Коловрат – древний славянский символ Солнца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коловрат – древний славянский символ Солнца



 

ЧТО Я НОШУ НА ШЕЕ?

                                                              Одним из самых древних славянских свастических символов является Коловрат, олицетворяющий огненную мощь Даждьбога, Сварога и Ярилы, а также, самого Солнца. Название знака произошло от слова коло, то есть солнечный круг. Сам символ представляет собой круг с загнутыми лучиками, что у многих вызывает ассоциацию с символикой фашистов, хотя это совершенно не так. Германские и славянские племена в древности представляли собой один народ, и соответственно символика была если не одна и та же, то во многом совпадала.

Солярная символика не зря использовалась древними Русами, их жизнь была полностью подчинена солнечному круговороту, Солнце – сосредоточие жизни и символ плодородия, наполняло своим огнем обереги, вышивки, украшения. Символика солярного знака Коловрата использовалась в Ведических обрядах и для защиты храмов от негативной энергетики.

Без мощной силы Ярилы-Солнца, которую олицетворяет Коловрат, не возможна жизнь на земле, ни одна победа славян не обходилась без стяга с изображением Коловрата, изображения этого знака находят на кольчугах и шлемах в древних могильниках.

Коловрат – оберег изготовляли обычно из солнечного металла золота или из более дешевых желтых металлов бронзы или латуни. Использовался он, как обережный знак в основном Волхвами и Кудесниками. В настоящее время этот мощный огненный символ, также, защитит своего владельца от несчастий, невзгод и проблем, поможет выйти из сложных кризисных ситуаций.

Изображенный на одежде воина, на оружии и флагах Коловрат обязательно принесет победу, сокрушит врагов, проведет воина по пути Прави, если воин погибнет в честном бою.

Солнечные лучи Коловрата могут двигаться по солнцу и против солнца, Коловрат может быть, также заключен в круг, символизирующий вечное движение Вселенной. В самой структуре Коловрата заключены смены времен года, что позволяет использовать его, как мощнейший оберег в любое время года. Обережная символика Коловрата привлечет здоровье, силу, удачу, мудрость и богатство, а также, принесет в семью любовь и гармонию. #русская_правда #прошлое #русь #мироздание

 

 

                

Кристина Истина

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОЛОГОДНЫХ:

 

 

Четыре основных Противостояния Кологодных суть:

 

1. Купала(лето): 24 кресеня/июня — Коляда (зима): 25 стуженя/декабря.

 

2. Перуновдень: 20 липеня/июля — Велесовдень: 11 лютеня/февраля.

 

3. Масленица-Комоедица (весна): 25 березозола/марта— Таусень-Родогощ (осень): 24 вересеня/сентября.

 

4. Живин день: 13 травеня/мая —Марин день: 21 груденя/ноября. Либо: Вешние Деды:Навья седмица перед Вешним Макошьем(9 травеня/мая) — Осенние Деды: Навья седмица перед Осенним Макошьем (28листопада/октября).

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:40|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

Первейшие Святодни родноверческие в Летовращениисуть[2]:

 

1. КОЛЯДА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченныйк Зимнему Солнцевороту[3], день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления —возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая»новорождённому Солнцу.

 

В пору двоеверия «Православные» христиане отмечали 25 стуженя/декабря (по «старому стилю»)Рождество Христово[4], причём само празднование начиналось ещё 24 стуженя/декабря — в ночь перед Рождеством. В народе говорили: «На Рождество и Солнце играет», «Зима — заморозы, мужик — за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки —травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная»,«Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густои ягод будет».

2. БОЛЬШИЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Большие Зимние Святки,двенадцать Святодней, символизирующие собойдвенадцать месяцев в году (шесть Светлых — светлое Полукологода, и другие шесть Тёмных — тёмное Полуколо),начиная с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число Святочных) и до Водокреса (см. далее): с 24 стуженя/декабряпо 5 сеченя/января.Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнатьтьму (как это было во времена, когда Сварог ещётолько ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения предков — Навьих Дедов[5], колядования[6],обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок[7] и прочего.

 

«Православные»христиане делили Святки на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Рождества до Васильева вечера[8] (Щедреца, или Щедрого вечера, отмечаемого 31 стуженя/декабря), и Страшные (Ворожные)вечера, продолжавшиеся до Крещения. Святочные вечера (особенно Страшные)считались в народе временем «без креста», ибо, согласно христианским суевериям,в это время года только что родившийся младенец Иисус ещё не был «крещён»[9], а иудейский Бог Саваоф (или Иегова) от радости, что унего родился сын, отомкнул двери Иного мира и выпустил всех бесов «погулять».

