Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность: 030501.65 ЮриспруденцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Русский язык и культура речи»
ГСЭ.Ф Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Федеральный компонент
Вышний Волочек 2009 г.
Утверждаю: Декан юридического факультета _____________/А.В. Николаев/
Дисциплина «Русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекспо специальности 030501.65 Юриспруденция Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция. Учебно-методический комплекс составлен под руководством специалиста (консультанта) по УМР Дегтярева В.Б. Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин» протокол от «_____»______________2009г. №_____, заведующий кафедрой «_________» к.п.н. С.Р. Бурмистрова. Рекомендован Советом Вышневолоцкого филиала к внедрению в учебный процесс протокол от «_____»______________2009г. №_____, председатель совета директор филиала Арсеньева Е.В. Утвержден деканом юридического факультета А.В. Николаевым
Составитель: к.ф.н., профессор Лопханова Нина Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДИСЛОВИЕ Русский язык и культура речи – один из базовых курсов. Значение данного курса в воспитании и обучении студентов-юристов и экономистов обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека в его полифункциональной речевой практике, особенно в экономической практике. Основной задачей курса «Русский язык и культура речи» является формирование навыков не только правильной, соответствующей официальной ситуации, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение устной и письменной культуры содействует расширению культурного и лингвистического кругозора студентов, воспитанию у них эстетического вкуса, закреплению умений и навыков коммуникативно целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение основ функциональной стилистики и практической стилистики и культуры речи и предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы студентов: написание рефератов на заданную и свободную тему, подготовку устных сообщений на актуальные научные или общественно значимые темы; составление деловых бумаг; редактирование и стилистическую правку текстов; работу с различными типами словарей (толковыми, синонимическими, грамматическими, орфоэпическими, словарями иностранных слов и др.). Учебный процесс по курсу «Русский язык и культура речи» осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. В качестве форм контроля знаний используются опрос на занятиях, изложение, словарные диктанты, творческие домашние задания, аудиторная контрольная работа. Итоговая форма контроля знаний – зачет. Программа курса определяет минимум содержания учебной дисциплины, которым должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.).
2. Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования. Жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение дисциплины "Русский язык и культура речи" входит в программу подготовки студентов. Основными формам учебной работы являются лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельная подготовка. Занятия по дисциплине носят аналитический характер и включают раскрытие актуальности и цели темы, постановку вопросов, основные теоретические положения и опыт решения наиболее актуальных проблем, выводы и задания. Материал излагается в доступной для восприятия форме. Внимание студентов заостряется на узловых и наиболее сложных для усвоения моментах. Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению ими теоретических вопросов: основных юридических понятий и категорий, их связях с иными феноменами общества, закономерностях их развития и функционирования. В процессе изучения дисциплины надлежащее внимание следует уделять самостоятельному личному изучению современных политических документов., экономических трудов. Основные источники должны быть законспектированы. Полнота конспектов может быть различной, но, во всяком случае, нельзя превращать конспектирование в простую переписку текстов изучаемых документов. Навыки конспектирования приобретаются на практике. Учитывая, что многие студенты, особенно первокурсники, таких навыков не имеют, им целесообразно проконсультироваться по конспектированию работ с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться только конспектированием учебника с тем, чтобы затем на занятии просто пересказать его перед аудиторией. Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход студента к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников. Наиболее эффективное, высококачественное усвоение информации обеспечивается глубоким изучением, анализом, сравнением и обобщением всех источников, которые определяются соответствующими планами.
Изучать их рекомендуется в такой последовательности: 1. конспект лекции; 2. учебник; 3. рекомендуемая литература; 4. другие материалы. На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов готовятся развернутые ответы на каждый вопрос плана занятия. Ответ на каждый вопрос должен включать: – определение и раскрытие сущности соответствующих понятий; – ссылку на изученные источники; – характеристику свойств этих явлений, раскрытие их закономерностей, классификацию. Конкретная методика подготовки (написание полного текста ответа, составление расширенного или краткого плана ответа, формулирование основных тезисов ответа и т.п.) избирается каждым студентом индивидуально. Все источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует научиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно этих вопросов. Необходимо иметь в виду, что формулирование теоретических вопросов семинарского занятия, как правило, не дублируют название глав, параграфов того или иного учебника. Поэтому только активное изучение большинства рекомендованных источников позволит подготовить полный, глубокий ответ на поставленные вопросы, собрать теоретические и фактические аргументы, доказательства, материалы социальной (в том числе юридической) практики, исторические и другие иллюстрации, которые доказывают, обосновывают изложенные тезисы и положения. Основная часть ответа должна быть изложена самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты. Считается недостаточно продуктивным такое занятие, которое сводится только к простому повторению материала, изложенного в лекции или в учебнике. Аудиторное занятие – это, прежде всего, лаборатория творческого мышления и в этом его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы. Поэтому желательно фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи. Полученные знания позволят не только научиться анализировать и решать проблемы в экономической сфере, грамотно и оперативно ориентироваться в законодательстве, но и в целом повысить свою правовую культуру.
Знания студентов оцениваются по пятибальной шкале. Минимально приемлемая оценка знаний —"удовлетворительно". Для того, чтобы осуществить самооценку своих знаний таким образом и ожидать, что именно так их оценит преподаватель необходимо показать достаточное владение материалом лекций. Знания, оцениваемые "хорошо", предполагают владение основными понятиями и определениями по курсу, а также умение проиллюстрировать их примерами, взятыми из учебной литературы, что обуславливает ее самостоятельное изучение студентами, особенно источников, которые специально называются преподавателями. Знания, оцениваемые на "отлично", предполагают не только владение основными понятиями и определениями курса и умение проиллюстрировать их примерами, но и усвоение методов толкования и применения законов и других нормативных правовых актов, а также использование дополнительной литературы по изучаемым темам. При этом будет учитываться такое важное для юриста квалификационное требование, как грамотная устная и письменная речь. Чтобы соответствовать этому требованию, студенту следует чаще и хорошо подготовившись выступать на семинарских занятиях, тщательно записывать лекции и перечитывать эти записи, поправляя их "на грамотность", готовить письменные доклады и рефераты. Большую пользу приносит конспектирование рекомендованной литературы. Студент, желающий получить отличные знания и соответствующую им оценку, должен быть готов предъявить преподавателю свои записи лекций, конспекты литературы, другие письменные материалы, а также пояснить их и ответить на возникшие у преподавателя вопросы.
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия» Срок обучения 6 лет ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин Федеральный компонент
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия» срок обучения 4 года ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин Федеральный компонент
Рабочая УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Становление и развитие национального русского языка Происхождение русского языка. Русский национальный язык XVIII-XIX вв. Русский язык советского периода*. Русский язык конца XX в.* Русский литературный язык в современном мире. Понятие языковой системы и нормы. Принципы определения нормативности языкового факта. Разграничение понятий норма, кодификация, узус. Императивная и диспозитивная нормы языка. Типы помет в словарях. Природа и истоки пуризма и антинормализаторства. Правильность и культурность речи – две ступени освоения литературного языка.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.42 (0.01 с.) |