Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема описания фармакологических знаний, умений, навыков и применение их в учебной, научной и практической деятельности

Поиск

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по учебному пособию «Общая рецептура» и учебно-методическим указаниям УГМА по Общей рецептуре основные вопросы темы.

2. Изучить "Правила выписывания рецептов нa лекарства» (см. приложение 1). Оформить в тетради рецептурный бланк формы 1 (107-у).

Дополнительная литература:

1. Методические рекомендации по применению желатиновых пленок. Тюмень, 2001.

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1. Ознакомиться с твердыми лекарственными формами, представленными в наборе лекарств.

2. Выписать рецепты (по указанию преподавателя).

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Жидкие лекарственные формы. Инъекции

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Общая характеристика растворов, растворителей, способы применения.

2. Растворы для наружного применения, возможные способы обозначения концентрации. Официнальные растворы.

3. Дозирование растворов для внутреннего применения.

4. Понятие о микстурах, их дозирование, компоненты микстуры, содер­жащей раздражающие средства.

5. Общая характеристика настоев и отваров, их применение, дозирование.

6. Сборы: определение, классификация, применение, пропись, достоинства и недостатки.

7. Общая характеристика настоек, способы их дозирования.

8. Экстракты, их виды, правила выписывания.

9. Эмульсии их виды, способы прописывания в рецептах.

10. Понятие о галеновых и новогаленовых препаратах, способы прописывания в рецептах.

11. Сиропы: источники и способы получения, пропись, применение, достоинства и недостатки.

12. Понятие о соках и медицинских маслах, применение их в медицинской практике.

13. Инъекции, требования к ним, преимущества их перед другими формами, достоинства и недостатки.

14. Лекарственные клизмы, правила их выписывания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите жидкие лекарственные формы.

2. Понятие о растворах, растворителях, способы прописывания в рецептах растворов для внутреннего и наружного применения.

3. Растворы для наружного применения. Капли: разновидности, применение, пропись. Требования к глазным каплям.

4. Понятие о микстурах, способы оформления их в рецептах. Лекарственные клизмы: требования предъявляемые к ним, их достоинства и недостатки.

5. Понятие о настоях и отварах, их дозирование при приеме внутрь.

6. Отличие настоек, экстрактов от настоев и отваров. Особен­ности их дозирования при приеме внутрь.

7. Отличие галеновых препаратов от новогаленовых.

8. Лекарственные формы для инъекций. Основные требования к инъекциям, преимущества перед другими способами вве­дения лекарств, правила прописывания.

9. Лекарственные аэрозоли и медицинские лаки: определение, особенности применения, пропись.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Мягкие лекарственные формы.

Заключительное занятие по теме "Общая рецептура "

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Мягкие лекарственные формы, их классификация и общая характеристика.

2. Общая характеристика мазей, основы для них. Способы прописывания мазей в рецептах.

3. Линименты, определение, характеристика, классификация, прописи.

4. Понятие о кремах, гелях, показания к применению, отличие от мазей. Способы прописывания в рецептах.

5. Пасты, основы для них. Отличие от мазей, особенности применения. Способы прописывания паст в рецептах. Отличие фармацевтических зубных паст от стоматологических.

6. Суппозитории, их виды и назначение. Достоинства и недостатки данной лекарственной формы. Основы для них. Способы пропи­сывания суппозиториев в рецептах.

7. Пластыри: разновидности, характеристика, применение, пропись.

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1. Ознакомиться с лекарственными формами, основами для них, пред­ставленными на занятие.

2. Перенести в тетрадь таблицу и указать знаком "+" основы, применяе­мые для приготовления мазей, паст, суппозиториев.

 

Основы Линименты Мази Пасты Суппозитории
Вазелин        
Масло какао, бутирол        
Растительное масло        
Ланолин        

 

3. Подготовиться к заключительной письменной работе по общей рецептуре.

 

РАЗДЕЛ: ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Этапы развития фармакологии и ее место среди других наук.