 

3. ВОДОКРЕС — Святодень,завершающий Святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес— Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в нихв этот день, исцелился от всевозможных недугов.

 

«Православные»христиане отмечали 6 сеченя/январяКрещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении»[10]Иисуса в водах реки Иордан[11] в Палестине.

 

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:45|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

4. ГРОМНИЦА — встреча зимы с весной на мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром. В народе говорят: «На Громницу зима с летом (весной)встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима намороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним.

 

«Православные»христиане отмечали 2 лютеня/февраля Сретенье Господне. Сретенье (Встреча) напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейсяв иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.

 

5. МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС ВОЛЧИЙСВАТ — Святодень, посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы, или Волчьи,Святки и Великий Велесов день (см. далее).

 

«Православные»христиане отмечали 3 лютеня/февраля день Симеона и Анны, именовавшийся тако же Малым Власием. В народе говорили: «Семён с Анной сбрую починяют, а Власийконей седлает». По народным поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи.

 

6. МАЛЫЕ ВЕЛЕСОВЫ, ИЛИ ВОЛЧЬИ, СВЯТКИ — Малые Зимние Святки, Велесова седмица — с 4 по 10 лютеня/февраля — череда Святодней между Велесом Малым (3 лютеня/февраля) и Велесом Великим(11 лютеня/февраля): 4 лютеня— Велес Студёный, 5 лютеня — Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 лютеня —Велес Телятник, 7 лютеня — Велес Лукавый, 8 лютеня — Велес Серповидец, 9 лютеня — Велес Житный Дед, 10 лютеня— Велес Зимобор.

 

В пору двоеверия «православные» христиане отмечали следующие праздники: 4 лютеня — Николу Студёного[12] («НаСтудёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный— Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»; 5 лютеня— Агафью Коровятницу («На Агафью Коровья Смерть посёлам ходит»[13]) — в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня — Вукола Телятника («На Вукола телятся жуколы[14]»);7 лютеня — святого Луку («Пришёл Лука — пеки пироги слуком») — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;8 лютеня — Захария Серповидца («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»); 9 лютеня — Никифоров-Панкратов («Пришёл Панкрат— хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»); 10 лютеня —Прохора («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас— никак, скоро весна у нас»).

 

7. ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ, ИЛИ ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР— Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса — Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя — особо: волхованиями да воспеваниями,радениями да славлениями.

 

«Православные»христиане отмечали 11 лютеня/февраля день святого Власия— покровителя скота. О сём в народе говорили: «Власьевдень — Коровий праздник», «Власий — сшиби рог сЗимы», «У Власия и борода в масле[15]».Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.

 

Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) — 15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, апоутру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.

 

16 лютеня/февраля отмечали Именины Кикиморы — Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и непроказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо,по поверьям, о сию пору Ярило Велесич«воздевает

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:46|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

8. ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ)— зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле.

 

«Православные»христиане 21 лютеня/февраля отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей— уж тепло у дверей», «Февральские Тимофеи — Весновеи;как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».

 

Незадолго перед Весновеем — 18 лютеня/февраля— кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял о сию порупеть птицу овсянку: «Покинь сани! Покинь сани!» Птичка овсянка с желтоватым зобкоми зеленоватой спинкой слыла вестницей скорого тепла.

 

9. КОЩЕЕВ ДЕНЬ — отмечается один раз вчетыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог«возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде.

 

«Православные»христиане отмечали 29 лютеня/февраля день святого Кассиана,именуя его: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», а такоже: «Скупой», «Завистник», «Корыстник», «Косоглазый»,«Остудный» и проч. В народе говорили: «На что Касьян взглянет — всё вянет», «Касьян на скот взглянет — скот валится, на дерево —дерево сохнет». «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна.

 

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:54|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

10. СОРОКИ — ЗакличкиВесны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых внароде Ярилиными Плешами. Согласно славянскимверованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближениеДевы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот годособую удачу и добрый урожай.

 

«Православные»христиане отмечали 9 березозола/мартадень Сорока Мучеников. В народе говорили: «На Сорок Мучеников сорок птицприлетает, сорок пичуг на Русь пробирается», «На Сорок Мучеников — прилётжаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков». В этот день хозяйкипекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннеетепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов»из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному наулицу, «откупаясь» так от Мороза.

