особое место в этом перечне следовало бы отвести драме «Гроза», название которой точно и ёмко отразило проблематику этой пьесы. В чём же заключается смысл названия одной из выдающихся драм Островского? Для ответа на данный вопрос вначале обратимся к общественной обстановке, во время которой создавалась «Гроза».

1859 год - предреволюционная ситуация накануне отмены крепостного права. Общество распалось на два лагеря: на защитников традиционно устоявшихся быта и нравов и на тех, кто отрицал эти отжившие свой век устои. Великий драматург сумел чутко уловить назревший в обществе конфликт и изобразил его в своей «самой решительной пьесе».

Конфликт «Грозы» построен на столкновении между стремлением отдельной личности к свободному проявлению своих чувств и деспотической, самодурной властью, которая пытается это стремление уничтожить. Главными представителями этих двух противоборствующих сил в городе Калинове, где происходит действие пьесы, являются своенравная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова и её кроткая невестка Катерина. О характере первой из них свидетельствует постоянное сварливое недовольство всем и вся: «Ничего-то не знают, никакого порядка». Кабанова, как яростный Цербер, стоит на страже этого старого порядка и жёстко пресекает малейшие отступления от суровых законов «Домостроя».

Окружённая постоянными придирками и понуканиями, Катерина никак не может приспособиться к несправедливым для неё жизненным обстоятельствам. Да это и невозможно в силу естественности и прямоты характера героини. Недаром Н.А. Добролюбов сравнивал Катерину с многоводной рекой, которая «течёт, как требует её природное свойство». Именно в природной неспособности героини примириться с грубой властью своей свекрови заключается её трагедия.

Судьба Катерины предрешена уже в начале пьесы. «Я умру скоро», - говорит она Варваре ещё в первом действии, кульминацией которого стала разразившаяся гроза. В данном случае это природное явление служит символом пока ещё зреющего и неосознанного, но уже грозного и неизбежного протеста в душе героини.

Раскаты грома вторично звучат в четвёртом действии пьесы и являются своеобразным детонатором, вызывающим внутренний взрыв в Катерине. Всеми отвергнутая, не в состоянии больше терпеть гнёт свекрови и слабоволие мужа, не желающая врать и приспосабливаться, как Варвара, потерявшая поддержку любимого ею Бориса, Катерина решается на последний в своей жизни шаг – шаг с крутого волжского обрыва.

Чтобы понять значение гибели героини необходимо обратить внимание на проблему драмы «Гроза». Кто же выходит победителем из острого социального конфликта между «тёмным царством» и «лучом света в этом царстве»? Катерина гибнет, но её гибель означает конец власти самодуров. Как справедливо заметил Н.А. Добролюбов, в «Грозе» есть что-то «освежающее» и «ободряющее», и это «что-то», по мнению критика, есть характер Катерины, который «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой её гибели».

Если перенести конфликт пьесы на образы природного мира, то его можно было бы сравнить с душной, насыщенной электричеством атмосферой, разряжающейся молнией, громом, проливным дождём, после чего воздух становится чистым и свежим, а дышится гораздо легче и свободнее.

Подобное очищение социальной атмосферы, скорее всего, и имел в виду драматург, когда выбрал своему произведению такое звучное и выразительное название – «Гроза».

А.Н. Островский – мастер драматургического конфликта, мудрый и глубокий знаток человеческих душ. Недаром его пьесы до сих пор не сходят со сцены и вызывают живой отклик в сердцах благодарных зрителей.

Образ Обломова и понятие «обломовщина»

в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Имя героя, созданного И.А. Гончаровым в 1859 году, давно уже приобрело нарицательное значение,

а Н.А. Добролюбов точно подметил, что в каждом из нас «сидит значительная часть Обломова». Кто же такой Илья Ильич Обломов и что означает понятие, названное его именем? Для логичного ответа на данные вопросы обратимся вначале к характеру самого героя.

