К. Ф. Н. , профессор Лопханова Нина Ивановна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Ф. Н. , профессор Лопханова Нина Ивановна



Вышневолоцкий филиал

171158, Тверская область, город Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 149

тел. 8 (48233) 63378, факс 8 (48233) 63378

voloc2006@rambler.ru

Автор и составитель:

К.ф.н., профессор Лопханова Нина Ивановна

Факультет: Юридический

Специальность: 030501.65 Юриспруденция

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

ГСЭ.Ф Общие гуманитарные и

социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент

 

 

Вышний Волочек 2009 г.

 

Утверждаю:

Декан юридического факультета

_____________/А.В. Николаев/

 

 

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Учебно-методический комплекспо специальности

030501.65 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс составлен под руководством специалиста (консультанта) по УМР Дегтярева В.Б.

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин» протокол от «_____»______________2009г. №_____, заведующий кафедрой «_________» к.п.н. С.Р. Бурмистрова.

Рекомендован Советом Вышневолоцкого филиала к внедрению в учебный процесс протокол от «_____»______________2009г. №_____, председатель совета директор филиала Арсеньева Е.В.

Утвержден деканом юридического факультета А.В. Николаевым

 

Составитель: к.ф.н., профессор Лопханова Нина Ивановна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Предисловие стр. 4
  Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» стр. 4
  Методические рекомендации по изучению стр. 5
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине «Русский язык и культура речи» срок обучения 6 лет стр. 7
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине «Русский язык и культура речи» срок обучения 4 года стр. 7
  Рабочий учебный план стр. 8
  Методические рекомендации пол выполнению контрольной работы стр. 10
  Тематика контрольных работ стр. 11
  Методические рекомендации по подготовке к экзамену (зачету) стр. 19
  Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) стр. 19
  Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи» для самоаттестации студентов стр. 20
  Список рекомендуемой литературы стр. 49
  Краткий терминологический словарь стр. 50

 

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Русский язык и культура речи – один из базовых курсов. Значение данного курса в воспитании и обучении студентов-юристов и экономистов обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека в его полифункциональной речевой практике, особенно в экономической практике.

Основной задачей курса «Русский язык и культура речи» является формирование навыков не только правильной, соответствующей официальной ситуации, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи.

Изучение устной и письменной культуры содействует расширению культурного и лингвистического кругозора студентов, воспитанию у них эстетического вкуса, закреплению умений и навыков коммуникативно целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Программа предусматривает изучение основ функциональной стилистики и практической стилистики и культуры речи и предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы студентов: написание рефератов на заданную и свободную тему, подготовку устных сообщений на актуальные научные или общественно значимые темы; составление деловых бумаг; редактирование и стилистическую правку текстов; работу с различными типами словарей (толковыми, синонимическими, грамматическими, орфоэпическими, словарями иностранных слов и др.).

Учебный процесс по курсу «Русский язык и культура речи» осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. В качестве форм контроля знаний используются опрос на занятиях, изложение, словарные диктанты, творческие домашние задания, аудиторная контрольная работа. Итоговая форма контроля знаний – зачет.

Программа курса определяет минимум содержания учебной дисциплины, которым должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.).

 

2. Требования ГОС к обязательному минимуму

содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования. Жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины "Русский язык и культура речи" входит в программу подготовки студентов. Основными формам учебной работы являются лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельная подготовка. Занятия по дисциплине носят аналитический характер и включают раскрытие актуальности и цели темы, постановку вопросов, основные теоретические положения и опыт решения наиболее актуальных проблем, выводы и задания. Материал излагается в доступной для восприятия форме. Внимание студентов заостряется на узловых и наиболее сложных для усвоения моментах. Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению ими теоретических вопросов: основных юридических понятий и категорий, их связях с иными феноменами общества, закономерностях их развития и функционирования.