 

11. МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА (КОМОЕДИЦЫ) —один из четырёх важнейших праздников Кологода,приуроченный к Весеннему Равноденствию[16] иотмечаемый 25 березозола/марта,а тако же предшествующая ему Масленичная седмица[17] (с 18 по 24 березозола/марта).Согласно славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силупосле зимы, а души предков «прилетают на птичьих крылах» из ИрияНебесного навестить нас — своих потомков[18].Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от «крес»— «огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Основные обрядовые блюда наМасленицу: блины, сыр, творог, масло.

 

Во время Масленичной седмицы[19] тако же празднуют Комоедицу —Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки[20]. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из смесимуки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в леси кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.

 

«Православные»христиане отмечали 25 березозола/марта Благовещенье[21], кое почиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/Сорока Мучеников) Закличками Весны. В народе говорили: «На Благовещенье весна зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт», и даже самоСолнце «играет»; «С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт», «Благовещенье —птиц на волю отпущенье». Тако же о сию пору примечали: «На Благовещенье гроза (Первый Гром — Вешнее Перунье)— на тёплое лето».

 

Собственно Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст — «На Феофана туман — быть большому урожаю на лён и коноплю»; 17 березозола/мартаАлексей Тёплый (Алексей Водотёк) — «Алексей пришёл —ледок поколол», «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей — с горводы потоки, а рыба с зимовки», «Алексей — выверни оглобли из саней»; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) — время, с которого начинали белить холсты.

 

Вскоре после Благовещенья отмечалась Матрёна Настовница или Матрёна Полурепница[22] (27 березозола/марта) — время схода последнего снежного наста и прилёта пигалиц-настовниц (чибисов).

 

12. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО — чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб.

 

«Православные»христиане отмечали 30 березозола/марта день Иоанна Лествичника,пекли из теста «лествицы для будущего восхождения на небо» и старались всячески задобрить «бесившегося» до полуночи (либо до первых петухов) Домового.

 

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:55|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

13. ВОДОПОЛ (ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО) —пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.

 

«Православные»христиане отмечали 3 цветеня/апреля Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой[23]».Ему предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 цветеня/апреля)— собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркалада Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно — ходить по нему опасно». На Акулину (7 цветеня/апреля), по поверьям, русалки выходят на берег,просят у людей холстины — наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре,приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство.

 

Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 цветеня/апреля):«Антип воды распустил», «Антиповы водополы —подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

 

14. СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) —тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.

 

«Православные»христиане отмечали 5 цветеня/апреля Федула Ветренника и Федору Ветренницу. В народе говорили: «Пришёл Федул— теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул,тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».

 

15. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — Святодень, посвящённый вещей птице — Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон — как вестник Кощного Бога — призывает на нечестивцев Навью кару. Мудрым же Ворон — как потворник Велесов — приносит в клюве своём Живую и Мёртвую воду и открывает тайны жизни и смерти.

 

«Православные»христиане отмечали 14 цветеня/апреля Мартына Лисогона. По приметам охотников,в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и впервые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»: «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает». Такоже в этот день замечают, что вороны купают своих детей и отпускают в отдел — на отдельное семейное житьё. В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу,клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:56|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

16. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ — череда Святодней,предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная седмица (с 16 по 22 цветеня/апреля), посвящённая чествованию Девы Лели — юной БогиниВесны и девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женских водяных духов — русалок-берегинь. Осию пору девы в долгорукавках без оберегов,уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней.

 

«Православные»христиане отмечали 16 цветеня/апреля Ирину (Арину) Урви Берега — начало Русалий. В народе говорили: «Ирина — Урви Берега, Разрой Берега», «Ирина — Заиграй Овражки», «Не устоять берегу против Ирининой воды». Примечали: «Если овражки заиграют и опять замёрзнут — жди помехи на урожай».

 

17. ЛЕЛЬНИК — Девичий праздник,завершающий Русалью (Русальскую)седмицу, или Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля— накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Еслиумыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят своюдевичью ворожбу.

 

18. ЯРИЛО ВЕШНИЙ — Ярила «отмыкает»(оплодотворяет[24]) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

 

«Православные»христиане отмечали 23 цветеня/апреля день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) — Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет», «Егорий с росой, а Никола[25] с травой», «Егорий степлом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый — зиме ворог лютый». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на Ярилину росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек,приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочкарастёт, так и ты расти!» А тако же: «Не я бью — верба бьёт», «Будь высокий, как верба; будь здоровый, как вода; будь богатый,как земля», «Вербохлёст — бей до слёз!» Купались вросе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!»Говорили: «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрияроса — не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу». Просили Ярилу (Егория) — Покровителя пастухов,Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха»,«С Егорья — начало сева яровых». По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз — будет просо и овёс», «На Егория мороз — под кустом овёс», «На Юрия мороз — гречихи воз», «На Егория роса— будут добрые проса».

