Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и источники права внешних сношений
Право внешних сношений можно определить как отрасль международного права, регулирующую официальные связи и отноше- ния между субъектами международного права, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений. Право внешних сношений – одна из наиболее старых отраслей международного пра- ва. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государ- ствами в мирное время еще в глубокой древности. Право внешних сношений возникло и развивалось как посоль- ское право, а к началу XX в. произошел процесс превращения посоль- ского права в дипломатическое, т. е. в совокупность норм, все больше и больше регулирующих все официальные сношения государств. Па- раллельно с возникновением и развитием посольского права возникла и развивалась дипломатическая служба. В конце XIX – начале XX в. наблюдалось начало процесса слияния дипломатической и консуль- ской служб. Это привело к созданию единой внешнеполитической службы, организация дипломатических сношений и консульских свя- зей стала единой, хотя функции консульских и дипломатических представителей еще сильно различались. Право внешних сношений включает в себя: – дипломатическое право; – консульское право; – право внутригосударственных органов внешних сношений; – право дипломатического протокола; – право миссий. Объектом права внешних сношений являются отношения поли- тического характера между государствами и другими субъектами международного права по поводу дипломатической деятельности. Дипломатические представительства, например, ответственны за осуществление общего внешнеполитического курса по отношению к стране пребывания, тогда как консульства хотя и могут при опреде- ленных условиях выполнять дипломатические функции, но все же они занимаются защитой прав и интересов представляемого государ- ства и его граждан в экономической, социальной, гуманитарной и правовой областях. Источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем если в дипломатическом праве почти все до недавне- го времени решалось на основе обычных норм, то в консульском пра- ве, напротив, определяющей всегда была роль двусторонних консуль- ских конвенций.
Основные источники права внешних сношений: – Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (для дипломатического права); – Конвенция о специальных миссиях 1969 г. (для права специаль- ных миссий); – Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (для кон- сульского права) и др. Важное значение имеет Конвенция о предотвращении и наказа- нии преступлений против лиц, пользующихся международной защи- той, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. Что касается консульского права, то на его развитие большое влияние оказывают двусторонние договоры и конвенции по консуль- ским вопросам. Сейчас их число в мире достигает нескольких тысяч. К 1991 г. СССР заключил с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992 – 1993 гг. заключила консульские конвен- ции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной. На базу источников права внешних сношений серьезное влияние оказывает национальное право, так как весь аппарат для ведения внешних сношений создается и наделяется определенной компетен- цией каждым государством самостоятельно на основе существующих в нем актов внутреннего права. Для функционирования этих органов руководящими являются внутригосударственные предписания. К числу правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует отнести Конституцию РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 11 июля 2004 г. и другие акты.
О РГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений. Государственные органы внешних сношений – это действу- ющие на территории страны и за ее пределами органы, представля- ющие государство в его официальных отношениях с другими госу- дарствами и иными субъектами международного права и обеспечи- вающие выполнение его внешнеполитических целей мирными, преду- смотренными международным правом средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом.
