Тема 2. Структурные и коммуникативные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Структурные и коммуникативные



Свойства языка

Язык – знаковая система. Язык, речь, речевая деятельность. Формы существования языка (территориальные диалекты, просторечие, социальные жаргоны, литературный язык). Условия функционирования книжной и разговорной речи*. Нормативные, коммуникативные, этические и эстетические аспекты устой и письменной речи*. Типология функциональных стилей русского литературного языка.

 

Тема 3. Функциональные стили

Современного русского языка

Функциональный стиль как разновидность литературного языка, объединенная определенным назначением системы языковых элементов, способами их отбора, употребления, взаимного сочетания. Функционально-семантическая типология текстов*. Взаимодействие функциональных стилей. Контаминированные тексты.

 

Тема 4. Научный стиль

Логико-лингвистическая специфика научного стиля. Характеристика подстилей: собственно научного, научно-учебного, научно-популярного. Термин и его специфические особенности. Понятие терминологии. Межнаучная, узкоспециальная и неспециальная лексика общенаучного употребления. Норма в терминологии. Основные требования, предъявляемые к терминам. Особенности заимствования и синонимии в терминологии. Профессиональный вариант нормы: отличие профессионализмов от профессиональных жаргонов*. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи*. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Жанры научного стиля: монография, статья, доклад; реферат, аннотация; словарь, каталог; учебник, лекция, тезисы, диссертация и др.

Основные понятия научно-исследовательской работы: объект, предмет, цель, задачи, метод. Общая схема научного исследования. Монологическая научная речь. Использование различных форм доказательств. Научная полемика и ее приемы.

Композиция научного сочинения. Рубрикация текста. Процедура публичной защиты. Особенности устной научной речи.

Лексические средства связи, используемые в научном стиле. Фразеология научной прозы.

Грамматические особенности научной речи. Существительные с абстрактным значением, отглагольные существительные. Формы имен прилагательных. Особая нагрузка глагольных форм. Роль указательных местоимений.

Синтаксис научной речи. Сложные предложения с четкими синтаксическими связями. Использование сложноподчиненных конструкций.

Стилистические особенности письменной научной речи. Объективность изложения. Монолог от третьего лица. Специфическая функция местоимения “мы” в научном тексте.

 

Тема 5. Официально-деловой стиль

Значимость официально-делового стиля в профессиональной деятельности. Определение делового стиля, сфера его функционирования. Подстили: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский.

Соотношение официально-деловой ситуации и жанра документа. Стандартизованность делового документа. Юридическая сила документа. Деловой текст как информативный и экспрессивный. Однозначность – стилистическая особенность деловой речи.

Текстовые нормы делового стиля, уровень их жесткости. Схема документа и схема реализации деловой речи*. Языковые формулы официальных документов*. Реквизиты, несущие переменную информацию*. Свободные реквизиты*. Приемы унификации языка служебных документов*. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов, коммерческой корреспонденции, инструктивно-методических документов.

Языковые нормы составления текста документа. Выбор лексики и лексических формул для адекватной передачи информации. Речевой этикет в деловом документе. Набор стандартных выражений. Клише и штампы. Использование иноязычных слов. Различение паронимов. Общепринятые сокращения в экономической и правовой деятельности. Особенности употребления синонимов в деловой речи. Использование сложных слов. Выбор грамматических средств.

Реклама в деловой речи.

Тема 6. Публицистический стиль

Жанровая дифференциация (репортаж, воззвание, информационное сообщение, интервью, газетная статья, очерк и т.д.) и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Сфера функционирования, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности публицистического стиля. Соотношение экспрессивности и стереотипности. Эмоционально-оценочная специфика публицистического стиля (открытая оценочность). Специфика газетной статьи на юридические темы.

 

Тема 7. Особенности устной публичной речи

Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Техника речи. Жесты и мимика. Точность, логичность, информативность, чистота, богатство и выразительность публичной речи. Образ оратора. Основные достоинства языка и стиля парламентской речи. Установка оратора на диалог. Способы перевода письменной речи в устную. Причины коммуникативных неудач.

Культура дискутивно-полемической речи (беседа и спор)*. Сущность и типы беседы*. Основы ведения беседы*. Роль вопроса в деловой беседе*. Способы преодоления непродуктивных моделей беседы*. Спор: понятие и функции. Стратегия и тактика спора как формы организации коммуникации. Логические аспекты спора. Источники рациональных аргументов. Иррациональные аргументы и особенности их использования. Уловки в споре. Социально-психологические аспекты спора. Кодекс аргументатора и кодекс оппонента. Справедливость и право в споре. Импровизация и игра в споре. Судебная речь. Виды аргументации. Обвинительная и защитительная речь как специфические воплощения разных видов аргументации.

