Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Топическая модель человеческой психики. Сознательное, предсознательное, бессознательное.

Поиск

 

Всю сферу психического Фрейд разграничивал на три области: сознательное, предсознательное и бессознательное. Он действует подобно топографу, наносящему на карту те или иные участки местности, открывающиеся его наблюдению, поэтому получившаяся картина психики человека

получила название топической (пространственной) модели.

Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие.

Опыт показывает нам и то, что психический момент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, состояние осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем (можно сказать латентное, или бессознательное – в любом случае верно).

Есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Латентное бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным. Термин "бессознательное" мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному. Предсознательное предпола­гается нами стоящим гораздо ближе к сознательному, чем бессознательное, а так как бессознательноемы назвали психическим, мы тем более назовем так и латентное предсознательное.

Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

Предсознательное – это структура, с содержанием которой сознание вольно поступать по собственному усмотрению. В нем заключено то, что в нужный момент может свободно переместиться в сознание. Речь идет о впечатлениях, воспоминаниях, знаниях, которые отсутствуют в фокусе нашего внимания и являются своего рода сейфом, ключ к которому хранится у нашего сознательного. Например, при необходимости мы можем вспомнить свои любимые стихи, впечатления о летнем отдыхе, имена и фамилии друзей. Однако до упоминания о них вы актуально эти знания не осознавали. Предсознательное иногда называют «доступной памятью».

С точки зрения З. Фрейда, роль предсознательного заключается в наведении мостов между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание, даже через несколько десятилетий не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное – совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

 

37. Структурно-динамическая модель. "Я", "Оно" и "Сверх-Я"

 

В структурно-динамической модели психика человека разделяется на три относительно самостоятельных, динамически взаимодействующих и конфлик­тующих между собой части (инстанции): Я, Оно и Сверх-Я.

· Под Оно (id) понимается наиболее архаичная, безличная часть психики, ко­торая образована совокупностью бессознательных влечений, берущих начало в телесной организации и стремящихся к немедленному удовлетворению — устра­нению или ослаблению напряженности. Оно лишено контактов с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется исключительно принципу удовольствия.

· Я (Ego) —- часть психики, в процессе развития отделившаяся от Оно для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, а также для посредничества в отношениях реальности с Оно и Сверх-Я. Я следует принци­пу реальности и значительную часть энергии расходует на сдерживание бессозна­тельных влечений с помощью защитных механизмов. Наряду с сознательными функциями, такими как восприятие, память, мышление, целеполагание, Я выполняет и бессознательные функции (защита от Оно и Сверх-Я).

· Особое значение в структурно-динамической модели придавалось Сверх-Я (Super-Ego) — той части психики, которая является порождением комплекса Эди­па и формируется в раннем детстве в результате интроекции (перевода во внут­ренний план) запретов и предписаний родителей. Если Оно предопределено гене­тически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Сверх-Я — продукт влияний, исходящих от других людей. С одной стороны, Сверх-Я содействует Я в овладении бессознательными влечениями, с другой — оказывает на него давление, вызывая в Я страх, чувство вины.

Функционируя отчасти сознательно, отчасти бессознательно, Сверх-Я

· поддерживает систему моральных и религиозных ценностей человека, ин­тегрируя их в осознанный идеал-Я;

· создает поведенческие установки и контролирует их выполнение;

· посредством укоров совести и чувства вины препятствует противореча­щим ему установкам и формам поведения.

38. К.Юнг. Понятие коллективного бессознательного. Знак и символ.

Основными отличиями теории Юнга (он назвал ее аналитической психоло­гией) являются следующие:

o Если Фрейд ориентировал свой психоанализ на образец естественной науки,то аналитическая психология ориентирована гуманитарно. Одним из первых Юнг приходит к мысли, что для понимания человеческой личности — здоровой или больной - необходимо выйти за пределы формул естествознания.

o Отсюда другое отличие — Юнг признает существование, наряду с личным коллективного бессознательного.

Работая как психотерапевт, Юнг заметил, что психические больные и невроти­ки "до деталей повторяют мифы, космогонии и примитивные научные представления древних и древнейших народов". Эти изначальные мотивы, берущие свое начало в глубинных пластах человеческой психики и имеющие безличную (коллективную) природу, он назвал архетипами. Архетип происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает всегда остающиеся за порогом сознания праформы, проявляю­щиеся в разные времена в самых различных культурах.

Коллективное бессознательное говорит с нами на языке символов, поэтому расшифровка этого языка составляет значителыгую часть работы аналитика.

o Последовательное проведение различия между знаками и символами — третье отличие юнговской теории. Значением знака выступает нечто известное, находящееся в пределах сознания. Смысл символа выводит нас за пределы сознательного, это — мост, переброшенный к берегу неведомого.

Символы, как и сама психика, основаны на эмпирической реальности, но не яв­ляются знаками, эту реальность представляющими.

Коллективное бессознательное есть та часть души (psyche), которую можно, в отрицательном плане, отличить от личного бессознательного на том основании, что она не обязана, подобно последнему, своим существованием личному опыту и, следовательно, не является личным приобретением. В то время как личное бес­сознательное складывается, по существу, из содержаний, которые одно время были сознательными, а затем исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, содержания коллективного бессознательного никогда не находились в сознании и, таким образом, никогда не приобретались индивидуально, но обязаны своим существованием исключительно наследственности. Тогда как личное бес­сознательное состоит большей частью из комплексов, содержание коллективного бессознательного составляют, по существу, архетипы.

Мой тезис звучит следующим образом: вдобавок к нашему непосредствен­ному сознанию, которое носит полностью личный характер и которое, — как считают, — является единственной эмпирической душой (даже если мы присое­диняем к ней в качестве довеска личное бессознательное), существует другая пси­хическая система коллективной, универсальной и безличной природы, идентичная у всех членов вида Homo sapiens. Это коллективное бессознательное именно на­следуется, а не развивается индивидуально. Оно состоит из предсуществующих форм, которые могут сознаваться только вторично и которые придают определен­ную форму некоторым психическим содержаниям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.007 с.)