Кигиляхи в республике саха (якутия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кигиляхи в республике саха (якутия)



Вид объекта: Скалы
Религия: Языческие верования
Язык: (богослужений) якутский
Адрес: Багатай

Якутские кигиляхи находятся в Республике Саха (Якутия), Верхоянский район. Название, вероятно, произошло от искаженного «киhилээх», что в переводе с якутского означает «с человеком».
Кигиляхи — это останцы, состоящие из пород интрузивного происхождения. Они обладают причудливой формой, не редко напоминающей человека или животного. Подобных скальных столбов в Якутии множество. Кигиляхи встречаются группами и одиночно. Они расположены в Верхоянских горах.
Вся территория Верхоянского хребта считается сакральной. Якуты верят, что Верхоянские горы связывают мир человека с Богами Верхнего мира. И те посылают им счастье и детей, через Верхоянские горы. В верхоянских горах проводились ритуальные моления посвященные духам земли (айыы) в соответствии с древней религией Якутии аар айыы.

                 

Места, где расположены кигиляхи, являются особо почитаемыми. Раньше это были закрытые для посещения простыми людьми места. На месте, где расположены кигиляхи, проводились шаманские жертвоприношения. Считалось, что особо сильные шаманы могли входить в кигиляхи и выходить через скальный выход, расположенный в отдаленном месте. Вероятнее всего места, где расположены кигиляхи, являются местами шаманских захоронений. Простым людям эти места посещать запрещено, так как они могут прогневать духов, которые были помощниками шаманов, или впасть в состояние одержимости. Сейчас места, где расположены кигиляхи, становятся объектом паломничества. Их посещают в основном туристы, которые верят, что каменные столбы могут дать им силу и помочь открыть необычные способности или по крайней мере улучшить судьбу. Активное паломничество в места, где расположены кигиляхи, воспринимается местными жителями как оскорбление памяти предков и традиций. http://www.culture.ru/tradition

КИДЕКША встречается в окрестностях г.Суздаля. А в самом Суздале есть речка "каменка". "Кидекша" в переводе на славянский язык - это и есть "каменка"/"каменистый берег").

Киевская культура. Общие сведения. Археологическая культура конца римского времени (II — V века н. э.) на левобережье Среднего Поднепровья – в бассейнах Десны, Сейма и Сожа. По современным данным, на севере ее памятники доходят до южной излучины Западной Двины и юга Псковщины, а на востоке – до самарского Поволжья. Есть подозрения, что памятники подобного типа есть и на Правобережье, и даже весьма далеко от Киева – в Молдавии (Этулия). Соседи киевской культуры с севера – балты: культура штрихованной керамики, днепро-двинская и мощинская (еще западнее, у Балтийского моря – культура западно-двинских курганов). С юга могучий сосед – черняховская культура (в основном готы), а к ней с запад примыкает (в Польше) – пшеворская культура (германцы лугии или вандалы).

Как особая группа памятников выделена и названа в 40-50-е гг. ХХ века советским археологом-украинцем В. Н. Даниленко, позже благодаря исследованиям П. Н. Третьякова получила ранг отдельной культуры. Но название неудачное: во-первых, путается с названием прочих киевских памятников (других эпох, прежде всего великокняжеской), во-вторых, как раз в Киеве таких памятников нет. Даниленко предложил это название просто как оппозицию пражской культуре (названной по столице).

Состав культуры. Существовала одновременно с черняховской культурой на ее северной окраине, но продолжала в основном традиции зарубинецкой культуры, была ее северным продолжением. Это тоже культура полей погребений – кремация покойников в ней продолжалась, и прах захоранивали в грунт, причем, по крайней мере, порою в урнах. Фрагменты керамики во всех погребениях говорят о ритуальном разбивании сосудов при сожжении или тризне. Керамика вся лепная и грубее зарубинецкой, лишь под конец существования культуры есть гончарная посуда черняховского типа, возможно привозная. Плоские глиняные диски («лепешницы») повторяют зарубинецкие формы. Сосуды, иногда с поверхностью, покрытой расчесами, разнообразны по форме.