Дозирование лекарственных веществ

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение фармакологии. Этапы ее развития. Место фармакологии среди других медико-биологических, фармацевтических и клинических дисциплин. Основные направления в фармакологии: педиатрическая, гериатрическая, молекулярная, биохимическая, психофармакология, иммунофармакология, клиническая фармакология, фармакогенетика, хронофармакология, валеофармакология, гомеопатическая фармакология.

2. Понятие о лекарственном веществе и яде. Дозирование лекарственных средств. Виды доз. Широта терапевтического действия лекарственных средств. Зависимость эффекта от количества действующего вещества, его концентрации и времени действия.

 

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» соответствующие вопросы темы «Общая фармакология».

2. Подготовить и обсудить реферат на тему «Особенности и значение направлений – фармакогенетики, хронофармакологии, валеофармакологии».

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Выполнить экспериментальную работу «Действие одно- и двухлористой ртути на лягушку». Одна лягушка помещается в лабораторный стакан с сулемой, другая – в лабораторный стакан с каломелью. Через 15-20 минут регистрируются изменения в поведении лягушек. Рассмотреть вопрос о связи активности препаратов и их химической структуры.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Основные положения фармакокинетики

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение понятия «фармакокинетика».

2. Пути введения лекарственных веществ в организм. Высвобождение действующих начал из лекарственных форм.

3. Проникновение лекарственных веществ через биологические мембраны. Основные биологические барьеры организма и их проницаемость.

4. Транспортные системы организма (пассивная диффузия через мембрану клеток, фильтрация через поры мембран, активный транспорт, пиноцитоз).

5. Распределение, перераспределение и депонирование лекарственных веществ в организме.

6. Биотрансформация лекарственных веществ.

7. Пути выведения лекарств и их метаболитов, значение их учета.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

3. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» тему «Общая фармакология».

4. Подготовить и обсудить реферат на тему «Значение фармакокинетики для контроля лечебного эффекта».

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Фармакодинамика. Виды действия лекарственных веществ

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение понятия «фармакодинамика».

2. Виды действия лекарств:

2.1. По локализации фармакологических эффектов:

- Местное;

- Резорбтивное (центральное и периферическое);

- Рефлекторное.

2.2. По механизму возникновения эффектов:

- Прямое (первичное);

- Косвенное (вторичное).

3. Типовые механизмы действия лекарственных веществ.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» соответствующие вопросы темы «Общая фармакология».

2. Подготовить и обсудить реферат на тему «Зависимость фармакодинамики от фармакокинетики».

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Выполнить экспериментальную работу «Действие серебра азотнокислого и фенола на лягушку». Одной лягушке кожу смазывают 5% раствором серебра азотнокислого, другой – раствором фенола. Зафиксировать в протоколе результаты наблюдения, сделать выводы о характере действия препаратов.

Задание 2. Выполнить экспериментальную работу «Рефлекторное действие аммиака». У человека регистрируют частоту пульса и дыхания. Затем осторожно дают вдыхать пары раствора аммиака. Отмечают субъективные ощущения и изменение пульса и дыхания.

Задание 3. Выполнить экспериментальную работу «Местное действие хлорэтила». На кожу наносят хлорэтил и отмечают субъективные ощущения человека. Обсуждается вопрос об использовании физических качеств веществ для лечебных целей.

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Фармакодинамика. Виды действия лекарственных веществ (2)

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Классификация видов действия лекарственных веществ.

1.1.По степени выраженности и клиническому проявлению эффектов лекарственных средств:

- Основное;

- Побочное;

- Токсическое.

1.2. Характеристика фармакологического эффекта по специфичности действия на отдельные органы, ткани, системы:

- Общеклеточное;

- Преимущественное;

- Избирательное (элективное).

1.3. По обратимости:

- Обратимое;

- Необратимое;

1.4. По типу действия на патологический процесс:

- Этиотропное;

- Патогенетическое;

- Симптоматическое.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» соответствующие вопросы темы «Общая фармакология».

2. Подготовить и обсудить реферат на тему «Важность и возможности использования в клинике этиотропной, патогенетической и симптоматической фармакотерапии».