Лентяй, лежебока, который либо спит, либо ест в постели – таким изображён Обломов на многих страницах романа. Справедливости ради надо отметить, что герой не всегда был и оставался столь инертным и апатичным. В детстве он был ещё бодрый, свежий, весёлый, ему хотелось играть с мальчишками в снежки, но, окружённый мамками и няньками, он с печалью оставался дома. Автор романа сравнивает Обломова с экзотическим цветком в теплице, который рос медленно и вяло, а ищущие в нём проявления силы никли и увядали.

Слабым проблеском этих сил был приезд Обломова в Петербург, где он намеревался поступить на службу и стать полезным обществу. Однако здесь его ожидало разочарование. В столице после сонного царства его родительского дома герой столкнулся с обременительной суетой и кучей неотложных, хотя и неважных дел. «Когда же жить?» - твердил себе Обломов. Он ожидал чего-то большего и от судьбы, и от самого себя. Внутренняя неудовлетворённость

службой и светской жизнью заставила Обломова проститься со своими юношескими надеждами.

К чести героя, он не стал притворяться и маскироваться под деятельного члена общества, а, чувствуя свою неподготовленность к жизни и не видя в этой жизни какого-то важного смысла, оставил и службу, и общество.

Единственным стимулом очнуться от сознательной спячки для Обломова стала его любовь к Ольге Ильинской. Однако в самый разгар их взаимной симпатии герой вдруг написал ей длинное письмо, в котором отрёкся от своей любви. Причиной отречения названо было то, что он не тот, кого ждала юная, неопытная душа Ольги.

Здесь Обломов проявляет деликатнейшее свойство своей тонкой натуры. Он не желает обманывать дорогого ему человека напрасной надеждой на возможность своего возрождения к новому образу жизни.

Несмотря на все старания и Ольги, и Андрея Штольца, Обломов не в состоянии противостоять

непомерно тяжёлому грузу обломовщины, тому вековому наследию паразитической жизни, которое, по выражению Н.А. Добролюбова, «кладёт неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете».

Незадолго до смертельного инфаркта от ожирения сердца Обломов с горечью признаётся: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Учитывая приобретённые ещё в детстве привычку к покою, лень и безволие, сгубившие героя романа, всё же было бы большой ошибкой ставить знак равенства между Обломовым и той общественной болезнью, которой он был поражён. Недаром первый вариант названия своего романа «Обломовщина» Гончаров заменил фамилией его главного героя. Сложный, глубокий и прекрасный внутренний мир Обломова выходит далеко за рамки «обломовщины», «бездельничества» и «ненужности». Не случайно этого неуклюжего увальня, и лежебоку любила прекрасная и утончённая Ольга Ильинская. Она сумела разглядеть под толстой, непривлекательной оболочкой живую, чистую, «хрустальную» душу этого человека. Став женой умного и энергичного Штольца, Ольга испытывает смутное беспокойство и грусть, вероятно, потому, что в её деловитом муже нет того, что она любила в Обломове.

Противопоставляя «неумению жить» Обломова

умение «тратить чувства, как рубли» Штольца, Гончаров не грустит об уходе в прошлое старой Обломовки, но предостерегает от возможной подмены живой души на расчётливый ум в том поколении, которое придёт на смену отжившей свой век «обломовщине».

В русской литературе XIX века образ Обломова продолжает галерею «лишних людей» и, вместе с тем, вносит новые характерные черты в этот известный тип героя. В отличие от Онегина, который плывёт по течению общественного мнения, и в отличие от Печорина, который стремится навстречу бушующим волнам своей судьбы, Обломов остаётся в тихой гавани своего мягкого дивана. Эта гавань надёжно хранит корабль его души от жизненных бурь, но в стоячей воде корпус корабля скорее обрастает водорослями и ракушками, под тяжестью которых он идёт ко дну. Трагическая судьба и обаятельный характер знаменитого героя одного из лучших романов И.А. Гончарова до сих пор вызывает искреннее сочувствие к Обломову, а всё, что погубило его и что в разных долях есть в каждом из нас, называется презрительным словом – «обломовщина».

«Я лиру посвятил народу своему» (тема народа в творчестве Н.А. Некрасова)

Строка из стихотворения «Элегия», использованная в названии данного сочинения, определяет главную тему творчества знаменитого русского поэта Н.А. Некрасова. Поэт-гражданин, «народный заступник», певец «музы гнева и печали» посвятил угнетённому и страдающему народу лучшие порывы своего поэтического вдохновения.

