Специальность: 030501.65 Юриспруденция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность: 030501.65 Юриспруденция



 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

ГСЭ.Ф Общие гуманитарные и

социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

 

 

Вышний Волочек 2009 г.

 

Утверждаю:

Декан юридического факультета

_____________/А.В. Николаев/

 

 

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Учебно-методический комплекспо специальности

030501.65 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс составлен под руководством специалиста (консультанта) по УМР Дегтярева В.Б.

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин» протокол от «_____»______________2009г. №_____, заведующий кафедрой «_________» к.п.н. С.Р. Бурмистрова.

Рекомендован Советом Вышневолоцкого филиала к внедрению в учебный процесс протокол от «_____»______________2009г. №_____, председатель совета директор филиала Арсеньева Е.В.

Утвержден деканом юридического факультета А.В. Николаевым

 

Составитель: к.ф.н., профессор Лопханова Нина Ивановна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Предисловие стр. 4
  Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» стр. 4
  Методические рекомендации по изучению стр. 5
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине «Русский язык и культура речи» срок обучения 6 лет стр. 7
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине «Русский язык и культура речи» срок обучения 4 года стр. 7
  Рабочий учебный план стр. 8
  Методические рекомендации пол выполнению контрольной работы стр. 10
  Тематика контрольных работ стр. 11
  Методические рекомендации по подготовке к экзамену (зачету) стр. 19
  Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) стр. 19
  Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» для самоаттестации студентов стр. 20
  Список рекомендуемой литературы стр. 49
  Краткий терминологический словарь стр. 50

 

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Русский язык и культура речи – один из базовых курсов. Значение данного курса в воспитании и обучении студентов-юристов и экономистов обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека в его полифункциональной речевой практике, особенно в экономической практике.

Основной задачей курса «Русский язык и культура речи» является формирование навыков не только правильной, соответствующей официальной ситуации, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи.

Изучение устной и письменной культуры содействует расширению культурного и лингвистического кругозора студентов, воспитанию у них эстетического вкуса, закреплению умений и навыков коммуникативно целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Программа предусматривает изучение основ функциональной стилистики и практической стилистики и культуры речи и предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы студентов: написание рефератов на заданную и свободную тему, подготовку устных сообщений на актуальные научные или общественно значимые темы; составление деловых бумаг; редактирование и стилистическую правку текстов; работу с различными типами словарей (толковыми, синонимическими, грамматическими, орфоэпическими, словарями иностранных слов и др.).

Учебный процесс по курсу «Русский язык и культура речи» осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. В качестве форм контроля знаний используются опрос на занятиях, изложение, словарные диктанты, творческие домашние задания, аудиторная контрольная работа. Итоговая форма контроля знаний – зачет.

Программа курса определяет минимум содержания учебной дисциплины, которым должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.).

 

2. Требования ГОС к обязательному минимуму

содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования. Жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины "Русский язык и культура речи" входит в программу подготовки студентов. Основными формам учебной работы являются лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельная подготовка. Занятия по дисциплине носят аналитический характер и включают раскрытие актуальности и цели темы, постановку вопросов, основные теоретические положения и опыт решения наиболее актуальных проблем, выводы и задания. Материал излагается в доступной для восприятия форме. Внимание студентов заостряется на узловых и наиболее сложных для усвоения моментах. Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению ими теоретических вопросов: основных юридических понятий и категорий, их связях с иными феноменами общества, закономерностях их развития и функционирования.

В процессе изучения дисциплины надлежащее внимание следует уделять самостоятельному личному изучению современных политических документов., экономических трудов. Основные источники должны быть законспектированы. Полнота конспектов может быть различной, но, во всяком случае, нельзя превращать конспектирование в простую переписку текстов изучаемых документов. Навыки конспектирования приобретаются на практике. Учитывая, что многие студенты, особенно первокурсники, таких навыков не имеют, им целесообразно проконсультироваться по конспектированию работ с преподавателем, ведущим семинарские занятия.

Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться только конспектированием учебника с тем, чтобы затем на занятии просто пересказать его перед аудиторией. Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход студента к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников. Наиболее эффективное, высококачественное усвоение информации обеспечивается глубоким изучением, анализом, сравнением и обобщением всех источников, которые определяются соответствующими планами.