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Фармакодинамика. Основные механизмы действия лекарственных веществ

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Характер действия фармакологических веществ: тонизирующее, стимулирующее, седативное (успокаивающее), угнетающее, паралич функции.

2. Понятие о фармакологическом эффекте, первичной фармакологической реакции и циторецепторе.

3. Типовые механизмы действия лекарственных веществ.

4. Циторецепторный механизм:

4.1. Действие на цитоплазматическую мембрану клетки:

- Действие на рецепторы (ацетилхолин, адреналин);

- Физико-химическое взаимодействие (антибиотики).

4.2. Действие на цитозоль клетки:

- Действие на рецепторы (гормоны);

- Рецепторонезависимый эффект: действие на интрацеллюлярные структуры (антибиотики), действие на интрацеллюлярные метаболиты (тирамин).

5. Клеточнонезависимое действие лекарственных веществ:

5.1. Действие на экстрацеллюлярные метаболиты (гепарин);

5.2. Изменение физико-химических свойств биожидкостей (плазмозамещающие растворы).

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» тему «Общая фармакология».

2. Подготовить и обсудить реферат на тему «Значение функционального состояния рецепторов для фармакологического эффекта при взаимодействии с ними лекарственных средств».

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Факторы, влияющие на фармакодинамику.

Действие лекарственных веществ при их комбинированном применении

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Факторы, влияющие на интенсивность действия лекарств:

1.1. Экзогенные факторы: физико-химические свойства и химическая структура лекарств, их дозы.

1.2. Эндогенные факторы: пол, возраст, особенности организма (врожденные и приобретенные), идиосинкразия.

2. Действие лекарств при их комбинированном применении (синергизм, антагонизм, синергоантагонизм). Фармацевтическая и фармакологическая несовместимость.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» соответствующие вопросы темы «Общая фармакология».

2. Подготовить и обсудить реферат на тему «Зависимость фармакологического эффекта от эндогенных и экзогенных факторов».

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Выполнить экспериментальную работу «Комбинированное действие стрихнина азотнокислого и активированного угля». В опыт берется 2 лягушки одинаковой массы. Одной из них в спинной лимфатический мешок вводят 0,02 мл 0,1% раствора стрихнина азотнокислого, второй – то же количество препарата, обработанного активированным углем. Сравнить поведенческие реакции лягушек, сделать вывод о виде комбинированного действия препаратов.

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Действие лекарственных веществ при их повторном применении

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Усиление эффекта:

- Кумуляция: материальная, функциональная;

- Сенсибилизация.

2. Ослабление эффекта (привыкание, толерантность):

- Тахифилаксия;

- Привыкание макроорганизма к препарату;

- Привыкание микроорганизма к препарату;

3. Лекарственная зависимость (психическая, физическая).

4. Синдром отмены.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» соответствующие вопросы темы «Общая фармакология».

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Решить задачи из «Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии».

Задание 2. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Итоговое занятие по теме «Общая фармакология»

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение и основные этапы развития фармакологии, ее место среди других медико-биологических, фармацевтических и клинических наук.

2. Зависимость эффекта от количества действующего вещества, его концентрации. Понятие о лекарственном веществе и яде.

3. Виды доз. Широта терапевтического действия, ее значение.

4. Значение путей введения и дозы для скорости развития, выраженности и продолжительности эффекта.

5. Желудочно-кишечный тракт как путь введения лекарственных веществ.

6. Пути выведения лекарственных веществ из организма, значение их учета.

7. Виды действия лекарственных веществ на организм (местное, резорбтивное, рефлекторное, прямое, косвенное, основное, побочное, избирательное общеклеточное, обратимое, необратимое). Примеры.

8. Роль рефлекторных механизмов в действии лекарственных веществ.

9. Побочное действие лекарственных веществ. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Примеры.

10. Токсическое действие лекарственных веществ. Понятие о тератогенности и эмбриотоксичности.

11. Значение физико-химических свойств и химической структуры для действия лекарственных веществ на организм.

12. Комбинированное действие лекарственных веществ. Виды синергизма. Понятие синергоантагонизма. Использование в клинике.

