Чебоксарский городской Дворец 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чебоксарский городской Дворец



Чебоксарский городской Дворец

Детского и юношеского творчества

Центр детско-юношеского туризма

Турклуб «ИРБИС»

Отчет

О водном туристском походе

II категории сложности в районе Полярного Урала

По маршруту: п. Харп – сплав по р. Собь – устье р. Хараматалоу-

волок вверх по р. Хараматолоу до порога Гагарина –

Сплав по р. Хараматолоу – сплав по р. Собь до п. Катровож -

-р. Обь (катер) - г. Лабытнанги,

Совершенном с 22 июля по 4 августа 2011 года

Маршрутная книжка: № 52 – 11

Руководитель:

Николаев Анатолий Петрович

Адрес руководителя:

город Чебоксары,

пр. Тракторостроителей, д.39, кв.12,

тел: (8352) 64-86-57

E-mail: apn-nik@rambler.ru

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ___ РОО СПЧ __ рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам

и руководителю.

Маршрут имеет __ 2 __ категорию сложности.

Отчет использовать в библиотеке ____ т/к «Ирбис» ______

 

Штамп МКК

Г. Чебоксары

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Справочные сведения о путешествии 3.1. Проводящая организация 3.2. Район проведения похода 3.3. Общие справочные сведения о маршруте 3.4. Подробная нитка маршрута 3.5. Определяющие препятствия маршрута 3.6. Список группы 3.7. Адрес хранения отчета 3.8. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail руководителя 3.8. Поход рассмотрен МКК 4. Общегеографическая и туристская характеристика района 4.1. Географическое положение и туристские особенности района 4.2. Варианты подъезда и отъезда 4.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 4.4. Характеристика средств передвижения 4.5. Пограничная зона 4.6. Интересные природные и исторические объекты 5. Организация и проведение похода 5.1. Общая смысловая идея похода 5.2. Заявленная и реально пройденная нитка маршрута 5.3. Изменения маршрута и их причины 6. Развернутый график движения 7. Техническое описание маршрута 7.1. Потенциально опасные участки 7.2. Обеспечение безопасности на маршруте 7.3. Перечень наиболее интересных природных объектов 8. Картографический материал 9. Материальное обеспечение группы 9.1. Техническое оснащение группы 9.2. Питание 9.3. Медицинское обеспечение. 9.4. Стоимость проживания, питания, транспортные расходы 10. Итоги похода, выводы и рекомендации 11. Список использованной литературы 12. Приложение   - 1 - 3 - 4 - 4 - 4 - 4 - 4 - 4 - 5 - 6 - 6 - 6 - 7 - 7 - 13 - 14 - 14 - 15 - 16 - 17 - 17 - 17 - 17 - 19 - 21 - 32 - 32 - 32 - 33 - 42 - 42 - 43 - 43 - 44 - 45 - 46 - 49

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Проводящая организация

Центр детско-юношеского туризма города Чебоксары.

Туристский клуб “ИРБИС”

 

Район проведения похода

Ямало-Ненецкий национальный округ, Полярный Урал, Российская Федерация.

 

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный вторая 144 – общая 8 – бечевник 136 – сплав     22.07.2011 – 4.08.2011

Подробная нитка маршрута

г. Чебоксары – г. Киров – поселок Харп - сплав по реке Собь - река Хараматолоу – подъем по реке Хараматолоу до порога Гагарина- сплав по реке Хараматолоу - сплав по реке Собь - изба Нюрапол - поселок Катровож - река Обь - город Лабытнанги - г. Котлас – г. Киров – г. Чебоксары

Определяющие препятствия маршрута

На маршруте единственный порог в поселке Харп. Остальные препятствия - простые шиверы и перекаты, представляющие собой быстротоки с небольшими валами (20 - 30см), и мели.

