Касимовские татары — что это за народ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Касимовские татары — что это за народ



Г. Касимов. Ближе к Оке расположены торговые ряды. Посередине площади стоит Вознесенский собор. При коммунистах там функционировала спортивная школа.

У этого народа культура в корне отличается от других групп татар. В свое время они принимали активное участие во внутренней и внешней политике российского государства. Они существуют и по сей день и гордятся своим прошлым.

Происхождение

Наверное, они являются самой западной из групп татар, проживающих в России. Известно, что они более пятисот лет компактно проживают чуть ли не в центре России. Их проживание среди русских, мокшан и других народностей не могло не отразиться на их культуре и внешнем виде.

Некоторые историки предполагают, что касимовские татары имеют финско-угорские корни. Другие утверждают, что они выходцы из Азии и осели в XIII веке в Городце Мещерском, расположенным на реке Оке. Якобы земли они эти получили еще от Василия Тёмного. Бытует мнение, что они взяли их силой. Хан Касым взял в плен московского князя и в качестве выкупа получил Городец Мещерский.

Сейчас преобладает мнение, что татары там появились еще задолго до основания Касимовского ханства. Хан Касым не просто так требовал у Василия Тёмного Городец Мещерский. Там уже сложилась тюркская языковая среда. А уже потом в Касимов стали прибывать и селиться по разным причинам ногайцы, крымские, казанские, астраханские и сибирские татары. Под таким влиянием и местный татарский язык изменялся. Да и русские в стороне не оставались. Они также активно селились в Касимовском ханстве.

Уклад жизни

Тесный контакт русских и татар не прошел бесследно. Все касимовские татары с детства в совершенстве владели русским языком. Татары постепенно обращались в христианскую веру. Где добровольно, а где и по принуждению. В Касимове сохранилась только одна мечеть. При коммунистах там был краеведческий музей. Насколько я знаю, и в татарских деревнях не сохранились мечети. Да и были ли они там? Если из читателей что-то знает, подскажите.

В 1740 году императрица Анна Иоанновна под нажимом Русской православной церкви издала довольно странный указ, в котором указывались мероприятия по обращению татар в христианство. Не обошел сей указ и касимовских татар. Полагались определенные льготы крестьянам и землевладельцам, принявшим христианство. Надо отдать должное касимовским татарам. Не многие тогда на это пошли, потеряв в результате часть своих земель, а кто-то и поместья в придачу к ним.

Касимовские татары.

Язык касимовских татар также сильно претерпел изменения. Уже принято говорить об особом татарском языке с касимовским диалектом. Да что там говорить о татарском языке. В Касимове практически все говорят на особом русском языке. Гласные буквы в окончании слов предложения, несколько больше по времени звучат в разговоре. И это не рязанский диалект, а именно касимовский. Иногда это звучит просто мелодично. Я неоднократно бывал в Касимове и в его окрестностях, в том числе и в деревнях, где компактно проживают татары. Прекрасный город и добрые люди.

Чем занимались и как одевались

Касимовские татары были непревзойденными мастерами в обработке кожи и шерсти, металла и камня. Величественные надгробия из камня, сделанные местными мастерами, можно и сейчас увидеть на Татарском городском кладбище. А некоторые предметы одежды, изготовленные касимовскими татарами, отсылались к царскому двору. Их и сейчас экспонируют в Оружейной палате.

Не могу сказать, кто у кого перенял эту особенность построения в деревнях перед домом кирпичного небольшого здания, называемого у местных "кладовка". В ней хранились особо ценные вещи. Некоторые такие кладовки так искусно выложены из кирпича, что и в столице такой кладки не найдете. Склоняюсь, что это пошло от касимовских татар.

Касимов славился своими купцами. Город стоит на Оке, по которой активно в то время барражировали купеческие судна. Купеческие ряды недалеко от набережной, и сейчас изумляют своей неповторимой архитектурой. В настоящее время их активно реставрируют. Татарские купцы, торгующие мехами, были очень зажиточные.