13. Комбинированное действие лекарственных веществ. Виды антагонизма. Использование в клинике.

14. Изменение действия лекарственных веществ при их повторных введениях.

15. Понятие о наркомании и токсикомании. Лекарственная зависимоть (психическая и физическая). Медицинские аспекты борьбы с наркоманией и токсикоманией.

 

РАЗДЕЛ: СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ВЕГЕТАТИВНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Адреномиметические средства

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Понятие об адренорецепторах, их виды, локализация и функциональное назначение.

2. Механизм адренергической передачи нервного импульса.

3. Классификация веществ, возбуждающих передачу в адренергических синапсах:

- Альфа-адреномиметики;

- Бета-адреномиметики;

- Альфа- и бета-адреномиметики прямого действия;

- Адреномиметики смешанного действия (симпатомиметики);

4. Альфа-адреномиметики: левартеренола битартрат (норадреналин)

(альфа-1, бета-1), фенилэфрин (мезатон) (альфа-1), нафазолин (нафтизин) (альфа-1,2). Фармакодинамика, клинические показания для применения и основные противопоказания, возможные осложнения. Влияние норадреналина на бета-1 рецепторы миокарда.

5. Бета-адреномиметики: изопреналина гидрохлорид (изадрин) (бета-1,2), орципреналина сульфат (алупент, астмопент) (бета-2,1), фенотерол (беротек, партусистен) (бета-2), сальбутамол (бета-2), тербуталин (бриканил) (бета-2), добутамин (бета-1). Фармакодинамика: влияние на частоту и силу сердечных сокращений, атриовентрикулярную проводимость, автоматизм сердца, артериальное давление, тонус бронхов. Клинические показания для применения, возможные осложнения, основные противопоказания.

6. Альфа- и бета-адреномиметики прямого действия: эпинефрин (адреналин). Фармакодинамика: влияние на частоту и силу сердечных сокращений, атриовентрикулярную проводимость, автоматизм сердца, фазы действия на артериальное давление, влияние на тонус бронхов. Клинические показания для применения, возможные осложнения и противопоказания для применения. Рассмотреть влияние адреналина на сердечно-сосудистую систему, бронхи, величину зрачка, обмен веществ.

7. Альфа- и бета-адреномиметики смешанного действия: эфедрин. Фармакодинамика, клинические показания и возможные осложнения, противопоказания для применения. Влияние эфедрина на деятельность ЦНС, сердечно-сосудистую систему и бронхи.

8. Дофаминергические препараты: допамин, бромокриптин (парлодел). Фармакодинамика: влияние на частоту и силу сердечных сокращений, тонус сосудов. Клинические показания, возможные осложнения, основные противопоказания для применения.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику «Фармакология» тему: «Вещества, действующие в области окончаний адренергических нервов: адреномиметики, симпатомиметики».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания и противопоказания для применения, возможные осложнения:

- Эпинефрин (адреналина гидрохлорид) во флаконах и ампулах;

- Допамин в ампулах;

- Фенилэфрин (мезатон) в ампулах;

- Эфедрина гидрохлорид в таблетках, ампулах;

- Изопреналина гидрохлорид (изадрин) в таблетках, во флаконах.

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы на вопросы в «Руководстве к лабораторным занятиям по фармакологии».

Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

- Альфа- и бета-адреномиметик прямого действия, применяемый для купирования приступа бронхиальной астмы;

- Бета-адреномиметик для купирования приступа бронхиальной астмы;

- Симпатомиметик для купирования приступа бронхиальной астмы;

- Альфа-адреномиметик для оказания помощи при сосудистом коллапсе;

- Препарат при кардиогенном шоке.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Классификация лекарственных веществ, влияющих на передачу возбуждения в адренергических синапсах. Механизм адренергической передачи нервного импульса.

2. Адреномиметики прямого и смешанного действия. Фармакодинамика, препараты, применение.

3. Влияние адреналина на сердечно-сосудистую систему, гладкие мышцы, обмен веществ.

4. Норадреналин, дофамин, фенилэфрин (мезатон), нафазолин (нафтизин). Особенности действия, применение.

