Международные нормативно-правовые акты. 1. О государственной границе Российской Федерации : федер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные нормативно-правовые акты. 1. О государственной границе Российской Федерации : федер



1. О государственной границе Российской Федерации: федер. закон от 1 апр. 1993 г. № 4730-1 // Российская газета. – 1993. – 4 мая.

2. Венская конвенция о праве международных договоров: [заклю- чена в Вене 23 мая 1969 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1986. – № 37. ‒ Ст. 772.

3. Договор об Антарктике: [Вашингтон, 1 дек. 1959 г.] // Ведо- мости Верховного Совета СССР. – 1961. – № 31. ‒ Ст. 329.

4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву: [Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.] // Собрание законодатель- ства РФ. – 1997. – № 48. ‒ Ст. 5493.

5. I Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений: [заключена в г. Гааге 18 окт. 1907 г.] // Международ- ное публичное право: сб. док. – М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 414 – 419 (Извлечение).

6. Устав Организации Объединенных Наций: [принят в г. Сан- Франциско 26 июня 1945 г.] // Сборник действующих договоров, со- глашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государ- ствами. I. – М., 1956. – Вып. XII. – С. 14 – 47.

7. Конвенция о режиме проливов: [Монтре, 20 июля 1936 года]. – URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=839 (дата обраще- ния: 27.09.2016).

8. Договор о Шпицбергене: [подписан в г. Париже 9 февр. 1920 г.]. – URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1509 (дата обра- щения: 27.09.2016).

9. Соглашение о деятельности на Луне и других небесных те- лах: [принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 дек. 1979 г.]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con- ventions/moon_agreement.shtml (дата обращения: 29.09.2016).

10. Договор о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала: [подписан в г. Вашингтоне 7 сент. 1977 г.]. – URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_310/doc310a316x165.htm (дата об- ращения: 15.10.2016).


Дополнительный библиографический список*

1. Аджаров, К. А. Мировой океан: правовой режим: учеб. посо- бие / К. А. Аджаров. – Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1983. ‒ 96 с.

2. Бабурин, С. Н. Территория государства. Правовые и геополи- тические проблемы / С. Н. Бабурин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. ‒ 480 с.

3. Голицын, В. В. Антарктика: тенденции развития режима / В. В. Голицын. – М.: Междунар. отношения, 1989. ‒ 336 с.

4. Гуреев, С. А. Международное речное право / С. А. Гуреев, И. М. Тарасова. – М.: Междунар. отношения, 1993. ‒ 237 с.

5. Клименко, Б. М. Территория и граница СССР / Б. М. Климен- ко, А. А. Порк. – М.: Междунар. отношения, 1985. ‒ 302 с.

6. Корбут, Л. В. Международно-правовой режим рек: история и современность / Л. В. Корбут, Ю. Я. Баскин. – М., 1987. ‒ 160 с.

7. Международное космическое право / под ред. А. С. Пирадова. – М.: Междунар. отношения, 1984. ‒ 286 с.

 

 

 

* Приводится в авторской редакции.


 

Глава 10

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Международное морское право ‒ одна из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность норм меж- дународного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

Для международного морского права характерны следующие принципы:

– принцип свободы открытого моря – открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и так далее, а также свободу воздушно- го полета над открытым морем;

– принцип мирного использования моря – отражает принцип не- применения силы;

– принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

– принцип охраны морской среды.

В 1958 г. на Конференции ООН по морскому праву были приня- ты четыре конвенции по морскому праву:

1) о территориальном море и прилежащей зоне;

2) открытом море;

3) континентальном шельфе;


4) рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются:

1) на пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них.

Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом.

К первой группе традиционно относятся территориальные воды (территориальное море), внутренние морские воды и т. д. Ко второй группе принадлежат прилежащая зона, исключительная экономиче- ская зона, континентальный шельф и т. д.

Территориальное мореполоса морского пространства опре- деленной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внут- ренних морских вод, на которую распространяется суверенитет госу- дарства. Территориальное море (территориальные воды) – это часть государственной территории. Ширина территориального моря у по- давляющего большинства стран составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств и расстояние между берегами противолежащих государств, берега которых нахо- дятся друг от друга на расстоянии менее чем 24 мили, определяются международными договорами.

