Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация подпрограмм. Процедуры и функции. Процедуры и функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Паскале два типа подпрограмм – процедуры и функции. Итак, процедура – это часть программы (подпрограмма), имеющая имя и предназначенная для решения некоторой частной задачи (подзадачи). Процедуры делятся по способам описания и обращения к ним. Процедура встроенная (машинная) – это процедура, описание которой считается известной транслятору, в связи с чем ее можно использовать в программе, зная только ее имя. Процедура пользователя – процедура, которую создает (описывает) программист на основе имеющихся операторов и встроенных процедур и функций данного языка по определенным правилам данного языка. Процедура без параметров – процедура, при обращении к которой не требуется задания начальных установок, значений и после выполнения которой, в основную программу не передаются результаты работы данной процедуры. Процедура с параметрами-значениями – процедура, при обращении к которой требуются только начальные значения. На выходе данные не передаются в основную программу. Процедура с параметрами-переменными – процедура, не требующая начальных значений, однако передающая в основную программу результаты своей работы (передает значения некоторых переменных). Комбинированная процедура – процедура, имеющая параметры-переменные и параметры-значения, т. е. входные и выходные данные. Функции пользователя. Рекурсивные функции функция есть частный вид определенного типа процедур, а именно процедур с одним параметром-переменной. Определение функции Функция отличается от процедуры только тем, что всегда возвращает в точку вызова одно скалярное значение. При этом функция, как и процедура, может содержать параметры-значения или быть без них. Общая форма записи заголовка функции FUNCTION имя (список параметров: тип): тип; или FUNCTION имя: тип; Тип результата есть тип значения функции. Список параметров такой же, что и для процедуры, только здесь все параметры являются аргументами. Имя переменной, которая хранит значение функции, совпадает с именем функции. Итак, заголовок функции отличается от заголовка процедуры не только сменой слова PROCEDURE на FUNCTION, но и удалением из списка параметров параметра-результата с присвоением его типа имени функции: PROCEDURE <имя процедуры> (аргументы; FUNCTION <имя функции> (аргументы): тип; Другой особенностью описания функции является наличие в нем хотя бы одного оператора присваивания, в левой части которого стоит имя определяемой функции, а в правой – выражение для вычисления результата функции. Очевидно, что тип этого выражения должен совпадать с указанным в заголовке типом функции. Вызов функции также отличается от вызова процедуры. Если вызов процедуры осуществляется с помощью специального оператора вызова (оператора процедуры), то функция вызывается только внутри некоторого выражения. Для того чтобы осуществить обращение к функции, необходимо использовать ее имя со списком фактических параметров в каком-либо выражении, тип которого совпадает с типом значения функции. Само же выражение, внутри которого вызывается функция, может быть правой частью оператора присваивания, частью логического выражения и пр. Функции пользователя Известно, что Паскаль имеет набор стандартных функций. Однако этот набор ограничен. Пользователь может по желанию расширить список функций, создав свои функции – функции пользователя. Так, например, в Паскале есть SQR (X) = X2, а вот функции F (X) = Xn, где n принадлежит множеству целых чисел Z, нет. Используя определенное ранее понятие функции, можно создать для этого универсальную функцию, которая давала бы степени произвольного вещественного числа с любым целым показателем. Рекурсивные функции К функциям можно обращаться тремя способами: из тела основной программы, из тела другой функции, из тела самой функции, т. е. функция может вызывать саму себя. Функции называются рекурсивными, если в описании функции происходит вызов самой себя, а процесс обращения – рекурсией. Продемонстрируем использование рекурсии на примере вычисления значения факториала произвольного натурального числа N.
