Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды международной безопасности
Различают два вида международной безопасности: глобальную и региональную. Оба вида международной безопасности относятся к кол- лективной безопасности, т. е. они могут быть обеспечены только кол- лективными усилиями всех или большинства государств мира или реги- она. Глобальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов между- народного права. Глобальная система обеспечения международной без- опасности сформирована в рамках ООН. Главным органом такого обес- печения является Совет Безопасности ООН. Это единственный орган в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, суще- ствует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность. Совет Безопасности ООН имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры мировое сообщество мо- жет лишь при единстве всех государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган действует в постоянном режиме и может своевременно реагировать на запросы государств, которые обеспокоены реальными угрозами их безопасности. Региональная международная безопасность – безопасность в от- дельном регионе. Во второй половине XX в. сложилась система коллективной безопасности в Европе. Она основана на механизме функционирова- ния ряда систем, в том числе ОБСЕ и Организации Североатлантиче- ского договора (НАТО). Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ (СБСЕ) начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт СБСЕ. Для Европейского континента подписание Заключительно- го акта СБСЕ было важно по двум причинам. Во-первых, в XX в. Европа была очагом двух мировых войн, унесших более 55 млн человеческих жизней. Инициатор обеих миро- вых войн – Германия – после Второй мировой войны более двух деся- тилетий проводила политику реваншизма, т. е. стремилась к пере- смотру итогов войны, завершившейся в 1945 г. Европейские государ- ства должны были сделать все, чтобы Европа не стала очагом и теат- ром третьей мировой войны.
Во-вторых, несмотря на политическое, экономическое, социаль- ное, культурное развитие Европы, она представлялась одним из са- мых нестабильных регионов, где друг против друга располагались два мощных военных блока – Организация Варшавского договора (ОВД) и НАТО. Отношения между ними порой складывались на грани нача- ла военных действий (например, в 1961 г., когда была воздвигнута Берлинская стена). В рамках ОБСЕ (СБСЕ) удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить военный потен- циал обоих альянсов. Судьба распорядилась так, что один из двух во- енных союзов – ОВД – распался в 1991 г. В настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств, в том числе все центрально-азиатские – бывшие республики СССР, а также США и Канада. В рамках ОБСЕ состоялось шесть встреч на высшем уровне и десять встреч на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Среди этих документов следует выделить Хартию европейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе. В Вене 25 – 26 июня 2003 г. состоялась 1-я Ежегодная конфе- ренция ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности. Конферен- ция позволила обменяться мнениями по ключевым направлениям вза- имодействия государств в таких областях, как борьба с терроризмом, предотвращение конфликтов, миротворчество, контроль над воору- жениями и меры укрепления доверия и безопасности, включая Дого- вор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 г. и Дого- вор по открытому небу, безопасность границ. Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО. Эта система безопасности имеет одно неоспоримое преимущество перед ОБСЕ. НАТО располагает мощными вооружен- ными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств-членов НАТО либо, как показывает практика, возникновения регионов нестабильности в Европе. В 2004 г. в НАТО входили 26 государств Европы, в том числе большин- ство тех, которые ранее были членами ОВД.
Россия не приветствует такого расширения. Тем не менее она сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 г. было подписано соответ- ствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудни- чества Россия – НАТО. Существенное значение для обеспечения европейской безопас- ности имеет ДОВСЕ. Его заключили государства Европы, располо- женные по обе стороны от линии, разделявшей государства ОВД и государства НАТО. В настоящее время, когда нет ОВД, этот Договор должен действовать в адаптированном виде, чего добивается Россия. В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать пара- метры вооружений, обусловленные Договором. Одним из примеров создания основ региональной коллективной безопасности служит подписание 25 апреля 2002 г. Документа о ме- рах укрепления доверия и безопасности на Черном море. В сочетании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», которое черноморские страны подписали также в апреле 2002 г., Документ о мерах укрепле- ния доверия и безопасности формирует целостный механизм военно- морского взаимодействия в регионе. Участники Документа ‒ шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина. Особое значение Документа состоит в том, что впервые в практике контроля военной сферы мерами доверия охваче- на военно-морская деятельность. В частности, предусматривается об- мен различной информацией, в том числе ежегодными планами воен- но-морской деятельности и предварительными уведомлениями о про- водимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотрудничества между черноморскими государ- ствами. Документ вступил в силу с начала 2003 г. Другим примером формирования региональной системы коллек- тивной безопасности является Шанхайская организация сотрудниче- ства (ШОС). Ее участники ‒ шесть государств: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ведет активную дея- тельность в области обеспечения безопасности в регионе расположе- ния государств-участников. Еще одним примером обеспечения коллективной безопасности в определенном регионе является деятельность созданной в начале XXI в. Организации Договора о коллективной безопасности госу- дарств-участников СНГ. Эта Организация оказалась востребованной народами государств-участников, поскольку в период возрастания вызовов и угроз международной и региональной стабильности она отвечает коренным интересам обеспечения военно-политической без- опасности в Евроазиатском регионе. Двадцать первого мая 2003 г. в Стокгольме состоялось подпи- сание Соглашения о многосторонней ядерно-экологической програм- ме (МНЭПР), в котором приняла участие и Российская Федерация. Это Соглашение открывает новый этап в совместных усилиях госу- дарств Северо-Запада Европы по решению таких актуальных задач, как утилизация списанных атомных подводных лодок и судов атом- ного технологического обслуживания на Северо-Западе России. Госу- дарства-участники Соглашения будут взаимодействовать в создании инфраструктуры для безопасного обращения с отработавшим ядер- ным топливом и радиоактивными отходами.
Важное значение в деле обеспечения международной, региональ- ной и национальной безопасности имеют двусторонние договоренности между государствами. Это видно на примере России и Франции. Для углубления взаимодействия двух государств по проблемам междуна- родной безопасности и в области двусторонних отношений в соответ- ствии с решением президентов двух стран был создан Российско- французский совет сотрудничества по вопросам безопасности. Основ- ные темы в повестке дня Совета – проблемы глобальной и региональ- ной безопасности, борьба с терроризмом, противодействие распростра- нению оружия массового уничтожения (ОМУ). В рамках Совета сфор- мированы совместные рабочие группы по нераспространению ОМУ и по борьбе с новыми угрозами и вызовами. С подключением экспертов ведется проработка ряда конкретных направлений двустороннего со- трудничества и согласованных инициатив в этих областях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.006 с.) |