Находки в погребениях бедные. Оружие ограничено одиночными находками стрел и копий, всадническое снаряжение – шпорами и украшениями збруи..

Зарубинецкие традиции продолжаются и в поселениях и в хозяйстве. Неукреплённые селища состоят из землянок, отапливаемых каменными очагами. Рядом с жилищами располагаются хозяйственные ямы. Железные серпы, как и зернотёрки и жернова, свидетельствуют о земледелии.

Стеклянные бусы и бронзовые пинцеты – это импорты с территории Римской империи. Но и собственное ремесло местами достигало высокого уровня. Специфичны для киевской культуры ювелирные украшения – фибулы, подвески-лунницы и ожерелья другие вещи, украшенные выемчатой эмалью. Они отлиты из бронзы и имеют ажурные отверстия и углубления, заполненные разноцветной стекловидной пастой. Богатое скопление выемчатых эмалей в женских украшениях и предметах всаднического набора представляет Брянский клад 2012 года, датируемый III веком н. э.

Итак, корни этой культуры рассматриваются в зарубинецкой культуре. Для раннего этапа киевской культуры характерны связи с балтскими и центральноевропейскими очагами, для среднего (совпадающего с существованием черняховской культуры) – с черняховскими (оттуда идут фибулы, керамика и прочее), а на позднем этапе черняховский вклад усиливается и распространяется на всю культуру, но вновь отмечаются балтские элементы.

Во второй половине V века, в эпоху Атиллы и его сыновей, гуннское нашествие, которое веком раньше смело готов и черняховскую культуру, похоже, добралось и до киевской. Во всяком случае, киевская культура исчезла.

Этническая идентификация. Казалось бы, коль скоро киевская культура рассматривается как продолжение зарубинецкой в последующее время (черняховское и даже более позднее), то тем самым решается и вопрос о ее этнической принадлежности: если зарубинецкую принять за ранних славян или праславян, то и киевская — ранние славяне или праславяне, а если зарбинецкая – бастарны, то и киевская – бастарны, и, значит, германцы-бастарны точно так же сохранялись под Киевом до появления славянской корчак-пражской культуры, как германцы-готы сохранялись в Крыму еще до XIV века.

Но не всё так просто. Следом за В. Н. Даниленко и П. Н. Третьяковым ряд украинских археологов (В. Д. Баран, Р. В. Терпиловский и др.) относят киевскую культуру первой половины I тыс. н. э. к славянам не только из-за ее зарубинецких корней, но и из-за ее предполагаемого перетекания в последующие наверняка славянские культуры раннего средневековья – культуры пражского типа (пеньковскую и колочинскую).

Это может иметь тот резон, что готские заимствования в праславянском языке (хлев, хлеб, блюдо, котёл, колодец, шлем, меч, полк, труба, князь, церковь, буква, лихва, долг, купить) скорее всего проникли в праславянский язык тогда, когда праславяне входили в готское государство Германариха, а это с наибольшим правдоподобием могло быть именно в черняховское время и как раз если принять киевскую культуру за славян. Какой компонент этой культуры обеспечил их славянскую принадлежность – зарубинецкий или иной – это другой вопрос.

Московские археологи В. В. Седов и И. П. Русанова считают киевскую культуру по происхождению балтской, полагая, что многие балтские элементы в ней свидетельствуют о ее северных, а не зарубинецких корнях. Что же до трансформации киевской культуры в восточно-пражские, то Седов трактует киевскую культуру как субстрат для пеньковской и колочинской. Правда, тогда для языковых заимствований надо искать другую почву.