Различают две большие группы государственных органов внеш- них сношений любого государства: внутригосударственные (цен- тральные) и зарубежные. Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь раз- деляются на конституционные и специализированные. Конституци- онные образуются каждым государством автономно. Их существова- ние прямо предусмотрено конституцией государства, которая опреде- ляет объем их полномочий. Создание специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от суще- ствования соответствующих международных договоров, на основа- нии которых данное государство, будучи их участником, осуществля- ет внешние сношения в какой-либо специальной области. Специальные внутригосударственные органы, существующие в структуре внешних сношений правительств многих государств, пред- ставляют государство только в одной области его внешних связей. Они осуществляют специальное руководство внешнеэкономическими экспортно-импортными связями государства. Специальными внутри- государственными органами внешних сношений могут быть другие министерства, федеральные службы и федеральные агентства в рам- ках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством. К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся: глава государства, высший законодательный ор- ган (парламент), правительство, глава правительства, министерство иностранных дел, другие службы и агентства, в функции которых входят внешние сношения по отдельным вопросам. Эти органы в це- лом осуществляют политическое руководство внешними сношения- ми, их организацию и регулирование их деятельности. Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между гла- вой государства и парламентом компетенция включает такие, напри- мер, вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Ряд полномочий составляет исключительную компе- тенцию главы государства в области внешних сношений. Обычно именно этот орган официально назначает и освобождает от должно- сти послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем послов и посланников иностранных государств. Особенностью право- вого положения главы государства в международном общении явля- ется то, что он без специальных полномочий лично встречается с гла- вами других государств, ведет с ними переписку и переговоры. Президент Российской Федерации как глава государства пред- ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ве- дет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подпи- сывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзыв- ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представите- лей; присваивает высшие дипломатические ранги. Полномочиями парламентов в области внешних сношений счи- таются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран предусмотрена под-
отчетность правительства парламенту в вопросах внешних сношений, проводятся парламентские дебаты по вопросам внешней политики и дипломатии, практикуются запросы депутатов правительству или от- дельным его членам (интерпелляция). Существуют и непосредствен- ные формы участия парламентов в международном общении: парла- ментские делегации в другие государства, зарубежные поездки и встречи отдельных парламентариев, участие парламентских делега- ций в работе Европарламента и др. Глава правительства и правительство в целом являются орга- нами внешних сношений, в деятельности которых наиболее тесно пе- реплетаются функции руководства и практического осуществления внешнеполитического курса государства. Именно правительства намечают основные направления внешней политики и вносят соот- ветствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламен- та и главы государства, организуют выполнение и контроль над при- нятыми внешнеполитическими решениями. Правительство Российской Федерации: – осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государ- ственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; – осуществляет руководство в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными орга- низациями; – обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, заключа- ет межправительственные соглашения, принимает меры к исполне- нию международных договоров Российской Федерации; – осуществляет руководство в области внешней торговли и дру- гих видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества. Роль Министерства иностранных дел РФ в области внешних сношений основывается на статусе МИД как федерального органа ис- полнительной власти, осуществляющего государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государ- ствами и международными организациями. В системе федеральных ор- ганов исполнительной власти МИД ‒ головной орган в области отно- шений с иностранными государствами, международными организация- ми, осуществляет общий контроль над выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство координирует дея- тельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации. Предложения, затрагивающие внешнеполитические интересы, подлежат в обязательном порядке согласованию с федеральными органами ис- полнительной власти, с МИД до их представления соответственно Пре- зиденту или в Правительство РФ.
Основные задачи российского МИД в соответствии с Положе- нием о нем: – разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и предоставление соответствующих предложений Прези- денту РФ; – реализация внешнеполитического курса Российской Федерации; – координация международных связей субъектов Российской Федерации; – обеспечение дипломатическими средствами защиты суверени- тета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене; – защита прав и интересов граждан и юридических лиц Россий- ской Федерации за рубежом; – обеспечение дипломатических и консульских отношений Рос- сийской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями; – координация деятельности и контроль над работой других фе- деральных органов исполнительной власти. Зарубежные органы внешних сношений государств подразделя- ются на две группы: постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений относятся: – дипломатические представительства государств, аккредито- ванные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические от- ношения (посольства и миссии); – консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных орга- низациях. К временным органам внешних сношений относятся: – различные специальные миссии, направляемые в другие госу- дарства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения пере- говоров и др.; – делегации и группы наблюдателей на международных конфе- ренциях, делегации для участия в работе сессий международных ор- ганизаций и их органов и т. д.
Д ИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО Дипломатическая деятельность государства – это официаль- ная деятельность государства, его органов и должностных лиц, направленная на защиту прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержа- ние режима правопорядка и законности. Установление дипломатических отношений между государства- ми и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию и влекут за собой обмен ди- пломатическими представительствами. Деятельность дипломатических представительств регламенти- руется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Существуют два вида дипломатических представительств: по- сольства и миссии. Особенных различий между посольствами и мисси- ями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочи- тают обмениваться дипломатическими представительствами – посоль- ствами.
