Механизмы международного контроля за соблюдением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы международного контроля за соблюдением



ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В течение нескольких десятилетий международные организации и органы уделяют большое внимание вопросам прав человека в фор- мате общих целей Устава Организации Объединённых Наций.

Под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует проце- дура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции Экономическо- го и Социального совета 1503 от 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от со- гласия государств, ей может воспользоваться гражданин любого госу- дарства. В то же время для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.

Эта процедура не судебная, и рассмотрение таких жалоб не име- ет, по существу, юридически обязательных последствий для соответ- ствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для опреде- ления ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нару- шения прав человека.

В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховно- го комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий. Позиционно, деятельность Вер- ховного комиссара по правам человека призвана содействовать улуч- шению ситуации с правами человека в мире.

Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав чело- века в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в


МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Конвенции по правам человека универсального характера преду- сматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение соот- ветствующими комитетами экспертов на регулярной основе докладов о законодательных, судебных, административных и других мерах, при- нимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обя- зательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развер- нутые заключения и рекомендации. Эта процедура является главной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций.

Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно- правовых актах целей. Так, в некоторых из этих конвенций закрепле- на процедура, согласно которой государство может направлять жало- бы, касающиеся действий других государств-участников. Например, согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расо- вой дискриминации (ст. 11) ей может воспользоваться любое государ- ство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных органов. Однако к этой процедуре государства прак- тически не прибегают.

В то же время в Комитете по правам человека и других конвен- ционных органах значительное развитие получила контрольная функ- ция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответ- ствующее государство.

При рассмотрении петиций международные конвенционные орга- ны руководствуются некоторыми критериями и прежде всего правилом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если те, кто подал пети- цию, не исчерпали все доступные внутренние национальные средства государства по правовой защите (это правило не действует в тех случа- ях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается). Рассмот- рев петиции и разъяснения государств по этому поводу, эти органы мо- гут делать предложения и давать рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.


Европейский суд по правам человека в соответствии с Конвен- цией 1950 г. признается главенствующей инстанцией, осуществляю- щей защиту прав и свобод человека. Согласно Конвенции 1950 г. в ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и при- менения положений Конвенции и протоколов к ней.

Следует отметить, что перед тем, как жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных усло- вий, обозначенных Конвенцией 1950 г.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гаран- тируемые Конвенцией или протоколами к ней. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству государств. В част- ности, Конституция РФ (глава «Права и свободы человека и гражда- нина»), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвен- ция, называет и некоторые другие, например, право на социальное обеспечение. Таким образом, данное право, будучи инновационным по своему содержанию, не подпадает под юрисдикцию Суда, которая основана исключительно на положениях Конвенции 1950 г.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпев- шего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каж- дый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компе- тентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, кото- рые имели место после даты ратификации Конвенции 1950 г. госу- дарством-участником.

В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосудар- ственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, лю- бой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников Конвенции 1950 г. их прав, признанных в дан- ной Конвенции или в протоколах к ней. В свою очередь, государства-


участники Конвенции 1950 г. никоим образом не должны препятство- вать эффективному осуществлению этого права.

Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является анонимной или по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предме- том другой процедуры международного разбирательства или урегу- лирования и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Кроме того, Суд может объявить неприемлемой любую индивидуаль- ную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвен- ции 1950 г. или протоколов к ней, явно необоснованной или злоупо- треблением правом подачи жалобы. Он может отклонить любую пе- реданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой, и может сде- лать это на любой стадии разбирательства.

В том случае, если заявление не принимается Судом к рассмот- рению, решение относительно того, имело ли место нарушение госу- дарством-ответчиком положений Конвенции 1950 г., принимается Комитетом министров, который обращается к государству- нарушителю с предложением принять меры для восстановления нарушенного права и его соблюдения.

Число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств- участников Конвенции 1950 г. В составе Суда не должно быть более одного судьи одного и того же гражданства. Судьи избираются сро- ком на шесть лет с правом переизбрания. Они избираются Парла- ментской ассамблеей Совета Европы большинством поданных за него голосов из представленного государствами-участниками Конвенции 1950 г. списка, включающего трех кандидатов. Срок полномочий су- дей истекает по достижении ими 70 лет.

Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве, не представ- ляя интересы государств, гражданами которых они являются. На про- тяжении всего срока пребывания в должности они не могут прини- мать на себя отправление функций, не совместимых с предъявляемы- ми к этой должности требованиями независимости, беспристрастно- сти и незанятости другими делами. При этом судья может быть от- странен от должности только в случае, если другие судьи большин- ством в две трети голосов принимают решение о том, что он переста- ет соответствовать предъявляемым требованиям.


Решение Суда носит окончательный характер и не подлежит обжалованию. В то же время Суд вправе возобновить разбиратель- ство, если поступают сведения о новых или вновь открывшихся об- стоятельствах, которые могли бы оказать определяющее влияние на исход дела. Решения Суда принимаются большинством голосов при- сутствующих членов. Голоса подаются в последовательности, обрат- ной порядку старшинства. Если же голоса разделились поровну, то голос председателя Суда является решающим.

Касаясь вопроса о компетенции Суда, следует отметить, что со- гласно Конвенции 1950 г. под его юрисдикцию подпадают любые дела о толковании и применении Конвенции, возбужденные в установленном порядке. Кроме того, Суд может по просьбе Комитета министров выно- сить консультативные заключения по юридическим вопросам, касаю- щимся толкования положений Конвенции 1950 г. и протоколов к ней.

Государства-участники Конвенции 1950 г. обязуются исполнять окончательные постановления Суда по спорам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

В соответствии с Конвенцией 1950 г. надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, ко- торый во исполнение этой нормы призван следить не только за свое- временной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как госу- дарство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридическое ре- шение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства- ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выхо- дит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику других государств-участников Конвенции 1950 г.

Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового разви- тия и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а со- зданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, в частности Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.


Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «права человека в международном праве» и охарактеризуйте составляющие его признаки.

2. Дайте классификацию прав человека в международном праве.

3. Охарактеризуйте основные нормативно-правовые источники, закрепляющие права человека в международном праве.

4. Раскройте содержание уровней механизма международного сотрудничества в области прав человека.

5. Раскройте глобальный уровень международного сотрудниче- ства в области прав человека.

6. Раскройте региональный уровень международного сотрудни- чества в области прав человека.

7. Охарактеризуйте глобальный механизм международного кон- троля за соблюдением прав человека.

8. Охарактеризуйте европейский механизм международного кон- троля за соблюдением прав человека.

9. Раскройте процедуру деятельности Европейского суда по пра- вам человека.

 

 


 

 

века.


Темы для докладов

1. Цели, задачи и структура Европейского суда по правам чело-

 

2. Процедура подачи жалоб и их рассмотрения Европейским су-


дом по правам человека.

3. Источники защиты прав отдельных категорий населения пла- неты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.019 с.)