Вид препятствий Категория сложности Длина препятствий Характеристика препятствий Путь прохождения
Порог Харпский Вторая 500м - общая длина, включая ступени порога и шиверы Три ступени, два виража и мост По основной струе, с несложной линией движения

Список группы

Ф. И. О. Год рождения Обязанности в группе Туристский опыт Судно, экипаж
1. Николаев Анатолий Петрович   Руководитель, Казначей Капитан-К4.1 2р-рр. Шуя, Ю.Буг, Мста 3у-рр. Ч. Черемош, Кожим К-4.1
  Матвеев Владимир Сергеевич   Заместитель руководителя, завхоз Капитан-К4.2 5 у – рр. Катунь, Зеравшан 5 р. – рр. Башкаус, Китой К-4.2
3. Криворучко Сергей Васильевич   Замполитр 3р-р. Кожим 4у - р. Ока Саянская К-4.2
4. Николаев Антон Анатольевич   Видео-оператор 2у-рр. Кереть, Шуя К-4.1
5. Николаев Алексей Анатольевич   Рыболов 1у-р. Кокшага 2у-р. Шуя К-4.1
6. Лазарев Сергей Александрович   Хронометрист 2у - р.Подчерем 2у - рр. Войкар, Танью К-4.2
7. Русских Сергей Романович   Эколог 2у-р. Зилим К-4.2
  Купранов Дмитрий Алексеевич   Метеоролог 1у-р. Б. Кокшага К-4.3
  Яковлев Сергей Евгеньевич   Рыболов 2у-р. Шуя 3у-р. Кожим К-4.1
  Филиппов Анатолий Нестерович   Ремонтник Капитан-К4.3 3у-р. Кожим К-4.3
  Федоров Александр Евгеньевич   Штурман 3р - р. Охта 4у - Ока Саянская К-4.3
  Николаев Геннадий Петрович   Медбрат 4у - р. Кантегир К-4.3

Адрес хранения отчета

Экземпляр № 1 – библиотека турклуба “ИРБИС”

Экземпляр № 2 – библиотека МКК Союза путешественников Чувашии.

 

В составлении отчета принимали участие:

Фотографии – Все участники похода,

Описание – Матвеев В.С., Николаев А.П.,

Оформление – Матвеев В.С., Николаев А.П.

 

В походе снят видеофильм. Из рабочего материала смонтирован видеоролик и слайд-шоу продолжительностью 6 минут 30 секунд.

 

 

Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail руководителя

Руководитель похода Николаев Анатолий Петрович

Адрес: 428000, Чувашская республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей

дом 39, кВ.12, телефон 8 927 997 15 61 e-mail apn-nik@rambler.ru

 

 

Поход рассмотрен

МКК Союза путешественников Чувашии. Код МКК 121-00-524521110

ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

История

Первыми туристами-водниками, которые прошли по нашему маршруту (и вообще появились на Полярном Урале) были москвичи под руководством Сергея Смирнова. Это было в 1961 году.

Первыми пришельцами, поселившимися в низовьях Оби, были ханты (остяки), которые выделились из среды угров (проживавших по всему таёжному Прииртышью) и которые под напором наступавших с юга кочевников перебрались и осели "севернее таёжного Зауралья". Было это в середине I тысячелетия н.э. К концу этого же тысячелетия самодийцы (выходцы из Алтая) проникли по Оби и Енисею до самой тундры, принесли занятие оленеводством и слились с аборигенами тундры и северной тайги. От слияния образовались ненцы (ранее называвшиеся самоедами).

Неожиданные и загадочные сведения об "аборигенах тундры и северной тайги" принесли в 1946 году раскопки городища из полуземлянок, обнесенного рвом и валом в устье реки Полуй (правый приток Оби вблизи города Салехарда). Было извлечено 17 тысяч уникальнейших предметов Усть - Полуйской культуры (ІV век до н. э.): оружие (секиры, кинжалы, короткие мечи, нагрудные пластины), художественная лепка, фигуры людей, зверей и фантастических чудовищ из бронзы, свинца и кости с тончайшими узорами и изображениями собачьих упряжек. Эти находки говорят о том, что за 14 веков (!) до появления хантов и самодийцев, здесь жили люди, умеющие добывать и обрабатывать даже железо и намного превосходившие в своем развитии вытеснивших их пришельцев. Северные народы Западной Сибири (ханты, ненцы, селькупы).

Вечная мерзлота

Скорый поезд, пересекая полярный круг, начинает идти очень медленно потому, что колея лежит на вечной мерзлоте. Мерзлый грунт летом оттаивает, а зимой опять замерзает, постоянно деформируя насыпь железной дороги. Каждый день сотни рабочих проверяют, подсыпают, ремонтируют и меняют что-то на этой «вечно живой» колее, поэтому, она очень дорогая, одноколейная и после закрытия рудников и шахт в Воркуте стала невыгодной. Но она действует благодаря еще и городам Лабытнанги и Салехарду, куда от станции Сейда идет ветка.