Петербургский археолог М. Б. Щукин подверг сомнению перетекание киевской культуры в культуры пражского типа: не видно процесса перехода, и нет в киевской культуре прототипов для пражских горшков. Подверг он сомнению и единство киевской культуры: в ней, а особенно на Правобережье есть памятники, в которых такие прототипы вроде намечаются, но эти памятники, называемые позднезарубинецкими, Щукин предпочитает называть пост-зарубинецкими: их корни он предпочитает искать не в зарубинецкой культуре, а в культурах балтов. В единстве с балтами ищут ведь корни праславянского языка и лингвисты.

Но глоттохронология указывает время разделения балтов и славян как II тыс. (1400 — 1200 гг.) до н. э., а к первому тысячелетию н. э. славяне должны иметь за плечами уже более, чем тысячелетнюю историю. http://генофонд.рф

КИЕВ   1. в нехристианской летописи под годом 525-м (456 г. христианской эры) сказано, что в Голуни состоялся конный съезд, на котором великими князьями избраны Щек и Хорив, а верховным воеводой – Лыбедь, годом позже совершивший победоносный поход на Цареград и вернувшийся с большой данью и необходимым для Руси межгосударственным договором. На том же конном съезде было решено переименовать торгово-ремесленный центр на Непре («не пря», то есть мирная река) Бусовград («бус» – аист; отсюда Бусовград – город гостей, то есть купцов) в Киев (по-древнерусски это значит «посох в движении»), что говорило о желании россичей отныне не только принимать здесь иностранных торговых гостей, но и самим отправлять отсюда по Непре торговые караваны в Византию (Лыбедь ходил в поход на Царь- град-специально, чтобы принудить Византию заключить с Русью торговый договор и пропускать её суда через проливы) и другие страны Средиземноморья, главным образом с хлебом, кожами, мехами, мёдом, воском, льном и пенькой, и белорыбицей – осетровыми, которых в Днепре и Роси водилось тогда в изобилии. После распада империи Аттилы (в наших энциклопедических справочниках, кстати, говорится, что он расширил свою державу на Востоке до Волги и на Западе – до Рейна; это неверно, восточной границей его империи служил Енисей, а западной – Лаба, то есть Эльба, население между Лабой и Рейном только платило ему дань) в Южной Руси установилось своеобразное республиканское правление, во время которого на так называемых конных съездах князей и старшин родов (слово «род» означало не какое-то фамильное родство, а административно-территориальную единицу, как теперешние области и районы) избирались сроком на шесть лет три главных руководителя государства: верховный воевода и два равных в правах великих князя, ведавших гражданскими и судебными делами.                                           (72)

2. …Украина же в лице Киевской Руси является для России истоком ее основания, берущей своё начало от Киева, когда русские князья скифо-славянского (гипотеза) рода Рус (Рос) основали первое княжество на территории Евразии. Марат Шахманов Киевская Русь: долгий путь к истокам                                                                                http://ruspravda.info/

 

3. Киев по хазарски – Манкерман.

4. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КИЕВА

История древнего хазарского города Самватаса, тюркского Манкермана или, говоря проще, древнерусского Киева в свидетельствах средневековых хронистов и путешественников. Здесь я собрал некоторые упоминания о Киеве, относящиеся к самому темному периоду его истории, а именно к 13-16 векам, когда город был почти полностью покинут населением, и все его храмы стояли в руинах.
Рашид-ад-дин «Истории царевичей Дешт-и-Кипчака»
«Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа Черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)»
О штурме Киева монголами в 1240 г. Манкеркан (Манкерман), в переводе с тюркского, буквально означает «хвалимый город»

ПЛАНО КАРПИНИ,
ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ, ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ
«они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве.»
ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ
КНИГА ПОБЕД ЗАФАР-НАМЭ
«Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он (Тимур) двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи (Днепр) и в сторожевой отряд назначил эмира Османа, который, взяв проводников, отважно отправился в путь. Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман (Киев) ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся гам людей улуса узбекского и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной только лошадью смогли спастись....... Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских.»