Ну а если в городе была развита торговля, то и выбрать ткань для пошива одежды было из чего. Ситец и сатин шли на пошив нательной одежды. Верхняя одежда, как правило, шилась из доброкачественной шерстяной материи. Зимой касимовские татары, как и русское население, носили полушубки из овчины. Более зажиточные могли себе позволить шубы из лисы, волка или из бобра.

В одежде татарок преобладали яркие цвета. Женщины постарше старались носить однотонные платья, а молодые поверх платья надевали фартуки.

Обычаи касимовских татар

Перед посевной в татарских семьях на стол ставилась миска с водой и двумя яйцами. Этот обычай символизировал возникновение новой жизни — в воде и из яйца.

Домовой у них назывался «зэнги бабай», что означает дух, впоследствии мусульманский святой, покровитель домашних животных или крупного рогатого скота. В честь его татары готовили оладьи из несоленого теста, причем в нечётном количестве, и закапывали в хлеву. В хлеву также выставляли на уровне балок овечий или лошадиный череп.

Больше никаких особых обычаев, которые бы в корне отличали татарское население от русского, не было. Так же, как и русские, татары сватались, играли свадьбы, готовили приданое. Единственно, что брак заключали по мусульманским канонам, да и то не все. Как я уже говорил, много татар приняли православие.

По последним данным, жителей, идентифицирующих себя с этой группой татар, в Касимове и окрестностях осталось не более 2 тысяч. Многие, как и русские, покидают Касимов. Уезжают в основном в Москву и Казань. Касимовский рынок труда в настоящее время находится в сильном упадке. Местные власти планируют развивать туризм, благо есть чего посмотреть в городе, но как только въезжаешь в город, хочется развернуться. Дороги там настолько плохие, что ни о каком цивилизованном туризме говорить не приходится.                                                                               https://zen.yandex.ru/

Кастить — пакостить, вредить, грязнить.
Кат — палач.

 


КАТАНКА - Празднично-обрядовое блюдо катанка в селе Россошь Репьевского района Воронежской области используется до настоящего времени во время общинного застолья с большим числом гостей: на свадьбах (во время даров), поминках, в дни церковных и престольных праздников, а также на юбилеях. Блюдо представляет собой кашу из пшена на гусином бульоне. Пшено для нее подготавливают при помощи особой технологии: сбрызгивают молоком с взбитыми яйцами и затем катают в муке в специальном лотке.

Катанка считается старинным блюдом, ее присутствие на столе придает обеду особую значимость и торжественность, а главное – обеспечивает связь нынешнего поколения с предками.

Катанку подавали как горячее блюдо (в некоторых семьях и сейчас подают) к свадебному столу (перед дарами), а также во время поминок. Обрядовая сущность катанки выявляется также в запретах, связанных с её приготовлением: нельзя использовать лоток не по назначению, катать с дурными мыслями (катанка будет слипаться), допускать во время катания присутствие чужих людей (особенно тяжелых, по мнению исполнителей), отвлекаться и слушать радио, смотреть телевизор. Перед началом работы следует обязательно прочитать молитву «Отче наш». Приготовление катанки – лучшее время для осознания связи со своими предками, поскольку знания и навыки передавались из поколения в поколение.