В процессе изучения дисциплины надлежащее внимание следует уделять самостоятельному личному изучению современных политических документов., экономических трудов. Основные источники должны быть законспектированы. Полнота конспектов может быть различной, но, во всяком случае, нельзя превращать конспектирование в простую переписку текстов изучаемых документов. Навыки конспектирования приобретаются на практике. Учитывая, что многие студенты, особенно первокурсники, таких навыков не имеют, им целесообразно проконсультироваться по конспектированию работ с преподавателем, ведущим семинарские занятия.

Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться только конспектированием учебника с тем, чтобы затем на занятии просто пересказать его перед аудиторией. Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход студента к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников. Наиболее эффективное, высококачественное усвоение информации обеспечивается глубоким изучением, анализом, сравнением и обобщением всех источников, которые определяются соответствующими планами.

Изучать их рекомендуется в такой последовательности:

1. конспект лекции;

2. учебник;

3. рекомендуемая литература;

4. другие материалы.

На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов готовятся развернутые ответы на каждый вопрос плана занятия.

Ответ на каждый вопрос должен включать:

– определение и раскрытие сущности соответствующих понятий;

– ссылку на изученные источники;

– характеристику свойств этих явлений, раскрытие их закономерностей, классификацию.

Конкретная методика подготовки (написание полного текста ответа, составление расширенного или краткого плана ответа, формулирование основных тезисов ответа и т.п.) избирается каждым студентом индивидуально. Все источники надо изучать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует научиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается именно этих вопросов. Необходимо иметь в виду, что формулирование теоретических вопросов семинарского занятия, как правило, не дублируют название глав, параграфов того или иного учебника. Поэтому только активное изучение большинства рекомендованных источников позволит подготовить полный, глубокий ответ на поставленные вопросы, собрать теоретические и фактические аргументы, доказательства, материалы социальной (в том числе юридической) практики, исторические и другие иллюстрации, которые доказывают, обосновывают изложенные тезисы и положения. Основная часть ответа должна быть изложена самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из научной и другой литературы, законодательные тексты.

Считается недостаточно продуктивным такое занятие, которое сводится только к простому повторению материала, изложенного в лекции или в учебнике. Аудиторное занятие – это, прежде всего, лаборатория творческого мышления и в этом его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания, чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форма учебы. Поэтому желательно фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи. Полученные знания позволят не только научиться анализировать и решать проблемы в экономической сфере, грамотно и оперативно ориентироваться в законодательстве, но и в целом повысить свою правовую культуру.

Знания студентов оцениваются по пятибальной шкале. Минимально приемлемая оценка знаний —"удовлетворительно". Для того, чтобы осуществить самооценку своих знаний таким образом и ожидать, что именно так их оценит преподаватель необходимо показать достаточное владение материалом лекций.

Знания, оцениваемые "хорошо", предполагают владение основными понятиями и определениями по курсу, а также умение проиллюстрировать их примерами, взятыми из учебной литературы, что обуславливает ее самостоятельное изучение студентами, особенно источников, которые специально называ­ются преподавателями.

Знания, оцениваемые на "отлично", предполагают не только владе­ние основными понятиями и определениями курса и умение проиллюстри­ровать их примерами, но и усвоение методов толкования и применения законов и других нормативных правовых актов, а также использование до­полнительной литературы по изучаемым темам. При этом будет учиты­ваться такое важное для юриста квалификаци­онное требование, как грамотная устная и письменная речь. Чтобы соот­ветствовать этому требованию, студенту следует чаще и хорошо подгото­вившись выступать на семинарских занятиях, тщательно записывать лек­ции и перечитывать эти записи, поправляя их "на грамотность", готовить письменные доклады и рефераты. Большую пользу приносит конспектирование рекомендованной ли­тературы. Студент, желающий получить отличные знания и соответст­вующую им оценку, должен быть готов предъявить преподавателю свои записи лекций, конспекты литературы, другие письменные материалы, а также пояснить их и ответить на возникшие у преподавателя вопросы.