Вечная мерзлота состоит из двух слоев - нижнего (древнего) и верхнего. Между ними находится слой оттаявших пород. Летом верхний слой сверху немного оттаивает (на глубину, в основном, до 1.5 м.), в зависимости от грунта. Меньше всего оттаивают болота - на штык лопаты. Под реками и глубокими озерами мерзлоты нет.

В 1827 году житель Якутска Фёдор Шергин стал копать колодец, но грунт шёл сплошь мёрзлый. Вначале Шергин надеялся "дойти до воды", но потом продолжал рыть уже лишь "из интереса". Через 10 лет глубина шахты достигла 116,4 м, но температура породы продолжала оставаться отрицательной. Толщина мёрзлых пород в районе города Воркута достигает 130 м.

Горы

Уральские горы в районе Северного края принято делить на три части: Полярный Урал - от побережья Карского моря до реки Грубею, Приполярный - от реки Грубею до широтного колена реки Щугор и Северный - южнее Щугора.

Полярный Урал представляет собой ряд нескольких, относительно параллельных, и относительно невысоких горных хребтов. Доминирующая вершина - гора Пай-Ёр (или Пайер, что на ненецком языке означает "Владыка гор"). Высота вершины - 1472 м. Эта красавица иногда освобождается от облаков и тогда видны ее вечно снежные склоны и вечно обледеневшие долины. Покорение вершины летом (а не зимой) - дело проблематичное. Кроме резкого перепада высот постоянно мешает плохая погода - дожди, а выше град и снег при сильных ветрах.

 

 

Тундра

Северная половина ЯНАО расположена целиком в зоне тундры. Типичная мохово-лишaйниковaя тундра летом удивляет пышностью и пестротой своего разнотравья, обилием ягод. Среди растений, почти нет однолетних: им не успеть за короткий период вегетации завершить круг развития. Многолетние же, заложив почки с осени, быстро развиваются короткой весной. В кустарниковой тундре растут маленькие кустики полярной ивы, а затем все чаще встречаются заросли ерника - полярной березки с багульником.

По водоразделам и горным хребтам тундра внедряется в более южные зоны, а по хорошо дренированным долинам далеко на север заходит редколесье - лиственничное, березовое или еловое. По поймам рек и многочисленным оврагам проникают в тундру вплоть до заливов Карского моря прекрасные разнотравные луга.

Лесотундра занимает в пределах округа довольно широкую полосу. Здесь среди кустарниково-лишайниковой тундры растут редко стоящие деревья, главным образом лиственница, повсюду много озер и сфагновых болот.

Южная половина округа расположена в подзоне северной тайги. Особенно значительны массивы лиственнично-кедрово-еловых лесов, местами с примесью березы. Наш маршрут проходил по лиственничному поясу.

Климат

Ветра здесь дуют постоянно, особенно зимой в горах, и достигают скорости - 50 м/сек, что способствует промерзанию, поскольку в лютые морозы снег постоянно сдувается с хребтов и ровных участков тундры. В 1953 году на участке железной дороги "Сейда - Лабытнанги" зимним ветром повалило целый поезд! Люди сутки сидели внутри - ждали погоды. Только один человек не выдержал, пошёл пешком до ближайшей станции и в пути замёрз.

Количество осадков (максимальное в виде дождей выпадает летом) в районе маршрута примерно в 1.5 раза больше чем испарений, поэтому влажность максимальная. Это способствует образованию болот, которые и преобладают.

Количество циклонов - 216 дней в году, т. е. (в среднем) два дня из трёх идёт дождь, особенно ночью. Циклоны идут с запада постоянно, но горы останавливают грозовые тучи и невооруженным глазом видно эту бесконечную каждодневную борьбу циклона и хребта. Когда циклон прорывается на юге - ветер дует с юга и на маршруте идет дождь, (216 дней). А если он огибает хребет с севера - ветер дует с севера (холодно), но светит солнце (оставшиеся 150 дней в году), поскольку тучи над Карским морем рассеиваются.

Железная дорога

Железная дорога в Лабытнанги, которая сама по себе уникальна потому, что является единственной заполярной железной дорогой из Европы в Азию, должна была по проекту заканчиваться в городе Игарка. И она была, практически, построена заключёнными ГУЛАГа в 1953 году, многие из которых там и погибли (официально около 300000 человек).

