Свод древнебулгарских летописей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свод древнебулгарских летописей



(составлен, когда волжские булгары уже приняли ислам и арабский язык)

Атилла Ас-Бата (Бата-Батый это как основатель, отец чего либо) по прозвищу «Аудан Дуло» (Богдан Дуло) имел сына Эрнака, с него начинается род Булгарских Царей. Его правнук — Тубжак (сын Зигмунда), а у него уже были правнуки — Бат-Боян и хан Аспарух. Аспарух был дружен с дядей князем Киевским Светояром, который укрепил город Киев и отделился. Светояр назвал своё государство — Дулеба. Около 701 года умер Аспарух. С 759 г. по 787 г. Булгаром правит Тат-Утяк. Его дочь от русской выдана за хазарского когана Аскала и родила сына — Руса, сменившего на Хазарском троне Аксак-Тимера.

Будим (Вадим храбрый) родился в городе Будиме и поэтому названный его именем. Поступил на службу в Канн-Караджару (отцу Игоря Старого). Сыном Вадима был Дир. Внук Вадима — Рюрик тоже имел прозвище «Бата» (основатель). Правнук Вадима — Барыс был женат иа дочери царя Шамгуна (Симеона — царя Дунайской Болгарии). В 816 г. Вадим назначен Айдаром (за боевые заслуги) тар-ханом Балына. (Балын — земля белорусов и великороссов). Вадим восстановил Новгород и Русу, постоил Шамлын, Джир и Мен. Его наместничество называлось Ак-Урус (Белая Русь, ак на араби означает белая, когда составлялись эти летописи болгары уже приняли ислам и арабский язык), для отличия от русской области в Кара-Булгаре (Чёрном Булгаре, это на Северном Кавказ е).

После 858 г. Дир, был воеводой антского ополчения в Киеве. Дир получил титул русского князя и правил под наблюдением хазарского наместника Аскольда, а Киев выплачивал Хазарии дань и помогал войсками. Ильяс (фактический правитель Хазарии) приказал Диру и Аскольду произвести внезапное и беспощадное нападение на город Рум (Византия). Дир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывающий на помощь Рума в борьбе с ней, первым принял лжеверу христианскую. Аскольд убил Дира. Когда на трон в Киеве посадили сына Олега — Игоря, Салабхи стал его соправителем. Аскольд внезапно хотел убить Салабхи, но Рюрик «Бата» был начеку и убил Аскольда копьём.

Войны с греками

С 787 г. во главе государства стоит сын Тат-Утяка — Канн-Караджар, далее — его сын — Игорь Старый, который правит с 815 до 855 г. Игорь Старый — эмир Болгара и хакан всего Саклана. Его мать — руссская Арья-Аслан, родная сестра матери Руса (Когана Хазарии). Сыновья Игоря Старого — Габдулла Джилки и Олег. После смерти Игоря Старого подняли на ханский престол его старшего сына — мусульманина Габдуллу Джилка (855 год). Младший брат Джилки — Олег был старой Веры. «Не расставшийся с суевериями» (Родной Славяно-Арийской Ведической Веры)...

Сказание про Русов и Угров

Течет модрая река времени, течёт, в море впадает и там исчезает, будто и не было. Так и люди хранят Старовину Пращурскую, а потом многое забывают, будто и не было тех времён, про которые потомкам знать надобно.

Так во времена царя нашего Зеленима (степной казачий царь) прискакали гонычи от Кощобы, и передали они от царя их слово такое, что с Восхода солнечного идут на нас разбойники степные безжалостные.

И приказал тогда царь Зеленич пырей-траву высокую рвать, и из того пырея плести вервь зелёную, и той вервью обкручиваться, чтобы в траве ни коня, ни всадника не видно было врагу.

И до вечера плели воины вервии те, а вечером уже на конях зелёные попоны были, и всадника в той траве никто увидеть не мог. А трава в то лето такая густая была да высокая, что когда Месяц из неё вставал, так за деревей зацеплялся, и долго шелестел в траве и шуршал, пока на небо взбирался.