 

19. ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЧЬ — чародейная ночь с 30 цветеня/апреляна 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

 

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:57|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

20. ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) —череда Святодней, предшествующих дню Земли (см.далее), седмица поминовения предков (с 1по 7 травеня/мая), когда навии(души умерших) посещают живых.

 

«Православные»христиане отмечали о сию пору Пасху[26],коей предшествовала так называемая Страстная неделя[27].Неделя, следующая за Пасхой, называлась Фоминой неделей — временем поминовения усопших. Основным днём Фоминой недели почитался вторник, именуемый в народе РАДУНИЦЕЙ[28] (РОДОНИЦЕЙ)[29], когда родственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во время коего усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми. Самым опасным днём Фоминой недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этотдень души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Фоминой недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.

 

21. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ, ИЛИ ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ (ДЕНЬЗЕМЛИ) — Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает»,поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.

 

«Православные»христиане отмечали 9 травеня/мая Николу[30]Вешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: «Нет за мужика поборника —супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает[31], а Николай— коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».

 

22. ЖИВИН ДЕНЬ — Святодень,посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны.

 

«Православные»христиане отмечали 13 травеня/мая Лукерью Комарницу,ибо, по приметам, с этого дня вместе с тёплым ветром появляются комары. В народе примечали: «Много комаров — быть хорошему овсу, комара нет — овса и трав не будет». Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами«на тёплые моря», а весною опять приносятся на Русь.

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:57|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

23. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) —череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная седмица (с 26 травеня/маяпо 2 кресеня/июня), посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов — русалок-берегинь.Время, когда на смену юной Деве Леле приходит зрелая женщина — Жена Лада. О сию же пору провожают Кострому — Ярилину сестру, макая Её чучелко[32] вводу, а затем разрывая его и размётывая остатки по полю. Творят сие священнодействие вещие девы, облекшиеся в личины русалоки рубахи-долгорукавки без оберегов.

 

«Православные»христиане отмечали о сию пору Вознесение[33]. В народе говорили: «Цвести весне до Вознесенья», «Дошла весна до Вознесенья — тут ей и конец», «Весна на Вознесение на Небо возносится — на отдых в Ирий Светлый просится», «С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье — и Дедам (предкам), и внукам (живым их потомкам)».

 

Седьмая отПасхи неделя называлась Семицкой, а седьмой от Пасхи — следующий за Вознесением— четверг именовался Семиком или Русалкиным (Русальим) днём. В народе говорили: «На Русальной неделе купаться опасно — русалки защекочут». В Семик девушки ходили в лес —«кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядными песнями[34]. Семицкая суббота называлась Кличальным днём, когда совершались особливые обряды проводов русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце,разрывали и размётывали его по полю.

 

24. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ — Змеиный праздник,отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённых Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на белый свет, принося Земле плодородие.

 

«Православные»христиане отмечали 30 травеня/мая Исакия Змейника. По поверьям, в этот день змеи «имеют власть»безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их.Считалось, что змеиный укус в этот день «ни поп не отчитает, ни бабка(знахарка) не зашепчет». В народе о Змейнике говорили: «За Федосьей[35] — Исакий, выползает из нор гад всякий», «На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу», «На Исакия средь ряски — змеиные пляски», «На Исакия Семиглавый Змей — змеиную свадьбу справляет».

 

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:58|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

25. ЯРИЛО МОКРЫЙ[36] И ТРОЯН (ТРИБОГОВДЕНЬ) — праздник конца весны и начала лета, отмечаемый 3 кресеня/июня, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.

 

«Православные»христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу)[37]. О сию пору издревле поминали предков[38] и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» — то есть неестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню,дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба —из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух — будет на дворе, как на печке».Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

 

26. КУПАЛА — один из величайших Святодней Кологода, приуроченныйк Летнему Солнцевороту[39].Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета всех животворящих сил Матушки Природы. О сём речено в народе: «На Купалу — Солнце на зиму, а лето на жару»,«Кто не выйдет на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню —тот будет бел-берёза», «Где Ярило купался, там берег колыхался; где Мара купалась, там трава расстилалась».

 

«Православные»христиане отмечали 24 кресеня/июня день Иоанна Крестителя («Ивана Купалы»[40]).Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные костры, через которые прыгали парами,взявшись за руки, парни и девушки[41].Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-цвет, а поутру купались в целебной росе...

 

Накануне Купалы отмечали день Агриппины или Аграфены Купальницы, или Аграфену — Лютые Коренья (23 кресеня/июня).Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегаликупаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницус тарики закупываются[42]». Тако же считали, что некоторые волховские рощения, а особенно коренья, обретают о сию пору лютую (то есть злую) силу.