После смерти Сталина стройку заморозили, поскольку военная доктрина изменилась (появились ракеты, поражающие цель в любой точке СССР). Назывались ударные стройки так - «№ 501» (участок Салехард-Надым) и «№ 503» (Надым-Игарка). Трудно представить, как тяжело в сороковых и пятидесятых годах в условиях заполярья на вечной мерзлоте приходилось строить железную дорогу, питаясь тюремной похлёбкой. Этот памятник сталинизму длиной 700 км ещё стоит, вернее то, что от него оставила мерзлота, тундра и тайга. Вздыбленные, скрученные рельсы, полусгнившие шпалы, сгоревшие мосты, рухнувшие станции, размытые, заросшие насыпи и разрушенные бараки с надписями и проклятиями заключённых.

Растительный мир. Птицы

Очнувшись от долгой зимней спячки, северные растения цветут торопливо. Едва пригреет солнце, едва оголится земля на южных склонах, как на бурой подушке тундры появляются цветы. Восьмиконечные звездочки дриад, колосья горлеца, подушки бесстебельных смолевок. В пестром братстве северных цветов выделяется желтая, мохнатоногая Сиверсия. Звучностью имени и величиной. И неистребимым жизнелюбием. Сиверсия - краса Севера. По садовым меркам она не очень крупный цветок, как гвоздика, может быть, даже и меньше, но рядом со своими северными соседями Сиверсия - исполин. И в то же время цветок-старик. Многолетник, достигающий порой ста и даже ста пятидесяти лет.

На буграх кустарников и деревьев не встретишь - здесь нет снега и защиты от ветра. В логах же и понижениях кустарник весь подстрижен, словно в городском сквере. Это ветер жесткими морозными снежинками срезает за зиму все ветки вровень с поверхностью снега. У деревьев, растущих в лесотундре - у одиноких лиственниц и елей, наоборот, обглоданы лишь нижние сучья - те, до которых может добраться стелющаяся внизу метель-поземка. У редких забравшихся на склоны гор лиственниц стволы и сучья кривые, перекореженные, словно застыли в судороге, а все деревья - как флаги, вытянулись сучьями в одну, подветренную сторону, на восток.

Весной на реках и озерах Полярного Урала много уток. Большинство из них пролетные, но немало и местных. В числе их и, обитающие на озере Варчато, чёрные как угли, турпаны. На озере Варчато и др. много гагар - крупных водоплавающих птиц, питающихся исключительно рыбой. Гагара - летающая лодка. Птица, никогда не садящаяся на землю и не умеющая ходить. По восточным долинам рек, текущих с Полярного Урала, там, где эти реки из горной тундры входят в зону лесов, часто встречаются огромные гнезда. Это гнезда орланов-белохвостов - самых крупных птиц Севера. Орланы прилетают очень рано, в марте.

Одновременно с самой большой птицей прилетает на Север и самая маленькая - пуночка - "арктический воробей". Пуночка появляется в тундре, когда она еще покрыта снегом, когда еще нередки сильные морозы и пурга. Наиболее распространенные птицы тундры и Полярного Урала - куропатки. У куропаток здесь мало укрытий, но много врагов - хищные птицы, волки, песцы и даже олени, поедающие яйца и птенцов куропаток. Злейший враг куропаток и вообще всех северных птиц, от пуночек до гусей, сокол-сапсан. Он-то как раз странник, прилетает на Север из Южной Америки, из Австралии.

Охота и рыбалка

Охота на оленей запрещена. Диких (горных) оленей, практически, нет. Все олени (даже отбившиеся от стада) - собственность хантов (ханты и ненцы - коренные жители). Завалить оленя - все равно, что у нас застрелить чужую корову, т.е. украсть. За оленя хозяин может убить. Жизнь в заполярье сурова и, с точки зрения туриста, у местного населения много странных обычаев. Несколько советов (по отношению к хантам, которые живут на реках) - на рыбалку с ними не ходить (будешь тонуть - не спасут по религиозному убеждению), на святые хантовские места не соваться и водки не наливать. Рыбалка, ради которой на Урал едут многие группы, официально разрешена только по лицензиям. К туристам все это имеет формальное отношение и относится к тем, кто ловит сетями на продажу, а не на пропитание спиннингом. Рыба является одним из основных богатств этого края. Щука начинает ловиться там, где исчезает хариус, где вода мутнеет, появляются редкие водоросли, а лиственница вытесняется елью, т.е. ниже по течению. Как сказали рыбаки из Салехарда, щука менее 10 кг у них не считается трофеем. Потому что на реке Собь, есть место («Щучья Яма»), где щуки не меряно, и вес ее доходит до 40кг. Скажу честно, таких ям там две, одна просто менее облавливается местными, но трофеев по 40 кг мы так и не добыли, да и снастей, чтобы поднять 40 кг у нас не было.

