Международная правосубъектность государственно-подобных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная правосубъектность государственно-подобных



ОБРАЗОВАНИЙ

Определенным объемом международной правосубъектности об- ладают государственно-подобные образования. Они наделяются соот- ветствующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права.

Таковыми являются, в частности, вольные города, а в настоящее время – Ватикан.

Вольным городом называется город-государство, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и города-члены Ганзы, такие как: Лю-


бек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Ревель, Амстердам, Ке- нигсберг и другие, – всего 50 городов. В XIX и XX вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолю- циями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН. Например, статус Иерусалима как самостоятельной административной единицы был определен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. № 181/11.

Объем международной правосубъектности вольных городов определяется международным соглашением и конституциями таких городов. Последние не являются государствами или подопечными территориями, а занимают промежуточное положение. Вольные го- рода не обладают полным самоуправлением. Вместе с тем они под- чиняются международному праву. Для жителей вольных городов со- здается специальное гражданство. Многие города имели право за- ключать международные договора. Гарантами статуса вольных го- родов выступали либо группа государств, либо международные ор- ганизации. Неотъемлемый признак вольных городов ‒ демилитари- зация и нейтрализация их территорий.

Создание Ватикана обозначено востребованностью суверениза- ции института главы католической церкви. В преамбуле Латеранского соглашения определен международно-правовой статус Ватикана сле- дующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимо- сти Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «госу- дарства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию.

Главная цель Ватикана – создать условия независимого правле- ния для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной «личностью». Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государ- ствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляе- мые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвен- ции о дипломатических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций: Между- народного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Международно-


го союза электросвязи (МСЭ), Всемирного почтового союза (ВПС) и других, имеет постоянных наблюдателей при ООН, Продовольствен- ной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ЮНЕСКО и других организациях.

Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви – папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

 

М ЕЖДУНАРОДНАЯ

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ИНДИВИДА

Проблема признания индивида субъектом международного пра- ва во многом дискуссионная. Одни авторы отрицают правосубъект- ность индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.

Как было отмечено, субъекты международного права должны: во-первых, быть реальными (активными, действующими) участника- ми международных отношений; во-вторых, обладать международны- ми правами и обязанностями; в-третьих, участвовать в создании норм международного права; в-четвертых, иметь полномочия по обеспече- нию выполнения норм международного права.

В настоящее время права и обязанности индивидов или госу- дарств по отношению к индивидам закреплены во многих междуна- родных договорах. Важнейшими из них являются: Женевские конвен- ции 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о предупреждении пре- ступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Дополнительная кон- венция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обы- чаев, сходных с рабством, 1956 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Международный пакт об экономических, социаль-


ных и культурных правах человека 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные Международной организацией труда (MOT).

Из региональных договоров отметим Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Аналогичные конвенции имеются и в других регионах мира.

Эти договоры закрепляют права и обязанности индивидов как участников международных правоотношений, предоставляют инди- виду права на обращение в международные судебные учреждения с жалобой на действия субъектов международного права, определяют правовой статус отдельных категорий индивидов (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т. д.).

Международные права индивидов, вытекающие из общепри- знанных принципов и норм международного права, закреплены при- мерно в 20 многосторонних и в ряде двусторонних договоров.

Например, согласно ст. 4 Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., раб, нашедший убежище на судне участвующего в данной конвенции государства, ipso facto становится свободным. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. признает право каждого человека: а) на уча- стие в культурной жизни; б) пользование результатами научного про- гресса и их практическое применение; в) пользование защитой мо- ральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

В соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г. право на жизнь есть неотъем- лемое право каждого человека, оно охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Таким образом, в этой статье международное право гарантирует индивиду право на жизнь. Статья 9 этого документа гарантирует индивиду право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, облада-


ющую исковой силой. Согласно ст. 16 каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Международное право определяет также правовой статус за- мужней женщины, ребенка и других категорий индивидов.

Приведенные выше примеры дают основание предположить, что государства по ряду проблем (пусть даже немногим) наделяют инди- видов качествами международной правосубъектности. Объем такой правосубъектности, бесспорно, будет возрастать и расширяться, ибо каждая историческая эпоха порождает своих субъектов международ- ного права.

Долгое время единственными полноправными субъектами меж- дународного права были только государства. В XX в. возникли новые субъекты – межправительственные организации, а также нации и народы, борющиеся за свою независимость. В XXI в. объем право- субъектности индивидов увеличится, будет признана правосубъект- ность других коллективных образований (например, международных неправительственных образований, международных юридических лиц; институтов соответствующих гражданских объединений, без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ст. 1 Устава ООН), цер- ковных объединений).

Противники признания индивида субъектом международного права в качестве основного аргумента в подтверждение своей пози- ции приводят невозможность индивидов заключать международные публично-правовые договоры и тем самым участвовать в создании норм международного права. Действительно, это факт. Но в любой области права ее субъекты обладают неадекватными правами и обя- занностями. Например, в международном праве договорная право- способность в полном объеме присуща лишь суверенным государ- ствам. Другие субъекты – межправительственные организации, госу- дарственно-подобные образования, а также нации и народы, борющи- еся за независимость, – обладают договорной правоспособностью в ограниченном объеме.

Индивиды обладают международными правами и обязанностя- ми, а также способностью обеспечивать (например, через междуна- родные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «субъект международного права» и раскройте содержание его признаков.

2. Соотнесите понятия «субъект международного права»; «субъ- ект международных правоотношений» и «субъект международных отношений».

3. Охарактеризуйте уровни международной правосубъектности и перечислите, какие субъекты международного права ими обладают.

4. Охарактеризуйте государство как основной субъект междуна- родного права.

5. Раскройте особенности правосубъектности наций и народно- стей, борющихся за независимость.

6. В чем заключаются особенности правосубъектности между- народных межправительственных организаций?

7. В чем заключается правосубъектность государственно-подобных организаций?

8. Раскройте особенности международной правосубъектности физических лиц.

 

Темы для докладов

1. Признание в международном праве.

2. Правопреемство в международном праве.

3. Вопрос о правосубъектности субъектов федераций и автоном- ных территорий унитарных государств.

4. Вопрос о правосубъектности международных неправитель- ственных организаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.009 с.)