Жизненная философия» и «философия учений и систем» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненная философия» и «философия учений и систем»



Что такое философия? Определения философии.

Философия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".

Философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат)

Философия - это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

Философия- наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

 

Жизненная философия» и «философия учений и систем»

Прежде всего мывстречаемся с двумя главными, равно друг от другаотличающимися понятиями о философии:по первому философия есть только теория,есть дело только школы; по второмуона естьболее чем тео­рия, есть преимущественнодело жизни, а потом уже и школы. По первому понятиюфилософия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, ивысшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и практиче­ской деятельности,хотя и различаясь от них. Для философии, соответствую­щей первому понятию, - для философии школы — от человека требуется только развитой до известной степени ум, обогащенный некоторыми позна­ниями и освобожденный от вульгарных предрассудков; для философии, соот­ветствующей второму понятию, - для философии жизни - требуется, кроме того, особенное направление воли, то есть особенное нравственное настрое­ние, и еще художественное чувство и смысл, сила воображения, или фанта­зии Первая, занимаясь исключительно теоретическими вопросами, не имеет никакой прямой внутренней связи с жизнью личной и общественной, вторая, стремится стать образующей и управляющей силой этой жизни

 

Разделы философского знания.

Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

Аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

Метафизика – раздел философии, в котором проводится исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия.

Специфика философского знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Зарождение философии в античности (Фалес)

Первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы была милетская школа, которая возникла в среде греков Малой Азии.

Основателем философской школы в Милете считается Фалес

Самая ранняя информация о философии Фалеса Милетского пришла к нам от Аристотеля. В аристотелевской «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – родоначальник такого рода философии – считает ее водою» (Аристотель. Метафизика. Кн. I. Гл. 3).

Вода Фалеса – философское переосмысление гомеровского Океана, шумеро-аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его сочинения «О началах» допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю – в этой форме он и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает.

С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит, согласно философии Фалеса, имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств» (Диоген Лаэртский.

Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность позднейшего раскола. Божество космоса – разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.

Онтологический монизм философии Фалеса связан с её гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание.

Проблемы этики и диалектический метод Сократа.

Знание - добродетель

За исходную посылку своих рассуждений о добродетели как знании Сократ брал разум в качестве решающего признака, отличающего человека от животного и вообще от всех живых существ. Из этой посылки вполне логично следовал вывод о том, что человек благодаря разуму ставит перед собой определенные цели и задачи; опираясь на приобретенные знания и навыки, он стремится реализовать свои намерения; чем полнее знания человека и чем выше его мастерство, тем успешнее он решает свои задачи и тем полнее удовлетворяет свои потребности. Сократ считал, что только знание позволяет человеку разумно использовать средства, которыми он располагает, например, богатство и здоровье, для достижения благополучия и счастья. Отсюда он строил следующий силлогизм: богатство и здоровье сами по себе ни добро (благо), ни зло. Они становятся тем или другим в зависимости от знания или невежества.

Сократ брался доказывать положение о существовании однозначной связи между знанием и поведением, о невозможности такой ситуации, когда человек, не принужденный внешними обстоятельствами, действовал бы вразрез со своим знанием, в противовес тому, что он считает правильным.

Сократ отдавал себе отчет в том, что существует пропасть между мыслью и действием, знанием и поступком. Поэтому идя дальше, он указывал, что в анализе рассматриваемой проблемы было кое-что существенное упущено, а именно «природа» человека. По его словам, "никто не стремится добровольно к злу или к тому, что он считает злом", ибо "не в природе человека по собственной воле желать вместо блага то, что считаешь злом"

Говоря о знании, Сократ имел в виду не знание вообще, а этическое знание. Для него этическое знание было не просто теорией, теоретическим постижением добра и зла, но и нравственно-волевым желанием творить добро и избегать зла. Выдвигая своеобразную концепцию этического знания, он приходил к выводу о том, что во всех добровольных действиях знание добра является необходимым и достаточным условием для творения добра. Наряду с этим он предполагал, что подлинное этическое знание способно преодолеть пропасть, разделяющую мысль и действие, в состоянии стереть грань между сущим и должным.