Свидетельство о походе Тимура летом 1395 г. вглубь земель Золотой Орды. Интересно, что персидский хронист считает земли Манкермана (Киева) - "узбекским улусум", и только после его разгрома Тимур направляется на русских - «Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских.» Это подтверждает то, что Киев находился под непосредственным управлением ордынцев.

И еще одно свдетельсво о походе Тимура на Манкерман от другого хрониста.
«Книга побед» Низам-ад-Дина Шами
«Преследуя правое крыло войска врагов в сторону реки Узи, Тимур снова повел войско в набег и, дойдя до местности Манкерман в стороне реки Узи, разграбил область Бек-Ярыка и все хозяйство их, кроме немногих, которые

спаслись… Тимур направился к городу урусов по имени Машкав (Москва) и, сделав набег на все те области, разграбил (их); воины взяли бесчисленную добычу»
 Золотые ворота и Ярославов вал. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.

АМБРОДЖО КОНТАРИНИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕРСИЮ
«1 мая [1474 г.] мы приехали в город, именуемый Киев или Маграман, который находится вне Нижней России. Этим городом управлял некий пан Мартин, поляк-католик. Узнав от королевских проводников о моем приезде, он дал мне весьма жалкое помещение, что, впрочем, соответствовало той стране, и основательно снабдил меня продовольствием.
Город стоит у границ с Татарией; в нем собирается некоторое количество купцов с пушниной, вывезенной из Верхней России; объединившись в караваны, они идут в Каффу, однако часто бывают захвачены, как бараны, татарами. Город изобилует хлебом и мясом. Образ жизни у тамошних обитателей таков: с утра и до трех часов они занимаются своими делами, затем отправляются в корчмы и остаются там до ночи; нередко, будучи пьяными, они устраивают там драки.»
СИМЕОН ЛЕХАЦИ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
«Говорят, во время войн в великом Манкермане (в Киеве) на войну выступали 500 душ армян – храбрых богатырей, а ныне остались всего лишь четыре армянские семьи. Однако много лавок, вакуфных домов, мельниц, полей, бахчей и прочего остается еще в руках армян. Львовские господа послали иереев также и туда (То есть в Манкерман) и в Луцк, дают им олофе и содержат [церкви] в благоустроенном состоянии.
Есть и другие древние города, в которых живут армяне, как Пелза, Вилна, Володимир и другие села, которые уничтожены, видны только их остатки, а почему [уничтожены], не знаю. Полагаю, что за грехи или из-за проклятия святых отцов, ибо все народы растут и умножаются, а мы исчезаем и уменьшаемся. Горе мнеМосковский свод (стр. 330, 6992 г.)
2 сентября 1483 г. к Киеву подошел крымский хан Менгли Гирей с большим войском «и град Кыев взя и огнем пожегл, а воеводу кыевского, пана Ивашка Хотковича, изымал».

РЕЙНГОЛЬД ГЕЙДЕНШТЕЙН Описание Kиeвa 1596 года.
«Остались однако памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной структуры все позлащенные и так высокие, что две повозки (wlocznie), поставленные одна на другую, не достигают их вершины. В самом городе не мало уничтоженных храмов, которые все были греческого обряда. Остался доселе один из них св. Coфиu, но и то в таком жалком виде, что богослужение в нем не совершается. Должно быть — он стоит огромных сумм. Еще и теперь видны следы огромности и пышности; весь храм покрыт мозаикою наподобие храмов константинопольских и венецианских. Структурою и искусством в работе не уступает ни одному из них. Притвор и колонны из порфира, мрамора и алебастра. В таком однако запущении это прекрасное здание, что кровли на нем нет, и он все более и более близится к уничтожению, хотя все неприятели щадили его ради его особого изящества.

Есть еще и иные памятники и развалины. Огромные валы и стены свидетельствуют, что город — должно быть когда-нибудь был очень многолюден и велик. Земля плодородна. Климат теплее, чем в Кракове или во Львове, так что все раньше растет и дозревает. Нынешний город Киев находится не в старых стенах, но несколько пониже у Днепра и не похож на старый Киев.