 

27. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) —чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары.

 

«Православные»христиане отмечали 29 кресеня/июня Петров день (день Петра и Павла). В народе говорили: «Пётр и Павел жару прибавил», «Пётр и Павел день убавил», «К Петрову дню вода в реке умеженится(спадёт)», «На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных, или Сварожьих(Петровских), качелях: «Петровские качели — на Летопроводца[43]обрученье», поэтому Летнее Сварожье почитается тако же днём Лады.

 

Мне нравится

15 фев 2013 в 11:59|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

28. ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА — праздник,посвящённый чествованию ясного Месяца и его Вышних Покровителей — Велеса Рогатого и Мары Луноликой.

 

«Православные»христиане отмечали 5 липеня/июлядень Афанасия Афонского. В народе говорили: «Афанасьев день — Месяцев праздник».

 

О сию пору выходят смотреть на «играние» Месяца. Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всёэто происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои именины. «Играние» Месяца — примета счастливая: «На Афанасия Месяц на восходе играет — к урожаю».

 

29. ЛЕТНЕЕ МАКОШЬЕ (ЛЕТНИЕ МОКРИДЫ) — Святодень Макоши-Мокрины.

 

«Православные»христиане отмечали 19 липеня/июля Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокридасуха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая»,«Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, ине будет орехов — все повымокнут». День Летних Мокрид считался важным и для будущего года: «Коли на Мокриды дождь, наследующий год уродится рожь».

 

30. ПЕРУНОВ ДЕНЬ — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей.По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры»(сглазы и порчи) и многие болезни.

 

«Православные»христиане отмечали 20 липеня/июля Ильин день (Илью Пророка). В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит», «До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня — из закрома», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина дня в поле сива коня не увидать — ночи тёмные». «Илья Пророк — кось бесрок», — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва[44],«Илья Пророк в воду льдинку уволок», — по поверьям, умчащегося по поднебесью Перунова коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела[45].

 

Перунов(Ильин) день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Тако же на Ильин день перегоняли пчёл, подчищали ульи,подрезали первые соты, отсюда присловица: «Богат, как Ильинский сот». Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали вовремя молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

 

Готовились к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный пирогна всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую,подробнее о коих см. наши: «Свято Перунье» и«Перунов день»[46].

 

Вскоре после Ильина дня отмечали: 24 липеня/июля — Борис и Глеб летние («На Бориса и Глеба — пали копны: гроза жжёт копны у тех, кто работает во сей день»); 27 липеня/июля — Пантелеймон Целитель, прозванный в народе Палием («Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб»,«Палий — пали копны: Палий спалит двор у того, кто возит вэтот день копны на гумно»); 30 липеня/июля — Силин день («Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу и бессильный богатырём живёт», «На Силу не взять ведьме над скотиной силу»[47]).

 

Мне нравится

15 фев 2013 в 12:00|Это спам|Ответить

 

/zlatomira88 /zlatomira88

Online   Кристина Истина

31. МЕДОВЫЙ СПАС — первый из трёх Спасов, праздников Урожая. О сию пору, по народным приметам, пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов, и пчельники начинают выломку сотов.

 

«Православные»христиане отмечали Медовый Спас 1 серпеня/августа[48]. В народе говорили: «Спасовка-лакомка», «На первый Спас и нищий медку попробует», «Первый Спас — проводы лета», «От первого от Спаса накопит и мужик запаса», «Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный,третий — Спожинки», «Первый Спас — первый сев (озимых)», «С первого Спаса —холодные росы», «Ласточки отлетают в три Спаса», «Ласточка весну начинает,осень накликает», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье».

 

32. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС — второй из трёх Спасов, праздников Урожая. В этот день на Капищахпроисходит торжественное благословение принесённых плодов, после чего ихразрешается употреблять в пищу.

 

«Православные»христиане отмечали 6 серпеня/августа праздник Преображения Господня[49]. В народе говорили: «Со Спаса-Преображения погода преображается», «Второй Спас —встреча осени, первые Осенины», «Второй Спас — держи рукавицы про запас», «Пришёл второй Спас — всему час: плоды зреют», «На яблочный Спас и нищий яблочко съест», «У Спаса не без припаса», «Каков день во второй Спас, таков и Покров (1 листопада/октября)».

 

33. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) — буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.

 

«Православные»христиане отмечали 8 серпеня/августа день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут»,«Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».

 

Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи— к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.16.229 (0.147 с.)