И пришли изведатели к царю Зеленичу и рассказали, что видели кострища великие и много людей, а то враги были злые, та была Угра дикая.

И сказал царь Зеленич идти на врага и бить его, гнать геть подальше с земли нашей. И напали Русы на Угру, а та Угра убегала, зубы щерила, а потом ворочалась и нападала на Русое. И жестокими были сечи.

Кровавый Месяц ходил над степью, а Русы шли из травы, гремя мечами по щитам своим, и гул великий стоял окрест.

Вставай, Месяц, вставай, ясный, да погляди на ту битву страшную! А там Угра дикая волком выла, а там Русы в щиты били и на врага бросались. И гром мечей, и звон щитов заглушали крики людские и конское ржание, и ничего слышно не было — ни стона, ни вопления человеческого.

Основание Киева на Днепре

Расступись, Мать Сыра-Земля, дай в твои недра укрыться от врага злого и меча беспощадного! Так молили иные воины к бежали в бурьяны от грозящей смерти. Да ежели час приспел, то Смерть-Мара и в густой траве настигала, и на поле боя дых перехватывала. Однако ж тех, кто пали героями, Перуница поила водой вечной жизни, и они отправлялись в Сваргу в войско Перуново. А трусливые и малодушные попадали к Мору с Марой и мерзкому Яме.

И появилось вдруг в степи множество русских воинов, и шли те Русы прямо из травы, а враги того пугались и князьям свои кричали: «Та Руса заколдованная есть, и ничего мы с ней поделать не можем!»

И кричали на них князья их, и мечами размахивали, головы снять им сами грозились. И шла Угра в сечу, и от русских мечей падала. И шла та битва три дня и три ночи. А потом Угорские князья решили идти лепше на Панщину, там люди смирные и легко подчиняются.

И пошли Угры иа Днепровщину, а оттуда — на Панщину. И не стала Панщина биться, и стала Угрой.

Такая же беда была с Мазовой и с Норчей — не сражались они до конца, и исчезли — стали Волошиной.

А Русы помнили, как Хоропы и Седьмичане врага не щадили, и Меды, и Троянцы, и все от Ойразов до Иры знали, что за родную землю надо сражаться до смерти! А ляжет Рус на поле со славою — отправится на Тот Свет в Ирий прекрасный, и встретится там с отцом, с матерью, с братьями, сестрами умершими и всей своей прежней Родыной. А там они землю Сварогову рают, пашницу сеют и вено венят летом, и Свет Тот такой, как и наш, только без болезней и горестей. И люди там такие же, как и здесь, только синие, и земля там синяя, и трава, и синие кони ржут, и синие стада по синим степям ходят.

КИКА (кичка) др.русский головной убор замужней женщины, полностью скрывающий волосы. К. была рогатая, т.к. рога считались надёжным оберегом от нечистой силы и олицетворялись с мужским началом, способным уберечь и защитить…                                                                                                                                                                           (44) 

2. Ки́ка (кичка) — древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока — без рогов, кокошник — с высоким передом).
Кика представляла собой открытую корону, украшенную жемчугом, бисером и другими драгоценными камнями. Собственно, непосредственно кикой назывался не только весь убор, но и его нижняя часть, которая изготавливалась из проклеенного холста. Так как эта часть прикрывала волосы, то другим его наименованием было волосник. Передней части убора с помощью вставок из твёрдых материалов, например бересты, придавалась форма рогов, копытца или лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник, а сверху — нарядная сорока.
Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения. Были кички и в форме небольшой круглой шапочки.
Кику использовались для скрытии времени на женском лице. Такую роль выполняла жемчужное "очелье", которое низко, до бровей спускалось на лоб, и тонкие поблескивающие "ряски" или "рясны" - привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Они успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей.
Орнаментация кички, её цветовая гамма, давала представление о возрасте женщины и месте её рождения. До появления ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости - с простейшими орнаментами.
Жительницы Рязанской и Тамбовской губернии предпочитали темно- красный и черный цвет;
Орловской и Курской - ярко- красные, зеленые и желтые цвета.
Особенно нарядно украшались головные уборы жительниц северных районов России. Они использовали рубленый перламутр и речной жемчуг, цветной жемчуг и камни.
Кичка стоила необычайно дорого. "В XIX в. цена отдельных экземпляров достигала трехсот рублей ассигнациями.
Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Рогатые кики носились ещё в древности, их особенная форма была связана с существующими в то время поверьями. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества». Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. В XIX веке ношение кики стало преследоваться православным духовенством — от крестьянок требовали ношение кокошника. В связи с этим к началу XX века этот головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком, лишь изредка кику можно было встретить в южных областях России. В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов.                                                         https://vk.com/izdatelstvo_rodovich

