Под Воронежем найдена «столица» мира времен палеолита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под Воронежем найдена «столица» мира времен палеолита



По общепринятой версии Центральную и Западную Европу осваивали выходцы с благоприятных по климату Балкан, с территории нынешней Турции, Греции, Болгарии, но никак не с востока континента…

В Костенках каждая вторая изба — над стоянкой древнего человека. Копни лопатой — то кость вылезет, то еще что-нибудь полезное для науки…

МН: Археологический заповедник «Костенки» располагается на территории Хохольского района Воронежской области. Общая площадь 36 кв. км. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большинство из них многослойны, содержат от двух до семи культурных слоев, относящихся к разному времени.

Обитание первобытного человека в Костенках совпадает с периодом так называемого валдайского оледенения, когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между нынешними Питером и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на равнинной местности объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий. В 2000 г. были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения — пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц. В 2001 г. — голова человеческой статуэтки из бивня мамонта, созданная около 35 000 лет назад. На сегодняшний день это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.  http://www.pravda-tv.ru/

 

Археологи из Московского государственного университета (МГУ) имени Михаила Ломоносова изучили изделия из костей и бивней мамонта, обнаруженные на памятнике Сунгирь. Ученые выяснили, как населявшие стоянку кроманьонцы обрабатывали твердые органические материалы и изготавливали из них орудия труда и украшения. Исследование опубликовано в сборнике Hugo Obermaier Society for Quaternary Research and Archaeology of the Stone Age, кратко о нем сообщается в пресс-релизе МГУ, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
Работа позволила установить, что Сунгирь была базовой стоянкой древнего человека, в отличие от временной стоянки Русаниха, расположенной в восьми километрах от Сунгиря. В ходе совместной работы ученые провели исследование 171 изделия из костного, рогового и бивневого материала (в их числе орудия труда, орудия охоты, заготовки различного назначения и отходы производства), в частности, украшениях-подвесках из зубов песца и бусах из бивня мамонта.
Сунгирский человек освоил довольно широкий спектр техник обработки костяного материала: ударную технику, продольное и поперечное раскалывание, поперечный облом по предварительному пропилу, резание, пиление и скобление. Изделия из бивня отличаются от других костяных поделок особой тщательностью обработки: среди них практически нет предметов, употреблявшихся в хозяйственно-бытовой деятельности: только орудия охоты, предметы искусства и разного рода украшения
Радиоуглеродный анализ показал, что возраст сунгирских находок равняется 28,8-25,5 тысячи лет. По другим данным, возраст памятника оценивается в 30 тысяч лет. Площадь района — четыре тысячи квадратных километров. Дальнейшее изучение найденных на стоянке предметов поможет определить место и роль исследуемого памятника в верхнем палеолите Европы.
«Сопоставление костяных, роговых и бивневых предметов стоянки Сунгирь с коллекциями европейских памятников ранней поры верхнего палеолита может помочь выявить причину различия методов обработки разного костяного сырья, а при нахождении схожих моментов — определить общее в характере костяных индустрий этой эпохи и определить место исследуемого памятника в верхнем палеолите Европы», — комментирует соавтор работы Таисия Солдатова из МГУ.
Сунгирь представляет собой верхнепалеолитическую стоянку древнего человека, расположенную у восточной окраины города Владимира. Была обнаружена еще в 1955 году в ходе работ по подготовке площадки для строительства завода и исследована экспедицией под руководством советского археолога ОттоБадера. На стоянке найден погребальный комплекс из четырех захоронений с большим количеством изделий из бивня мамонта (бус, браслетов и наконечников для копий).                              https://lenta.ru/news/2016/04/13/homosapiens      https://vk.com/archaeologynews

3. КОСТЁНКИ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПОД ВОРОНЕЖЕМ

 

Открытие, потрясшее научный мир. Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Костёнки — место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, в Воронежской области. Впервые обнаружено в 1879 году, но первые раскопки начались в 1920-х годах.

На площади 10 км² найдено свыше 60 стоянок, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет. Судя по найденным артефактам, наши предки имели развитую культуру и искусство. Это сенсационное открытие ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии.

Костёнки — место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, Хохольского района, Воронежской области. Здешние стоянками эпохи верхнего палеолита известны во всём мире. Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита». Костёнки — это место сенсационных находок, которые меняют наши взгляды на первобытную историю! С незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I.