ОБРАБОТКА МАССИВОВ Скалярный тип – простой тип данных. Скалярное данное неделимо. Массив – это структурированный тип данных. Массив состоит из нескольких элементов. Ко всему массиву можно обращаться по его имени. Можно обращаться к его элементу, но для этого надо задать индекс (индексы). Массивы бывают одномерные и многомерные. Для объявления массива необходимо задать типы его индексов и компонент: ARRAY [Тип индексов] OF <Тип компонент>; Тип компонент массива – это просто тип данных, ассоциированный с каждой компонентой массива. Тип компонент может быть любым REAL, INTEGER, CHAR, BOOLEAN, перечислимым, интервальным. В качестве компоненты массива может быть взят и тип массив. Тип индекса должен быть одним из упорядоченных типов, т. е. любым скалярным типом, кроме REAL: INTEGER, CHAR, интервальный, перечислимый. Тип индекса определяет границы изменения индекса. Если сделана попытка использовать несуществующую компоненту, то возникает ошибка (ошибка неверного индекса). Одномерные массивы Одномерный массив можно задать (объявить) двумя способами: 1. C помощью служебного слова TYPE описывается тип массива, а затем с помощью VAR вводится переменная этого типа. Общая форма записи TYPE <тип массива> = ARRAY [тип индекса] OF <тип компонент>; VAR <переменная>: <тип массива>; 2. С помощью слова VAR сразу описывается переменная типа массив. Общая форма записи VAR <переменная>: ARRAY [тип индекса] OF <тип компонент>; Многомерные массивы Для определения позиции элемента в двумерном массиве необходимы два индекса. Любой двумерный массив есть матрица, а матрица есть таблица. Поэтому удобно описывать двумерные массивы путем указания границ изменения индексов (номеров) строк и столбцов. Например, таблица символов M × N, где M – число строк и N – число столбцов, может быть описана: var TAB: array [1..M, 1..N] of char;
Однако двумерный массив можно интерпретировать как вектор-столбец, каждый элемент которого, в свою очередь, является одномерным массивом (вектор-строка). Этот подход к определению двумерного массива влечет его описание с помощью двух строк, где первая содержит описание строки, а вторая – описание столбца: type LINE = array [1..N] of char; STOLB = array [1..M] of LINE; var TAB: STOLB. Здесь TAB [I] – переменная типа LINE, а TAB [I][J] – переменная типа CHAR. Обработка массивов включает в себя, как правило, следующие компоненты: ввод массива (с клавиатуры или с помощью датчика случайных чисел), вывод полученного массива на экран и собственно его обработка. Все эти компоненты рекомендуется оформлять в виде отдельных процедур. При этом надо учитывать следующий фактор: если процедуре (или функции) будет передаваться массив, то надо объявить в ней этот массив как параметр с атрибутом VAR даже в том случае, если значение массива внутри процедуры не изменяется.
ОБРАБОТКА СТРОКОВЫХ ВЕЛИЧИН В Паскале, как и в других языках программирования, предусмотрена обработка текстов или строк. Для этой цели в языке существует два типа данных: SHAR и STRING. 6.1. Тип данных CHAR Типу данных CHAR соответствуют символьные константы и переменные. Символьная константа есть какой-то символ алфавита, взятый в апострофы. Символьные переменные получают значения символьных констант с помощью оператора присваивания: ALPFA:= 'p'; A:= 't'; B:= '3'; C:= ' '; D:= ''. Все символы алфавита образуют множество литер. Каждый символ имеет свой код в ASCII. Это позволяет использовать булевские сравнения: =, <>, <, <=, >, >=. Данные этого типа описываются с помощью служебного слова CHAR. Например, переменную ALPFA можно описать как VAR ALPFA: CHAR.
При работе с данными типа CHAR, если у нас есть последовательность символов, существует два способа ввода этих символов с клавиатуры. При первом способе организуется цикл, внутри которого помещается оператор READLN. При этом способе элементы последовательности вводятся поочередно, и после набора на клавиатуре символа необходимо нажать клавишу ввода ENTER. Таким образом, здесь число нажатий клавиши ENTER совпадает с числом вводимых элементов последовательности. Второй способ характеризуется применением для ввода символов оператора READ. С его помощью можно сразу же ввести всю последовательность символов, которая записывается в буфер клавиатуры. Последующий цикл с оператором READ осуществляет уже выборку элементов из этого буфера в соответствующие переменные, указанные в операторе READ.