 

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

Срок обучения 6 лет

ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Федеральный компонент

Наименование курс семестр количество часов
Общая нормативная и фактическая трудоемкость      
Часов на самостоятельную работу студента      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)     контрольная работа
Форма аттестации     экзамен

 

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

срок обучения 4 года

ГСЭ.Ф. Цикл общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Федеральный компонент

Наименование курс семестр количество часов
Общая нормативная и фактическая трудоемкость      
Часов на самостоятельную работу студента      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа (контрольная работа, реферат)     контрольная работа
Форма аттестации     экзамен

 

Рабочая УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Тема 1. Становление и развитие

национального русского языка

Происхождение русского языка. Русский национальный язык XVIII-XIX вв. Русский язык советского периода*. Русский язык конца XX в.* Русский литературный язык в современном мире. Понятие языковой системы и нормы. Принципы определения нормативности языкового факта. Разграничение понятий норма, кодификация, узус. Императивная и диспозитивная нормы языка. Типы помет в словарях. Природа и истоки пуризма и антинормализаторства. Правильность и культурность речи – две ступени освоения литературного языка.

Свойства языка

Язык – знаковая система. Язык, речь, речевая деятельность. Формы существования языка (территориальные диалекты, просторечие, социальные жаргоны, литературный язык). Условия функционирования книжной и разговорной речи*. Нормативные, коммуникативные, этические и эстетические аспекты устой и письменной речи*. Типология функциональных стилей русского литературного языка.

 

Современного русского языка

Функциональный стиль как разновидность литературного языка, объединенная определенным назначением системы языковых элементов, способами их отбора, употребления, взаимного сочетания. Функционально-семантическая типология текстов*. Взаимодействие функциональных стилей. Контаминированные тексты.

 

Тема 4. Научный стиль

Логико-лингвистическая специфика научного стиля. Характеристика подстилей: собственно научного, научно-учебного, научно-популярного. Термин и его специфические особенности. Понятие терминологии. Межнаучная, узкоспециальная и неспециальная лексика общенаучного употребления. Норма в терминологии. Основные требования, предъявляемые к терминам. Особенности заимствования и синонимии в терминологии. Профессиональный вариант нормы: отличие профессионализмов от профессиональных жаргонов*. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи*. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Жанры научного стиля: монография, статья, доклад; реферат, аннотация; словарь, каталог; учебник, лекция, тезисы, диссертация и др.

Основные понятия научно-исследовательской работы: объект, предмет, цель, задачи, метод. Общая схема научного исследования. Монологическая научная речь. Использование различных форм доказательств. Научная полемика и ее приемы.

Композиция научного сочинения. Рубрикация текста. Процедура публичной защиты. Особенности устной научной речи.

Лексические средства связи, используемые в научном стиле. Фразеология научной прозы.

Грамматические особенности научной речи. Существительные с абстрактным значением, отглагольные существительные. Формы имен прилагательных. Особая нагрузка глагольных форм. Роль указательных местоимений.

Синтаксис научной речи. Сложные предложения с четкими синтаксическими связями. Использование сложноподчиненных конструкций.

Стилистические особенности письменной научной речи. Объективность изложения. Монолог от третьего лица. Специфическая функция местоимения “мы” в научном тексте.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется с целью проверки знаний студента по основным вопросам курса и ориентирована на изучение и изложение теоретических основ дисциплины.

При подготовке к написанию контрольной работы студент должен изучить рекомендованную литературу. В ходе написания работы студенту необходимо продемонстрировать знание основных вопросов темы, проявить умение правильно, четко и кратко излагать материал.

Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

1. Освещать вопросы только заданной темы. Желательно использовать схемы, графики, таблицы и другие формы графического отображения материала.

2. Изложение следует начинать с названия вопроса, по ходу его освещения выделять подзаголовки, делать достаточные интервалы между строками.

3. Работа должна быть напечатана или написана четким и разборчивым почерком.

4. Объем контрольной работы не должен превышать 20-24 страниц.

5. Страницы должны быть пронумерованы, а также обязательно наличие полей (3 см) для пометок преподавателя, рецензирующего работу.

6. В начале контрольной работы приводится перечень вопросов данного варианта, а в конце – список используемой литературы.

7. В ходе написания работы не следует ограничиваться только рекомендованной литературой, нужно использовать дополнительные источники.

