Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие международно-правовой ответственности
Международно-правовая ответственность – это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юриди- ческих средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Практически все правовые системы мира при- знают международно-правовую ответственность государств, наруша- ющих нормы международного права и свои обязательства по между- народным договорам. Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, характера и степени опасности право- нарушения и, в частности, могут включать: а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, нарушение законов и обычаев ведения войны, отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам; б) обязанность государства-правонарушителя (группы госу- дарств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юри- дическим и физическим лицам; в) применение в соответствии с международным правом к госу- дарству-правонарушителю принудительных мер в ответ на правона- рушение, вплоть до установления экономической блокады и исполь- зования вооруженной силы по ст. 41 или 42 Устава ООН Вопросы международно-правовой ответственности государств и других субъектов международного права получили закрепление в Уста- ве ООН, в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дис- криминацию, и многочисленных конвенциях, направленных на защиту окружающей человека среды (морского, воздушного и космического пространства, животного и растительного мира, Антарктики и др.) и ре- гламентирующих использование источников повышенной опасности (например, за ущерб, причиненный космическими объектами, летатель- ными аппаратами на поверхности Земли, судами с ядерными энергети- ческими установками и др., а также за нарушение законов и обычаев ве- дения войны), развитых и дополненных в специальных Дополнитель- ных протоколах I и II Гаагской конференции в 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны.
Получила международное признание и юридическое закрепле- ние уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность наступает, если деяния от- дельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и госу- дарственных органов. Эта ответственность отражена в Уставах меж- дународных военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в других междуна- родных конвенциях, касающихся уголовных преступлений междуна- родного характера, в которых принимали участие должностные лица государственных органов. Показательное международно-правовое значение несёт в себе учреждение Международного трибунала по расследованию преступ- лений в бывшей Югославии, а в 1994 г. – аналогичного Трибунала по Руанде. Современная наука международного права последовательно подтверждает международно-правовую ответственность государств и физических лиц за международные преступления. О СНОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права считается совершение им международного правонарушения. Международное правонарушение – это действие или бездей- ствие субъекта международного права, в результате чего наруша- ются нормы международного права и международные обязатель- ства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права, или всему международному сообществу в це- лом ущерб материального или нематериального характера (напри- мер, акты агрессии, незаконное ограничение суверенитета, посяга- тельство на территориальную целостность, оккупация, вооружен- ное вмешательство, нарушение обязательств по договорам и др.). При этом ответственность возникает только при наличии причинной связи между противоправным поведением (действием) субъекта меж- дународного права и причиненным ущербом. Таким образом, составными элементами международного пра- вонарушения, влекущего за собой международно-правовую ответ- ственность, являются действие или бездействие субъекта (субъектов) международного права, нарушающее действующие нормы междуна- родных соглашений или международные обычаи; вменяемость право- нарушения субъекту международного права; причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) международного права.
Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм меж- дународного права и нанесению ущерба или вреда, недопустимы. Кроме того, недопустимы ссылки и на незнание норм международно- го права или на неправильное их толкование или применение долж- ностными лицами государства. Практически все международные пра- вонарушения субъектами международного права совершаются созна- тельно, преднамеренно, виновно. Противоправные действия или бездействие, приводящие к воз- никновению международно-правовой ответственности субъектов международного права, могут совершаться государственными орга- нами (вне зависимости от их положения в системе органов государ- ственной власти или управления), должностными лицами государ- ства, выступающими по его поручению или от его имени, а также специальными органами государства (например, военными кораблями или военными летательными аппаратами), наделенными властными полномочиями и выступающими от имени государства. Ответственность государства может наступить за принятие за- кона или другого нормативного акта, противоречащего нормам меж- дународного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие. Ответственность государства возникает и при бездействии орга- нов власти в случаях, когда их своевременное вмешательство могло бы предотвратить неправомерные действия. Ответственность государства «X» может возникнуть и в резуль- тате предпринятых на его (или с его) территории противоправных действий иностранного государства или его органов против третьего государства или группы государств. Однако, если такие действия бы- ли произведены без ведома и согласия государства «X», то оно несет ответственность только в случае, если его органы не проявили необ- ходимой бдительности и не пресекли эти противоправные действия иностранного государства. По-иному решается вопрос в отношении государства, предоста- вившего свою территорию для создания иностранных военных баз или размещения оружия: их международно-правовая ответственность за все возможные опасные последствия наступает в силу самого юри- дического факта – разрешения на создание военной базы или разме- щение оружия. Кроме того, такие государства могут быть автомати- чески втянуты в войну, а их территория может стать театром военных действий со всеми отрицательными для населения последствиями. Международно-правовая ответственность государства может возникнуть и при превышении полномочий государственными орга- нами или должностными лицами государства, в результате чего мо- жет быть нанесен ущерб иностранному государству, физическим или юридическим лицам.