6.3. Тип данных STRING Хотелось бы иметь такую переменную, в которую можно было бы поместить текст произвольной (но ограниченной) длины. Такую возможность предоставляет тип STRING. Так, объявив переменную var HAMLET: string [17], можно путем оператора присваивания (а не через цикл) задать ей значение текста произвольной длины (от 0 до 17), например: HAMLET:= 'Быть или не быть'; HAMLET:= 'Бедный Йорик'; HAMLET:= ' '; HAMLET:= ''. Отметим также, что при компиляции программы в случае объявления строки-массива в памяти ЭВМ резервируется место под массив, который должен быть полностью заполнен в процессе работы программы. Для типа STRING также резервируется место в памяти того же объема, но здесь не обязательно заполнять его целиком. Незаполненные места представлены пробелами. Данный тип представлен следующей общей формой записи:
Здесь N – целая константа, задающая максимальную длину текста. Доступ к элементам строки производится с помощью индексов, так как в этом типе также все элементы имеют свой (числовой) индекс от 1 до N. В результате получается величина типа CHAR, например: HAMLET:= 'ПРОГРАММА'; HAMLET [1] = 'П'; HAMLET [9] = 'А'. Тип STRING и стандартный тип CHAR совместимы. Строки и символы могут употребляться в одних и тех же строковых выражениях. Строковое выражение состоит из строковых (символьных) констант, переменных, указателей строковых функций и операции конкатенации (склеивания) строк, обозначаемой знаком «+». Строки можно сравнивать. В результате сравнения двух строк истина получается только в том случае, если сравниваемые строки совпадают посимвольно и имеют одинаковую длину (принадлежат одному и тому же типу). 6.4. Строковые функции и процедуры Строковые функции и процедуры введены в систему программирования Turbo Pascal для облегчения манипуляции со строками. Имеется восемь строковых функций и процедур. 1. Функция CONCAT (склеивание) Синтаксис: concat (S1, S2,..., Sn: string): string. Возвращает строку, полученную конкатенацией строк S1,...,Sn. Если длина результата больше 256, то излишние символы отбрасываются. Эта функция фигурирует в правой части «:=» и в строковых выражениях. Пример: NUMBER:= concat ('12', '34', '50'); NUMBER = '123450'. 2. Функция LENGTH (длина) Синтаксис: length (S: string): integer. Возвращает длину строки S. П р и м е р: N:= length ('345'); N = 3. 3. Функция POS (позиция) Синтаксис: pos (S, T: string): integer. Функция POS в качестве аргументов использует две строки и определяет, содержится ли первая строка во второй. Возвращает номер символа, начиная с которого S входит в T. Если вхождения нет, то возвращает 0. П р и м е р: N:= pos ('E', 'HELLO'); N = 2. N:= pos ('A', 'HELLO'); N = 0. 4. ФункцияCOPY (вырезка фрагмента) Синтаксис: copy (S: string; N1, N: integer): string. Возвращает подстроку, полученную из N символов строки S, начиная с позиции N1. Значение переменной S при этом не меняется. Пример: FRAGMENT:= copy ('PROGRAMM', 2, 3); FRAGMENT = 'ROG'. 5. Процедура DELETE (стирание фрагмента) Синтаксис: delete (var S: string; POS, LEN: integer). Убирает из строки S LEN символов, начиная с POS, при этом длина строки уменьшается на LEN позиций. Пример: FRAGMENT:= 'PROGRAMM'; delete (FRAGMENT, 2, 3); FRAGMENT = 'PRAMM'. 6. Процедура INSERT (вставка) Синтаксис: insert (S: string; var D: string; POS: integer). Вставляет строку S в строку D перед символом с номером POS, при этом длина строки D увеличивается на LENGTH (S) позиций. Пример: FRAGMENT:= 'PRAMM'; insert ('ROG', FRAGMENT, 2); FRAGMENT = 'PROGRAMM'. 7. Процедура STR (преобразование в строку) Синтаксис: str (I: integer; var S: string); str (R: real; var S: string). 12.. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ГРАФИКИ Графические объекты могут находиться на экране только в то время, когда работает программа. Для формирования графических изображений в системе TurboPascal предназначен стандартный библиотечный модуль GRAPH. В нем содержится 79 графических процедур, функций, десятки стандартных констант и типов данных. Все они составляют единый комплекс средств, позволяющих разрабатывать профессиональные программные продукты. Подключение модуля GRAPH к пользовательской программе осуществляется стандартным способом - с помощью зарезервированного слова USES: USES GRAPH. С этого момента все графические средства доступны пользователю. Взаимодействие программы и видеосистемы в графических режимах обеспечивают драйверы. Драйверы собраны в файлах, имеющих расширение BGI: CGA. BGI, EGAVGA. BGI, HERC. BGI, IBM 8514.BGI, ATT. BGI, PC3270.BGI и др. Драйвер – это специальная программа, осуществляющая управление тем или иным техническим средством ПК. Графический драйвер управляет графическим адаптером в графическом режиме. 7.1. Инициализация графического режима Графические возможности конкретного адаптера определяются разрешением экрана, т. е. общим количеством пикселей, а также количеством цветов. Кроме того, многие адаптеры могут работать с несколькими графическими страницами. Для инициализации графического режима используется процедура InitGraph (var Driver, Mode: integer; Path:string), где Driver – переменная типа integer, определяющая тип графического драйвера; Mode – переменная того же типа, задающая режим работы графического адаптера; Path – выражение типа string, содержащее путь доступа к файлу драйвера. Program primer; …………………………………………………………………………
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.013 с.) |