Вариант контрольной работы, реферата, курсовой работы выбирается по первой букве фамилии студента (в случае, если тем рефератов или контрольных заданий будет меньше, чем номеров варианта, отсчет номера своей самостоятельной работы выбирается по круговой схеме):

Вариант Контрольной работы (реферата) выбирается по первой букве фамилии студента (в случае, если тем рефератов или контрольных заданий будет меньше, чем номеров варианта, отсчет номера своей самостоятельной работы выбирается по круговой схеме):

 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

 

 

А   Ж   О   Х   Я  
Б   З   П   Ц      
В   И   Р   Ч      
Г   К   С   Ш      
Д   Л   Т   Щ      
Е   М   У   Э      
Ё   Н   Ф   Ю      

 

Цель контрольной работы – проверить умения студентов видеть, узнавать, понимать, адекватно использовать нормативные варианты языковых единиц. В центре внимания – наиболее частотные грамматические, лексические, речевые ошибки, связанные с нарушением норм современного русского литературного языка.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(Задание: Выполнить контрольную работу по своему варианту)

 

8. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант № 1

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. Шофера автопарка ежедневно перевыполняют план перевозок.

2. В этом магазине всегда бывают вкусные торта.

3. Дети охотно едят манную кашу с повидлой.

4. Мне более приятнее отдыхать в средней полосе России, чем на юге.

5. Волга – самая наибольшая река Европы.

6. Недалеко отсюда находится санаторий, около его расположен бассейн.

7. Не ложи рядом с пачкой чая сильно пахнущие продукты.

8. Буду работать в ГАИ, буду водителей оштрафовывать.

9. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что потолок рухнет.

10. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого.

11. Следует добиваться уверенности каждого за свой завтрашний день.

12. Глава администрации распределяет и управляет имуществом.

13. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. К тому же право подписи под данным документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.

2. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

3. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.

4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

5. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

6. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

7. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание соглашения о национальном согласии.

8. В отличие от становления предпринимательства в России в XIX веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство в XX веке являет более пеструю картину.

9. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

10. Президент обратился с радиообращением к избирателям.

11. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

12. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. Начало произведения задает тон, который отображается в используемых автором художественно-изобразительных средствах.

2. Я забыла поставить роспись в ведомости.

3. Чацкий будет постоянно слышать их усмешки и перешептывания за своей спиной.

4. Он совершил по-настоящему мужской поступок.

5. По отношению к себе эти люди используют двойственный стандарт.

6. Это наказание носит воспитательский характер.

7. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.

8. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой.

9. Он привык работать методически, четко выполняя все методичные рекомендации.

10. Мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы, которые не были обговорены в соглашении.

11. Прошу представить мне очередной отпуск с 3 по 27 июля сего года.

12. Андрей – человек удачный, а сегодняшний день для него особено удачлив.

13. Он проявил хозяйственную заинтересованность в решении хозяйских вопросов.

14. Думаю, что ваши планы не могут считаться реалистическими.

15. На заводе был открыт экономный способ погрузки.

16. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в историческое прошлое.

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. Над ним довлеют пережитки прошлого.

2. Я хочу попросить у Вас денег взаимообразно.

3. Состоялся многочисленный митинг в поддержку бастующих шахтеров.

4. Как вы мыслите поступать дальше?

5. Он обратно опоздал на работу.

6. Прилег отдохнуть после работы и проснулся поздно.

7. На утренней планерке озадачили всех начальников участков.

8. Не подскажете, как мне добраться до вокзала?

9. Она была ужасной красавицей.

10. Рейд выявил целую плеяду жуликов.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым.

2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.

3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.

4. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.

5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

7. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

8. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.

9. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

10. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.

 

Вариант № 2

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. Из степи ветра доносили ароматы трав.

2. Военная служба заносила солдата после госпиталей на разные фронта.

3. В дачном поселке все дома были покрыты толью.

4. Эта требует менее сложнейшего решения.

5. Покупательница попросила показать ту ткань, которая была ширше и

тоньше.