КЕНДАРЬ - мера веса (около 3 пудов)

КИЧКА носовую часть судна в старину называли "кичкой". (ТС.)

                        

В русском языке есть глагол "кикать" ("кыкать", "кичать") жалобно кричать, прежде всего по-лебединому. (ТС), в фольклоре и говорах лебедь носит постоянный эпитет "кыкучий", словами "кычи-кычи" подзывали гусей (СРНГ), "кык" означало лебединый крик. Фасмер (ЭС) связывает это с греческим словом "кикн" — лебедь. Кроме слов "кикать" и "кичка", в русском языке есть слово "кичиться" ("кичливый" также постоянный фольклорный эпитет лебедя), "кичига", "кикимора", и "кика" (о трех последних речь пойдет ниже).          (В. Ронкин...........)                                                  

 

САРЫНЬ НА КИЧКУ - Русский язык интересен тем, что впитывает на протяжении многих веков культуру народов самых разных национальностей. Много всякого непонятного и необъяснимого есть в нём. Например, как возникло слово "Ура!", которое повергало и повергает в ужас врагов, когда русская армия храбро встаёт против них? А удивительная фраза "Сарынь на кичку!" - что значит она? И откуда пришло в русскую речь столь странное выражение?

Донские казаки и "Сарынь на кичку!"Борис Алмазов - потомок донских казаков, искусствовед и знаменитый бард - утверждает, что "Сарынь на кичку" не что иное, как военный клич казаков с Дона, который пришёл к ним от половцев или, иначе говоря, саров. А так как русифицированным донское население стало много позднее, то первоначально его состав был довольно смешанным. Причём в большей части казачьих родов, называемой сарынью, преобладали остатки половцев. Если рассматривать это выражение в данном ракурсе, то стоит привести пример боевого половецкого клича "Сары о кичкоу!", что означает "Половцы, вперёд!" Предположив, что видоизменённый на русский манер клич будет звучать как "Сарынь на кичку!", перевод этой фразы в таком случае будет идентичным – "Половцы, вперёд!".

Степан Разин и боевой клич его ополченцев.Известно из исторических источников, что именно с этими словами в бой бросались вояки Степана Разина. Борис Алмазов указывает, что это было неспроста. Ведь и сам Стёпка имел отца "бусурманской веры", а вот более точные данные о его вероисповедании и национальности до наших современников не дошли.

Постепенно клич "Сарынь на кичку" потерял свой первоначальный смысл и стал использоваться просто для поднятия людей в атаку, подобно тому, как крик "Ура!" провоцирует наступление на врагов.

Сегодня это выражение ещё продолжает кое-где существовать, и забыто начисто, откуда берутся корни у него. Просто боевой клич, который должен поднять на ноги соплеменников, повести их в бой, разжечь жажду борьбы, битвы.

Виктор Конецкий о боевом кличе донских казаков

Немного иначе говорит писатель Виктор Конецкий. Рассуждая на тему, что означает "Сарынь на кичку!", он так определяет слово "сарынь": образованное от "сор" с добавлением суффикса "-ынь" (примеры: теплынь, полынь), оно выступает синонимом "голытьба", "нищие", "подневольные", "чернь". Позднее слово "сорынь" стало писаться как "сарынь". Это объяснение подтверждает и словарь Даля.