Все иностранные гражданские суда пользуются правом свобод- ного прохода через территориальное море. При этом проход должен быть мирным, непрерывным и быстрым. Военные суда вправе пере- сечь территориальное море с предварительного уведомления, при этом подлодки следуют на поверхности и с поднятым флагом. При проходе суда должны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством.

Внутренние морские водыводы, находящиеся между бере- гом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для от- счета ширины территориального моря. Внутренние воды считаются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: акватории портов; водоемы, полностью окруженные бе- регами одного и того же государства, а также море, все побережье ко- торого принадлежит одному государству (например, Белое море в


Российской Федерации); морские бухты, лиманы и заливы, берега ко- торых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, а если превышает, то для от- счета внутренних вод внутри залива проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Исторические заливы, которые независимо от ширины считают- ся внутренними водами прибрежного государства в силу историче- ской традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов залив в Канаде и т. д.).

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается при- брежным государством по его усмотрению, т. е. регламентируется внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также рас- поряжения властей прибрежного государства. В то же время внутрен- ний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

От территориального моря следует отличать прилежащую зонупространство открытого моря ограниченной ширины, прилегающее к территориальному морю, где государство осуществляет таможен- ный, фискальный, эмиграционный и санитарный контроль. Ввиду быстроходности современных судов, которая не дает порой возможно- сти застать и подвергнуть их контролю в пределах территориального моря, и установлена прилежащая зона. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые исчисляются от тех же линий, что и территориальное море.

Цель установления прилежащей зоны – предотвращение воз- можного нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих за- конов и правил, совершенное в пределах его территории.

Экономическая зона представляет собой район, прилегающий к территориальному морю и находящийся за его пределами, шириной не более 200 миль. Отсчет ширины производится от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Суверенные права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, нахо-


дящихся на дне и в его недрах. Прибрежное государство в экономиче- ской зоне вправе управлять экономической деятельностью, соору- жать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию ис- кусственных островов и установок, определять время и место лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, а также условия по- лучения лицензии, взимать сборы и т. д.

Под континентальным шельфом понимается затопленная морем часть материковой территории.

С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающе- еся от внешней границы территориального моря прибрежного госу- дарства до установленных международным правом пределов. Кон- венция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представ- ляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Прибрежное государство имеет право возводить над континен- тальным шельфом соответствующие сооружения и установки в целях разведки и разработки его природных ресурсов, не ущемляя прав су- доходства и других прав иных государств. Права прибрежного госу- дарства на континентальный шельф не распространяются на покры- вающие его воды и воздушное пространство над ним.

Открытое мореэто пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в со- став территории ни одного из государств. Открытое море не нахо- дится под суверенитетом ни одного из государств. Никакое государ- ство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету, все государства имеют равное право свободно пользоваться открытым морем в мирных це- лях (свобода судоходства, рыболовства, полетов над морским про- странством, научных исследований и т. д.).

Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрис- дикции, кроме юрисдикции государства, под флагом которого пла- вает судно.


Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть осно- вание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкциониро- ванным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо от- казывается поднять флаг.

В открытом море возможно преследование иностранного судна в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в при- лежащей зоне.

Закрытое мореэто море, которое омывает берега несколь- ких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, рас- положенных вокруг закрытого моря (например, Черное и Балтий- ское моря).

Проливестественный морской проход, соединяющий меж- ду собой районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Международными считаются все проливы, используемые для междуна- родного судоходства и соединяющие между собой части открытого мо- ря (или экономических зон) или части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей.

Проливы, ведущие во внутренние воды государства (например, Керченский), или проливы, которые не используются для междуна- родного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева), не относятся к между- народным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международные каналыэто искусственные сооружения, соединяющие моря и океаны, расположенные на путях морского су- доходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Кана- лы в мирное время открыты для всех судов и военных кораблей всех государств. Администрация канала устанавливает правила прохожде- ния канала, также предусматривается уплата сборов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.013 с.)