В период вооруженных конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период вооруженных конфликтов



Международное право в период вооруженных конфликтовсамостоятельная отрасль международного права – совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного пра- ва по поводу начала и последствий войны, применения средств и ме- тодов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, пре- кращения войны и ответственности государств и физических лиц за нарушение этих норм.

Современное международное право и большинство государств мира запрещают агрессивные войны. Вместе с тем в настоящее время могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны и в порядке осуществления права на индиви- дуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (много- национальных) войск по решению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН; при выполнении договорных обязательств.


Международный вооруженный конфликтэто вооруженная борьба между государствами, между национально-освободительным движением и колонизатором для достижения политических, экономи- ческих или других целей. Вооруженные конфликты немеждународно- го характера – это вооруженные столкновения между правитель- ственными войсками и организованными антиправительственными во- енными формированиями на территории одного какого-либо государ- ства.

Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возник- новения или непризнания воюющей стороны в качестве таковой, все воюющие должны соблюдать и выполнять действующие нормы меж- дународного права, например, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий. В международной и договор- ной практике государств получили утверждения и признание следу- ющие специальные принципы данной отрасли права: принцип огра- ничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны; прин- цип запрещения использования оружия, которое увеличивает страда- ния людей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны; принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение международного права и т. д.

К числу важнейших международных соглашений относятся: Де- кларация о морской войне 1856 г., Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, 1899 г., Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевский протокол о запрещении приме- нения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.), Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами 1 и 2 1977 г., Гаагские кон- венции о защите культурных ценностей 1954 г., Конвенция о запре- щении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о запре- щении или ограничении применения конкретных видов обычного


оружия, которые могут считаться наносящими чрезвычайные повре- ждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и т. д. Большое зна- чение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, итого- вые документы международных конференций по вопросам междуна- родного гуманитарного права, рекомендации Международного Крас- ного Креста и др.

 

Н АЧАЛО ВОЙНЫ:

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Начало войныэто момент либо фактического открытия во- енных действий, либо формального объявления войны (состояния вой- ны), даже если за этим фактически не последовали боевые действия.

Несмотря на это, объявление войны даже согласно III Гаагской конвенции не делает агрессивную войну законной, которая является тягчайшим международным преступлением. Объявление националь- но-освободительной или гражданской войны не является обязатель- ным, они, как правило, начинаются с восстания против политического режима в стране, против колонизатора или оккупанта.

Начало войны имеет серьезные правовые последствия как для во- юющих, так и для всех других государств. С началом войны для всех воюющих сторон наступают определенные правовые последствия:

1. Прекращение дипломатических и консульских отношений (ди- пломатическому и консульскому персоналу обеспечиваются защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника).

2. Прекращаются и запрещаются экономические, торговые, фи- нансовые и другие отношения и сделки с юридическими и физиче- скими лицами противника.

3. Утрачивают силу все двухсторонние договоры между воюю- щими, многосторонние договоры (например, по вопросам транспорта, связи, транзита и т. д.) приостанавливают свое действие.

4. Торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в не- приятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до


конца войны независимо от принадлежности (государству, частным компаниям или лицам).

5. К гражданам неприятельского государства может применять- ся специальный режим (ограничение в перемещении, принудительное поселение в отведенных властями местах и т. д.).

6. Воюющие стороны обязаны учитывать законные интересы нейтральных и других невоюющих государств.

Объявление состояния войны влечет изменение правового ре- жима территорий. Территории воюющих государств делятся: на те- атр войныэто сухопутная, водная и воздушная территория вою- ющих сторон, а также космическое пространство, воды Мирового океана за пределами территориального моря прибрежных госу- дарств и воздушное пространство над ним, в пределах которых во- юющие фактически ведут или могут вести боевые действия, и театр военных действийэто территория, на которой воюющие госу- дарства проводят военные действия.

Действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны, в том числе в пределах территории воюющих государств. Не могут считаться театром вой- ны, а следовательно, и объектами нападения и уничтожения:

1. Санитарные зоны и местности, имеющие отличительные зна-

ки для ограждения от действий войны раненых, больных, медицин- ского персонала, военнопленных, культурных ценностей, районов расположения АЭС, дамб и плотин.

2. Зоны Суэцкого и Панамского каналов, архипелаг Шпицбер- ген, Аландские острова, Антарктида, Луна и другие небесные тела.

3. Сухопутная, водная, воздушная территория нейтральных стран. Международное право не предусматривает возможности установ-

ления каких-либо границ или специальных зон для ведения  войны на

море. Однако международная практика государств свидетельствует о том, что многие государства под предлогом обеспечения безопасности морской и воздушной навигации для нейтральных и других невоюющих государств устанавливают в море специальные зоны ведения боевых действий (оборонительные, операционные, патрулирования, осмотра, блокадные и т. д.), оповещают другие государства об установлении та-


ких зон и вводят в них существенные ограничения для международного судоходства и воздушной навигации вплоть до полного их запрещения.

После объявления войны изменяется статус населения. Население воюющих государств делится: на воюющих, которых в зависимости от причастности к боевым действиям, характера вы- полняемых обязанностей и объема предоставляемой международно- правовой защиты подразделяют на две группы: 1) сражающиеся (ком- батанты) и не сражающиеся (некомбатанты); 2) невоюющие (мир- ное население).

Комбатанты имеют особые признаки:

а) лицо, стоящее во главе своих подчиненных и ответственное за


них; знак;


б) определенный и явственно видимый издали отличительный в) открытое ношение оружия;

г) соблюдение в своих действиях законов и обычаев ведения


войны.

К комбатантам относятся:

1. Личный состав регулярных вооруженных сил воюющих госу- дарств (армии, авиации, флота). Каждое государство своим внутрен- ним законодательством определяет количественный и качественный состав вооруженных сил, их организацию и командование, порядок формирования и комплектования, виды вооружений и оружия и дру- гие компоненты.

2. Личный состав ополчений и добровольческих отрядов, вхо- дящих в состав вооруженных сил воюющих государств.

3. Граждане нейтральных и других невоюющих государств, доб- ровольно вступившие в вооруженные силы воюющего государства.

4. Личный состав других ополчений, добровольческих отрядов, организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной терри- тории или вне ее, даже если территория оккупирована, а также парти- заны (партизанские отряды).

5. Члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации воюющих госу- дарств.


6. Население неоккупированной территории, которое при при- ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформиро- ваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблю- дает законы и обычаи ведения войны.

7. Участники национально-освободительных движений, массовых восстаний, участники внутригосударственных вооруженных конфлик- тов (гражданских войн, военных мятежей массового характера).

8. Личный состав Вооруженных Сил ООН и групп государств, сформированных по мандату Совета Безопасности ООН в соответ- ствии со ст. 42 Устава ООН.

Комбатанты наделены правом силой оружия вести боевые дей- ствия и наносить ущерб и поражение противнику, на них распростра- няются все гуманные правила ведения войны и защиты в плену. К комбатантам относятся также военные корабли и военные летатель- ные аппараты, независимо от вооружения и типа двигательной уста- новки (ядерной или обычной).

К некомбатантам относятся лица, следующие за вооруженны- ми силами, но не входящие в их состав непосредственно:

1. Гражданские лица, входящие в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов.

2. Военные корреспонденты и репортеры.

3. Военные юристы, поставщики (интенданты).

4. Личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил.

5. Медицинский и санитарный персонал.

6. Духовенство всех религий.

7. Госпитальные и санитарные суда, транспорт, летательные ап- параты.

Некомбатанты не имеют права вести боевые действия, к ним не должно применяться оружие. Свое оружие они используют только для самообороны и защиты вверенного им имущества. Если они непосредственно участвуют в боевых действиях, то автоматически становятся комбатантами.

