Народные названия месяцев у славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народные названия месяцев у славян



Славянские названия месяцев, будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.

Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень, в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.
Ну, а в народе начиналось время смотрин: -

                                             Чтоль по первой порошѣ,

                                             Чтоль по первой порошѣ,

                                              Шелъ парень хорошiй.

                                              По другой порошѣ,

                                              Бѣлой кудреватой.

   Не путемъ шелъ, не дорогой –

                                              Чужею межою.

                                               Не чужею шелъ межою–

                                               Къ сударушкѣ въ гости.

 



Славянские названия месяцев зимы: Студень, Просинец, Сечень


Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцев весенних: Зимобор, Протальник (март); Березень, Снегогон (апрель); Травник, Цветень (май). Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.

Апрель, Снегогон, богат водой. А ещё апрель – Березень месяц, в березах сок двигается, люди начинают к посеву готовиться – апрель с печи сгонит! Цветень, май месяц время долгожданное! Майская травка и голодного кормит! Да май разным бывает. В добрый год и в чистом поле спать можно, в худой – и на печи холодно. Травень месяц – ещё не лето.

Другое дело июнь – Разноцвет, Хлеборост. Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета – встречи Бога Купало.

Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет! Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают. Что ждет осенью?

 


Народные названия месяцев весенних: Зимобор, Березень, Травник


Какъ ходили мы съ тобой, бѣлая лебедушка,

По изюмныя по красныя по ягодки,

Мы ходили-красовалися,

Мы гуляли-ликовалися!


Откроет осень сентябрь, Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.

 


Славянские названия месяцев лета: Разноцвет, Страдник, Жнивень


                                    — Соловьи жупятъ по-лѣтнему,

Птички жупятъ по-межонному.

                                         Просидѣла красна дѣвушка

                                         Со головки дорогу волю

                                         Со косы да алы ленточки —

По прозванью косоплеточьки.

                                         Хоть сидитъ не отсидитися.


Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем, когда мужик живет с оглядкою. Листопад, октябрь, щедрых плодов не дарит. Кто не успел подготовиться к зиме, тому худо нынче будет. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца Грязень. Ноябрь, Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.


Названия осенних месяцев в народном календаре: Хмурень, Листопад, Грудень


Завершает год декабрь, Студень
. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.

Декабрь Солнцеворотом славен! Как повернется солнышко, встретим молодого Коляду, начнется новый круг, новая встреча с двенадцатью славянскими месяцами!                                                                 https://northernfable.ru/shop/slavyanskaya_mifologiya/

 

Древнейшие календари русов

Появление русской народной астрономии связано с наблюдением за небесными телами – солнцем, луной, звёздами, кометами и др. Основа – наблюдаемая зависимость природных процессов от астрономических явлений и циклов различной продолжительности, среди которых главные – солнечный год, лунный месяц и суточный цикл. «Слежение за положением небесных тел создало условия для составления календаря и ориентирования в пространстве и времени, а также для использования временных циклов в хозяйственной деятельности. Астрономические наблюдения стали частью культуры с эпохи позднего палеолита» [Российский словарь, 2002].

Именно к этой эпохе относятся первые археологические свидетельства появления календаря. На стоянке Сунгирь (30 тыс. до н.э., г. Владимир, Русь) обнаружены «предметы искусства, совмещённые со знаковыми записями календарно-астроно-мического содержания» [Каталог, 1999]. Находки Сунгиря ярче, чем других пале-олитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30-м тысячелетии до н.э. религии, «магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря»- [Ларичев В.Е., 1997].

Становление календаря на Руси шло одновременно с развитием знаний в математике, геометрии и астрономии. В частности, палеорусы со стоянки Сунгирь уже знали «арифметический счёт» [Ларичев В.Е., 1997].

Символы календарно-астрономического характера:
1, 2, 3 – 8-ми лучевые амулеты из Сунгиря (30 тыс. до н.э., Русь, г. Владимир); 4, 5, 6 – русские прялки с 8-ми лучевыми символами солнца (славянского бога Ра); 7 – 8-ми лучевой символ шумерской клинописи «Бог» (другие названия – «Звезда», богиня Иштар, Астарта, Истра и т.п.) (Шумер, 3-е тыс. до н.э.) (рис. из [Тюняев А.А., 2006]).

Постепенно календарь сформировался как самостоятельная область знаний русского народа с гиперболизацией хронометрической функций. Астрономические наблюдения стали применяться только для его коррекции. Они велись по азимутальному принципу (визирование появления светила в определённое время над определённым естественным или искусственным предметом) и имели большое значение в сельскохозяйственном календаре.