Еще в 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие из найденных в Костёнках останков были отправлены в Санкт-Петербургскую “кунсткамеру”. Тогда считали, что найденные гигантские кости — это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Первые серьезные археологические исследования стоянок в Костенках были проведены выдающимся ученым,антрологом — Иваном Поляковым Во второй половине 19 века. Так, 28 июня 1879 года из первого же заложенного шурфа были извлечены кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. И лишь с 20-х годов прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок. Здесь были все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский.

Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых по словам учёных колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Примечательно, что, согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником. Особого внимания заслуживает тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, атакже десять знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами». Таким образом, обнаруженные отечественной археологией находки ставят под большое сомнение общепринятую гипотезу, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал в Западную Европу. Костёнки — это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации..

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: на правом берегу Дона, в селе Костенки близ Воронежа, обнаружена прародина всех европейских народов. Открытие американских и российских ученых в корне меняет традиционный взгляд на этногенез и последующую историю континента. Короче говоря, Европа, привыкшая считать себя передовым регионом развития, оттеснена на задворки первобытного мира.

Научный переполох

Науку переполошила опубликованная в начале этого года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Суть в следующем: обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.

По общепринятой версии Центральную и Западную Европу осваивали выходцы с благоприятных по климату Балкан, с территории нынешней Турции, Греции, Болгарии, но никак не с востока континента. Считалось, что восточная часть заселялась на десятки тысяч лет позднее. Вот поэтому останкам древних поселений в Костенках наука насчитывала всего 20 000 лет, от силы 32 000, что, конечно, не позволяло воронежскому селу считаться «столицей палеолита», а нашим прапращурам — законными первооткрывателями Европы.

ДОСЛОВНО. Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда — из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа — кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Но наука шла вперед, палеонтологические методы совершенствовались, вместе с ними «старели» и археологические находки. В конце концов, проанализировав найденные в раскопах пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костенковским раритетам никак не меньше сорока-сорока двух тысяч лет. Американские лаборатории термолюминесцентным методом «прибавили» им еще три тысячелетия. Вот так Костенки выбились вперед и стали самой древней стоянкой первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

Будни прародины
Село Костенки, оказавшееся в эпицентре славы, не сходит со страниц научных изданий. А жители почему-то скучные.

— Обманули нас, — пояснил корреспондентам «МН» дядя Леша Прошляков. — Раз мы теперь пуп Европы, то и пенсию должны давать еврами, а нам несут рублями. Да хоть бы за науку платили! У меня во дворе одних костей мамонта на полмузея. Другой бы миллионером стал, а я, по сознательности, охраняю бескорыстно.

В Костенках каждая вторая изба — над стоянкой древнего человека. Копни лопатой — то кость вылезет, то еще что-нибудь полезное для науки. В хозяйстве эти находки без надобности, поэтому проблем с населением у археологов нет. Да и находят они в последнее время, с точки зрения деревенских, всякую ерунду — клыки да камешки. Увесистых находок давно не было. С тех пор, как во дворе у Прошлякова будто бы нашли скелет мамонта. Даже странно, как шестиметровая громадина весом пять с половиной тонн умещалась на его грядках.

— Да он головой у моего соседа лежал, Николая Ивановича, — рассказывает дядя Леша. — Один бивень прям под кухней, типа фундамента. Когда вытаскивали, угол чуть не завалился. А до этого крепко стоял. Мы еще удивлялись: всех давно перекосило, а дому Иваныча хоть бы что. Вот какая сила в этом мамонте, — заключает Прошляков. — Тыщи лет назад помер, а избу на себе держал.

Рассказчик если и привирает, то совсем чуть-чуть. В 2001 году на стоянке Костенки ХIV действительно был найден скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага.

Древняя обитель
Для Костенок такая находка большая редкость. Здесь раскапывают древние поселения с массой костей мамонтов, но они «приносные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ. Например, в законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 особям, и 16 пар черепов мамонта. Часть из них служили неким подобием фундамента, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть, складированная по пяти ямам, приберегалась про запас.

