Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и формы междунар одно- правовой ответственности
ГОСУДАРСТВ Существуют два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная. Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-право- нарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенными формами политической ответственности являются сатисфакция, реторсия, ресторация, репрессалия, коллективные санк- ции, ограничение суверенитета и декларативные решения. Сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление госу- дарством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государ- ству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказания по- честей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д. Реторсия – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т. д. Ресторация – это восстановление правонарушителем прежне- го состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого. К ресторациям относится восстановление государством-правонару- шителем качества и чистоты воды, загрязненной по его вине. Репрессалии (невооруженные) – это ответные правомерные принудительные действия одного государства, являющегося постра- давшей стороной, против другого государства. Репрессалии применя- ются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. Репрессалии могут выражаться в приоста- новлении дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров или сырья с территории государства-нарушителя и др.
Коллективные санкции – это действия, предпринимаемые субъектами международного права только на основании решения Совета Безопасности ООН в отношении государств, деяния кото- рых представляют угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении эконо- мических отношений, использовании вооруженных сил, разрыве ди- пломатических отношений, временном ограничении суверенитета. Ограничение суверенитета государства выступает в различных формах: – лишение части территории; – установка режима послевоенной оккупации; – ликвидация и признание преступными государственных ин- ститутов; – отмена действия нормативных актов; – привлечение к уголовной ответственности высших должност- ных лиц и т. д. Декларативные постановления выражаются в форме решения международного органа или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением. Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с при- чинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции. Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются в зависимости от содержания международ- ных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объе- ма ущерба, причиненного войной. Реституции – это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории про- тивника. Субституция – разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного иму- щества, зданий, транспортных средств, художественных ценно- стей, личного имущества и т. п. Особой формой политической ответственности государств явля- ется приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на пред- ставительства в главных органах, права на получение помощи и об- служивание и др.), и как крайняя мера – исключение из международ- ной организации.
Всякое противоправное деяние государства влечет международ- ную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе вы- полнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить междуна- родно-правовую ответственность государств. Наряду с такими обсто- ятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие от- ветственность государства за невыполнение своих обязательств. Комиссия международного права ООН при подготовке Проекта статей об ответственности государств разработала в 1980 г. статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств. Эта от- ветственность исключается, по ее мнению, при следующих опреде- ленных условиях: 1. В случае достижения государствами взаимного согласия отно- сительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обяза- тельствам или соответствующим нормам международного права. Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий: согласие государства должно быть международно-правомерным; согласие должно быть яс- но выраженным (а не подразумеваемым); согласие должно предше- ствовать совершению действий. Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния, только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее та- кое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих импе- ративным нормам международного права (например, согласие на ис- пользование территории для совершения агрессии в отношении тре- тьего государства). 2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства- правонарушителя или, иными словами, когда имеется вина самой по- терпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по пору- чению или уполномочию компетентной международной организацией (например, ООН – соответствующей региональной организацией). 3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или неподдающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не поз- волили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его поведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вы- званных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия и т. п.) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами «форс-мажор» или «непредвиденный», «непреодолимый» случай. 4. Если субъект поведения, представляющий данное государ- ство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или жизнь вверенных ему людей. Государство несет ответственность, если оно само содействова- ло возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьез- ную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь гораздо большего числа людей и государство, чей флаг несет подводная лодка, не может освобождать- ся от ответственности.
5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на се- бя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссыл- ка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности, абсолютно исклю- чительного характера ситуации, на который ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить та- кую опасность другими средствами; непременно временного характе- ра действия, ограниченного рамками периода опасности. Государство не может ссылаться на состояние крайней необхо- димости еще по крайней мере в следующих двух случаях: – если международное обязательство, которому не соответству- ет деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства; – если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое не позво- ляло ему выполнить свои международные обязательства. 6. Если государство, наносящее ущерб другому государству во- преки действующим нормам международного права, действует в со- ответствии со ст. 51 Устава ООН в целях самообороны от агрессии, совершаемой этим другим государством.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.008 с.) |