5. Изадрин. Особенности действия, применение.

6. Эфедрин. Фармакодинамика, основные эффекты, применение.

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Классификация веществ, тормозящих передачу в адренергических синапсах:

1.1. Альфа-адреноблокаторы;

1.2. Бета-адреноблокаторы;

1.3. Альфа- и бета-адреноблокаторы;

1.4. Симпатолитики.

2. Альфа-адреноблокаторы:

2.1. Производные алкалоидов спорыньи: дигидроэрготоксин (альфа-1,2), ницерголин (сермион) (альфа-1,2);

2.2. Синтетические:

- неселективные – фентоламин (альфа-1,2), пирроксан (альфа-1,2), тропафен (альфа-1,2)

- селективные – празозин (адверзупен) (альфа-1).

Фармакодинамика, клинические показания, возможные осложнения, основные противопоказания для применения.

3. Бета-адреноблокаторы:

3.1. Некардиоселективные – пропранолол (анаприлин, обзидан) (бета-1,2), пиндолол (вискен) (бета-1,2), надолол (коргард) (бета-1,2), тимолол (бета-1,2);

3.2. Кардиоселективные – атенолол (тенормин) (бета-1), метапролол (бета-1), талинолол (кардиум) (бета-1).

Фармакодинамика: влияние на силу и частоту сердечных сокращений, проводимость, автоматизм сердца, артериальное давление, тонус бронхов. Клинические показания для применения, возможные осложнения, основные противопоказания.

4. Альфа- и бета-адреноблокаторы: лабеталол, проксодолол, карведилол. Применение.

5. Симпатолитики: резерпин, октадин. Фармакодинамика: влияние на частоту и силу сердечных сокращений, артериальное давление, тонус сосудов, секрецию желудочного сока, перистальтику кишечника. Клинические показания, возможные осложнения, основные противопоказания для применения.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» тему «Вещества, действующие в области окончаний адренергических нервов: адреноблокаторы, симпатолитики».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания и противопоказания для применения, возможные осложнения:

- Фентоламина гидрохлорид в таблетках;

- Тропафен в ампулах;

- Празозин в таблетках;

- Пропранолола гидрохлорид (анаприлин) в таблетках, ампулах;

- Атенолол (тенормин) в таблетках;

- Резерпин в таблетках;

- Октадин в таблетках.

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы на вопросы в «Руководстве к лабораторным занятиям по фармакологии».

Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

- Альфа-адреноблокатор при эндартериите, болезни Рейно, трофических язвах;

- Альфа-адреноблокатор для купирования гипертонического криза;

- Бета-адреноблокатор при стенокардии, инфаркте миокарда, тахиаритмии;

- Симпатолитик для лечения гипертонической болезни.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Адреноблокаторы. Классификация, фармакодинамика. Применение.

2. Симпатолитики. Фармакодинамика, препараты, применение.

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Итоговое занятие по теме:

«Средства, влияющие на вегетативный отдел нервной системы».

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Анатомо-физиологические особенности парасимпатической нервной системы. Классификация холинореактивных систем, их локализация.

2. Классификация препаратов, действующих в области холинергических синапсов.

3. Действие холиномиметиков и холиноблокаторов на структуры глаза. Клиническое применение, побочное действие.

4. Антихолинэстеразные средства. Классификация, механизмы действия, основные эффекты, клинические показания для применения, побочное действие.

5. Эффекты холиномиметиков при резорбтивном действии.

6. М-холиноблокаторы. Влияние на ЦНС, сердечно-сосудистую систему, внутренние органы. Показания для назначения, побочные эффекты.

7. Действие карбахолина на различные органы и системы на фоне действия атропина.

8. Клиническая картина острого отравления М-холиномиметиками, меры помощи.

9. Отравление беленой, меры помощи.

10. Действие никотина на организм. Табакокурение, как медико-биологическая и социальная проблема.

11. Механизмы действия, основные эффекты, показания для назначения Н-холиномиметиков.

12. Ганглиоблокаторы. Механизмы действия, основные эффекты, клиническое применение, возможные осложнения.