Характеристика реки Собь

СОБЬ - река на западе центральной части Приуральского района (в нижнем течении - на границе с Шурышкарским районом), левый приток р. Оби, впадает в нее на 322-м км от устья, у с. Катровож, в 35 км юго-западнее г. Салехарда. Берет начало на восточном склоне Полярного Урала, протекает по лесотундре. Очень извилиста. Длина 185 км, площадь водосбора 5890 кв. км. В бассейне реки насчитывается свыше 400 водотоков, из которых около 50 имеют длину более 10 км. Основные притоки: слева - Ханмей и Большая Пайпудына, справа - Орехъеган и Хараматолоу.

Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле. Средний многолетний годовой расход воды (расчетный) около 50 куб. м/с, объем годового стока 1,5 куб. км. Замерзает река в октябре, в среднем 10-15 числа, вскрывается в июне, в среднем во второй декаде. Средняя продолжительность ледостава 8,0 мес. Доля грунтовых вод из-за наличия вечной мерзлоты незначительна. Половодье имеет многовершинный гребенчатый вид. У п. Харп оно начинается в третьей декаде апреля - первой декаде июня, в среднем в конце второй декады мая, достигает пика через месяц и заканчивается обычно в июле, в среднем 20 числа. Уровень половодья превышает предвесенний на 3,0 - 3,5 м. Продолжительность половодья 60 - 65 дней.

Летне-осенняя межень выражена неярко. Она мало устойчива, непродолжительна (30 - 35 дней), нарушается серией дождевых паводков высотой чаще всего 0,5 - 1,0 м. Зимняя межень, устойчива и длится около 200 дней.

Наибольший размах колебаний уровня у п. Харп около 4,3 м. Самый высокий уровень наблюдался в середине июня 1958 г., самый низкий - в конце октября 1953 г. и в конце августа 1967 года. Средний многолетний годовой расход воды у п. Харп 31 куб. м/с. В устье средний расход воды около 120 куб. м/с.

Варианты подъезда и отъезда

Подъезды на маршрут

1. Автотранспортом г. Чебоксары - г. Киров (420км). Затем поездом №090 г. Нижний Новгород - г. Лабытнанги (1661км) до станции Харп.

2. Автотранспортом г. Чебоксары - г. Нижний Новгород (240км), затем поездом №090 г. Нижний Новгород - г. Лабытнанги (2117км).

Мы добирались по первому варианту. Заказным автотранспортом (Мерседес Спринтер - 19 мест) до Кирова. Это оказалось и дешевле, и дало выигрыш по времени около семи часов. В Нижний Новгород пришлось бы выезжать из Чебоксар в 9 часов утра (7000р.). А так мы выехали в 12-30, и прибыли в Киров к 19 часам (10000р.), а в 23-52 сели в тот же поезд №090, не затратив денег на оплату проезда Нижний Новгород – Киров (647,30р. на одного человека без багажных билетов, на группу 7764р.).

На станции Инта, наши два вагона отцепили, и поезд ушел на Воркуту. Через 5 часов их прицепили к поезду №210 г. Москва - г. Лабытнанги. Это произошло под утро, и не доставило большинству пассажиров никакого неудобства. Прибыли на станцию Харп в 15-43 по московскому времени. Стоит заметить, что два прицепных вагона до станции Лабытнанги в поезде Нижний Новгород – Воркута появились только в 2011 году, да и то они не регулярны. Например, когда мы уезжали из Лабытнанги, такие вагоны должны были быть только через восемь дней после нашего отъезда. Стоимость проезда - смотри смету.

Отъезды с маршрута

Из поселка Катровож до г. Лабытнанги идти своим ходом 57км по р. Обь на катамаранах могли только ненормальные, мы к таким себя не относили. Поэтому в поселке мы наняли катер одного местного предпринимателя, и он доставил нас в Лабытнанги, сначала в речной порт, а затем на Уазике наш груз на вокзал. Можно в Катравоже нанять моторные лодки, но это дороже.

Из города Лабытнанги уходят всего 2 поезда в сутки - №209 в Москву и №953 в Воркуту. Уходят утром, друг за другом в 8-00 и 8-40 (время московское). На чем ехать – зависит от наличия билетов и запаса времени. На московский поезд даже при наличии билетов нам их просто не успевали оформить, так что пришлось нам ехать на воркутинском поезде.