Похоже, нам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета. А то несколько столетий существовала теория, будто скопления костей на меловых склонах Дона слоновьего происхождения. Под подозрением находился известный завоеватель Александр Македонский, на вооружении у которого находились боевые слоны. На подходе к Костенкам несчастных животных якобы постиг массовый мор, в результате которого они устлали своими костями всю территорию.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.

Тем не менее наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны — всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости — просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия — свидетельства древней жизни.

Дорога жизни

— Вот это было настоящее археологическое открытие, — говорит директор музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов, явно противопоставляя его той сенсации, что в начале года повергла Европу в шок. — Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Разве этого мало?

Нет, конечно. Но, похоже, благородное европейское происхождение россиянам тоже не помешает. Поэтому так близко к сердцу принята версия американца Хоффекера о костенковском протоядре Европы. Справедливости ради надо сказать, что первыми об этом заявили ученые Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН. Но, как водится, нет пророка в своем отечестве:

Хотя нельзя сказать, что наших ученых совсем уж не услышали. В Воронежском управлении культуры, например, на научные изыскания ответили культурной инициативой. Ожидаемый поток туристов из Европы, которые наверняка захотят взглянуть на свою прародину в Костенках, предполагалось встречать «шашлыком на костях мамонта». Археологи пришли в ужас. Культура сконфузилась, зато теперь, по словам Виктора Попова, не жадничает на музейные экспозиции и дает денег на ремонт здания.

В принципе повод для культурной гордости у воронежских властей и так есть. Музей археологии — по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, — построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в такой первозданности. А в Костенках — пожалуйста. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.

Имя этого копателя не очень интересно для фундаментальной науки, зато навеки останется в исторической памяти односельчан. Потому что погреб Протопопова советская власть выкупила за бешеные деньги, ему предоставила двухкомнатную квартиру в Воронеже, а селу досталась асфальтированная дорога, которая, благодаря музею, существует до сих пор. И если бы не эта дорога жизни, связывающая Костенки с больницей, почтой и собесом в райцентре, то за последние десять лет, когда окончательно рухнул местный колхоз, над первобытными стоянками уже образовался бы новый культурный слой. Так невесело шутит Виктор Попов, на глазах у которого древние жители Костенок прошли эволюцию до европейцев, а современники задержались в каком-то непонятном палеолите. Из-за безработицы большинство селян, как в старину, живут натуральным хозяйством, а у некоторых даже хаты под соломой и с земляным полом. Для полной идентификации с прародителями не хватает только мамонтов.

Но это уже другая история, не имеющая к археологии никакого отношения.

МН: Археологический заповедник «Костенки» располагается на территории Хохольского района Воронежской области. Общая площадь 36 кв. км. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большинство из них многослойны, содержат от двух до семи культурных слоев, относящихся к разному времени.

Обитание первобытного человека в Костенках совпадает с периодом так называемого валдайского оледенения, когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между нынешними Питером и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на равнинной местности объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий. В 2000 г. были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения — пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц. В 2001 г. — голова человеческой статуэтки из бивня мамонта, созданная около 35 000 лет назад. На сегодняшний день это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.                                               Источник:http://www.pravda-tv.ru/2014/03/11/41170/kostyonki-dr..

 

 

  КОСТРОМА - В вост.-слвянск. Мифологии божество весны и плодородия. Одно из имён Ярилы. К. – молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах К. её вопло-щает соломенное чучело. Назв. «Кочстрома» связывают с русским «костёръ» и др. обоз-начениями коры растений; чеш.kostroun, «скелет»

(шутливое)                                             (61)

 

2. Кострома Интересная история с этимологией названия «Костромы». С одной стороны – все вроде бы ясно, опять топоним пошел от реки, на которой стоит город. Но не все так просто. «Костра» в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания. Из нее изготавливалось чучело языческой богини Костромы – богини плодородия у древних славян, которую здесь еще с языческих времен «хоронили» во время летнего обрядового цикла, дабы увеличить урожай следующего земледельческого сезона. Этот обряд натолкнул лингвиста Фасмера на мысль, что название города Кострома прочно связано с этим языческим ритуалом. Впрочем, версия не выдерживает критики – богиню хоронили не только в Костроме, а наличие здесь древнего значимого капища, которое могло бы дать название поселению или реке, не подтверждается. Существует еще одна версия, ведущая начало от финского «kosto» — месть и «maa» — земля. В этом переводе, Кострома означает «земля возмездия». Правда, кому это возмездие предназначается и за что – неизвестно.                 Источник: © Русская Семерка russian7.ru

