Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционирование и развитие внутригосударственного права
Существует ряд областей государственной жизни, в которых влияние международного права на сферу национально-правового ре- гулирования проявляется наиболее активным и заметным образом. Прежде всего, это внешнеполитическая сфера, закрепляемая соответ- ственно в основных законах государств – конституциях. Другой областью, которая непосредственно подвержена воздей- ствию международного права, выступает внутригосударственное ре- гулирование организации и обеспечения в целом внешних сношений данной страны с другими государствами (дипломатическое предста- вительство, представительство в международных организациях), а также заключение, исполнение и денонсация международных догово- ров. Не менее важна область защиты и осуществления прав и свобод человека. Положение в современном мире сегодня таково, что госу- дарства не могут не полагаться на разработанные в международной сфере стандарты прав человека при создании национально-правовых норм или в ходе правоприменительной деятельности. Если государ- ство является стороной в Международных пактах о правах человека 1966 г. и если это уже не предусмотрено существующими законода- тельными или другими мерами, то в силу ст. 2 (п. 2) Пакта о граждан- ских и политических правах оно обязуется принять меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признавае- мых в Пакте. Чтобы активно присутствовать на международной арене и участвовать в решении конкретных международных проблем, госу- дарства должны вступать в разнообразные политические и иные от- ношения с другими государствами, заключать международные дого- воры, причем делать это, не только сообразуясь со своими нормами национального законодательства, но и подчиняясь нормам и принци- пам международного права. Таким образом, чтобы избежать колли- зии, следует иметь такое национальное право, которое не противоре- чило бы установлениям международного права. Подобное согласова- ние международного и внутригосударственного права может быть обеспечено несколькими способами. Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международно- правового обязательства, так как это целиком лежит в плоскости осу- ществления государственного суверенитета, нельзя сказать, что меж- дународное право игнорирует этот вопрос. Механизм согласования международного и национального права базируется на принципе обеспечения государством выполнения международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.
Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в науке международного права разли- чают: трансформацию (прямую и опосредствованную), инкорпора- цию, рецепцию, отсылку к международному договору. Под прямой трансформацией в международно-правовой литера- туре чаще всего понимают то, что международный договор, заклю- ченный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с кон- ституциями государств, которые объявляют международное право либо частью права страны, либо превышающим силу законом. При опосредствованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты государств регламен- тируют вопрос о способах введения в действие международных дого- воров внутри государств. Термин «трансформация» носит условный характер, так как в дей- ствительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого «превращения» одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством своих властных полномочий выполнения международных обязательств. Как последние реализуются во внутригосударственном праве? В этом плане подразумевается не формальный юридико-технический прием преобразования международно-правовых норм во внутригосударствен- ные предписания, а вся совокупность мер, предпринимаемых государ- ством в целях обеспечения исполнения международно-правового обяза- тельства в пределах национальной территории. Теория трансформации в ее «материальном» понимании не устраняет справедливости тезиса о том, что международный договор есть источник международного права, а одним из основных источни- ков внутригосударственного права продолжает быть национальный закон даже и тогда, когда он воспроизводит положения договора. В случае, если формулировки закона совпадают по тексту с положения- ми договора, принято говорить об инкорпорации.
Если в национальном законе в индивидуальной или общей форме зафиксировано правило о том, что при расхождении норм национально- го права и норм международного договора в регулировании определен- ных общественных отношений применяются нормы международного договора, речь идет об отсылке к международным договорам. В мировой юридической литературе в свое время весьма ожив- ленно обсуждался вопрос о делении норм международных договоров на так называемые самоисполнимые и несамоисполнимые. Особое значение эта проблема получила в теории и практике США. Однако и для России она является значимой, особенно в свете положений Кон- ституции РФ 1993 г., как в части уже упоминавшейся ст. 15, так и других (например, ст. 17, 18), устанавливающих, что, во-первых, пра- ва и свободы человека и гражданина в Российской Федерации при- знаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией и, во-вторых, эти права и свободы являются «непосредственно действу- ющими и обеспечиваются правосудием». Самоисполнимые нормы договора – это такие, которые, будучи соответствующим образом санкционированы государством, предна- значены для непосредственного регулирования внутригосударствен- ных отношений, если это в принципе допускается отечественным правом, хотя именно содержащие такие нормы договоры и требуют прежде всего издания трансформационного акта со стороны заклю- чившего договор государства. Несамоисполнимые нормы – это нормы, которые в силу сфор- мулированных в них положений, для того чтобы быть применимыми, нуждаются в конкретизации со стороны национального правопорядка. Позиционно «несамоисполнимый» договор обозначает себя в следующих юридических параметрах: 1) он устанавливает общую обязанность государств должного поведения; 2) чтобы осуществить выполнение договора, государствам нужно предусмотреть специаль- ные положения в своем национальном праве (ввести новые или изме- нить старые); 3) норма несамоисполнимого договора сама по себе не- применима, поскольку лишь обусловливает введение специальных норм и в уголовное или иное законодательство, но не решает вопро- сов состава деяния, его квалификации и, наконец, санкции. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что взаимоотноше- ния международного и внутригосударственного права характеризу- ются особым состоянием – постоянным и неразрывным взаимодей- ствием, подтверждение чему можно найти, в частности, в праве дого- воров: участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им дого- вора (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), ибо в силу международного права государство должно на ос- нове заключенных в договоре обязательств привести в соответствие с международным договором свое внутреннее законодательство.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте причины возникновения проблемы соотношения международного и внутригосударственного права. 2. Дайте характеристику основным теориям соотношения меж- дународного и внутригосударственного права. 3. Раскройте содержание теории нигилизма, созданную Георгом Гегелем. 4. Охарактеризуйте влияние международного права на форми- рование и осуществление норм внутригосударственного права. 5. Раскройте содержание юридических форм согласования меж- дународного и внутригосударственного права.
Темы для докладов 1. Вклад Г. Трипеля в разработку соотношения международного и внутригосударственного права. 2. Георг Гегель и его теория нигилизма. 3. Г. Кельзен о соотношении международного и внутригосудар- ственного права.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.007 с.) |