За действия государственных органов, воинских частей и под- разделений, военных кораблей и военных летательных аппаратов во время вооруженных конфликтов, когда в результате этих действий нарушаются нормы Женевских конвенций 1949 г., Дополнительных протоколов I и II 1977 г. и других международных конвенций по ли- нии средств и методов ведения войны, ответственность несет госу- дарство, которому принадлежат эти органы, воинские части, подраз- деления, военные корабли и летательные аппараты. Государство должно принять все законодательные, административные и иные ме- ры к тому, чтобы нормы, закрепленные в действующих конвенциях, неукоснительно выполнялись всеми государственными органами, во- инскими частями и соединениями, военными кораблями и летатель- ными аппаратами и отдельными военнослужащими. Международно-правовая ответственность субъектов междуна- родного права может наступать не только в силу нарушения норм международного права или обязательств по договорам, но и за вред- ные последствия правомерной деятельности. Она может наступить при нанесении материального ущерба источником повышенной опас- ности, использование или применение которого не запрещено между- народным правом (так называемая ответственность за риск). Государства договорились также признавать обязательность возмещения материального ущерба, нанесенного судами с ядерной энергетической установкой, возникшего не в связи с каким-либо международным правонарушением, а исключительно в силу самого факта причинения такого ущерба (ответственность без вины или аб- солютная ответственность). В международном праве все международные правонарушения можно разделить на три большие группы в зависимости от степени их опасности для государств и международного сообщества в целом, масштабов правонарушений и последствий: – международные преступления; – уголовные преступления международного характера; – другие международные правонарушения – деликты. Международное преступление – это особо опасное междуна- родное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру, безопасности и всему человечеству. В проекте статей об ответственности государств, подготовлен- ном Комиссией международного права ООН, подчеркивается, что международно-правовое деяние, возникающее в результате наруше- ния государством международного обязательства, столь основопола- гающего для обеспечения жизненно важных интересов международ- ного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступле- ние перед международным сообществом в целом, составляет между- народное преступление. К числу таких международных преступлений относятся: агрессия, геноцид, апартеид, колониализм, военные пре- ступления, преступления против мира и человечности.
Поскольку такие преступления затрагивают практически все международное сообщество, государства в соответствии с Уставом ООН вправе принимать коллективные меры по их пресечению. Уголовное преступление международного характера – это деяние, имеющее международно-общественную опасность, посяга- ющее на интересы нескольких, многих или всех государств. К их чис- лу, в частности, относятся такие наиболее опасные, как международ- ный терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незакон- ное производство и распространение наркотических и психотропных веществ, нападения на дипломатические представительства и дипло- матов и др. Вполне понятно, что такие действия совершаются не от имени государства и не должностными лицами государства, однако государство во многих подобных случаях могло и должно было пре- сечь такие преступные действия, не допустить их совершения при надлежащем правопорядке и эффективной деятельности государ- ственных органов. Вот почему за некоторые уголовные преступления международного характера, совершенные физическими лицами, госу- дарство может нести материальную или политическую ответствен- ность (возместить ущерб, принести извинения и др.). Другие международные правонарушения (международные деликты) – это противоправные действия, наносящие ущерб от- дельному государству или ограниченному кругу субъектов междуна- родного права. В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и государством, непосред- ственно пострадавшим, а само правонарушение весьма малозначимо и не затрагивает основ существования государств и наций, не отно- сится к правонарушениям первых двух групп. К таким правонарушениям относятся, например, попуститель- ство (бездействие) государственных органов, не пресекающих проти- воправную деятельность против дипломатических представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв государствен- ного флага иностранного государства и т. п.), нарушение торговых обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой международно-правовой ответственности в силу своей малозначимости.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.012 с.) |