Изучать их рекомендуется в такой последовательности:

1. конспект лекции;

2. учебник;

3. рекомендуемая литература;

4. другие материалы.

На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов готовятся развернутые ответы на каждый вопрос плана занятия.

Ответ на каждый вопрос должен включать:

– определение и раскрытие сущности соответствующих понятий;

– ссылку на изученные источники;

– характеристику свойств этих явлений, раскрытие их закономерностей, классификацию.

Конкретная методика подготовки (написание полного текста ответа, составление расширенного или краткого плана ответа, формулирование основных тезисов ответа и т.п.) избирается каждым студентом индивидуально. Все источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует научиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно этих вопросов. Необходимо иметь в виду, что формулирование теоретических вопросов семинарского занятия, как правило, не дублируют название глав, параграфов того или иного учебника. Поэтому только активное изучение большинства рекомендованных источников позволит подготовить полный, глубокий ответ на поставленные вопросы, собрать теоретические и фактические аргументы, доказательства, материалы социальной (в том числе юридической) практики, исторические и другие иллюстрации, которые доказывают, обосновывают изложенные тезисы и положения. Основная часть ответа должна быть изложена самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты.

Считается недостаточно продуктивным такое занятие, которое сводится только к простому повторению материала, изложенного в лекции или в учебнике. Аудиторное занятие – это, прежде всего, лаборатория творческого мышления и в этом его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы. Поэтому желательно фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи. Полученные знания позволят не только научиться анализировать и решать проблемы в экономической сфере, грамотно и оперативно ориентироваться в законодательстве, но и в целом повысить свою правовую культуру.

Знания студентов оцениваются по пятибальной шкале. Минимально приемлемая оценка знаний —"удовлетворительно". Для того, чтобы осуществить самооценку своих знаний таким образом и ожидать, что именно так их оценит преподаватель необходимо показать достаточное владение материалом лекций.

Знания, оцениваемые "хорошо", предполагают владение основными понятиями и определениями по курсу, а также умение проиллюстрировать их примерами, взятыми из учебной литературы, что обуславливает ее самостоятельное изучение студентами, особенно источников, которые специально называ­ются преподавателями.

Знания, оцениваемые на "отлично", предполагают не только владе­ние основными понятиями и определениями курса и умение проиллюстри­ровать их примерами, но и усвоение методов толкования и применения законов и других нормативных правовых актов, а также использование до­полнительной литературы по изучаемым темам. При этом будет учиты­ваться такое важное для юриста квалификаци­онное требование, как грамотная устная и письменная речь. Чтобы соот­ветствовать этому требованию, студенту следует чаще и хорошо подгото­вившись выступать на семинарских занятиях, тщательно записывать лек­ции и перечитывать эти записи, поправляя их "на грамотность", готовить письменные доклады и рефераты. Большую пользу приносит конспектирование рекомендованной ли­тературы. Студент, желающий получить отличные знания и соответст­вующую им оценку, должен быть готов предъявить преподавателю свои записи лекций, конспекты литературы, другие письменные материалы, а также пояснить их и ответить на возникшие у преподавателя вопросы.

 

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

Срок обучения 6 лет

ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Федеральный компонент

Наименование курс семестр количество часов
Общая нормативная и фактическая трудоемкость      
Часов на самостоятельную работу студента      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)     контрольная работа
Форма аттестации     экзамен

 

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

срок обучения 4 года

ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Федеральный компонент

Наименование курс семестр количество часов
Общая нормативная и фактическая трудоемкость      
Часов на самостоятельную работу студента      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)     контрольная работа
Форма аттестации     экзамен

 

Рабочая УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Тема 1. Становление и развитие

национального русского языка

Происхождение русского языка. Русский национальный язык XVIII-XIX вв. Русский язык советского периода*. Русский язык конца XX в.* Русский литературный язык в современном мире. Понятие языковой системы и нормы. Принципы определения нормативности языкового факта. Разграничение понятий норма, кодификация, узус. Императивная и диспозитивная нормы языка. Типы помет в словарях. Природа и истоки пуризма и антинормализаторства. Правильность и культурность речи – две ступени освоения литературного языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.021 с.)