 

Тема 8. Основы культуры речи

Понятие языковой личности и языковой картины мира. Истоки «культуры речи» как научной дисциплины. Определение нормы языка – центрального понятия культуры речи. Нормативность литературного языка*.

Точность – необходимое качество речи. Лексическое значение и смысл слова. Синонимия, антонимия, полисемия, омонимия и точность речи.

Новые слова и трудности их употребления. Типы трансформаций лексического значения. Изменение сферы употребления слов. Сочетаемость с другими словами.

 

Тема 9. Нормы произношения и ударения

Произношение безударных гласных. Произношение согласных. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения. Вариативность ударений.

Морфологические нормы литературного языка*.

Колебания в грамматическом роде имен существительных. Вариативность падежных окончаний. Синонимия полных и кратких форм имен прилагательных*. Степени сравнения прилагательных. Склонение имен числительных. Употребление местоимений. Употребление форм глагола.

Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Варианты координации главных членов предложения. Варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами. Варианты форм, связанные с управлением. Простое и сложное предложение*.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется с целью проверки знаний студента по основным вопросам курса и ориентирована на изучение и изложение теоретических основ дисциплины.

При подготовке к написанию контрольной работы студент должен изучить рекомендованную литературу. В ходе написания работы студенту необходимо продемонстрировать знание основных вопросов темы, проявить умение правильно, четко и кратко излагать материал.

Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

1. Освещать вопросы только заданной темы. Желательно использовать схемы, графики, таблицы и другие формы графического отображения материала.

2. Изложение следует начинать с названия вопроса, по ходу его освещения выделять подзаголовки, делать достаточные интервалы между строками.

3. Работа должна быть напечатана или написана четким и разборчивым почерком.

4. Объем контрольной работы не должен превышать 20-24 страниц.

5. Страницы должны быть пронумерованы, а также обязательно наличие полей (3 см) для пометок преподавателя, рецензирующего работу.

6. В начале контрольной работы приводится перечень вопросов данного варианта, а в конце – список используемой литературы.

7. В ходе написания работы не следует ограничиваться только рекомендованной литературой, нужно использовать дополнительные источники.

Вариант контрольной работы, реферата, курсовой работы выбирается по первой букве фамилии студента (в случае, если тем рефератов или контрольных заданий будет меньше, чем номеров варианта, отсчет номера своей самостоятельной работы выбирается по круговой схеме):

Вариант Контрольной работы (реферата) выбирается по первой букве фамилии студента (в случае, если тем рефератов или контрольных заданий будет меньше, чем номеров варианта, отсчет номера своей самостоятельной работы выбирается по круговой схеме):

 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

 

 

А   Ж   О   Х   Я  
Б   З   П   Ц      
В   И   Р   Ч      
Г   К   С   Ш      
Д   Л   Т   Щ      
Е   М   У   Э      
Ё   Н   Ф   Ю      

 

Цель контрольной работы – проверить умения студентов видеть, узнавать, понимать, адекватно использовать нормативные варианты языковых единиц. В центре внимания – наиболее частотные грамматические, лексические, речевые ошибки, связанные с нарушением норм современного русского литературного языка.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Задание: Выполнить контрольную работу по своему варианту)

 

8. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант № 1

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. Шофера автопарка ежедневно перевыполняют план перевозок.

2. В этом магазине всегда бывают вкусные торта.

3. Дети охотно едят манную кашу с повидлой.

4. Мне более приятнее отдыхать в средней полосе России, чем на юге.

5. Волга – самая наибольшая река Европы.

6. Недалеко отсюда находится санаторий, около его расположен бассейн.

7. Не ложи рядом с пачкой чая сильно пахнущие продукты.

8. Буду работать в ГАИ, буду водителей оштрафовывать.

9. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что потолок рухнет.

10. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого.

11. Следует добиваться уверенности каждого за свой завтрашний день.

12. Глава администрации распределяет и управляет имуществом.

13. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. К тому же право подписи под данным документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

2. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

3. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.

4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

5. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

6. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

7. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание соглашения о национальном согласии.

8. В отличие от становления предпринимательства в России в XIX веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство в XX веке являет более пеструю картину.

9. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

10. Президент обратился с радиообращением к избирателям.

11. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

12. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. Начало произведения задает тон, который отображается в используемых автором художественно-изобразительных средствах.

2. Я забыла поставить роспись в ведомости.

3. Чацкий будет постоянно слышать их усмешки и перешептывания за своей спиной.

4. Он совершил по-настоящему мужской поступок.

5. По отношению к себе эти люди используют двойственный стандарт.

6. Это наказание носит воспитательский характер.

7. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.

8. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой.

9. Он привык работать методически, четко выполняя все методичные рекомендации.

10. Мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы, которые не были обговорены в соглашении.

11. Прошу представить мне очередной отпуск с 3 по 27 июля сего года.

12. Андрей – человек удачный, а сегодняшний день для него особено удачлив.

13. Он проявил хозяйственную заинтересованность в решении хозяйских вопросов.

14. Думаю, что ваши планы не могут считаться реалистическими.

15. На заводе был открыт экономный способ погрузки.

16. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в историческое прошлое.

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. Над ним довлеют пережитки прошлого.

2. Я хочу попросить у Вас денег взаимообразно.

3. Состоялся многочисленный митинг в поддержку бастующих шахтеров.

4. Как вы мыслите поступать дальше?

5. Он обратно опоздал на работу.

6. Прилег отдохнуть после работы и проснулся поздно.

7. На утренней планерке озадачили всех начальников участков.

8. Не подскажете, как мне добраться до вокзала?

9. Она была ужасной красавицей.

10. Рейд выявил целую плеяду жуликов.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым.

2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.

3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.

4. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.

5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

7. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

8. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.

9. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

10. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.

 

Вариант № 2

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. Из степи ветра доносили ароматы трав.

2. Военная служба заносила солдата после госпиталей на разные фронта.

3. В дачном поселке все дома были покрыты толью.

4. Эта требует менее сложнейшего решения.

5. Покупательница попросила показать ту ткань, которая была ширше и

тоньше.

6. Мы с им отправились к морю.

7. Она каждый день ездиет на дачу.

8. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

9. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.

10. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

11. Все восхищались его умению рисовать.

12. Я восхищаюсь и преклоняюсь подвигами русских солдат во время Великой Отечественной войны.

13. Разведчик ходил занятыми врагами местами, и это было очень опасно.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. Корабль «Титаник» после столкновения с айсбергом опустился в глубокую бездну.

2. Наружная внешность этого человека привлекала к себе внимание.

3. Около леса мы увидели кавалькаду всадников.

4. На площади скопилась масса народа.

5. Ностальгия по родине причиняла ему боль.

6. Мы можем видеть лидирующего впереди гонщика.

7. Излучение радиоактивных лучей опасно для жизни.

8. Надо осмыслить смысл своей жизни.

9. Сначала для начала я задам вопросы.

10. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материвала.

11. В конце романа главный герой уже не так твердо убежден в своих убеждениях.

12. Товарищи упорно старались переубедить его, но он упорно стоял на своем.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. Мы ходили на луг, вздыхали ароматы трав.

2. Исполнительное мастерство пианиста привело публику в состояние восторга.

3. Командировочные расположились в гостинице.

4. В город ему пришлось ехать окружным путем.

5. Он обязан держать ответ за свой последний поступок.

6. Выпускникам представлялось право выбора места работы.

7. Во время консультации студенты получили список рекомендательной литературы.

8. Благодаря действиям разведчика были разоблачены скрытные происки врагов.

9. Он обратил к нему свой мыслимый взор.

10. Не могу разобрать роспись под документом.

11. Этот старичок оказался очень поворотным.

12. В этом журнале есть интересная статья о внеклассовой работе.

13. Земля проглотила за ночь всю влагу от недавнего дождя.

14. На песке под солнцем сверкала рыбная чешуя.

15. Он очень экономичен в словах и поступках.

16. Вкусный и сытный обед прибавил нам силы.

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. Шофер не отрывал своего взора от дороги.

2. Стоимость путевки в оздоровительный лагерь в районе 8 тысяч рублей.

3. За время его дежурства никаких инцидентов не было.

4. Сегодня на трибунах стадиона кворум.

5. Санаторий общей вместимостью в двести кроватей находится в сосновом бору.

6. Недалеко от турбазы «Ветчак» мы нашли ничейный дом.

7. У него врачи подразумевают злокачественную опухоль.

