Виды и формы междунар одно- правовой ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы междунар одно- правовой ответственности



ГОСУДАРСТВ

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-право- нарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенными формами политической ответственности являются сатисфакция, реторсия, ресторация, репрессалия, коллективные санк- ции, ограничение суверенитета и декларативные решения.

Сатисфакция (удовлетворение)это предоставление госу- дарством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государ- ству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция


может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказания по- честей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Реторсияэто принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т. д.

Ресторацияэто восстановление правонарушителем прежне- го состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого. К ресторациям относится восстановление государством-правонару- шителем качества и чистоты воды, загрязненной по его вине.

Репрессалии (невооруженные)это ответные правомерные принудительные действия одного государства, являющегося постра- давшей стороной, против другого государства. Репрессалии применя- ются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. Репрессалии могут выражаться в приоста- новлении дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров или сырья с территории государства-нарушителя и др.

Коллективные санкцииэто действия, предпринимаемые субъектами международного права только на основании решения Совета Безопасности ООН в отношении государств, деяния кото- рых представляют угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении эконо- мических отношений, использовании вооруженных сил, разрыве ди- пломатических отношений, временном ограничении суверенитета.

Ограничение суверенитета государства выступает в различных формах:

– лишение части территории;

– установка режима послевоенной оккупации;


– ликвидация и признание преступными государственных ин- ститутов;

– отмена действия нормативных актов;

– привлечение к уголовной ответственности высших должност- ных лиц и т. д.

Декларативные постановления выражаются в форме решения международного органа или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с при- чинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются в зависимости от содержания международ- ных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объе- ма ущерба, причиненного войной.

Реституцииэто возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории про- тивника.

Субституция – разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного иму- щества, зданий, транспортных средств, художественных ценно- стей, личного имущества и т. п.

Особой формой политической ответственности государств явля- ется приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на пред- ставительства в главных органах, права на получение помощи и об- служивание и др.), и как крайняя мера – исключение из международ- ной организации.

Всякое противоправное деяние государства влечет международ- ную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе вы- полнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить междуна- родно-правовую ответственность государств. Наряду с такими обсто-


ятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие от- ветственность государства за невыполнение своих обязательств.

Комиссия международного права ООН при подготовке Проекта статей об ответственности государств разработала в 1980 г. статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств. Эта от- ветственность исключается, по ее мнению, при следующих опреде- ленных условиях:

1. В случае достижения государствами взаимного согласия отно- сительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обяза- тельствам или соответствующим нормам международного права.

Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий: согласие государства должно быть международно-правомерным; согласие должно быть яс- но выраженным (а не подразумеваемым); согласие должно предше- ствовать совершению действий. Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния, только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее та- кое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих импе- ративным нормам международного права (например, согласие на ис- пользование территории для совершения агрессии в отношении тре- тьего государства).

2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства- правонарушителя или, иными словами, когда имеется вина самой по- терпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по пору- чению или уполномочию компетентной международной организацией (например, ООН – соответствующей региональной организацией).

3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или неподдающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не поз- волили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его поведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вы- званных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия


и т. п.) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами

«форс-мажор» или «непредвиденный», «непреодолимый» случай.

4. Если субъект поведения, представляющий данное государ- ство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или жизнь вверенных ему людей.

Государство несет ответственность, если оно само содействова- ло возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьез- ную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь гораздо большего числа людей и государство, чей флаг несет подводная лодка, не может освобождать- ся от ответственности.

5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на се- бя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссыл- ка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности, абсолютно исклю- чительного характера ситуации, на который ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить та- кую опасность другими средствами; непременно временного характе- ра действия, ограниченного рамками периода опасности.

Государство не может ссылаться на состояние крайней необхо- димости еще по крайней мере в следующих двух случаях:

– если международное обязательство, которому не соответству- ет деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства;

– если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое не позво- ляло ему выполнить свои международные обязательства.

6. Если государство, наносящее ущерб другому государству во- преки действующим нормам международного права, действует в со- ответствии со ст. 51 Устава ООН в целях самообороны от агрессии, совершаемой этим другим государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.008 с.)