Чем же были вызваны эти замечательные порывы? И какое конкретное воплощение нашла тема народа в поэзии Некрасова? Поиск ответов на заданные вопросы следует начать издалека.

Известно, что характер человека, его основополагающие взгляды формируются уже в раннем возрасте. Детские впечатления Некрасова сопровождались внутренним противостоянием ребёнка грубой, деспотической воле его отца, отставного военного, который часто относился к близким людям так же бесчеловечно, как к своим крепостным.

Под гнётом роковым провёл я детство

И молодость в отчаянной борьбе.

Ослушавшись отца и не поступив на военную службу в Дворянский полк, будущий поэт был лишён родительской материальной поддержки. «Восемь лет я боролся с голодной смертью», - так впоследствии вспоминал этот период своей жизни сам Некрасов.

Годы тяжких лишений не только не сломили этого человека, но дали ему великую способность очень остро чувствовать боль и страдания других людей.

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: Гляди!

Сестра твоя родная.

Особое значение для некрасовской музы имела дружба поэта с «совестью русской литературы» В.Г. Белинским.

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва не первый вспомнил о народе…

Мнение великого критика в литературных кругах было очень весомо. Достаточно вспомнить, что

Н.В. Гоголь, прочитав адресованное ему письмо Белинского, в котором было выражено несогласие с идейной позицией писателя, сжёг второй том «Мёртвых душ». Тем более важно отметить, что Белинский высоко оценивал стихотворения Некрасова. «Вся Россия – это «Забытая деревня» Некрасова», - считал критик, подчёркивая тем самым мастерство эпического отражения темы народа в творчестве поэта.

Стихотворение «Забытая деревня» поднимает проблему долготерпения русского народа. Некрасов очень точно, с большой поэтической силой обличает произвол и беззакония, творимые в деревне по отношению к крестьянам:

Хлебопашец вольный угодил в солдаты,

И сама Наташа свадьбой уж не бредит…

Барина всё нету, барин всё не едет.

Вечное упование на барина, на волю высокой власти, которая должна, как некий волшебник, всё разом устроить к лучшему, приводит народ к ещё большим несчастьям. Как поистине актуальна эта мысль! Просто удивительно, сколько неожиданных параллелей с нашим днём таит в себе творчество Некрасова!

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» возникает очень знакомая картина преступного равнодушия порочной власти к бедам, бесправию и нищете простого народа:

И пошли они, солнцем палимые,

Повторяя: «Суди его Бог!»

«Но есть и божий суд, наперстники разврата…» -

эти слова другого знаменитого русского поэта имеют прямую связь с очень важным в творчестве Некрасова мотивом справедливого возмездия:

Его ещё покамест не распяли,

Но час придёт – он будет на кресте;

Его послал Бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе.

Если пушкинский пророк был призван Богом «глаголом жечь сердца людей», а лермонтовский стал провозглашать «любви и правды чистые ученья», за что был «ближними» закидан камнями, то пророк Некрасова явился уже посланцем Бога Гнева и Печали. Лирический герой некрасовского стихотворения «Пророк» напоминает людям о высшем справедливом суде, который сурово покарает грешников и вознаградит мучеников.

Лира поэта, «как колокол на башне вечевой», бьёт тревогу, обращая внимание на бедственное положение народа. Однако нельзя считать, что этим и ограничивается творчество Некрасова, посвящённое теме народа. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» заканчивается призывным обращением к самому народу: «Ты проснёшься ль, исполненный сил …?» Этот вопрос выражает досаду и даже гнев поэта по поводу вековой инертности русского народа. Тот же вопрос является и призывом к пробуждению могучих сил народа-богатыря.

Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и забитая, ты и всесильная,

Матушка Русь!

Пафос последней песни поэмы «Кому на Руси жить хорошо» позволяет почувствовать, что, несмотря на убогое и жалкое положение русского народа, Некрасов с присущими ему прозорливостью и оптимизмом верил в великое будущее своего народа.