Среди сражающихся во время войны имеются следующие осо- бые категории участников войны.


Разведчикзаконный комбатант – лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведе- ний о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным (ст. ХХIХ Приложения к IV Гаагской конференции 1907 г. Далее будет указываться только номер статьи этого документа).

Лазутчик (шпион)лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих государств с намерением сооб- щить таковые противной стороне. Захваченный противником при сбо- ре сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть при- влечен к уголовной ответственности как шпион (ст. ХХIХ), но и в этом случае «лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без пред- варительного суда» (ст. ХХХ). Главное отличие военного разведчика от лазутчика (шпиона) – военная форма разведчика, свидетельствующая о его принадлежности к вооруженным силам своего государства.

Военные разведчики, парашютисты воздушно-десантных войск, личный состав коммандос продолжают оставаться законными комба- тантами, независимо от того, ведут ли они боевые действия против противника непосредственно на фронте или в тылу противника (на его собственной или на оккупированной им территории), куда они могут быть сброшены (высажены) с катеров, летательных аппаратов или подводных лодок.

Военные советники и инструкторыэто гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предо- ставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием. Их правовое положение междуна- родным правом не определено, оно определяется в двусторонних международных договорах между заинтересованными государствами. Военные советники и инструкторы не входят в состав вооруженных сил воюющих государств и по своему правовому положению при- ближаются к некомбатантам.


Парламентерэто «лицо (как правило, офицер), уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой и являющееся с белым флагом» (ст. ХХХII). Как сам парламентер, так и сопровождаю- щие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Парламентер уполномочивается вести переговоры о прекращении огня, подборе ране- ных, трупов, выводе женщин и детей из осажденной крепости, сдаче крепости, прекращении сопротивления и т. п. Парламентер теряет право на неприкосновенность, «если будет вполне определенно доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подгово- ра к измене или для ее совершения» (ст. ХХХIV).

Наемникэто лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном кон- фликте; фактически принимает непосредственное участие в воен- ных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием полу- чить личную выгоду, и которому в действительности обещано сто- роной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, мате- риальное вознаграждение, существенно превышающее вознагражде- ние, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной сторо- ны. Не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не входит в личный состав во- оруженных сил стороны, находящейся в конфликте; не послано госу- дарством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входя- щего в состав его вооруженных сил. Завербовано для участия в зара- нее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционно- го порядка или нарушение его территориальной целостности и непри- косновенности (ст. 47 Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женев- ским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Конвенция о запре- щении вербовки, использования, финансирования и обучения наем- ников 1989 г.).

Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленно-

го, он привлекается к уголовной ответственности по законам захва- тившего его государства.


П РЕКРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ:

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Военные действия между воюющими государствами могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

Местное перемирие носит временный характер, оно заключа- ется для ограничения театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограничительными целями или задачами местного зна- чения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, перего- воры с парламентером и т. д.) и длится обычно краткое время (один час, несколько часов, один или несколько дней).

Решение о заключении местного перемирия может принять местное командование в пределах своей компетенции. Местное пере- мирие не влечет за собой прекращения войны между воюющими. По выполнении обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут возобновиться.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.

Общее перемирие, или общее прекращение огня, полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограни- чивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими ‒ военное преступление, за которое они должны нести уголовную ответственность.

Общее перемирие носит не только военный, но и политический характер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекраще- нию войны и мирному урегулированию. Нарушение общего переми- рия, или прекращения огня, одной из сторон следует рассматривать как акт агрессии или военное преступление.

Капитуляцияэто один из способов прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побеж- денная сторона утрачивает даже формальное равенство с победи- телем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой, общей и безоговорочной.


Почетная капитуляция – это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право по- кинуть свои позиции со знаменем, техникой, оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий.

Простая капитуляция – это прекращение военных действий на отдельном участке, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств.