Над городом господствует деревянный замок, но не стоит названия замка. Он совсем заброшен, и почти совершенно сгнил.»

АНДРЕАС ЦЕЛЛАРИЙ
ОПИСАНИЕ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА
«Киев был некогда обширным и великолепным городом, об этом свидетельствуют и развалины стен, окружающие его на расстоянии почти 8 миль и великолепный в нем храм, в котором показывают громадные пещеры, заключающие в себе многие нетленные, хотя и высохшие, тела. Хотя эти тела и сухи, но они не черны и похожи по цвету на человеческое тело, а потому возбуждают удивление во всяком наблюдателе. Жители предполагают, что это тела мучеников, к которым, будто бы вследствие произнесенного заклятия, никогда не могут подступить татары; и хотя часто татары пытались сделать это, но всегда были прогоняемы от этого места, без всякой человеческой помощи, будучи по божественной воле объяты ужасом. Говорят также, что под одним из вышеупомянутых сводов положено тело некоей девицы, покрытое саваном, т. е. тончайшим и прозрачным полотном, имеющее длинные желтые волосы и нисколько не поврежденное, так что все члены его можно видеть и осязать. Жители думают, что это мощи св. Варвары; но история жизни ее совершенно несогласна с этим, в чем может убедиться всякий, прочитавший житие св. девы. В том же храме можно видеть еще колонны, все вылитые из меди, как передает это один киевский пастор, августинского исповедания, происходящий из знаменитой в Литве фамилии Пацев (Patziorum). Он же говорит, что от Киева до Смоленска существуют подземные проходы, и та их часть, которая проходит под самым течением Днепра, во всю его ширину, имеет литые своды; из чего можно заключить, сколько труда и сколько издержек потребовалось для подобного сооружения, и сколь велико было прежнее великолепие Kиева. Говорят, что главными соорудителями этих переходов были итальянские купцы. По слухам, Генуезцы еще недавно просили позволения устроить там рынок”. — Это сообщает Мюллер под 1585 годом.»

Прием Янушем Радзивиллом послов Богдана Хмельницкого. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. 

Киево-Печерская лавра. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
ИОАНН ГЕРБИНИЙ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КИЕВСКИЕ ПЕЩЕРЫ ИЛИ КИЕВ ПОДЗЕМНЫЙ
«Несправедливо мнение польского писателя Флора, утверждающего будто пещеры тянутся под руслом Днепра и простираются до Чернигова, Смоленска, Москвы и Печоры. Пещеры киевские не так глубоки, чтобы проходить под руслом Днепра; а поименованные города отстоят на таком пространстве от Киева, что поверит самой возможности существования подземного хода на таком протяжении — нелепо. Также невероятно и противно свидетельству очевидцев уверение Флора и Фрелихия (in Viatorio), что пещеры русские выложены медью. Ибо где взять столько меди, чтобы выложить ею пещеры, простирающиеся на 100 немецких миль. Удивляюсь ученым мужьям!»