Из Лабытнанги поездом №953 Лабытнанги - Воркута до станции Сейда (прибытие 15-54 время московское), затем пересадка на поезд №375 Воркута-Москва до г. Котлас (отправление 19-08, прибытие 18-27 следующего дня), ну и в Котласе пересадка на поезд №679 Котлас-Киров (отправление 22-30, прибытие 08-23). Из Кирова на заказном автотранспорте (том же самом Мерседесе) в Чебоксары, связались с водителем уже в поезде на Котлас. Стоимость проезда - смотри смету.

4.3. Аварийные выходы и запасные варианты маршрута

Аварийные выходы

В случае необходимости маршрут можно закончить: в любой точке маршрута и в зависимости от местоположения этой точки, возвращаться по воде в Харп, либо выбираться на вездеходную дорогу (или зимник) и по ней добираться до Харпа или Катравожа. Так же можно на второй половине маршрута нанять рыбацкие лодки прямо до Салехарда или Лабытнанги.

Запасные варианты

Любопытны маршруты:

1) начать сплав от станции Собь до Катравожа;

2) возврат по воде от устья Хараматолоу в Харп, но тогда не будет щуки.

Катамаран самодельный К-4

Самодельный катамаран К-4 имеет характеристики близкие к Басег-4

Погранзона

С 2006 года в части территории Ямало-Ненецкого автономного округа введена погранзона. Станция Собь в нее не входит, а Харп и Лабытнанги - входят.

Во время нашего похода мы не встретили ни одного пограничника, ни на маршруте, ни в населенных пунктах, ни в поезде. Но, что будет на следующий год, неизвестно.

С сайтов fakttv.ru/news/yamal/2007/08/13/05.html;

yamaltour.ru/index.php?do=cat&am%20%85%20817b00770e мы взяли следующую информацию: в соответствии с приказом Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2006 г. № 452 "Об утверждении Правил пограничного режима" при въезде на территорию автономного округа требуется оформление пропуска в Пограничном управлении Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям. Справочную информацию вы можете получить в пограничном отделе "город Салехард" по адресу: г. Салехард, мкр-н Теремки, д. 62, телефон: 4-15-53.

Ниже приведены почтовые адреса, телефоны пограничных органов ФСБ России (по Курганской и Тюменской областям):

1. Пограничное управление ФСБ России по Курганской и Тюменской областям 640014 г. Курган, ул. Пархоменко, д. 61. 8 (3522) 47-61-00

2. Служба в г. Ишим 627755 Тюменская область, г. Ишим, ул. Красина, д. 4. 8 (34551) 6-66-93, 6-29-40

3. Отдел в г. Макушино 641600 Курганская область, г. Макушино, ул. Железнодорожная, д. 1. 8 (35234) 9-86-65

4. Отдел в г. Куртамыш 641430 Курганская область, г. Куртамыш, проспект Ленина, д. 33. 8 (35249) 9-24-49

5. Отдел в г. Салехард 629008 Тюменская область, г.Салехард, ул. Подшибякина, д. 25А. 8 (34922) 4-15-53

На этих же сайтах находятся образцы ходатайств на получение пропусков для въезда в пограничную зону Ямало-Ненецкого автономного округа, границы и карта погранзоны.

Общая смысловая идея похода

Совершить путешествие по рекам Полярного Урала, было задумано нами в августе 2010 года, когда наша группа возвращалась с Приполярного Урала, пройдя на катамаранах реки Балбанью и Кожим, а так же совершив восхождение на высочайшую вершину Урала - гору Народа. Настроение у всех было прекрасное. И тут метр Чувашского туризма Владимир Сергеевич Матвеев предложил на следующий год проехать еще дальше - на Полярный Урал. Все дружно согласились.

Выбор маршрута определялся желанием познакомиться с районом Полярного Урала, где почти никто из участников похода не был, с уникальной полярной природой и характером рек. Север нам нравится. Но больше всего привлекала гарантированная отличная рыбалка.

Кроме того, привлекала простая заброска и выброска, относительно небольшие расходы на транспорт и возможность пройти маршрут за недолгий отпуск.

Опыт руководителя и участников были достаточными для прохождения маршрута.

РАЗВЕРНУТЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Дата Участок перехода Протя- жен- ность (км) Способ перед- вижения Чистое ходовое время, (чч-мм) Характеристика пути Метео- условия
от до
  22.07.2011 г. Чебоксары г. Киров   Газель 6-30   ясно
2-3 22.07.2011- -24.07.2011 г. Киров п. Харп   поезд 39-51   ясно
  25.07.2011 п. Харп   Дневка, стапель 24-00   сильный ветер, ясно, дождь
  26.07.2011 п. Харп 1км выше устья р. Ханмей   сплав 6-10 Порог второй категории, перекаты, шиверы, мели, расчески Ясно, сильный ветер
  27.07.2011 1км выше устья р. Ханмей Устье р. Хараматалоу   сплав 5-00 перекаты, шиверы, мели, Ясно, сильный ветер,
27.07.2011 Устье р. Хараматалоу 6км вверх по реке Хараматолоу   бечевник 4-25 Подъем по правой протоке - перекаты, шиверы, мели. Ясно, сильный ветер,
  28.07.2011 4км вверх по реке Хараматолоу (до порога Гагарина)   Дневка 2-00 Пешеходная экскурсия до порога Гагарина. Ясно, ветер
  29.07.2011 река Хараматолоу Устье р. Хараматалоу   сплав 0-52 Шли по левой протоке - перекаты, расчески, мели Ясно, слабый ветер
29.07.2011 Устье р. Хараматалоу Устье р. Луппайеган   сплав 5-23 Биостанция, баня. ясно
29.07.2011 Устье р. Луппайеган Остров-полуостров   сплав 3-30 Река становиться шире, перекаты и отдельные камни слабый ветер
  30.07.2011 Остров-полуостров 2км выше избы Нюрапол (вторая Щучья яма)   сплав 7-15 Острова Переем. облачность
  31.07.2011 2км выше избы Нюрапол (вторая Щучья яма)   дневка 24-00   Вечером дождь
  01.08.2011 2км выше избы Нюрапол (вторая Щучья яма) п. Катровож   Полудневка, сплав 3-15 Острова протоки, местами мели Дождь, ветер
  02.08.2011 п. Катровож г. Лабытнанги   катер 3-30   Шторм, ветер
02.08.2011 г. Лабытнанги п. Сейда   поезд 7-14    
12-13 2.08.2011-03.08.2011 п. Сейда Ст. Котлас Южный   поезд 47-19    
13-14 03.08.2011- 04.08.2011 Ст. Котлас Южный г. Киров   поезд 9-53    
  04.08.2011 г. Киров г. Чебоксары   Газель 6-30    
                 
Итого активным способом: 144 км 8 дней Ясно, ветрено, дождливо. Т= от +2 до +20°С

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

Карта №1

 

Карта №2

Карта №3

Карта №4

 

Карта №5

Карта №6

Карта №7

 

Карта №8

Обзорная карта


Питание

Раскладка продуктов была составлена в соответствии с существующими методическими рекомендациями для спортивных туристских походов.

Было предусмотрено трёхразовое питание. На обед останавливались в среднем на два часа.

Вес продуктов составил 960 граммов на человека в день.

Питание, организованное таким образом, было необходимым и достаточным для прохождения маршрута и может быть рекомендовано другим группам.

Для составления раскладки и меню мы используем уже многие годы компьютерную программу Outdoor Food Ration Calculator. Приводим в приложении распечатку раскладки.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Когда мы возвращались из похода - не верилось, что небо может быть без туч, а тучи без дождя. Что за окном вагона нет ветра и температура воздуха выше 10 градусов. Что не кусают комары, нет гнуса и можно более 10 секунд быть раздетым. Нам не верилось, что рыба может не клевать часами и вообще быть маленькой... Мы смотрели на «забытый мир» во все глаза, но мысли неизменно возвращались к пройденному маршруту, потому что Полярный Урал нас буквально покорил…

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Данный маршрут имеет следующие привлекательные особенности - он проходит в заполярье и неповторимой по красоте горной тундре, удален от населенных пунктов (более 60 км по бездорожью), отличается обилием рыбы, дичи, ягод, грибов и удобной заброской. Эти особенности настолько хороши, что значительно «перекрывают» все перечисленные ниже ужасы и предостережения.

Нитка путешествия представляет собой приличную дугу в Западной Сибири, пролегает сначала с северо-востока на юг вдоль восточного склона Уральского хребта, затем поворачивает на юго-восток и далее (по реке Оби) возвращается почти к исходной точке.