6. Мы с им отправились к морю.

7. Она каждый день ездиет на дачу.

8. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

9. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.

10. Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

11. Все восхищались его умению рисовать.

12. Я восхищаюсь и преклоняюсь подвигами русских солдат во время Великой Отечественной войны.

13. Разведчик ходил занятыми врагами местами, и это было очень опасно.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. Корабль «Титаник» после столкновения с айсбергом опустился в глубокую бездну.

2. Наружная внешность этого человека привлекала к себе внимание.

3. Около леса мы увидели кавалькаду всадников.

4. На площади скопилась масса народа.

5. Ностальгия по родине причиняла ему боль.

6. Мы можем видеть лидирующего впереди гонщика.

7. Излучение радиоактивных лучей опасно для жизни.

8. Надо осмыслить смысл своей жизни.

9. Сначала для начала я задам вопросы.

10. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материвала.

11. В конце романа главный герой уже не так твердо убежден в своих убеждениях.

12. Товарищи упорно старались переубедить его, но он упорно стоял на своем.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. Мы ходили на луг, вздыхали ароматы трав.

2. Исполнительное мастерство пианиста привело публику в состояние восторга.

3. Командировочные расположились в гостинице.

4. В город ему пришлось ехать окружным путем.

5. Он обязан держать ответ за свой последний поступок.

6. Выпускникам представлялось право выбора места работы.

7. Во время консультации студенты получили список рекомендательной литературы.

8. Благодаря действиям разведчика были разоблачены скрытные происки врагов.

9. Он обратил к нему свой мыслимый взор.

10. Не могу разобрать роспись под документом.

11. Этот старичок оказался очень поворотным.

12. В этом журнале есть интересная статья о внеклассовой работе.

13. Земля проглотила за ночь всю влагу от недавнего дождя.

14. На песке под солнцем сверкала рыбная чешуя.

15. Он очень экономичен в словах и поступках.

16. Вкусный и сытный обед прибавил нам силы.

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. Шофер не отрывал своего взора от дороги.

2. Стоимость путевки в оздоровительный лагерь в районе 8 тысяч рублей.

3. За время его дежурства никаких инцидентов не было.

4. Сегодня на трибунах стадиона кворум.

5. Санаторий общей вместимостью в двести кроватей находится в сосновом бору.

6. Недалеко от турбазы «Ветчак» мы нашли ничейный дом.

7. У него врачи подразумевают злокачественную опухоль.

8. Я хотел бы пошить себе брюки.

9. «Так теперь по выходным мы обязательно покажем где-то в 6 часов под вечер вам индийское кино». (из рекламы)

10. Мы вам ужасно рады.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Меня там чуть кондрашка не хватила.

2. Это его вторая ахиллесова пята.

3. Он успел выполнить львиную часть проекта.

4. Так холодно, что мороз по коже продирает.

5. Не из-за чего было ломать дрова.

6. С тобой говорить, только нервы тратить.

7. Вера в победу играла большое значение в битве.

8. Молчалин всегда знал, откуда дул ветер.

9. На ней были туфли на босую ногу.

10. Скрипя сердцем, решился он переехать в Москву.

 

Вариант № 3

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. На улицах стало тихо: ребята разъехались в спортивные и трудовые лагери.

2. Выговора подействовали на лентяев: прогулы прекратились.

3. Щенок утащил куда-то дедушкин туфель, и мы до самого вечера искали его.

4. Рабочий добивался самого наибольшего эффекта от своего изобретения.

5. Судья прекратил бой, так как один из спортсменов-борцов оказался явно слабже другого.

6. На перроне мы встретили девочку лет семи и спросили у ее дорогу.

7. Я тебе докажу и убежу тебя, что в данном случае прав я.

8. Я уже начал стряхать снег с пальто, как на крыльце послышались шаги.

9. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.

10. День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения.

11. Вадим начал сторониться от товарищей, стал необщительным.

12. Забота и любовь к родителям – долг детей.

13. С гордостью могу сообщить, что мы собирали урожаи не ниже урожаев колхозников.