8. Я хотел бы пошить себе брюки.

9. «Так теперь по выходным мы обязательно покажем где-то в 6 часов под вечер вам индийское кино». (из рекламы)

10. Мы вам ужасно рады.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Меня там чуть кондрашка не хватила.

2. Это его вторая ахиллесова пята.

3. Он успел выполнить львиную часть проекта.

4. Так холодно, что мороз по коже продирает.

5. Не из-за чего было ломать дрова.

6. С тобой говорить, только нервы тратить.

7. Вера в победу играла большое значение в битве.

8. Молчалин всегда знал, откуда дул ветер.

9. На ней были туфли на босую ногу.

10. Скрипя сердцем, решился он переехать в Москву.

 

Вариант № 3

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. На улицах стало тихо: ребята разъехались в спортивные и трудовые лагери.

2. Выговора подействовали на лентяев: прогулы прекратились.

3. Щенок утащил куда-то дедушкин туфель, и мы до самого вечера искали его.

4. Рабочий добивался самого наибольшего эффекта от своего изобретения.

5. Судья прекратил бой, так как один из спортсменов-борцов оказался явно слабже другого.

6. На перроне мы встретили девочку лет семи и спросили у ее дорогу.

7. Я тебе докажу и убежу тебя, что в данном случае прав я.

8. Я уже начал стряхать снег с пальто, как на крыльце послышались шаги.

9. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.

10. День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения.

11. Вадим начал сторониться от товарищей, стал необщительным.

12. Забота и любовь к родителям – долг детей.

13. С гордостью могу сообщить, что мы собирали урожаи не ниже урожаев колхозников.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. В Нижегородской области в мае месяце могут быть заморозки.

2. Оцените, пожалуйста, это выступление на диссертационном совете как мой первый дебют.

3. Я хочу внести коррективы и поправки в свой доклад.

4. Год назад они приняли первое боевое крещение.

5. За этот период времени на дорогах области произошло 25 ДТП.

6. В детской комнате стенам больше подходит колер голубого цвета.

7. Депутатам было поручено деликатное поручение.

8. В. Высоцкий был одним из общепризнанных авторов авторской песни.

9. В борьбе за свои права рабочие объединились воедино.

10. Следующая находка найдена на проспекте Молодежном.

11. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны.

12. Контрольная работа была написана удачно; остальные экзамены были сданы также удачно.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. Когда надоедливый посетитель ушел, я вдохнул с облегчением.

2. Медицинская сестра вспрыснула больному большую дозу морфия.

3. Я вынуждена вернуть дефективный экземпляр книги.

4. Заключительная часть защитной речи противоречила ее началу.

5. Надо судить о человеке не по словам, а по проступкам.

6. Нам представлено право решать эти вопросы самостоятельно.

7. Надо проявлять терпеливость к недостаткам близких людей.

8. Врачи не нашли у него никаких травматологических изменений.

9. Я молчаливо следил за движениями зверя.

10. Их дружба на проверку не была крепкой.

11. Мы должны призвать к порядку этого невежду.

12. Вы предъявляете мне ни на чем не обоснованные претензии.

13. По этому вопросу вышло несколько объемных книг и статей.

14. Отборная комиссия завершила свою работу.

15. Нередко экономичные проблемы разрабатываются без учета особенностей развития региона.

16. Он вел себя за столом как невежда!

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. Он плохо произносит букву «р».

2. Перед выпускниками на стоят дилеммы устройства на работу.

3. Послушай, займи мне денег до зарплаты.

4. Что-то ваша личность мне очень знакома.

5. Он давно мыслил купить кооперативную квартиру.

6. Ну вот … обратно дождь пошел.

7. Ночью так и не отдохнул – замучила бессонница.

8. Докладчик просит время в районе получаса.

9. В Нижегородском зоопарке траур: тигрята уезжают в Улан-Удэ.

10. Сольный концерт и смешанный концерт – это две большие разницы.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Он не стоит того, чтобы на него тратить нервы.

2. Занятия не носят воспитательного значения.

3. Одни уважают урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. Но все это не имеет роли и, кроме того, не играет значения.

4. Наконец-то я вернулся в родные пенаты.

5. Пока суть да дело, мы должны продолжать работу.

6. Мать Татьяны Лариной в свободное время сама брила лбы своим крепостным.

7. Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а все ему верят.

8. Он, как прежде, загреб жар чужими руками.

9. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

10. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.

 

Вариант № 4

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. Страна вставала из разрух.