3. Город Кострома располагается в местности, заселенной финно-угорским племенем меря.                                             Когда именно меря обосновались в этих краях, пока остаётся неизвестным. Обращаясь к неолиту, к культуре ямочно-гребенчатой керамики (5-3 тысячелетия до РХ; рисунок 1), историки видят в ее создателях финно-угров, или пра-финно-угров. Ямочно-гребенчатую культуру позднее сменила волосовская неолитическая культура, которую археологи тоже считают прафинно-угорской. Предполагается, что «волосовцы» пришли с Урала, и ассимилировали местное население. На рубеже 3-2 тысячелетий до РХ сюда с юга или с востока прибыла культура принципиально нового облика, фатьяновская, с появлением которой в регионе начался бронзовый век. Это были индоевропейцы, и даже, как думают некоторые лингвисты, прото-балты. Позднее фатьяновцы были полностью ассимилированы племенами эпохи поздней бронзы - абашевцами и поздняковцами.


Предметы Галичского клада. Фото по изданию "Бронзовый век лесной полосы СССР", серия "Археология СССР".

Абашевцы оставили на Костромской земле такой яркий памятник, как Галичский клад, состоящий из хорошей выделки бронзовых предметов, произведенных на Урале в начале 2-го тысячелетия до н.э.. Финно-угорский компонент в результате этих миграций и ассимиляций только усилился, поскольку культуры раннего железного века (с 8 в. до РХ по 5 в. от РХ) с их развитым искусством выплавки металла из местных болотных руд носят классический финно-угорский характер. По берегам костромских рек люди строили городища, возводя из земли валы, увенчанные сверху деревянными стенами, и достигли в этом большого искусства. Может быть, эти крепости – след слияния, далеко не всегда мирного, господствовавших здесь в раннее время ананьинской и пьяноборской культур с поздней дьяковской, в результате которого на территории верхнего Поволжья, в том числе на земле будущей Костромской области стала складываться мерянская народность. После 5 века нашей эры снова начинают преобладать неукреплённые селища, поскольку поселения стало принято располагать вокруг укреплённых городищ. Туда в случае войны могло укрыться местное население. Находки среднеазиатских дирхемов свидетельствуют о том, что меря участвовала в торговле между Азией и Северной Европой. В 4-5-м веках меря вошла в состав Готского племенного союза, в 9-ом веке до 859 года (дата «Повести временных лет») была данниками варягов. В конце 9-го века в коалицию северных племён, создаваемую Олегом для похода на Киев, вошли и меря. Власть Новгорода в мерянском регионе в большей степени основывается на военном авторитете князя, а не на его реальных наследственных или экономических правах.

Славянские насельники того времени были крайне немногочисленны, а их культурный ареал локален, (жили в основном в городах) и, в целом, не многим отличался от мерянского. Далее, при переносе столицы Руси на юг, Киев становится формальным сюзереном Верхнего Поволжья (X век). Мерянская земля рассматривается как край княжеских погостов, и не считается собственно славянской. Славяне совместно с меря проживают преимущественно в городах и управляются с помощью веча. Параллельно с ними в крае проживает сельское мерянское большинство.
В 11-12 веках на мерянскую землю зачастили члены Киевской династии и их воеводы. Происходит постепенная династическая привязка представителей местной мерянской племенной знати к Рюриковичам. Она преследует прямые политические цели - гарантии сохранения и укрепления власти. В этом отношении пребывание в Верхнем Поволжье князя Ярослава Мудрого (1010 г.) и позднее Юрия Долгорукого видится вполне реальным и, главное, логичным. Позднее население множества Мерянских станов (12 - 16 веков.), большая их часть, вероятно, была превращена в княжеских смердов, что и объясняет их высокий процент в Верхнем Поволжье и в более позднее время.
Постепенная славянизация мери растянулась на века, она производилась тремя способами. Экономическим - путем вовлечения их в ранее не свойственные товарно-денежные отношения, социальным - вовлечением их в систему вотчинного хозяйства и распределения по степеням сословной лестницы Киевского, а позднее Владимиро-Суздальского и Московского государства и самым главным - духовным путём - христианизацией и уничтожением прежней системы языческого культа, которые и являлись фундаментом прежнего мерянского мира.
Окончательная славянизация относится к 16-17 векам (В Костромском Заволжье к 18 веку). Автономия Мерянских станов на территории современных Ярославской и Костромской областей прослеживается до XVI столетия. Основание Костромы Место, где была заложена Кострома, привлекало людей еще в доисторический период. Об этом говорят разрозненные находки фатьяновских топоров на территории города – вероятно, они происходят из разрушенного могильника эпохи бронзы. На левом берегу реки Сулы, недалеко от того места, где заложен древнейший детинец, располагалось селище мери, оставивших лепную керамику середины – второй половины 1-го тысячелетия нашей эры. Строго говоря, мере и надо присвоить честь основания Костромы. Более того, может быть, это селище так и называлось - Кострома, и может быть расшифровано с современного родственного марийского как "Кус-ото-ма" "Земля священных рощ" (марийск.) или что более вероятно - "Куштыр-ма" "Земля на ветру" (марийск.). И тогда Костроме на самом деле полторы тысячи лет.