 

2. Исправьте речевые ошибки.

1. В Нижегородской области в мае месяце могут быть заморозки.

2. Оцените, пожалуйста, это выступление на диссертационном совете как мой первый дебют.

3. Я хочу внести коррективы и поправки в свой доклад.

4. Год назад они приняли первое боевое крещение.

5. За этот период времени на дорогах области произошло 25 ДТП.

6. В детской комнате стенам больше подходит колер голубого цвета.

7. Депутатам было поручено деликатное поручение.

8. В. Высоцкий был одним из общепризнанных авторов авторской песни.

9. В борьбе за свои права рабочие объединились воедино.

10. Следующая находка найдена на проспекте Молодежном.

11. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны.

12. Контрольная работа была написана удачно; остальные экзамены были сданы также удачно.

 

3. Укажите случаи неправильного употребления слов – паронимов. Подчеркните их и замените более подходящим к контексту словом.

1. Когда надоедливый посетитель ушел, я вдохнул с облегчением.

2. Медицинская сестра вспрыснула больному большую дозу морфия.

3. Я вынуждена вернуть дефективный экземпляр книги.

4. Заключительная часть защитной речи противоречила ее началу.

5. Надо судить о человеке не по словам, а по проступкам.

6. Нам представлено право решать эти вопросы самостоятельно.

7. Надо проявлять терпеливость к недостаткам близких людей.

8. Врачи не нашли у него никаких травматологических изменений.

9. Я молчаливо следил за движениями зверя.

10. Их дружба на проверку не была крепкой.

11. Мы должны призвать к порядку этого невежду.

12. Вы предъявляете мне ни на чем не обоснованные претензии.

13. По этому вопросу вышло несколько объемных книг и статей.

14. Отборная комиссия завершила свою работу.

15. Нередко экономичные проблемы разрабатываются без учета особенностей развития региона.

16. Он вел себя за столом как невежда!

 

4. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Исправьте речевые ошибки.

1. Он плохо произносит букву «р».

2. Перед выпускниками на стоят дилеммы устройства на работу.

3. Послушай, займи мне денег до зарплаты.

4. Что-то ваша личность мне очень знакома.

5. Он давно мыслил купить кооперативную квартиру.

6. Ну вот … обратно дождь пошел.

7. Ночью так и не отдохнул – замучила бессонница.

8. Докладчик просит время в районе получаса.

9. В Нижегородском зоопарке траур: тигрята уезжают в Улан-Удэ.

10. Сольный концерт и смешанный концерт – это две большие разницы.

 

5. Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Он не стоит того, чтобы на него тратить нервы.

2. Занятия не носят воспитательного значения.

3. Одни уважают урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. Но все это не имеет роли и, кроме того, не играет значения.

4. Наконец-то я вернулся в родные пенаты.

5. Пока суть да дело, мы должны продолжать работу.

6. Мать Татьяны Лариной в свободное время сама брила лбы своим крепостным.

7. Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а все ему верят.

8. Он, как прежде, загреб жар чужими руками.

9. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

10. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.

 

Вариант № 4

1. Прочитайте предложения, отметьте случаи нарушения грамматических норм русского языка, исправьте их.

1. Страна вставала из разрух.

2. Их восхищения были безграничны.

3. Бим умеет приносить хозяину тапки. Правда, он приносит только один тапок.

4. В огромном концертном зале детские голоса звучали еще звончее.

5. Вторая книга молодого писателя оказалась хужее первой.

6. Проспрягайте данный глагол и составьте с им несколько предложений.

7. Все равно я всех победю и тебя защитю!

8. Он всегда ложит локти на стол.

9. Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.

10. Окончив учебный год, перед выпускниками встала проблема устройства на работу.

11. Все ребята очень переживали о судьбе своего товарища.

12. Мы должны стремиться и верить в успехи.

13. Образ этого героя является для меня примером для всех людей.

14. Сегодня бригада, несмотря на дождь, работали особенно хорошо.

 

2. Исправьте речевые ошибки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.264 с.)