Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Топическая модель человеческой психики. Сознательное, предсознательное, бессознательное.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Всю сферу психического Фрейд разграничивал на три области: сознательное, предсознательное и бессознательное. Он действует подобно топографу, наносящему на карту те или иные участки местности, открывающиеся его наблюдению, поэтому получившаяся картина психики человека получила название топической (пространственной) модели. Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам и то, что психический момент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, состояние осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем (можно сказать латентное, или бессознательное – в любом случае верно). Есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Латентное бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным. Термин "бессознательное" мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному. Предсознательное предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному, чем бессознательное, а так как бессознательноемы назвали психическим, мы тем более назовем так и латентное предсознательное. Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Предсознательное – это структура, с содержанием которой сознание вольно поступать по собственному усмотрению. В нем заключено то, что в нужный момент может свободно переместиться в сознание. Речь идет о впечатлениях, воспоминаниях, знаниях, которые отсутствуют в фокусе нашего внимания и являются своего рода сейфом, ключ к которому хранится у нашего сознательного. Например, при необходимости мы можем вспомнить свои любимые стихи, впечатления о летнем отдыхе, имена и фамилии друзей. Однако до упоминания о них вы актуально эти знания не осознавали. Предсознательное иногда называют «доступной памятью». С точки зрения З. Фрейда, роль предсознательного заключается в наведении мостов между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание, даже через несколько десятилетий не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой. То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное – совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.
37. Структурно-динамическая модель. "Я", "Оно" и "Сверх-Я"
В структурно-динамической модели психика человека разделяется на три относительно самостоятельных, динамически взаимодействующих и конфликтующих между собой части (инстанции): Я, Оно и Сверх-Я. · Под Оно (id) понимается наиболее архаичная, безличная часть психики, которая образована совокупностью бессознательных влечений, берущих начало в телесной организации и стремящихся к немедленному удовлетворению — устранению или ослаблению напряженности. Оно лишено контактов с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется исключительно принципу удовольствия. · Я (Ego) —- часть психики, в процессе развития отделившаяся от Оно для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, а также для посредничества в отношениях реальности с Оно и Сверх-Я. Я следует принципу реальности и значительную часть энергии расходует на сдерживание бессознательных влечений с помощью защитных механизмов. Наряду с сознательными функциями, такими как восприятие, память, мышление, целеполагание, Я выполняет и бессознательные функции (защита от Оно и Сверх-Я). · Особое значение в структурно-динамической модели придавалось Сверх-Я (Super-Ego) — той части психики, которая является порождением комплекса Эдипа и формируется в раннем детстве в результате интроекции (перевода во внутренний план) запретов и предписаний родителей. Если Оно предопределено генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Сверх-Я — продукт влияний, исходящих от других людей. С одной стороны, Сверх-Я содействует Я в овладении бессознательными влечениями, с другой — оказывает на него давление, вызывая в Я страх, чувство вины. Функционируя отчасти сознательно, отчасти бессознательно, Сверх-Я · поддерживает систему моральных и религиозных ценностей человека, интегрируя их в осознанный идеал-Я; · создает поведенческие установки и контролирует их выполнение; · посредством укоров совести и чувства вины препятствует противоречащим ему установкам и формам поведения. 38. К.Юнг. Понятие коллективного бессознательного. Знак и символ. Основными отличиями теории Юнга (он назвал ее аналитической психологией) являются следующие: o Если Фрейд ориентировал свой психоанализ на образец естественной науки,то аналитическая психология ориентирована гуманитарно. Одним из первых Юнг приходит к мысли, что для понимания человеческой личности — здоровой или больной - необходимо выйти за пределы формул естествознания. o Отсюда другое отличие — Юнг признает существование, наряду с личным коллективного бессознательного. Работая как психотерапевт, Юнг заметил, что психические больные и невротики "до деталей повторяют мифы, космогонии и примитивные научные представления древних и древнейших народов". Эти изначальные мотивы, берущие свое начало в глубинных пластах человеческой психики и имеющие безличную (коллективную) природу, он назвал архетипами. Архетип происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает всегда остающиеся за порогом сознания праформы, проявляющиеся в разные времена в самых различных культурах. Коллективное бессознательное говорит с нами на языке символов, поэтому расшифровка этого языка составляет значителыгую часть работы аналитика. o Последовательное проведение различия между знаками и символами — третье отличие юнговской теории. Значением знака выступает нечто известное, находящееся в пределах сознания. Смысл символа выводит нас за пределы сознательного, это — мост, переброшенный к берегу неведомого. Символы, как и сама психика, основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, эту реальность представляющими. Коллективное бессознательное есть та часть души (psyche), которую можно, в отрицательном плане, отличить от личного бессознательного на том основании, что она не обязана, подобно последнему, своим существованием личному опыту и, следовательно, не является личным приобретением. В то время как личное бессознательное складывается, по существу, из содержаний, которые одно время были сознательными, а затем исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, содержания коллективного бессознательного никогда не находились в сознании и, таким образом, никогда не приобретались индивидуально, но обязаны своим существованием исключительно наследственности. Тогда как личное бессознательное состоит большей частью из комплексов, содержание коллективного бессознательного составляют, по существу, архетипы. Мой тезис звучит следующим образом: вдобавок к нашему непосредственному сознанию, которое носит полностью личный характер и которое, — как считают, — является единственной эмпирической душой (даже если мы присоединяем к ней в качестве довеска личное бессознательное), существует другая психическая система коллективной, универсальной и безличной природы, идентичная у всех членов вида Homo sapiens. Это коллективное бессознательное именно наследуется, а не развивается индивидуально. Оно состоит из предсуществующих форм, которые могут сознаваться только вторично и которые придают определенную форму некоторым психическим содержаниям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.007 с.) |