Самые ранние слои собственно города Костромы археологи относят к середине-концу 12-го века. Мотивы основателя понятны. Во-первых, это контроль и над волжским путем, и путем по реке Костроме, во-вторых – соляные источники, которыми богаты окрестности города. Крепость Кострома стала местом, куда свозили дань с местного мерянского населения. Об этом говорит тот факт, что Кострома оказалась в непосредственной близости с Мерским станом.

И действительно, если рассматривать карту современного волжского пограничья Ярославской и Костромской области то в Некрасовском районе Ярославской области можно увидеть целый куст деревень с мерянскими названиями - Цицерма (ма - земля, цицер, чичер -..., ер - озеро), Искробол, Согожа, Ученжа, Ворокса, Тюньба(л) (тюня́ - мир, вселенная, свет., тьун - основной. бол - деревня), Яхробол (яр, ер- озеро, бол - деревня), Шачебол, (шочмо (луговой марийск.), шачмы (горный марийск.) - родной, бол - деревня.), Исады. (Топонимы содержащие форманты -бол или -скол являются этноопределяющими для мери.) Рядом с ними лежит цепь озер - Согож(ское), Великое, Кухло, Искробол, река Келноть. Далее вниз по течению Волги (По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему мерянско-марийскому названию реки Волгыдо (возможно, Волыгдо) — «светлая», оно похоже на финское слово valkea, означающему «светлый», «белый»), минуя современный волжский разлив, некогда бывшее Великое Самецкое озеро, уже на территории Костромского района лежат земли средневекового Мерьского Стана. Согласно ревизской сказке церковных причтов 1764г., северо-восточная граница Мерьского стана проходила по р. Костроме от с. Мисково до устья, южная - по Волге от устья р. Костромы вверх на 20 - 25 км, третья, западная граница, замыкающая треугольную по форме площадь Мерьского стана, проходила за с. Саметью, у оз. Великое Самецк

Село Яхробол

Местность эта, изобилующая озерами и протоками, - называемая нередко Костромской низменностью, является весьма своеобразной. Почти вся территория Мерьского стана заливалась в половодье водами Волги и Костромы, так что поселения, расположенные на песчаных всхолмлениях, оказывались на изолированных островах.

Кстати имя некрасовского дедушки Мазая, бывшего родом из этих мест, с детства всем так привычно, что странное для славянского языка имя «Мазай» даже не режет слух. А между прочим имя Мазай можно перевести с современных финских языков как «Красивый». Деревня Малые Вежи, известная благодаря некрасовскому деду Мазаю, находилась в северной части Мерьского стана, а сейчас затоплена водами водохранилища. Естественность, с которой поэт рассказывает о спасителе зайцев, заставляет признать, что в 1870 году (время написания стихотворения) финно-угорские имена в Костромской губернии были распространенным явлением. Эта территория бывшего костромского Мерского стана тоже изобилует неславянской топонимикой и гидронимией: крупнейшими селами являются здесь Шунга (шун - глина, га - гидроним. Глинистая река.) и Саметь, рядом с ними находится дер. Тепра, имеется оз. Мерское, реки Воржа, Касть, Соть и др. Как правило, мерянские топонимы и гидронимы переводятся с современных фино-угорских языков, например с марийского.Наличники из села Хотеичи на реке Н(М)ерская. Московская область.
Село находится неподалёку от границ средневековой Усть-Мерской волости.