13. Основные симптомы передозировки ганглиоблокаторов. Меры помощи.

14. Миорелаксанты. Механизмы действия. Клиническое использовние.

15. Анатомо-физиологические особенности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Адренорецепторы, их классификация и функциональное назначние.

16. Классификация веществ, действующих в области адренергического синапса. Зависимость между химической структурой и действием в ряду адреномиметиков.

17. Адреномиметики. Классификация, механизмы действия, основные эффекты, показания к применению.

18. Адреноблокаторы. Классификация, механизмы действия, основные эффекты, показания к применению.

19. Симпатолитики. Их фармакодинамика, основные эффекты, показания для назначения.

 

Выписать рецепты, указать группу препарата, механизмы действия, вызываемые им фармакологические эффекты, клинические показания и противопоказания для применения, возможные осложнения.

1. Ацеклидин в ампулах, глазных каплях, глазной мази.

2. Пилокарпина гидрохлорид в глазных каплях, глазной мази.

3. Неостигмина метилсульфат (прозерин) в таблетках, ампулах.

4. Атропина сульфат в ампулах, глазных каплях и мази, каплях внутрь.

5. Экстракт белладонны в таблетках, ректальных свечах.

6. Платифиллина гидротартрат в таблетках, ампулах.

7. Метацин в таблетках,ампулах.

8. Пиренцетин (гастроцепин) в таблетках, ампулах.

9. Бензогексоний в ампулах.

10. Азаметония бромид (пентамин) в ампулах

11. Пемпидина тозилат (пирилен) в таблетках.

12. Эпинефин (адреналина гидрохлорид) в ампулах, во флаконах.

13. Допамин в ампулах

14. Фенилэфрин (мезатон) в ампулах.

15. Изопреналина гидрохлорид (изадрин) в таблетках, во флаконах.

16. Эфедрина гидрохлорид в таблетках, ампулах.

17. Тропафен в ампулах.

18. Фентоламина гидрохлорид в таблатках.

19. Празозин в таблетках.

20. Пропранолол (анаприлин) в таблетках, ампулах.

21. Резерпин в таблетках.

 

В контроле будут использованы фармакотерапевтические вопросы соответствующих разделов книги «Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии» под редакцией Д.А.Харкевича; ситуационные задачи.

 

 

РАЗДЕЛ: СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЦНС

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Снотворные средства. Противосудорожные средства

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Общая характеристика снотворных средств. Фазы сна. Возможные причины бессонницы.

2. Классификация снотворных средств.

I-е поколение (с наркотическим типом действия).

- Барбитураты: этаминал-натрий, фенобарбитал, эстимал.

- Производные алифатического ряда: хлоралгидрат, других химических групп: натрия оксибутират, бромизовал.

II-е поколение - производные бензодиазепина: нитразепам (эуноктин, радедорм, неозепам, могадон), триазолам (хальцион), флунитразепам (рогипнол), мидазолам (дормикум), реладорм, бротизолам (лендормин), флуразепам (далмадорм), эстазолам.

III-е поколение: зопиклон (имован), золпидем (ивадал).

3. Механизмы действия барбитуратов, их фармакокинетика, влияние на фазы сна, особенности применения, возможные осложнения. Острое отравление бар­битуратами, клиника, меры помощи.

4. Производные бензодиазепина, их фармакодинамика. Применение, возможные осложнения.

5. Зопиклон (имован), особенности фармакодинамики в сравнении с бензодиазепинами. Применение, возможные осложнения.

6. Различие в механизме снотворного действия барбитуратов, бензодиазепинов, алифатических снотворных, влияние на фазы сна.

7. Правила прописывания в рецептах снотворных средств.

8. Противосудорожные средства: общая характеристика противосудорожных средств. Возможные причины судорог, их опасность для организма.

8.1. Средства для купирования развившихся судорог:

- Средства для ингаляционного и неингаляционного наркоза - эфир для наркоза, фторотан, трилен, гексенал, тиопентал-натрий, натрия оксибутират и др.

- Растворимые снотворные средства - этаминал-натрий, рогипнол, хлоралгидрат и др.