Развиваясь, стали преобладать календарно-астрономические приёмы и наблюдения за передвижением небесных тел с целью определения суточного времени и ориентировки по солнцу днём, а по звёздам и луне ночью.

Наблюдение за фазами луны играло существенную роль для путешественников в условиях леса, для перемещений по рекам, озёрам и морям, в растениеводческой и лекарской практике, а также обеспечивали внутримесячный счёт времени. Считалось, также например, что в новолуние хорошо рубить строевой лес, начинать новую работу.

В итоге сфера представлений сформировалась из двух блоков:

Религиозно-миологические представления;

Астрологические воззрения.

Первые включают космогонические мифы, элементы религиозных представлений и др., зачастую выраженные в чрезвычайно древних русских сказках. Вторые состоят из представлений о зависимости процессов в природе и обществе, судьбы отдельного человека от расположения небесных тел, их появления или исчезновения. Особая роль при этом приписывалась астрологическим созвездиям. Например, гороскопу Макоши (см. ниже) или, позднее, Зодиаку.

Начиная наблюдения ещё со времён Сунгиря, русские люди вычислили один из наиболее объёмных астрономических периодов – Велесов Год, равный 26000 лет, – вызванный прецессией оси вращения Земли по круговому конусу, ось симметрии которого перпендикулярна к плоскости эклиптики. За это время точка весеннего равноденствия возвращается на старое место. За Велесов Год медленно изменяется картина суточного вращения звёздного неба: около 4600 лет тому назад полюс мира был вблизи звезды α Дракона, теперь он расположен вблизи Полярной звезды (α Малой Медведицы), а через 12000 лет переместится к Веге (α Лиры). Это время периодичности оледенений на Земле [БСЭ].

В русском календаре Велесов год поделён на 12 эр, каждая из которых оказывает соответствующее влияние на жизнь русского человека.

Учитывая условия, необходимые для наблюдения таких протяжённых временных периодов, многие учёные относят к середине позднего палеолита появление астрологии. Так, французский математик Пьер «Лаплас, исследовавший знания астрологии чисто математическими методами, писал о том, что этим знаниям не менее 25 – 30 тысяч лет» [Эзотеризм, 2002]. А английский исследователь Дж. Мидом свидетельствует, что «научная статья, написанная Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических данных, доказывает, что «Веды» должны были преподаваться, по меньшей мере, 25000 лет тому назад (см. «Theosophist», т. II, с. 238 и далее, Авг., 1881.)» [Мидом Дж., 1892]. При этом обратим внимание на тот факт, что археологически нигде в мире, кроме Русской равнины, никаких стоянок современного человека указанной древности не обнаружено.

Ко времени верхнего палеолита относится и становление символизма, отражающего геометрическо-астрономические знания. Одними из первых символы свастического плана, сопряжённые с календарным отражением, обнаружены на стоянке Мёзин (Черниговская обл., Украина). Они относятся к 23-му тыс. до н.э. [Елинек Ян, 1985]. То есть именно к той дате, что расчётным путём получили П. Лаплас и К.Ш. Годболе.

Резюме: календарные, астрономические, астрологические и математические данные были впервые сформированы проторусами около 30 тысяч лет назад в период расцвета костёнковского-стрелецкой археологической культуры на территории Русской равнины.

Смысл, сущность, содержание древних календарно-астрономических знаний

В палеорусском годичном хозяйственном цикле имело большое значение наблюдение за созвездием Плеяды. Так, уже в более позднее время на Руси известно около 37 названий этого созвездия. Главное из них – Макошь (Утка, Утиное гнездо). Оно определяло основные периоды жизни земледельца и скотовода. Изображения созвездия Плеяды широко известны на изделиях времени палеолита. Позднее оно с неизменной точностью изображалось на предметах украшения русского народа [Тюняев А.А., 2008а].

Изображения созвездия Плеяд на предметах, относящихся к палеолиту:
1, 5, 6 и 7 – на камнях, 3, 4 – на сосудах. В цветных врезках – фотография Плеяд и гнездо певчего дрозда, в котором жёлтые рты птенцов удивительно напоминают и сами звёзды Плеяд, и их расположение. В чёрно-белой врезке – названия отдельных звёзд Плеяд (рис. из [Тюняев А.А., 2006]).

Значение Плеяд, видимо, сугубо сакрально, поскольку даже один из кругов на злаковых полях также изображает это созвездие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.018 с.)