Стакан пшена промывают в воде, высушивают на полотенце, затем высыпают в специальный деревянный лоток, напоминающий корытце с закругленными боками, выдолбленное из цельного куска дерева. Гусиными перьями сбрызгивают пшено заранее приготовленной массой из четырех слабо взбитых яиц со стаканом молока. Каждый раз после взбрызгивания пшено слегка посыпают мукой, просеянной через сито, и катают руками по дну и стенкам лотка, чтобы каждое зернышко пшена укрупнилось и не слипалось с другими. Затем опять взбрызгивают и катают до тех пор, пока каждое зернышко пшена не станет размером с небольшую горошину. Если зерна получаются разной величины, их сортируют: просеивают через дуршлаг и мелкие продолжают обкатывать в муке. Эта работа занимает примерно 2,5–3,5 часа.
Затем катанку просушивают на полотенце или бумаге в течение 10-12 часов, после чего обжаривают, помешивая, на сухой сковородке минут 10, чтобы она окончательно затвердела и приобрела коричневатый оттенок. Сухую заготовку для катанки могут хранить, как и домашнюю лапшу, в мешочке или банке.
Процесс приготовления катанки не предполагает музыкального сопровождения, однако Л.М. Быковская сообщила, что «когда катаешь, лучше духовное петь».
Катанку варят непосредственно перед употреблением в течение 25-30 минут на слабом огне в густом курином, а лучше гусином бульоне с мелко порезанными потрохами (печенкой, пупками). На литр бульона засыпают примерно стакан катанки. После варки на полчаса кашу окутывают, укрывают, чтоб она упарилась (раньше каша упаривалась в русской печи). К столу катанку подают горячей в мисках, едят по традиции деревянными ложками.
В настоящее время катанку умеют готовить несколько человек в селе, и им заказывают сухую заготовку для юбилейных торжеств, свадеб, престольных дней, больших церковных праздников. Мастерством приготовления катанки владеет работник клуба Любовь Михайловна Быковская (1959 г.р.).
По нашим сведениям, обрядовое блюдо катанка известно также в селе Одинцовка и хуторе Родники Репьевского района, село Роговатое Старооскольского района Белгородской области.                                                            https://vk.com/detizemlirusskoy

КАТАРЫ - (от греч. καϑαρός – чистый) – еретич. секта, распространенная в Зап. Европе под различными названиями:альбигойцы, гацары, булгары, славяне, публикане (от павликиане), тексеране (ткачи) и т.д. Термин "К." появился ок. 1163, но еретики, придерживавшиеся характерных для К. дуалистич. взглядов, имелись еще в 1-й пол. 11 в. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром К. Сложившееся под влиянием богомильства дуалистич. учение К. о наличии двух извечных начал – доброго (бога – творца духовного) и злого (дьявола – творца материального), служило теоретич. основой оппозиц. отношения к католич. церкви. К. отрицали догматы католич. церкви: не признавали Христа равным "богу-отцу", большая часть их не верила в легенду о смерти и воскресении Христа, в связи с чем не почитала крест. К. считали излишними церк. здания, иконы и статуи, объявляли 7 таинств католич. церкви дьявольским обманом, практиковали публичную исповедь. Для учения К. характерны черты аскетизма (запрещение животной пищи, требование безбрачия и т.д.), что было своеобразным протестом против распущенности и "обмирщения" католич. духовенства. Большая часть К. отвергала Ветхий завет, выступала против феод. суда, существование к-рого объявлялось неправомерным, т.к., согласно учению К., всякие наказания установлены злым богом. К. также отвергали законы, объявив излишним существование светских властей, выступали противниками ведения войн.

 

К. делились на общины (в 1250 их было 16), членами к-рых считались лица, принявшие обряд рукоположения, остальные последователи учения К. назывались "верующими". К. созывали свои съезды, куда иногда прибывали их сторонники из Болгарии. Учение К. отражало гл. обр. интересы бюргерства, что, в частности, сказалось в их взгляде о допустимости ростовщичества. Социальная неоднородность секты К. (они состояли, вероятно, из купцов, ремесленников, частично крестьян и рабочего люда городов) привела к расколу на ряд группировок, из к-рых крупнейшими были альбаненсы, конкореццо и байоленсы (от названия городов Альби, Конкореццо и Баньоло). Преследования церковью привели в конце 15 в. к упадку и исчезновению секты К. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

 

2. -  Учение их сложилось под опосредованным влиянием манихейства (через византийских павликиан и болгарских и далматинских богомилов) и отличалось дуализмом. Истинный Бог противопоставлялся князю тьмы, демиургу — творцу материального мира, отождествляемому с дьяволом. Катары подразделялись на ряд течений. Наиболее радикальные из них проповедовали крайний аскетизм, доходящий до полного отрицания половых отношений и осуждения деторождения как процесса умножения зла. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.