2. Их восхищения были безграничны.

3. Бим умеет приносить хозяину тапки. Правда, он приносит только один тапок.

4. В огромном концертном зале детские голоса звучали еще звончее.

5. Вторая книга молодого писателя оказалась хужее первой.

6. Проспрягайте данный глагол и составьте с им несколько предложений.

7. Все равно я всех победю и тебя защитю!

8. Он всегда ложит локти на стол.

9. Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.

10. Окончив учебный год, перед выпускниками встала проблема устройства на работу.

11. Все ребята очень переживали о судьбе своего товарища.

12. Мы должны стремиться и верить в успехи.

13. Образ этого героя является для меня примером для всех людей.

14. Сегодня бригада, несмотря на дождь, работали особенно хорошо.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. Расскажите нам, пожалуйста, свою автобиографию.

2. Именно Вадим очень часто является дезорганизатором порядка.

3. Жизнь внесла свои коррективы в наши планы и проекты.

4. Вспыхнула молния, грянул гром, и хлынул проливной ливень.

5. Нашему обществу необходимо прогрессировать вперед в этом направлении.

6. Он изучает иностранный язык без никаких затруднений.

7. Мы гонимся в погоне за этим счастьем.

8. Девушки – чаровницы очаруют вас своим чарами.

9. Ты все ближе приближаешься к центру событий.

10. В свое время мы своевременно сигнализировали об этих нарушениях.

11. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.

12. Целый день и почти целый вечер мы возились с моделью двигателя.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. Необходимо предоставить отчет к сроку.

2. Больного поместили в травматическое отделение.

3. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма.

4. Он оказался круглым невежей в технике.

5. Нас ознакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.

6. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки.

7. Взрывательной волной выбило стекла в окнах соседских домов.

8. Хозяйка накормила путешественников сытым ужином.

9. У него были невыразимые черты лица, какие – то водяные глаза и волосы песчаного цвета.

10. Впереди простирались болотные луга, дальше местность была горная.

11. Останки пищи старушка бережно спрятала.

12. По пыльным дорогам тянулись обозы беглецов.

13. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.

14. В стороне от дороги стоит приметливый дуб.

15. Из-за макияжа женщина казалась эффективной.

16. Все жильца города собрались на праздник.

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. На день рождения мне вручили цветы и коробку конфет.

2. Зайдите где-нибудь в конце недели.

3. Кто крайний за молоком?

4. Я так устал, что мне бы только до койки добраться.

5. Мы никак не подозревали об обмане с их стороны.

6. Подскажите, куда мне надо обратиться.

7. Разделите яблоко на две равные половины.

8. Он написал доклад порядка тридцати страниц.

9. Цена этого телефончика в районе 500 долларов.

10. Я поднимаю этот тост в честь новорожденного.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Кончится тем, что Оля станет басней во языцех для всей улицы.

2. Оба они словно братья-близнецы, капля в каплю похожи друг на друга.

3. Типун у Вас на язык.

4. А совсем недавно Семенова хвалили и пели ему фимиамы.

5. Дело еще осложняется тем, что здесь всех меряют под одну гребенку.

6. Взяв на себя такие обязательства, мы должны теперь работать не покладая сил.

7. Сейчас мы обсуждаем один из двух томов исследования. Это с кровью и потом обрезанное древо огромной кроны научного труда.

8. Федеральные войска нанесли невосполнимый урон боевикам.

9. Жизнь поставила перед Татьяной неразрешимый тупик.

10. Эта номинация занимает большое и важное значение.

 

Вариант № 5

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. Перед тем как идти в поход, мы запаслись палаткой, чайником, разными продовольствиями.

2. Книги формируют наши мировоззрения.

3. Большое окно занавешено красивой белой тюлью.

4. В школе необходим самый наистрожайший порядок.

5. Из двух зол выбирай более меньшее.

6. Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело.

7. Поклади книги на место.

8. Мы каждое воскресенье ездием к бабушке.

9. Споря с недругами, кровь закипает в жилах, адреналин повышается в крови.

10. Пройдя немного, от нас отступили сосны.

11. Над строительством электростанции руководят опытные инженеры.

12. Благодаря густому туману самолет не мог взлететь.

13. После прочтения очередного произведения открывается новый мир.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. Скажите, пожалуйста, у вас есть свободная вакансия?

2. Его дедушка – старый ветеран Великой Отечественной войны.