Собор Св.Софии. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651

Руины Золотых ворот Киева в 19 веке.         maximus101

(конспект) "Изгнание евреев из Киева и других городов Литвы (1495 - 1503). (По еврейским источникам)" А.Я Гаркави "Книжки Восхода", 1900 г., май, №5, стр.3 - 20. Предки наши, дорожа воспоминаниями о страданиях своего народа, оставили на память потомству описание всех испытаний, постигших его на протяжении его истории; относительно же изгнаний, которым подверглись евреи, сохранилось особое сочинение (а кто знает, сколько подобных книг пропало для потомства) под названием "Мидраш о десяти изгнаниях" (מדרש עשר גליות), которое было известно еще Цемаху Гаону. Начиная с мрачного средневековья, до современного изгнания из различных областей, воскрешающаго для русских евреев средние века, в летописях нашего народа значатся немало изгнаний; … Несмотря на все это, мы не падаем, однако, духом и не перестаем надеяться, что Всевышний не расторгнул с нами своего союза и теперь не отвратится от нас и не оставит нас своею милостью, и потому мы поступим согласно совету наших мудрецов, и всякое новое бедствие, обрушивающееся на нас, будем встречать с бодростью. Следуя примеру наших мудрецов, мы не будем переставать отмечать на страницах нашей истории все новые наши изгнания; … В настоящей статье я намерен сказать кое-что по поводу изгнания евреев из Литвы, случившегося до присоединения ее к русскому (московскому) государству. (с.3-4). … в конце XV столетия христианской эры в Киеве существовала значительная еврейская община как раввинистов, так и караимов. [В то время Киев являлся настолько важным центром еврейской учености, что про Киев употребляли выражение: "Из Киева выйдет Тора" - парафраз "Из Сиона выйдет Тора".] … В 1482 году город сделался добычей татар, опустошивших его и ограбивших имущество жителей, часть которых они увели в плен, главным образом детей и женщин… Затем в 1495 году было всеобщее изгнание евреев из Литвы по приказанию великого князя Александра [Ягеллона]. Евреи были изгнаны из Киева и Литвы в 5255 (1495) году, в месяце нисане.(с.7) Киевские евреи во главе с Моисеем выбрали себе для жительства полуостров Крым. (с.18). Это (ЕЭ, т. 9.с.518.) Моисей-изгнанник. Моше б Яков Ашенази ха-Гола (1449 - 1529) автор комментариев на "Сефер Йецира", и на соч. Ибн Эзры, и книги по каббале "Шошан содот" שושן סודות(Моше-ха-Голе - А.Ш.) первый известный нам еврейский автор на территории европейской России (не считая Крыма). Киев назывался в то время Манкерман - у восточных авторов, а также у некоторых европейских и еврейских писателей (с.10-17)

В 1382 г. после неудачного трехдневного штурма Тохтамыш при помощи обмана захватил и сжег Москву, истребив или угнав в плен ее жителей.

«Стоявъ же царь у города 3 дни, многи брани сътворивъ, и на 4 оболга ихъ князя Остея сице: приехаша бо подъ градъ въ полъ обеда повелениемъ вси князи ордыньстии и съ ними шюрья великого князя, Василеи да Семенъ Дмитреевичи, Суздальского князя, глаголюще: “васъ, людеи своихъ, хощетъ жаловати царь, неповинни бо есте, не достоини смерти, а ополчился есть на великого князя, а отъ васъ ничего же иного требуеть, но токмо изыдете въ стретение его со княземъ вашимъ, съ легкими дары, хощеть бо градъ сеи видети, а вамъ всемъ даетъ миръ и любовь”. А князи Суздальстии правду хрестьяномъ даша, яко не блюстися ничего. Они же, емше сему веры и отверзъше врата, выидоша преже со княземъ лучьшии люди с дары многыми, а по нихъ чинъ священничьскы. И тако погании преже убиша князя Остея таино, а потомъ приидоша ко вратомъ града и начаша вся безъ милости сечи, священниковъ и прочихъ хрестьянъ, и святыя иконы потопташа, и тако въ все врата въ градъ внидоша, а инии по лествицамъ, и тако въскоре градъ взяша, а хрестьяне вся изсекоша, множество бо ихъ, и всемъ оканнымъ плеча измолкоша, секуще. И тако разграбиша вси церкви, а хрестьянъ прибегшихъ изсекоша въ нихъ; такоже вся казны княжьския взяша, и всехъ людеи, иже бяху со многыхъ земль сбеглися, то все взяша. Взятъ же бе градъ августа 26, въ 7 часъ дни, в четвергъ, и огнемъ попаленъ, а люди изсечены, а инии пленены, а инии згореша, а инии истопоша, а инии въ трупьи и въ крови издушишася» (Ермолинская летопись. ПСРЛ. Т. 23, стр. 128).