Общая капитуляция – это повсеместное общее прекращение бо- евых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооруженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политиче- ская и материальная ответственность.

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) – это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

Прекращение состояния войны между воюющими государства- ми оформляется в основном путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации.

Правовые последствия окончания войны (состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств:

1. Прекращают действовать законы и обычаи войны и устанав- ливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатиче- ские.

2. Возобновляется действие ранее заключенных международных договоров.

3. Заключаются новые договоры.

4. Возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию бывших против- ников.

5. Выводятся оккупационные войска.


6. Опубликовываются сведения и координаты выставленных минных заграждений на суше и в море, производится разминирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств.

7. Разрешаются все вопросы политической, материальной ответ- ственности и уголовной ответственности главных военных преступ- ников; создаются политические и материальные гарантии для недо- пущения войны в будущем.

Для нейтральных государств прекращается состояние нейтрали- тета в войне; для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются интернированные граждане, военные кораб- ли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на территории нейтральных государств, восстанавливается безопасность международной морской и воздушной навигации в Мировом океане и др.

 

З АЩИТА ЖЕРТВ ВОЙНЫ

И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Жертвы войныфизические лица из состава мирного населе- ния и комбатантов, которые в результате вооруженного конфликта оказались во власти противной стороны, интернированными, за- держанными или иным образом лишенными свободы, а также ране- ные, больные, погибшие. Жертвы любой войны должны при всех об- стоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без ка- кой-либо дискриминации по причинам расы, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других ана- логичных критериев.

Защита раненых и больных. Нормы о защите раненых и больных в войне на суше содержатся в 1-й Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и в первом Дополнительном протоколе 1977 г. Согласно Конвенции установлен- ный ею режим распространяется на комбатантов. Дополнительный про- токол распространил этот режим на всех раненых и больных, военных


или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской по- мощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Воюющие обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого уста- навливается перемирие. К раненым воинам противника следует отно- ситься с уважением, оказывать им необходимую медицинскую по- мощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уваже- нием и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан про- тивником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и по- движные медицинские формирования. Они должны иметь отличи- тельные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военно- пленных, принимается во внимание состояние их здоровья.

Защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Ре- жим таких лиц определен 2-й Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из со- става вооруженных сил на море 1949 г. и первым Дополнительным про- токолом 1977 г. В целом применяются те же нормы, что и в случае вой- ны на суше, однако есть и специфика. Особое значение имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями. При проведении таких операций корабли не обретают защиты. Особую сложность спасательные операции пред- ставляют для подводных лодок. При всех условиях подлодки не вправе предпринимать враждебные действия в отношении спасающихся. Во- юющие могут просить нейтральное судно принять на борт раненых и потерпевших кораблекрушение. Такие суда не подлежат захвату.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным красно-крестный флаг. Название и описание судна со- общается противнику. После этого оно не может подвергаться напа-


дению или захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пле- нению, что же касается способных к передвижению раненых и боль- ных, то они могут быть взяты в качестве пленных военным кораблем противника. Госпитальное судно может быть подвергнуто досмотру и даже поставлено под временный контроль противником.

Военнопленные. Основные нормы о режиме военного плена со- держатся в 3-й Женевской конвенции об обращении с военноплен- ными 1949 г., а также в первом Дополнительном протоколе 1977 г. (ст. 43 – 47).

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемым комбатантами. К ним отнесены лица из состава регулярных вооруженных сил, члены военных или добро- вольческих отрядов, входящих в состав таких сил, а также полицей- ских сил, движения сопротивления, гражданских вспомогательных сил, приданных войскам, включая прокуроров, судей, журналистов, священников.

Условиями законности участия всех этих лиц в военных дей- ствиях являются подчинение командованию, несущему ответствен- ность за их действия, подчинение внутренней дисциплинарной систе- ме, которая кроме всего прочего обеспечивает соблюдение норм меж- дународного гуманитарного права.

