Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные нормативно-правовые акты. 1. О государственной границе Российской Федерации : федер
1. О государственной границе Российской Федерации: федер. закон от 1 апр. 1993 г. № 4730-1 // Российская газета. – 1993. – 4 мая. 2. Венская конвенция о праве международных договоров: [заклю- чена в Вене 23 мая 1969 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1986. – № 37. ‒ Ст. 772. 3. Договор об Антарктике: [Вашингтон, 1 дек. 1959 г.] // Ведо- мости Верховного Совета СССР. – 1961. – № 31. ‒ Ст. 329. 4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву: [Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.] // Собрание законодатель- ства РФ. – 1997. – № 48. ‒ Ст. 5493. 5. I Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений: [заключена в г. Гааге 18 окт. 1907 г.] // Международ- ное публичное право: сб. док. – М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 414 – 419 (Извлечение). 6. Устав Организации Объединенных Наций: [принят в г. Сан- Франциско 26 июня 1945 г.] // Сборник действующих договоров, со- глашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государ- ствами. I. – М., 1956. – Вып. XII. – С. 14 – 47. 7. Конвенция о режиме проливов: [Монтре, 20 июля 1936 года]. – URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=839 (дата обраще- ния: 27.09.2016). 8. Договор о Шпицбергене: [подписан в г. Париже 9 февр. 1920 г.]. – URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1509 (дата обра- щения: 27.09.2016). 9. Соглашение о деятельности на Луне и других небесных те- лах: [принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 дек. 1979 г.]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con- ventions/moon_agreement.shtml (дата обращения: 29.09.2016). 10. Договор о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала: [подписан в г. Вашингтоне 7 сент. 1977 г.]. – URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_310/doc310a316x165.htm (дата об- ращения: 15.10.2016). Дополнительный библиографический список* 1. Аджаров, К. А. Мировой океан: правовой режим: учеб. посо- бие / К. А. Аджаров. – Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1983. ‒ 96 с. 2. Бабурин, С. Н. Территория государства. Правовые и геополи- тические проблемы / С. Н. Бабурин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. ‒ 480 с. 3. Голицын, В. В. Антарктика: тенденции развития режима / В. В. Голицын. – М.: Междунар. отношения, 1989. ‒ 336 с. 4. Гуреев, С. А. Международное речное право / С. А. Гуреев, И. М. Тарасова. – М.: Междунар. отношения, 1993. ‒ 237 с. 5. Клименко, Б. М. Территория и граница СССР / Б. М. Климен- ко, А. А. Порк. – М.: Междунар. отношения, 1985. ‒ 302 с. 6. Корбут, Л. В. Международно-правовой режим рек: история и современность / Л. В. Корбут, Ю. Я. Баскин. – М., 1987. ‒ 160 с.
7. Международное космическое право / под ред. А. С. Пирадова. – М.: Междунар. отношения, 1984. ‒ 286 с.
* Приводится в авторской редакции.
Глава 10 МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО Международное морское право ‒ одна из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность норм меж- дународного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов. Для международного морского права характерны следующие принципы: – принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и так далее, а также свободу воздушно- го полета над открытым морем; – принцип мирного использования моря – отражает принцип не- применения силы; – принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов; – принцип охраны морской среды. В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приня- ты четыре конвенции по морскому праву: 1) о территориальном море и прилежащей зоне; 2) открытом море; 3) континентальном шельфе; 4) рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются: 1) на пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них; 2) пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них. Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом. К первой группе традиционно относятся территориальные воды (территориальное море), внутренние морские воды и т. д. Ко второй группе принадлежат прилежащая зона, исключительная экономиче- ская зона, континентальный шельф и т. д. Территориальное море – полоса морского пространства опре- деленной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внут- ренних морских вод, на которую распространяется суверенитет госу- дарства. Территориальное море (территориальные воды) – это часть государственной территории. Ширина территориального моря у по- давляющего большинства стран составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств и расстояние между берегами противолежащих государств, берега которых нахо- дятся друг от друга на расстоянии менее чем 24 мили, определяются международными договорами.
Все иностранные гражданские суда пользуются правом свобод- ного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пере- сечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым флагом. При проходе суда должны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. Внутренние морские воды – воды, находящиеся между бере- гом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для от- счета ширины территориального моря. Внутренние воды считаются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: акватории портов; водоемы, полностью окруженные бе- регами одного и того же государства, а также море, все побережье ко- торого принадлежит одному государству (например, Белое море в Российской Федерации); морские бухты, лиманы и заливы, берега ко- торых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, а если превышает, то для от- счета внутренних вод внутри залива проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство. Исторические заливы, которые независимо от ширины считают- ся внутренними водами прибрежного государства в силу историче- ской традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов залив в Канаде и т. д.). Правовой режим внутренних морских вод устанавливается при- брежным государством по его усмотрению, т. е. регламентируется внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также рас- поряжения властей прибрежного государства. В то же время внутрен- ний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. От территориального моря следует отличать прилежащую зону – пространство открытого моря ограниченной ширины, прилегающее к территориальному морю, где государство осуществляет таможен- ный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможно- сти застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море. Цель установления прилежащей зоны – предотвращение воз- можного нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих за- конов и правил, совершенное в пределах его территории.
Экономическая зона представляет собой район, прилегающий к территориальному морю и находящийся за его пределами, шириной не более 200 миль. Отсчет ширины производится от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Суверенные права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, нахо- дящихся на дне и в его недрах. Прибрежное государство в экономиче- ской зоне вправе управлять экономической деятельностью, соору- жать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию ис- кусственных островов и установок, определять время и место лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, а также условия по- лучения лицензии, взимать сборы и т. д. Под континентальным шельфом понимается затопленная морем часть материковой территории. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающе- еся от внешней границы территориального моря прибрежного госу- дарства до установленных международным правом пределов. Кон- венция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представ- ляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м. Прибрежное государство имеет право возводить над континен- тальным шельфом соответствующие сооружения и установки в целях разведки и разработки его природных ресурсов, не ущемляя прав су- доходства и других прав иных государств. Права прибрежного госу- дарства на континентальный шельф не распространяются на покры- вающие его воды и воздушное пространство над ним. Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в со- став территории ни одного из государств. Открытое море не нахо- дится под суверенитетом ни одного из государств. Никакое государ- ство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету, все государства имеют равное право свободно пользоваться открытым морем в мирных це- лях (свобода судоходства, рыболовства, полетов над морским про- странством, научных исследований и т. д.).
Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрис- дикции, кроме юрисдикции государства, под флагом которого пла- вает судно. Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть осно- вание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкциониро- ванным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо от- казывается поднять флаг. В открытом море возможно преследование иностранного судна в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в при- лежащей зоне. Закрытое море – это море, которое омывает берега несколь- ких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, рас- положенных вокруг закрытого моря (например, Черное и Балтий- ское моря). Пролив – естественный морской проход, соединяющий меж- ду собой районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Международными считаются все проливы, используемые для междуна- родного судоходства и соединяющие между собой части открытого мо- ря (или экономических зон) или части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств. Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Проливы, ведущие во внутренние воды государства (например, Керченский), или проливы, которые не используются для междуна- родного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева), не относятся к между- народным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства. Международные каналы – это искусственные сооружения, соединяющие моря и океаны, расположенные на путях морского су- доходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Кана- лы в мирное время открыты для всех судов и военных кораблей всех государств. Администрация канала устанавливает правила прохожде- ния канала, также предусматривается уплата сборов.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.013 с.) |