- считали свое учение самым чистым христианством. Словарь иностранных слов русского языка

3. - Считая материальный мир порождением дьявола, … Большой Энциклопедический словарь

— Не следует путать с Катаром. Христианство Портал:Христианство Библия … Википедия

4. — Христианская ересь XI XIV веков в Западной Европе Догматика катаров заимствована как из богомильства, так и у оригенизма с обрывками манихейства. Катары придерживались дуалистического учения о наличии двух начал доброго в виде Бога и злого в виде … Религиозные термины словарь

 

5. – О, это знаменитые Катары, Изидора, или как их ещё называют – чистые. Люди дали им это название за строгость их нравов, чистоту их взглядов и честность их помыслов. Сами же катары называли себя «детьми» или «Рыцарями Магдалины»... коими в реальности они и являлись. Этот народ был по-настоящему СОЗДАН ею, чтобы после (когда её уже не будет) он нёс людям Свет и Знание, противопоставляя это ложному учению «святейшей» церкви. Они были самыми верными и самыми талантливыми учениками Магдалины. Удивительный и чистый народ – они несли миру ЕЁ учение, посвящая этому свои жизни. Они становились магами и алхимиками, волшебниками и учёными, врачами и философами... Им подчинялись тайны мироздания, они стали хранителями мудрости Радомира – сокровенных Знаний наших далёких предков, наших Богов...
А ещё, все они несли в своём сердце негаснущую любовь к их «прекрасной Даме»... Золотой Марии... их Светлой и загадочной Магдалине... Катары свято хранили в своих сердцах истинную историю прерванной жизни Радомира, и клялись сохранить его жену и детей, чего бы им это ни стоило
... За что, позже, два столетия спустя, все до одного поплатились жизнью... Это по-настоящему великая и очень печальная история, Изидора.

Узнать больше о катарах можно из книги "Откровение" Светланы Левашовой. https://vk.com/vedat_znat

Катары (ересь)

Еретическое движение катаров (катары значит по-гречески чистые) охватило Западную и Центральную Европу в XI в. Оно пришло, по-видимому, с Востока, непосредственно из Болгарии, где предшественниками катаров были богомилы, очень распространенные там в X веке. Но происхождение этих ересей более древнее. Среди катаров было много разных толков. Папа Иннокентий III насчитывал до 40 сект катаров. К тому же были и другие секты, которые во многих основных положениях своего учения сходились с катарами: петробрузиане, генрихиане, альбигойцы. Их обычно объединяют в группу гностически - манихейских ересей. Дальше мы, чтобы излишне не усложнять картину, опишем весь комплекс общих им представлений, не указывая каждый раз, в какой именно из этих сект большую роль играли те или иные взгляды.

Основной мировоззрения всех разветвлений этого движения было признание непримиримой противоположности материального мира, источника зла, – и мира духовного, как сосредоточения блага. Так называемые дуалистические катары видели причину в существовании двух богов – доброго и злого. Именно злой бог создал материальный мир: землю и все, что на ней растет, небо, солнце и звезды, а также человеческие тела. Добрый же бог – это создатель духовного мира, в котором есть иное, духовное небо, иные звезды и солнце. Другие катары, называвшиеся монархическими, верили в единого доброго Бога, творца мира, но предполагали, что материальный мир создан отпавшим от Бога его старшим сыном – Сатаной или Люцифером. Все течения сходились на том, что враждебность двух начал – материи и духа – не допускает никакого их смешения. Поэтому они отрицали телесное воплоще-ние Христа (считая, что тело Его было духовным, лишь имевшим видимость матери-альности) и воскресение мертвых во плоти. Отражение своего дуализма еретики-катары видели в разделении Священного Писания на Ветхий и Новый Завет. Бога Ветхого За-вета, создателя материального мира, они отождествляли со злым богом или с Люцифером. Новый Завет они признавали заповедями доброго бога.