Одна из наиболее сложных проблем в этой области – отделение законных участников военных действий от незаконных из числа нево- еннослужащих. Лицо из состава вооруженных сил не может претен- довать на статус военнопленного в случае захвата во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала. Однако если оно было захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена. Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим во- еннопленных наемники.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разуме- ется, не исключает уголовной ответственности последних за преступ- ления против военнопленных. Военнопленный – не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключи- тельно военной необходимостью. С военнопленными надлежит об- ращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, по-


влекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью плен- ного, является преступлением. Запрещены медицинские эксперимен- ты на пленных. Должна быть обеспечена защита от местного населе- ния и запугивания. Особо необходимо отметить, что в отношении пленных репрессии запрещены.

Пленные должны как можно скорее эвакуироваться из зоны сражения. Пленный обязан сообщить только фамилию, имя, звание, дату рождения и военный номер. Ответы на иные вопросы могут быть даны добровольно.

Лагеря пленных не должны располагаться так, чтобы предот- вращать обстрел военных объектов, их следует располагать в доста- точно безопасном месте на суше.

Лагеря должны находиться под управлением офицеров действи- тельной службы. Пленные имеют своего представителя, наблюдаю- щего за условиями их жизни и поддерживающего связь с админи- страцией лагеря. Пленные обеспечиваются необходимой одеждой, питанием, медицинским обслуживанием.

Пленные рядовые могут привлекаться к работе с учетом их фи- зического состояния, пленные же офицеры участвуют лишь в руко- водстве такими работами. Выполненная работа оплачивается соответ- ствующим образом. Исключается работа военного характера. Следу- ет, однако, учитывать, что в условиях военной экономики почти все виды работ имеют значение для войны. Участие в опасных для здоро- вья работах может иметь место только на добровольных началах.

Разрешается переписка с внешним миром. Пленные сохраняют правосубъектность и могут передавать юридические документы через пленившее их государство или через такие учреждения, как МККК. Разрешаются красно-крестные посылки помощи.

Предусмотрена возможность назначения державы-покровитель- ницы из числа нейтральных государств для наблюдения за соблюде- нием прав пленных. Однако такие случаи редки. Соответствующие функции могут осуществляться МККК.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства. За совершенные преступления они отвечают по этим законам. Неудавшийся побег влечет за собой лишь дисциплинарную ответственность. Вновь попавший в плен после удавшегося побега никакому наказанию не должен подвергаться.


После прекращения военных действий пленные подлежат ско- рейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. По выздоровлении они не могут использоваться в данном конфликте. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интерни- рованы воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно необходимым. Интернированный вправе обжаловать ре- шение о его интернировании в суде или в специально назначенном для этого административном органе.

Условия содержания интернированных аналогичны тем, что и у пленных, но в ряде отношений более благоприятные. В частности, семьи не должны разлучаться. Места содержания интернированных не должны находиться в местностях, опасных с военной точки зрения. Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощ-

ряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию во- юющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода прило- жено к 1-й Женевской конвенции 1949 г. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей возможно объявление «незащищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, распо- ложенные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом окку- пации противником без боя.

По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и де- милитаризованные зоны.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «международное право в период воору- женных конфликтов» и охарактеризуйте составляющие его признаки.

2. Дайте характеристику основным источникам права Гааги и Женевы.

3. Раскройте правовые последствия начала войны.

4. Охарактеризуйте законных участников войны.

5. Раскройте правовые последствия окончания войны.

6. Объясните особенности правового статуса военнопленного.


7. Раскройте содержание понятия «нейтралитет в войне» и назо- вите его виды.

8. Охарактеризуйте механизм защиты жертв войны.

 

Темы для докладов

1. Цели, задачи и структура Международного комитета Красно- го Креста.

2. Характеристика объектов, пользующихся особой защитой во время войны.

3. Международное право и регулирование внутренних конфлик- тов с иностранным элементом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.093 с.)