3. Оклад санитарки противотуберкулезного диспансера – 1000 рублей в месяц.

4. 14 февраля 2004 года стартует X Мемориал памяти А. М. Ершова (лыжная база в Стригине).

5. На оформление реферата у меня ушло столько много времени.

6. В кафе «Родник» работает очень профессиональный коллектив поваров во главе с заведующей производством Г.А. Малыш.

7. Он сидел, облокотившись локтями о стол.

8. В этот вечер я не успел закончить до конца эту работу.

9. Всадники уже приближались ближе к деревне.

10. Вскоре в городе подпольщики организовали подпольную организацию.

11. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.

12. Нужно есть побольше фруктов: они очень нужны для организма.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. На все запросы своих адресатов мы отвечаем незамедлительно.

2. Воспитатель должен бережливо относиться к детям.

3. Поздно вечером одному идти боязливо.

4. Я буду благодарить вас до последнего вдоха.

5. Необходимо подсчитать командированные расходы.

6. Мы приняли решение ехать окружным путем.

7. Этот его поступок остался безнаказанным.

8. Председательствующий представил слово для доклада диссертанту.

9. Друзья у него все такие скрытые.

10. Он молчаливо подошел ко мне.

11. Мысленное ли это дело?

12. Вниманию собравшихся архитектор предложил экономический проект квартиры.

13. В мальчике проснулся яростный рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу.

14. Вдруг он явно различил усастого сома, который стоял в глубине омута.

15. Опыт доказал, что лекарство действительно эффектно и совершенно безвредно.

16. Докладчик умышленно упустил некоторые факты.

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. Вернисаж продлится три недели.

2. Мы займемся этим буквально днями.

3. Не беспокойся, я тебе займу денег.

4. На вечере было немало веселых инцидентов.

5. Он меня ударил по личности.

6. Когда вы мечтаете закончить ремонт?

7. В поезде я не могу отдыхать даже со снотворным.

8. Ему не совсем удачно пошили костюм.

9. Президент озвучил свою точку зрения.

10. 270 новобранцев отправятся в дальние края для несения воинской службы где-то после 15 апреля.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Я очень большую роль возлагал на эту встречу.

2. Говорят, что вы нашли общий язык в племени людоедов.

3. Ну, это еще бабушка на воде вилами писала.

4. Но заслуженные джазовые ветераны не собираются останавливаться на лаврах и до сих пор продолжают активно гастролировать по всему миру.

5. Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки!

6. У него на коже пробежали мурашки.

7. Этот вопрос всегда был местом раздора для компартии.

8. Я же вижу всех вас через свои пять пальцев.

9. Я думаю, что президенту кто-то подкладывает очень серьезную медвежью услугу.

10. При этих условиях никто не повел и ухом.

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕК ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

Зачет – важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к зачету, так и сам зачет – форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к зачету для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы рекомендуем все вопросы, выносимые на зачет, разбить на три группы:

1. Наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов необходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на несложные вопросы билета.

2.Сравнительно хорошо известные вопросы, в которых, однако могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к дополнительной и учебной литературе.

3.Наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя.

В ходе зачета студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на вопрос на зачете можно использовать программу курса и, если это согласовано с преподавателем, нормативные источники.

 

10. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. Происхождение русского языка. Русский национальный язык XVIII-XIX вв.

2. Характеристика русского национального языка XX-XXI вв.

3. Язык как естественная знаковая система. Сопоставительная характеристика языка и функциональных знаковых систем.

4. Понятие национального языка. Состав русского национального языка.

5. Лексическое и грамматическое значение слова.

6. Определение нормы языка – центрального понятия культуры речи. Принципы определения нормативности языкового факта.

7. Функционально-семантическая типология стилей современного русского литературного языка.

8. Специфические характеристики официально-делового стиля и его подстилей.

9. Текстовые нормы официально-делового стиля.

10. Понятие клише и штампа.

11. Характеристика научного стиля. Язык научного исследования.

12. Жанры научной речи.

13. Языковая специфика научной речи.

14. Термин и его специфические особенности. Норма в терминологии.

15. Специфика публицистического (газетно-публицистического) стиля.

16. Жанровое многообразие газетно-публицистического стиля.

17. Особенности устной публичной речи.

18. Основные приемы ораторского искусства.

19. Культура дискутивно-полемической речи.

20. Проблема выделения разговорно-обиходного стиля. Специфика разговорной речи.

21. Понятие языковой личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.16.34 (0.367 с.)