Катары полагали, что Бог создал мир не из ничего, что материя вечна и мир не будет иметь конца. Что касается людей, то их тела они считали созданием злого начала. Души же, по их представлениям, не имели единого источника. У большей части человечества души, как и тела, были порождением зла – такие люди не имели надежды на спасение и были обречены погибнуть, когда весь материальный мир вернется в состояние первозданного хаоса. Но души некоторых людей были сотворены благим богом – это ангелы, некогда соблазненные Люцифером и заключенные в телесные темницы. В результате смены ряда тел (катары верили в переселение душ) они должны попасть в их секту и там получить освобождение от плена материи. Для всего человечества идеалом и окончательной целью в принципе было всеобщее самоубийство. Оно мысли-лось или самым непосредственным образом (с осуществлением этого взгляда мы встретимся позже), или через прекращение деторождения.

Эти взгляды определяли и отношение приверженцев этой ереси к греху и спасению. Катары отрицали свободу воли. Обреченные на гибель дети зла никакими средствами не могли избегнуть своей гибели. Те же, кто получал посвящение в высший разряд секты катаров, уже не могли грешить. Ряд строгих правил, которым они должны были подчиняться, объяснялся опасностью быть загрязненным греховной материей. Их неисполнение показывало просто, что обряд посвящения был недействительным: либо посвящаемый, либо посвящавший не обладал ангельской душой. До посвящения полная свобода нравов вообще ничем не ограничивалась, так как единственным реальным грехом было грехопадение ангелов на небесах, а все остальное – неизбежное следствие этого. После посвящения ни раскаяние в совершенных грехах, ни их искупление не считалось нужным.

Отношение катаров к жизни вытекало из их представления о зле, разлитом в материальном мире. Продолжение рода они считали делом Сатаны, верили, что беременная женщина находится под влиянием демона, а каждого рождающегося ребенка тоже сопровождает демон. Этим же объясняется их запрет мясной пищи – всего, что произошло от соединения полов.

Та же тенденция приводила приверженцев ереси катаров к полному отходу от жизни общества. Светские власти считались творением злого бога, им не должно было подчиняться, идти в их суд, произносить клятву, брать в руки оружие. Убийцами считались все, применяющие силу, – судьи, воины. Очевидно, что это делало невозможным участие во многих областях жизни. Больше того, многие считали запретным любое общение со стоящими вне секты, с «мирскими людьми», за исключением попыток их обращения.

Еретиков всех толков объединяло резко враждебное отношение к католической церкви. Они считали ее не церковью Иисуса Христа, но церковью грешников, вавилонской блудницей. Папа, по мнению катаров, – источник всех заблуждений, священники – книжники и фарисеи. Падение католической церкви, по их мнению, произошло во времена Константина Великого и папы Сильвестра, когда церковь, нарушив заветы Христа, посягнула на мирскую власть (согласно так называемому «Дару Константина»). Еретиками отрицались таинства, в особенности – крещение детей, так как дети еще не могут верить, – но также брака и причастия. Некоторые ответвления движения катаров – котарелли, ротарии – систематически грабили и оскверняли церкви. В 1225 г. катары сожгли католическую церковь в Брешии, в 1235 г. – убили епископа в Мантуе. Стоящий в 1143-1148 во главе манихейской секты Эон де л'Этуаль объявил себя сыном Божиим, Господином всего сущего и по праву владения призывал своих последователей к ограблению церквей.

Особенно был ненавистен катарам крест, который они считали символом злого бога. Уже около 1000 г. некий Левтард проповедовавший близ Шалона, разбивал кресты и иконы. В XII веке Петр из Брюи разводил костры из расколотых крестов, за что и был в конце концов сам сожжен возмущенной толпой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.038 с.)