В 1398 г. Тохтамыш был разгромлен соперничавшим с ним ханом Тимур-Кутлугом, после чего с остатками своей орды бежал в Литву к князю Витовту. Витовт поселил его в Киеве.
«И абие внезаапу прииде на него инъ некий царь, именемъ Темирь-Кутлуй, и бысть имъ бой великъ и сеча зла. И одоле царь Темирь-Кутлуй царя Тахтамыша и прогна, и сяде самъ на царстве Воложскомъ Болшиа Орды, а Тахтамышь царь, побежа къ Литовскимъ странамъ; и сослася съ Витофтомъ Кестутьевичемъ, съ великимъ княземъ Литовскимъ, и Витофтъ радъ ему. Онъ же со остаточными своими изъ своей земли къ Витофту въ Киевъ поиде, и съ царицами своими, и два сына съ нимъ, и пребываше у Витофта въ Киеве, питаяся и всю потребу свою исполняа, надеяся отъ него помощи, и темъ хотяше паки приобрести себе царство, егоже погуби» (Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 11, стр. 167-168).

Киев на долгое время стал резиденцией Тохтамыша и его детей. Так, в 1411 г. тверской великий князь Александр Иванович ездил в Киев на встречу с Витовтом и застал там же сына Тохтамыша Джелал-ад-Дина (который за год до того возглавлял татарскую орду в Грюнвальдской битве).

«Того же лета князь Александръ Ивановичь Тферский поехалъ со Твери въ Литву и наехавъ короля и князя великого Витофта Кестутьевичя на Киеве, а Зелени-Салтанъ царевичь, Тахтамышевъ сынъ, тамо же бяше у Витофта Кестутьевича» (Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 11, стр. 215).

Выбор Киева в качестве резиденции татарских ханов не представляется случайным. Татары воспринимали его как свой, татарский город и называли его по-своему Манкерманом (тат. «Большой город»), а реку Днепр – Узи. Показательны рассказы летописцев Тимура о его походе летом 1395 г. в глубь земель Золотой Орды. Киев-Манкерман в них описывается как татарский город, входящий в улус некоего Бек-Ярыка. В противоположность ему, Москва определенно именуется русским городом.

«Книга побед» Низам-ад-Дина Шами: «Преследуя правое крыло войска врагов в сторону реки Узи, Тимур снова повел войско в набег и, дойдя до местности Манкерман в стороне реки Узи, разграбил область Бек-Ярыка и все хозяйство их, кроме немногих, которые спаслись… Тимур направился к городу урусов по имени Машкав и, сделав набег на все те области, разграбил (их); воины взяли бесчисленную добычу» (Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М.-Л. 1941, стр. 121).

«Книга побед» Шереф-ад-Дина Йезди: «Тимур-завоеватель, который во всяком деле был доволен только тогда, когда доводил его до крайнего предела, после разбития и изгнания Токтамыш-хана и уничтожения его армии и воинов, захотел в своих высоких помыслах покорить и завладеть всеми теми областями и землями, да подчинить и искоренить все народы и племена тех пределов и местностей. Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи… Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся там людей улуса узбекского и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной лишь лошадью смогли спастись. Баш-Тимур-оглан и Актау бежали и, переправившись через реку Узи, вступили в улус Хурмадая, люди которого были их врагами… Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских… Тимур двинулся на Машкав, который также один из городов русских» (Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М.-Л. 1941, стр. 179-180).

В связи с этим у меня возник вопрос. Если украинцы празднуют как свою победу хана Мехмед-Гирея над русскими под Конотопом в 1659 г., то почему им не праздновать как свою победу хана Тохтамыша над русскими в 1382 г.? Ведь никто в истории больше не наносил такого урона Москве, как Тохтамыш. Тем более, что он, оказывается, был еще и киевлянином. Почему в Киеве до сих пор не установлен памятник киевлянину Тохтамышу? http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=5267&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.47 (0.044 с.)