- Разные - магния сульфат, сибазон (седуксен, реланиум), хлозепид (элениум), миорелаксанты периферического действия и др.

8.2. Средства для лечения эпилепсии, т.е. для предупреждения судорог: фенобарбитал, фенитоин (дифенин), этосуксимид, карбамазепин (финлепсин, тегретол), клоназепам (антетлепсин), кислота вальпроевая (ацедипрол, конвулекс, депакин), ламотриджин (ламиктал), гексамидин, бензонал, хлоракон, бромиды.

9. Сравнительная оценка эфективности отдельных перепаратов при различных формах эпилепсии.

10. Классификация противоэпилептических препаратов по применению для лечения разных форм эпилепсии: большие и малые приступы, психомоторные эквиваленты. Средства для купирования эпилептического статуса.

11. Разные противосудорожные и антиспастические средства: толперизон (мидокалм), баклофен, тизанидин (сирдалуд), вигабатрин, тиагабин. Побочные эффекты и возможные осложнения при применении противоэпилептических средств. Возможное воздействие дифенина и вальпроат-натрия на слизистую оболочку полости рта и желудка.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по учебнику «Фармакология» и лекции тему «Гиполипидемические и эндотелиотропные средства».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, фармакологические эффекты, возможные осложнения:

- Холестирамин в порошках;

- Фенофибрат (липантил) в капсулах;

- Клофибрат (мисклерон);

- Ловастатин (мевакор) в таблетках;

- Пробукол в таблетках;

- Кислота никотиновая в таблетках;

- Пирикарбат (пармидин) в таблетках;

- Этамзилат (дицинон) в таблетках;

- Трибенозид (гливенол) в капсулах.

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Выписать рецепт, обосновать выбор препарата:

- Секвестрант желчных кислот;

- Средство, угнетающее синтез холестерина;

- Растительный сорбент жирных кислот;

- Антиоксидант для лечения атеросклероза;

- Антиагрегант для лечения атеросклероза;

-Средство, увеличивающее количество апорецепторов.

Задание 3. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Антиангинальные средства

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Понятие об антиангинальных средствах.

2. Классификация антиангинальных средств:

- для оказания неотложной помощи,

- для предупреждения приступов стенокардии и лечения больных ИБС.

3. Классификация антиангинальных средств по механизму действия и точке их приложения:

3.1. Препараты миотропного действия:

- Производные изохинолина: папаверина гидрохлорид, но-шпа;

- Производные пурина (диметилксантины): теофиллин, эуфиллин, теобромин, дипрофиллин, ксантинола никотинат (копламин, теоникол);

- Нитраты и нитриты: амилнитрит, натрия нитрит, нитроглицерин, тринитролонг, нитронг, сустак (мите, форте), эринит (нитропентон), нитросорбид (ломилан, изодинит, изокет);

- Антагонисты кальция: верапамил (изоптин, финоптин), фенигидин (нифедипин, коринфар), сензит, форидон.

3.2. Препараты нейротропного действия:

- Транквилизаторы, седативные;

- Бета1,2-адреноблокаторы: анаприлин (обзидан, индерал, пропранолол), окспренолол (тразикор, коретал), бензодиксин, пиндолол (вискен), талинолол (корданум);

- Блокаторы альфа- и бета- адренорецепторов: амиодарон (кордарон);

- Рефлекторного действия: валидол, ментол, амилнитрит, нитроглицерин;

- Разные коронарорасширяющие препараты: нонахлазин, оксифедрин, карбокромен (интенкордин, интенсаин).

4. Классификация антиангинальных средств по принципу их действия:

- Средства, повышающие коронарный кровоток и понижающие потребность миокарда в кислороде: нитраты и нитриты, молсидомин (корватон, сиднофарм);

- Средства, снижающие потребность миокарда в кислороде:бета-блокаторы, альфа и бета адреноблокаторы;

- Средства, повышающие коронарный кровоток с увеличением потребности миокарда в кислороде: диметилксантины;

- Средства, повышающие коронарный кровоток без увеличения потребности миокарда в кислороде: дипиридамол (курантил, персантин), карбокромен, хлорацизин;

- Антагонисты кальция;

- Средства, повышающие устойчивость миокарда к гипоксии: пармидин (ангинин, продектин), ретаболил, калия оротат, аспаркам, панангин, метандростенолон (дианабол, неробол), рибоксин (инозин).