Посольство – представительство первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель – чрезвы- чайный и полномочный посол. Миссию возглавляет чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. К институтам дипломатического права относят: институт установ- ления дипломатических отношений и их прекращения; институт начала и окончания миссии; институт классов дипломатических представите- лей; институт отзыва дипломатов; институт функций дипломатического представительства; институт привилегий и иммунитетов и др. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: – чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при гла- вах государств; – чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств; – поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностран- ных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах – лицо, временно исполняющее функции главы представитель- ства любого класса в период его отсутствия (отпуска, отзыва и т. д.). Класс, к которому принадлежит глава представительства в кон- кретном государстве, определяется соглашением между государства- ми об установлении дипломатических отношений. Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установ- ленным порядком. Венская конвенция 1961 г. (ст. 43) предусматривает обстоятель- ства, вызывающие окончание миссии дипломатического агента: – по инициативе аккредитующего государства или самого ди- пломатического агента (перевод его на другой пост в связи с уходом в отставку и т. д.) – после уведомления в установленном порядке мини- стерства иностранных дел страны пребывания; – инициативе государства пребывания – в случае его отказа при- знавать данного дипломатического агента сотрудником представи- тельства, при объявлении его персоной нон грата – «нежелательным лицом» (для дипломатического персонала представительства) или ли- цом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). Причины объявления персоной нон грата могут быть самыми различ- ными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипло- мата (неуважение к законам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т. п.). Международное право предусматривает следующие случаи пре- кращения деятельности дипломатических представительств в целом: – когда дипломатические отношения между данными государ- ствами разорваны или временно прерваны; – когда государства находятся в состоянии войны; – когда в аккредитующем государстве или государстве пребыва- ния происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждения готовности поддерживать дипломатические отноше- ния с новой властью; – когда одно из двух поддерживавших между собой дипломати- ческие отношения государств прекращает свое существование и, сли- ваясь с другим, образует новый субъект международного права. Дипломатические представительства выполняют следующие функции: – представительство своего государства в стране пребывания; – защита прав и законных интересов аккредитующего государ- ства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внутреннюю компетенцию государства пребывания); – ведение переговоров с правительством страны пребывания; – сбор информации, касающейся страны пребывания, и распро- странение официальной информации, поступающей через представи- тельство от аккредитующего государства, с помощью законных средств; – поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотно- шений в области экономики, культуры и науки. Основной институт дипломатического права ‒ институт дипло- матических иммунитетов и привилегий. Его основой является кон- цепция функциональной необходимости иммунитетов и привилегий, поскольку они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств, представляющих государства. Дипломатический иммунитет – особое право дипломатиче- ских агентов иностранных государств на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмот- ренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее за- конов и правил. Дипломатические привилегии – дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатиче- ских представительств и их персонала. Если дипломатические им- мунитеты представляют собой область правовых гарантий для дея- тельности дипломатических представительств и их персонала, то ди- пломатические привилегии связаны с вопросами поддержания аккре- дитующего государства в делах церемониального, протокольного ха- рактера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежливости. Основные дипломатические иммунитеты и привилегии предо- ставляются соответствующим видам официальных представительств государств и их персоналу автоматически с момента учреждения та- ких представительств или с момента прибытия самих дипломатиче- ских агентов независимо от наличия или отсутствия специальных со- глашений по этому вопросу между государствами-контрагентами. Все известные современному международному праву диплома- тические иммунитеты и привилегии делятся на две группы: – представительства в целом как органа государства; – персонала представительства (так называемые личные приви- легии и иммунитеты). В группу привилегий и иммунитетов дипломатического пред- ставительства входят следующие акты или воздержания от актов: 1) неприкосновенность помещений дипломатических представи- тельств: предполагает, с одной стороны, обязанность властей страны пребывания воздержаться от всех действий, могущих повлечь за со- бой нарушение неприкосновенности помещений представительства; с другой стороны, активную обязанность принимать любые диктуемые обстановкой меры по предотвращению или ликвидации последствий самочинных действий частных лиц, влекущих за собой противоправ- ное нанесение ущерба иностранным дипломатическим представи- тельствам. Предусмотрена также неприкосновенность предметов об- становки дипломатических представительств. Таким образом, непри- косновенность представительств носит абсолютный характер; 2) неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. Архивы и документы представи- тельства неприкосновенны в любое время и независимо от их место- нахождения. Неприкосновенность распространяется и на дипломати- ческую