"Кичкой" по определению Конецкого называют нос плавательного средства - судна либо барки. А так как в корме судна обычно размещался хозяин, у которого и хранились ценности, то разбойники в первую очередь пытались добраться именно до неё. Дабы не проливать лишней крови, они якобы отдавали приказ: "Сарынь, на кичку!" Значение его объяснялось так: "Голытьба, быстро все на нос баркаса! Не мешайте нам грабить жирного!"

Безоружные бурлаки обычно с готовностью повиновались команде, так как считали флибустьеров освободителями, которые совершают правосудие – наказывают злых поработителей.

Конечно, случались такие непредвиденные ситуации, когда голытьба и чернь, которым был отдан приказ оставить своего "господина" на растерзание разбойникам, отказывались повиноваться. В таких случаях непослушание наказывалось страшной смертью. То есть, клич разбойников выступал как бы в роли предупреждающего выстрела: хочешь выжить – на кичку, хочешь смерти – защищай своего "жирного"!

Героиня книги Осеевой в "борьбе за правду" 

Интересно поясняет, что значит "сарынь на кичку", героиня романа Валентины Осеевой Динка. Она утверждает, что это волшебное заклятье от врагов, а в его непонятности как раз и скрывается особая сила. И тот, кто кричит эти слова, становится не только храбр и бесстрашен, но и неуязвим. https://fb.ru/article/139574/saryin-na-kichku-chto-oznachaet-saryin-na-kichku

 

КИКИМОРА 1. Занимал в России ту же степень, какую Морфей у греков. Большого вреда, кроме шалостей, от него не было. Рассказывают, что он иногда прядёт или метёт комнату. Не любит показываться, а любопытных наказывает щелчком. В наше время воспринимается как женский образ, особенно врждебным к мужчинам. В К. превращаются проклятые родителями дети, умершие без крещения.                        (61)

2. персонаж славянской мифологии, встречающийся преимущественно в восточных и северных областях Руси-матушки. Кикимора и Шишимора — сложные слова, происходят от слов "кикать", "кыкать" — кричать, пищать, издавать резкие звуки, если говорят о птицах, или плакать, причитать, если говорят о людях (в "Слове о полку Игореве" Ярославна кукушкою "кычет").Другое толкование от слова "кика" — женский головной убор с рогами; "шиш", "шишко" — черт, нечистый дух. Вторая часть слова, "мара" или "мора", означа-ет привидение, дьявольское наваждение. (Дети Земли русской) 

3. Женский ночной служебный дух, маленькая женщина-невидимка. В одних сказках – это лесное существо, иногда доброе и мудрое, иногда вредное и вздорное. В других сказках – это домоседливая, трудолюбивая, молчаливая домашняя помощница, оберегающая дом, хозяйство, семью. Иногда – жена Домового. Имеет переменчивый женский характер. По молодости – это существо проказливое, озорное, безпокоящее всех ночью в доме (или в лесу), не дающее спать, если легли без молитвы или оставили в доме безпорядок. Не любит неряшливых, шумных женщин и капризных детей. Часто Кикимора враждебно относится к мужчинам, которые не ладят с женщинами в доме. На Севере Кикимору любят, там у людей и у неё – более спокойный нрав. В северных сказкахона ничего дурного не делает; её приглашают как почётную гостью на все пиры. Кикимора – родная сестра Полудницы, дневного полевого служебного духа. Она внучка самой Макоши – богини женского счастья и семейного благополучия. Кикимора, обычно, замечательная пряха. Любит прясть и мыть посуду, часто делает это по ночам, помогая добросовестной хозяйке. А если та ленива и бросает кудель где попало, то будет прясть с таким шумом, что никому не даст спать. Оставленную на ночь грязную посуду будет переставлять (или мыть) с грохотом, может что-нибудь уронить или разбить. Иногда Кикимора может вредить домашним животным и курам, если они ей докучают или имеют дурной нрав, или если она не в ладах с Дворовым. Тогда хозяевам надо их помирить, иначе покоя не будет; если не могут сами – им надо обратиться за помощью к Домовому, которого она слушается безпрекословно (даже если ворчит на него)… Есть Кикиморы лесные – если они молоды, то озорливы, общительны и очень подвижны (ещё их называют «зелёными кикиморами»); если стары (этих иногда называют «седыми кикиморами») – то могут быть сварливы и молчаливы, не любят шума и чужаков в лесу, прячутся поглубже в чащу. Но могут помочь людям в беде, если те их об этом хорошо просят, или дать им совет и ответ на заданный правильно вопрос.