5. Механизм действия нитратов и нитритов: миотропное действие. Влияние на системное венозное и артериальное давление, рефлекторное и центральное коронарорасширяющее действие, влияние на потребность сердца в кислороде.

5.1. Нитроглицерин. Внутривенные лекарственные формы: перлинганит, нитробид, нитростат. Сублингвальные формы: нитроглицерин в таблетках, раствор нитроглицерина 1% масляный в капсулах. Ингаляционные формы: аэрозоль с нитроглицерином.

Пероральные пролонгированные формы нитроглицерина: сустак-мите, сустак-форте, нитрогранулонг мите, нитрогранулонг форте, нитронг мите, нитронг форте.

Трансдермальные пролонгированные формы нитроглицерина: мазь с 2% масляным раствором нитроглицерина. Пластыри и диски: депонит, нитродерм ТТS, нитрадиск, нитродур, трансдерм-нитро. Буккальные пролонгированные формы: тринитролонг, сусадрин, сускард. Особенности фармакокинетики.

5.2. Изосорбида динитрат. Внутривенные формы – изосорбида динитрат для инфузий, изосорбида-5-мононитрат. Лекарстенные формы для приема внутрь: нитросорбид, изодинит, изокет. Пролонгированные формы для приема внутрь: изокет ретард, изомак ретард. Трансдермальные формы: изомак ТД (спрей). Буккальные формы: динитросорбилонг. Сублингвальные формы: изо-мак. Особенности фармакокинетики.

5.3. Изосорбида-5-мононитрат. Лекарственные формы для приема внутрь: изомонат. Пролонгированные формы: оликард ретард, элантан ретард. Особенности фармакокинетики.

Клиническое применение нитратов и нитритов. Возможные осложнения.

6. Механизм антиангинального действия валидола: рефлекторный коронарорасширяющий эффект. Клиническое использование.

7. Бета-адреноблокаторы. Механизм антиангинального действия: изменение систолического выброса сердца, влияние на потребность миокарда в кислороде. Препараты. Клиническое использование. Возможные осложнения.

8. Антагонисты кальция. Механизм действия: изменение работы сердца и потребности его в кислороде, расширение коронарных сосудов. Препараты:

- Производные дигидропиридина: нифедипин (адалат, коринфар, фенигидин), амлодипин (норваск), фелодипин (плендил), нисолдипин (сискор), никардипин (карден);

- Пролонгированные формы: нифедипин GITS (прокардия XL), фелодипин SR;

- Производные дифенилалкиламина: верапамил, пролонгированная форма: верапамил SR, галлопамил;

- Производные бензотиазепина: дилтиазем, пролонгированная форма: алтиазем SR;

- Производные тетралола: мибефрадил.

9. Препараты аденозинового типа действия. Механизм действия: влияние на накопление аденозина в миокарде, усиление коллатерального кровообращения, уменьшение потребности миокарда в кислороде. Препараты. Клиническое использование. Возможные осложнения.

10. Периферические вазодилататоры: гидралазин (апрессин), молсидомин (корватон). Механизмы действия. Клиническое использование. Возможные осложнения.

11. Основные группы средств, используемые при лечении инфаркта миокарда и его осложнений. Наркотические анальгетики, антикоагулянты, фибринолитики, сердечные гликозиды, противоаритмические средства, адреноблокаторы.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику «Фармакология» тему «Антиангинальные средства».

2. Выписать в рецептах, указать механизм действия препаратов, показания и противопоказания для применения, возможные осложнения:

- Нитроглицерин в таблетках, капсулах, флаконах, ампулах;

- Сустак-мите и -форте в таблетках;

- Эринит в таблетках;

- Валидол в таблетках, флаконах;

- Карбокромен в таблетках, драже, ампулах.

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.012 с.)