Искренняя боль, сострадание, негодование, гнев, вера и светлая устремлённость в будущее – вот чувства, которые пронизывают некрасовскую поэзию.

Я лиру посвятил народу своему

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди, а бой решит судьба…

Судьба творческого наследия Н.А. Некрасова оказалась долгой и счастливой, и память народная по праву зачислила его имя в список великих поэтов России.

Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

«Я лиру посвятил народу своему» - эта строка из стихотворения «Элегия» может послужить эпиграфом ко всему творчеству Н.А. Некрасова. Одной из вершин воплощения темы народа в некрасовской поэзии стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», представляющая собой широкое полотно крестьянской жизни, запечатлённой в целой галерее ярких, запоминающихся, психологически достоверных народных типов. Кто же составляет эту галерею? Для того, чтобы увидеть многоликость образов, созданных в поэме, обратимся к последовательному их анализу.

Начинается поэма «Кому на Руси жить хорошо» с пролога, в котором описывается спор о том, «кому живётся весело, вольготно на Руси?» Примечательны образы спорщиков. Это семь мужиков, семь «временнообязанных»

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Названия деревень, откуда «сошлися» мужики, создают печальную панораму народной жизни, которая в дальнейшем детализируется в главе «Пьяная ночь», где появляется образ Якима Нагого.

Говорящая фамилия героя подчёркивает бедственное положение русского крестьянина.

Он до смерти работает,

До полусмерти пьёт.

Пагубное пристрастие русского народа к вину в поэме не выглядит порочным, а напротив, находит своё горькое оправдание:

Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли?

Судьба Якима Нагого поистине печальна. Разорённый тяжбой с богатым купцом, он теряет своё последнее имущество во время пожара и до конца своих дней вынужден тянуть тяжёлую лямку рабского труда. Ежедневная работа пахаря накладывает свою неизгладимую печать на его облик:

Рука – кора древесная,

А волосы – песок.

Пример обездоленного существования Якима Нагого далеко не единичен. В главе «Счастливые» перед взором читателя проходит целая вереница крестьян, выслушав которых, странники восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники узнают о Матрёне Тимофеевне Корчагиной, которую в народе прозвали счастливицей.

Не всё между мужчинами

Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб.

Однако чаяния странников не оправдались. Из рассказа Матрёны Тимофеевны ясно, что её доля оказалась самой что ни на есть горькой. В главе «Крестьянка» есть много страшных свидетельств жестокости, грубого произвола и бесправия в отношении к крепостной женщине. Автор поэмы преклоняется перед мужеством Матрёны Тимофеевны, сумевшей пройти через все испытания и сохранить свою гордую осанку. Не рабское терпение, не покорность, а боль и гнев звучат в словах, которыми героиня заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплачённые…

Неукротимость народного духа с особой силой выражена в образе Савелия – богатыря святорусского. Переживший 20 лет каторги за то, что живьём закопал в землю ненавистного всем управляющего, этот столетний старик не сломился и сохранил чувство внутренней свободы. Он с явной гордостью говорит: «Клеймёный, да не раб!»

Народ-богатырь, которому по плечу любые трудности и который свято хранит в своём сердце идеал свободной и счастливой жизни, - вот собирательный образ народа-труженика в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Завершая анализ центральных крестьянских образов поэмы, можно прийти к выводу, что глубокое знание жизни русского народа, его сильных и слабых сторон, его страданий и бедствий, его устремлений и чаяний, а также огромный художественный дар поэта позволили Н.А.Некрасову создать проникнутые неисчерпаемым оптимизмом и верой в великое будущее России строки:

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Эти знаменитые слова в наши дни могут быть уподоблены живительному источнику, который способен возродить к жизни увядающее древо нашего национального духа, поддержать стойкость и мужество на очередном этапе суровых исторических испытаний.

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

Творчество родоначальников поэзии «серебряного века» оказало огромное влияние на многие последующие поэтические школы и направления (акмеизм, футуризм, имажинизм). Н. Гумилёв,

В. Маяковский, С. Есенин считали символизм своей духовной колыбелью.