Есть Кикимора болотная – страшно худая, в рваной одежде женщина, с кожей болотно-зелёного оттенка. Она может прикидываться красивой девушкой с длинными распущенными волосами, и часами кружить прохожего по болоту, заманивая его в трясину. Часто прикидывается сухим деревом, поросшим зелёным мхом. У неё вредный, плохой характер, ей нельзя доверять. Способна насылать неодолимый и безпробудный сон на людей, которые шумят на болоте или решили устроиться на ночлег без договора с Болотником. После такого сна не всякий человек проснётся – Кикимора болотная может во сне забирать у него жизненную силу. Она враждебно настроена к любому существу, которое её безпокоит и нарушает тишину болота. Спорит даже с самим Болотником, хозяином её мест обитания. Её следует остерегаться, но не бояться. Если вы сомневаетесь, кто перед вами, то задайте вопрос: «Как твоё имя?». Обычно, Кикимора болотная после этого исчезает, так как человек, узнавший её имя, получает над ней полную власть. А обмануть и назвать другое имя она не может – таков наказ самой Макоши, чьей внучкой она является. Есть у Кикиморы-болотницы и свои обязанности, и свои привязанности: нежно лелеет она все травки, мхи и ягоды болотные, хранит обитателей земноводных и птичьи гнёзда на кочках. Редкий человек может водить с ней дружбу. Бабушки-ворожеи да старики-травознаи могут удосужиться её внимания и даже помощи, если знают законы жизни болотного мира, умеют говорить мало или обходятся вовсе без слов. А молодым и шумным людям она редко доверяет.

                                                                                                             https://vk.com/detizemlirusskoy

4. Кикимора – Рак (22 июня – 22 июля) Эмоциональная, сентиментальная, мечтательная, чуткая, ласковая и добродушная нечисть. Двойственная, противоречивая натура, любит перемены и разнообразие, ей хочется то к бабам, то к девкам побыть то Кикиморой домашней, зависимой, то Кикиморой дико-свободной, болотной. Рассорившись с Водяным, бежит к Домовому, обидевшись на Домового, возвращается к Водяному, разрываясь между домом и болотом, как правило, несчастна и не понята в личной жизни. Обладает даром предвидения, если вы напились из копытца, значит, козленочком станете, если полезли сдуру топиться в болото, значит, у вас не все дома. В любом случае, вам понадобится скорая на помощь Кикимора. Она на вас душевно накричит, поставит сотню пиявок, обольет холодной водой, измажет в лечебной грязи, укутает тиной и уложит под куст выздоравливать. Кикимора бескорыстна, умеет хранить секреты, вы можете ей доверить золотую монету, пока отлеживайтесь под кустом. Она ее закопает, и к утру у вас вырастет целое дерево, усыпанное золотом. Если вдруг дерево не вырастет, а Кикимора забыла, на каком поле дураков закопала монету, не отчаивайтесь, главное не результат, а проявленные забота и внимание. Кикимора верный и преданный друг, попадая в ее клешни, вы обречены. Древнерусская нечистая сила по Знаку Зодиака

 

Кильдим - беспорядок
Киммерийский пролив - Керченский пролив.
Коробчить или карабчить - воровать, обманывать
Корчев - современная Керчь.
Кочет - петух
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.
Ученые, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.

- Что же оказалось? - спросил Михаил Михайлович и сам себе ответил: - А оказалось, что кипрей - очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

- Кипрей, - сказала Анюта, - не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
- Вы думаете, один кипрей такой замечательный? - спросил меня Михаил Михайлович. -
Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.

К.Г. Паустовский, "Заботливый цветок" Ю.Г. Мельков, "Цветет Иван Чай" 2015 #русская_проза #живопись #лето



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.059 с.)