почту, а также и на ситуации, возникающие при разрыве ди- пломатических отношений, и даже при вооруженном конфликте; 3) фискальный иммунитет (представительство и его члены осво- бождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического предста- вительства – граждане страны пребывания – уплачивают подоходный и иные обязательные налоги); 4) право использовать свой государственный флаг и герб, право осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов (при этом запрещено про- слушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскры- тию, а дипломатические курьеры неприкосновенны); 5) личный иммунитет: дипломатические представители, т. е. ли- ца, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются им- мунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдик- ции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания (не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине); 6) таможенный иммунитет дипломата: освобождение от всех та- моженных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае до- смотра, при наличии достаточно веских оснований полагать, что в ба- гаже находится контрабанда, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре; 7) почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся: право на приглашение ди- пломатических представителей на торжества, юбилеи, парады и дру- гие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочередную и гаран- тированную отправку и получение телеграфной и иной корреспон- денции и т. д. К привилегиям и иммунитетам дипломатического персонала представительства относятся: – фундаментальный принцип – личная неприкосновенность ди- пломатических агентов. Государство пребывания обязано относиться к дипломатическому агенту с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме; – неприкосновенность частной резиденции дипломатического аген- та означает не только постоянное место проживания дипломата, но и временную резиденцию (номер в гостинице). Неприкосновенность част- ной резиденции предполагает ее распространение на находящиеся в по- мещении предметы, имущество, документы дипломата и т. д. Неприкос- новенность жилища не может гарантироваться, если это связано с част- нопредпринимательской или коммерческой деятельностью дипломата; – освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания; – налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству; – таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и осво- бождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназна- ченные для личного пользования дипломатическим агентом или чле- нами его семьи, живущими вместе с ним, а также освобождение лич- ного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра. Члены семей дипломатических агентов получают полные при- вилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания. Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ни- ми, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммуни- тетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной – только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами предметы первоначального обзаведения, адресованные указанным лицам. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на зара- боток, получаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно. Статья 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возмож- ность отказа от дипломатического иммунитета при соблюдении четы- рех основных требований: – от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только аккредитующие их государства; – отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выра- женным; – в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующе- еся иммунитетом от юрисдикции страны пребывания, но возбуждаю- щее дело по собственной инициативе, лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связан- ных с основным иском; – отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отно- шении исполнения решения, поэтому здесь требуется особый отказ. Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналоги- чен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не при- менимые к дипломатическим представителям: 1) консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления; 2) в отношении консульского работника государство пребыва- ния вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компе- тентные органы (при этом, а также при задержании обязательно уве- домление ими консульского учреждения); 3) персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консула от дачи показаний недопустим; 4) предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска; 5) государство может отказаться от иммунитета консульских ра- ботников. К ОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО Исторически возникновение института консулов связано прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как выборные или назначенные государ- ством советники и помощники, которые на территории иностранного государства оказывали помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. С течением времени круг во- просов, входящих в компетенцию консульских учреждений, постепенно расширялся, функции их приобретали все более многогранный харак- тер. В настоящее время консульские учреждения призваны содейство- вать развитию не только экономических, торговых, но и научно- технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и поли- тических связей между государствами. Источниками консульского пра- ва являются международные договоры, центральный из которых ‒ Вен- ская конвенция о консульских сношениях 1963 г., и международный обычай. В настоящее время международные обычаи остаются основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления. Международные до- говоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Консульское право – это совокупность международно- правовых норм, регламентирующих деятельность консульских учре- ждений по защите интересов представляемых государств в отноше- ниях с государствами пребывания по вопросам главным образом эко- номического, правового, гуманитарного и культурного характеров. Консульское учреждение – постоянный государственный ор- ган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций. Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, имеют различия. Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государ- ства пребывания, то консульство имеет лишь специальную компетен- цию и действует только в пределах отведенного ему консульского округа. Консульские округа представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количе- ство консульских округов и консульских учреждений также опреде- ляется по согласованию между государствами. Посольства поддерживают контакты с центральными органами государства пребывания, а консульства – лишь с местными, т. е. вла- стями своего консульского округа. При этом посольство аккредиту- ющего государства всегда одно, а консульств может быть несколько. Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Раз- рыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений. В настоящее время консульская практика знает два вида консуль- ских учреждений: консульские отделы дипломатических представи- тельств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения. Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: – генеральные консульства; – консульства; – вице-консульства; – консульские агентства. Класс консульского представительства определяется по согласо- ванию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут имено- ваться консулами или генеральными консулами и так же, как и со- трудники этих отделов, входят в состав членов персонала дипломати- ческого представительства. В соответствии с классом консульского учреждения определя- ются и классы их глав: – генеральные консулы; – консулы; – вице-консулы; – консульские агенты. В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений все- гда есть отделы или хотя бы сотрудники, занимающиеся таким тради- ционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, во- просы экономических и культурных связей и т. д. Кроме того, принято различать штатных и нештатных, или по- четных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно. Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица. Для нештатных консулов ха- рактерны три признака: возможность выполнения консульских функ- ций как собственными, так и иностранными гражданами; отсутствие у нештатных консулов регулярной заработной платы за выполняемые функции; разрешение им в отличие от штатных консулов заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью. Консул должен получить документ, который дает ему соответ- ствующие полномочия и называется консульским патентом. В патен- те указывается полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение кон- сульства. Власти государства пребывания, получив консульский патент, рассматривают вопрос о допущении консула к исполнению служеб- ных обязанностей в указанном консульском округе. Такое допущение, или признание, консула оформляется обычно путем выдачи экзеква- туры, т. е. разрешения государства пребывания на отправление кон- сульских функций в данном районе (консульском округе). Начало консульской миссии для главы консульского учрежде- ния определяется моментом выдачи экзекватуры, а для других кон- сульских должностных лиц – уведомлением о его прибытии с указа- нием имени, фамилии, должности, по необходимости и ранга и сооб- щением об этом государству пребывания дипломатическим путем. Окончание миссии консула может быть в следующих случаях: – отзыв консула представляемым государством; – аннулирование экзекватуры государством пребывания; – истечение срока консульского патента; – закрытие консульского учреждения в данном пункте; – прекращение консульских отношений в целом; – война между государством пребывания и представляемым государством; – смерть консула; – выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания. Функциями консульских учреждений в современных условиях являются: – информирование властей представляемого государства об эко- номической, торговой, социальной, культурной, научной и политиче- ской жизни страны и округа пребывания; – паспортно-визовая работа, т. е. выдача, возобновление, анну- лирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство; – информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания; – учет соотечественников, находящихся на территории консуль- ского округа; – консультационная деятельность и практическая правовая по- мощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его во- енно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их эки- пажей; – нотариальные действия: составление и прием на хранение за- вещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, докумен- тов, ценных бумаг и т. д.; – консульская легализация, т. е. установление и засвидетель- ствование подлинности подписей на документах, исходящих от вла- стей государства пребывания, и соответствия этих документов его за- конам и правилам; – охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершен- нолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности ко- гда над ними требуется установление опеки или попечительства; – выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства. Консульское учреждение может также в специально установ- ленных и согласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте понятие «право внешний сношений» и охарактери- зуйте составляющие его признаки. 2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены регулированию внешних сношений государства. 3. Дайте характеристику внутригосударственным органам внеш- них сношений государства. 4. Раскройте предмет, объект и субъектов дипломатического права. 5. Объясните процедуру назначения на должность чрезвычайно- го и уполномоченного посла в Российской Федерации. 6. Раскройте предмет, объект и субъект консульского права. 7. Объясните процедуру назначения на должность консула Рос- сийской Федерации. 8. Дайте характеристику привилегиям и иммунитетам диплома- тов и консулов.
Темы для докладов 1. Право постоянных представителей государств при междуна- родных организациях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.111 с.) |