В целом период 1890 – 1920 годов можно охарактеризовать как время неустанных поисков новых поэтических форм и как время романтической устремлённости в будущее. Поэты новаторы в своём стремлении создать новое искусство порой увлекались «заумью», но это действительно было движение вперёд, всё к новым и новым вершинам поэзии.

Великой Отечественной войне

 

Произведения о Великой Отечественной войне занимают значительное место в русской литературе ХХ века. Данная особенность связана, прежде всего, со стремлением многих писателей в своём творчестве увековечить героический подвиг русского народа. Тема подвига, тема памяти, тема жизни и смерти – вот что лежит в основе произведений К. Симонова, М. Шолохова, В. Гроссмана, В. Некрасова,

В. Астафьева, Ю. Бондарева и других замечательных русских баталистов, писавших о Великой Отечественной войне. Следует отметить, что эволюция военной прозы представляет собой постепенный переход от изображения знаменательных битв к постижению сложного внутреннего мира человека, сознательно идущего на смерть. Именно поэтому одной из центральных в литературе о войне стала тема долга и чести. Эта тема, пожалуй, наиболее глубоко затронута в творчестве Василия Владимировича Быкова. Для фактического обоснования этого тезиса обратимся к анализу нравственной проблематики произведений знаменитого белорусского писателя.

Наибольший интерес в связи с избранной темой вызывают «партизанские» повести Быкова, поскольку здесь действуют герои, не скованные армейской дисциплиной и, следовательно, в их поступках играет большую роль именно личный выбор между жизнью и смертью, между долгом и честью.

В повести «Круглянский мост» группе партизан предстоит взорвать стратегически важный объект, но они долго не могут к нему подступиться. Наконец, командиру группы приходит в голову мысль использовать в качестве носителя взрывчатки мальчишку. В результате свой долг партизаны выполнили, но ценою бесчестного поступка. Командир посылает мальчишку на верную смерть.

Вспомним знаменитые слова Ф.М. Достоевского: «Весь мир не стоит слезы ребёнка». Этот высокий гуманистический пафос пронизывает и повесть «Круглянский мост».

Сложная проблема нравственного выбора поднимается Быковым в ещё одной «партизанской»

Повести – «Сотников». Здесь писатель мастерски изображает внутренний переворот своих героев. Тот, кто считался в партизанском отряде смелым и решительным, превращается в предателя, а тот, кто казался слабым и безвольным, становится настоящим героем. «Иудин грех» лихого партизана Рыбака лишает его права достойно жить и быть прежним человеком, и напротив, страшные пытки и героическая смерть Сотникова возвеличивают в нём, как в Иисусе Христе, силу священного духа.

Тема святости честного исполнения своего долга стала темой следующей знаменитой повести Быкова «Обелиск». Герой этой повести учитель Мороз во время фашистской оккупации добровольно отдаёт себя в руки врагов, чтобы разделить судьбу своих учеников. Настоящий педагог видел свой учительский и человеческий долг не в передаче каких-либо конкретных знаний, а в воспитании идеалов добра, справедливости, твёрдости духа. Здесь вновь, как и во всём творчестве Быкова, понятие о чести находится выше личной выгоды или сиюминутной целесообразности.

Все перечисленные повести Быкова объединяет потрясающий нравственный урок, который они преподносят читателю. Писатель изображает подвиги своих героев вовсе не яркими, не блестящими, а, как правило, обыденными, такими, что могут показаться даже напрасными, но они необходимы именно как нравственные критерии, образцы долга и чести. С этой точки зрения литература о Великой Отечественной войне очень интересна и важна прежде всего для тех, кто ещё начинает свой самостоятельный жизненный путь и кому ещё предстоит с честью послужить людям и своему родному Отечеству.

 

Пример «свободной» темы:

 

«Главное дело в жизни – любовь» (Л.Н. Толстой)

В своей философско-нравоучительной книге «Путь жизни» Л.Н. Толстой определил любовь как главное дело в жизни человека. Вдумавшись в содержание этой глубокой мысли, можно задать вопрос: почему же этим делом не является, н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.179 с.)