Помещичьего землевладения в этой местности очень долго не было. Территория Мерского стана и его население в XVI-XVIIвв. принадлежали по частям костромским Ипатьевскому и Богоявленскому монастырям и Чудову монастырю в Москве. Вплоть до недавнего времени население низменности занималось главным образом скотоводством, чему способствовало обилие богатых заливных лугов. Большую роль в хозяйстве играла рыбная ловля. Хлеб сеяли в небольшом количестве - для него не было подходящей земли.

Все упомянутые мерянские деревни и села компактно расположены вдоль старинного Ярославско-Костромского лугового тракта — дороги, игравшей большую роль в истории Московии. После создания в 1950-х гг. Горьковского водохранилища и образования в низине реки Костромы обширных костромских разливов она стала тупиковой. Движение по ней не очень активное, что существенно повышает рекреационно-экологические свойства данной местности. Мерский стан рядом с Костромой не был единственным. Существовала Мериновская волость около Кинешмы, Мерская волость в Галичском уезде, Мерский стан около г. Нерехты (Мерехты). Меря оставила о себе память и в топонимике: существуют Мерские болота в Мантуровском районе Костромской области, ныне не используемая Мерянская дорога - часть старого тракта Санкт-Петербург – Екатеринбург, проходившая по центру Костромской губернии. Полностью перейдя на русский язык чуть более двухсот лет назад, на территории нынешней Костромской области меря физически никуда не исчезли. Об этом свидетельствует распространённый среди современных костромичей восточно-балтийский антропологический тип. В этой и последующих статьях из серии "Потаённая меря" мы будем помещать фотографии современных жителей костромских поселков и городов.

Этифотографии красноречиво свидетельствуют - потаённая меря и ныне живет

среди нас.

http://merjamaa.ru/

Московский журналист Е.Арсюхин, разбирая костромскую историю, пришел к поразившему его самого выводу, что Смута начала 17-го века вполне возможно затеяна стараниями самих Романовых,… https://vk.com/merjamir УЗНАТЬ

ПОХОРОНЫ КОСТРОМЫ - Один из обрядов Русальной недели, связанный с прощанием с весной.

В XIX веке в Муромском уезде похороны Костромы справляли парни и девицы. Собравшись, они делали соломенное чучело Костромы, одевали его в платье или просто перевязывали веревками. Затем Кострому с песнями относили на берег озера или реки. Здесь все компания разделялась. Одни охраняли чучело: они становились в круг, кланялись Костроме и «производили перед ней разные телодвижения». Другие нападали на первых и старались похитить Кострому. Завязывалась борьба. В конце концов удавалось захватить чучело. С него срывалось платье, верёвки, чучело разрывалось, солому топтали и бросали в воду со смехом. Первая сторона «горевала», «производила заунывный вой», «оплакивала погибель» Костромы. После обе стороны вместе с весёлыми песнями и танцами возвращались в село.

В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:
Уж ты свет моя Кострома,
Государыня Костромушка была,
Не Костромушка, кумушка моя!
Не покинула при нужди ты меня,
При нужди, при старости»
Соколов М. Е. Великорусские весенние и хороводные песни, записанные в Саратовской губернии // Труды III областного историко-археологического съезда. — Владимир, 1908. — С. 24. https://vk.com/detizemlirusskoy

Нелидово, Костромская область.

КОРЗИНА

жен. корзинка, -ночка ·умалит. корзинища ·увел. кошница, плетенка, мостинка, пестер; укладка разного вида, сплетенная из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и пр. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани и пр., отличаясь от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек, или с плоскими крышками, без обечайки.

| вологод. берестяный бурак, туес. Корзинный, корзиночный, корзинковый, к корзинке относящийся. Корзинчатый, на корзину похожий. Корзинщик, -щица, кто работает корзины или торгует ими…    Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

Плетение кopзин и лукошек. Ceло Бор Нижегородской губepнии. 1900-e

 

Корчева́ — древний город на берегу Волги, затопленный в 1937 г

https://vk.com/fatherlandtver

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.115.118 (0.067 с.)