Маршрут подходит туристам, которые хорошо подготовлены физически и не боятся лишений от холода, голода, сырости и гнуса. Опыта прохождения порожистых рек не требуется - порогов, практически, нет (один - второй категории) - на реке Собь.

Протяженность маршрута - более 144 км.

Оптимальным средством для сплава на маршруте является легкое, малообъемное и скоростное судно, имеющее малую парусность. Таким средством является надувная байдарка (например «Щука» весом около 17 кг). Мы пошли на катамаранах четверках, но это был наш выбор.

Лучшее время для путешествия - лето (от середины июля до середины августа).

Рекомендуется максимально использовать информацию, приведенную в отчетах, относительно стоянок, поскольку удобных и одновременно живописных стоянок, мало, но они есть, особенно в низовье, где рыбу берут местные (мы в эти места попали на выходные - все было занято, но нам повезло).

Дров на реке хватает, но при численности группы более 10 человек двуручная пила обязательна. Основное топливо - лиственница, которая горит хуже сосны, а если она не сухостой – совсем беда.

Подняться по Хараматолоу вверх по течению до порога Гагарина можно по воде - судно с грузом тащится на бечеве «корабликом». Это самый легкий, но и самый «мокрый» способ (1 день).

При подготовке к походу необходимо учитывать низкие температуры воды рек (в августе от 3 до 11 град по С) и воздуха (от заморозков ночью до 9 град по С днем), максимальную влажность (на ветру ничего нельзя высушить - только у костра), регулярные дожди и частые ветры. Погода в Заполярье непредсказуема и меняется в течение получаса. При сильных ливнях вода в реках может подниматься до 70 см/час. На Полярном Урале оказалось гораздо холоднее, чем мы думали. По температуре вроде и ничего, но постоянный сильный ветер продувает насквозь. Нужно брать по-настоящему, не продуваемую куртку, или даже пуховик.

С комарами и мошкой наоборот оказалось всё не так страшно - постоянно или ветер, или холодно. Более или менее серьезно заедали всего пару дней. Да и то, обычная москитная сетка вполне спасает.

Снаряжение и обувь должны быть максимально надежными. Одежда должна плохо впитывать влагу и быстро высыхать (не сгорая) возле костра (брезент и х/б). Спальные мешки необходимо особо оберегать от намокания, в частности, при подтекании воды под палатку при дождях и паводках. Без головного убора за полярным кругом ходить неуютно. Резиновые сапоги - повседневная и самая лучшая обувь. На стоянках лыжные куртка и штаны очень могут пригодиться. Палатки лучше иметь лёгкие, прочные, с проклеенными швами и непромокаемым дном. Полиэтиленовая накидка от дождя - обязательная вещь.

Оптимальное соотношение физически сильных и слабых участников, взрослых и детей, опытных туристов и новичков (с бечевником и волоком) - два к одному. Психологическая совместимость и «схоженность» - обязательны.

На протяжении всего похода болотные сапоги оказались самой приемлемой и практичной обувью. Простые резиновые сапоги хоть и были полны воды (кстати, теплой), но и идти в них было комфортно. И сушатся они быстро (см. «памятку»), а брезентовые штаны возле костра высыхают мгновенно.

Нужная в тундре вещь (дополнительно к другим средствам) - накомарник. Основным неудобством является не комар, не мошка, а гнус - невидимые или плохо видимые летающие насекомые, выедающие эпителий. Крем и репеллент от него не спасает. Самым лучшим средством от гнуса является ветер и холод, самым худшим - хорошая погода. Нам повезло, холодное лето защитило нас от этой напасти.

При бечёвнике расход энергии превосходит потребление. Более того, эти дни приходятся на акклиматизацию. Норма потребляемой энергии на одного человека в этот период должна быть как в зимних или горных походах - 4000 и более ккал/день. Углеводо и жиросодержащие продукты - основные поставщики энергии - должны выдаваться без ограничений. Конфетами, сахаром и печеньем должны быть «набиты» все карманы. Очень хорошо восстанавливает силы (за 20 минут) карамель, сладкий чай с лимоном и таблетки витамина «С» с глюкозой. Желательно, избегать «тяжелой» пищи (грибы), на переваривание которой тратится много энергии, а на приготовление - много времени.

Вода из рек и озер вкусная, но без минеральных солей. Напиться ею нельзя. Кофе и чай не помогают. Желательно, на каждого участника взять хотя бы по два ящика «Боржоми» (шутка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.1 с.)