Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные нормативно-правовые акты. 1. Венская конвенция о дипломатических сношениях : [заключе- на в г
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях: [заключе- на в г. Вене 18 апр. 1961 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1964. – № 18. ‒ Ст. 221. 2. Венская конвенция о консульских сношениях: [заключена в г. Вене 24 апр. 1963 г.] // Сборник международных договоров СССР. – М., 1991. ‒ Вып. XLV. – С. 124 – 147. 3. Конвенция о специальных миссиях: [заключена в г. Нью- Йорке 8 дек. 1969 г.] // Международное публичное право: сб. док. – М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 209 – 221. 4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений про- тив лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипло- матических агентов: [принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генераль- ной Ассамблеи ООН в г. Нью-Йорке 14 дек. 1973 г.]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_protected_ persons.shtml (дата обращения: 23.10.2016). 5. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голо- сованием 12 дек. 1993 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2014. ‒ № 31. ‒ Ст. 4398. 6. Федеральный закон «О международных договорах Россий- ской Федерации: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // Собра- ние законодательства РФ. – 1995. – № 29. ‒ Ст. 2757. 7. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Фе- дерации: утв. указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 // Со- брание законодательства РФ. – 2004. ‒ № 28. ‒ Ст. 2880.
Дополнительный библиографический список* 1. Блищенко, И. П. Дипломатическое право: учеб. пособие / И. П. Блищенко. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М.: Высш. шк., 1990. ‒ 285 c. 2. Бобылев, Г. В. Основы консульской службы / Г. В. Бобылев, Н. Г. Зубков; отв. ред. Н. А. Макаров. ‒ М.: Междунар. отношения, 1990. ‒ 320 c. 3. Ильин, Ю. Д. Основные тенденции в развитии консульского права / Ю. Д. Ильин. ‒ М.: Юрид. лит., 1969. ‒ 149 c. 4. Консульская служба // Дипломатический вестник. – 1997. – № 12.
* Приводится в авторской редакции.
Глава 16 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ § 1. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ Международная безопасность – это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного раз- вития государств и иных субъектов международного права. В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.
Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова. В широком значении она включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты. Право международной безопасности – отрасль международ- ного права, представляющая собой систему принципов и норм, регу- лирующих военно-политические отношения государств в целях обес- печения мира и международной безопасности. Нормы данной отрас- ли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности. Источниками права международной безопасности являются меж- дународный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности ООН. Основу права международной безопасности составляют общепри- знанные принципы современного международного права, в том числе: – неприменение силы или угрозы силой; – территориальная целостность государств; – нерушимость государственных границ; – невмешательство во внутренние дела государств; – мирное разрешение споров; – сотрудничество между государствами. Право международной безопасности можно рассматривать и в широком плане как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права в целях обеспечения по- литической, военной, экономической, экологической и иных видов безопасности. Помимо общепризнанных принципов международного права пра- во международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы. Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие. Принцип неделимости международной безопасности означа- ет, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля – не- большая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимо- связаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты междуна- родного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его ча- стях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования уни- версальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава ООН.
Принцип ненанесения ущерба безопасности других госу- дарств предполагает проведение такой внешней политики государ- ством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества. Без- условно, обеспечение национальной безопасности государства – один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и граж- данина. В то же время каждое государство при выработке и осу- ществлении своей внешней политики, осуществлении военно- политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасно- сти как своих союзников, так и международного сообщества в целом. В праве международной безопасности длительное время обос- новывался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип – ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о паритете безопасности. Однако реальная практика показывает, что данный принцип при- меним только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применял- ся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководству- ются принципом равной и одинаковой безопасности. Данный принцип формировался в эпоху, когда на международ- ной арене соперничали между собой две основные экономические и политические системы – социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих воору- жений к началу 70-х гг. XX в. во много раз превосходили другие госу- дарства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в во- енной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отноше- нии. Это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного ка- таклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяс- нения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и со- кращения ядерного оружия и средств его доставки. После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили своей былой мощи, но и су- щественно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и воен- ной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же суще- ствование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Дого- вор по противоракетной обороне 1972 г.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.009 с.) |