Диалектика

Диалектика как метод Сократа связана с его открытием сущности человека как "психэ", ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив ее, привести ее к должному состоянию принятия и приятия истины. Беседовать (быть в диалоге) с Сократом означало держать "экзамен души", подвести итог жизни, и как уже заметили современники, выдержать именно "моральный экзамен".

Диалектика Сократа совпадает с диалогом, который состоит из двух существенных моментов: "опровержения" и "майевтики". Чтобы осуществить это, Сократ применяет маску " незнания " и наводящее страх оружие - иронию.

Софисты прославили себя тем, что перед лицом слушателя принимали позу всезнаек. Сократ, напротив, принял образ ничего не ведающего, всему лишь научающегося.(незнание)

К числу особенных характеристик сократовой диалектики принадлежит ирония. Вообще говоря, ирония означает "симуляцию". В нашем особом случае это некая игра, или шутка, или военная хитрость, среди множества функций которой было намерение со стороны Сократа вынудить собеседника обнаружить себя. Шутя, при помощи слов или фактов, Сократ надевает на себя маску страстно преданного друга своего собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или просит обучить чему-нибудь. В то же время, при более глубоком подходе становится прозрачной уловка. Ясно, что за шуткой стоит серьезная и всегда методичная цель. Ясно также, что под разными масками Сократа, за функциональностью иронии, можно разглядеть одну наиболее существенную - притворство в незнании, невежестве.

" Опровержение ", приведение в замешательство, "elenchos" [85], было деструктивным элементом метода. Заставив собеседника признать его, Сократа, невежество, он понуждал его определить объект исследования, затем различными путями делал выводы и подчеркивал их неполноту и противоречивость, затем шел процесс их критики и опровержения до того момента, пока слушатель не признавал самого себя невеждой.

По Сократу, душа не может постичь истину, если только она "не беременна". Себя же он полагал, как мы видели, невеждой, т.е. не считал себя вправе нести другим знание, по крайней мере, знание об определенных вещах. Подобно женщине, что при родах нуждается во вспомоществовании, ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи со стороны своего рода повивальной бабки, духовного повивального искусства, для высвобождения истины на свет, - вот это и есть "майевтика" Сократа.

 

Открытие метафизики: платоновское учение об «идеях».

 

Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи, принадлежащей к данному классу (роду) вещей, одна и та же и обозначается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Соответственно можно вести речь о благе вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое.

Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: "Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь". В случае с идеей пальцем показать не на что. Придется поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина - идея, эйдос, сущность - обозначают одно и то же, единое.

Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, подвергнуть рентгену, оно есть нечто «зафизическое», по-гречески – метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умопостигаемо. Каким образом можно "увидеть" умом идею? Платон разъясняет.

Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое внимание на те вещи и явления, которые признаются прекрасными. Установите, что менее и что более прекрасно. По определению ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от просто красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, выходя за пределы возможного опыта и достигая самой идеи прекрасного.

Идея прекрасного придает всем красивым вещам качество красоты. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, как часто выражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрасное в вещах, нам следует, начиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направлении – к вещам.

Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три возможных ответа.

1. Идеи находятся в материальных вещах.

2. Идеи - это творение ума человека, следовательно, они находятся в уме человека.

3. Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем третьем мире, который Платон называл «занебесной областью», Гиперуранией (дословно: по ту сторону неба).

Платон придерживался третьей точки зрения, хотя нам она представляется парадоксальной. Современные исследователи избегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вторых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие общие черты явлений, которые не "бросаются" в глаза, но существуют. В этой связи вместо слова "идея" используются термины "понятие", "идеализация". Именно учение о понятиях и идеализациях является современным пониманием природы идей.

Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Так, мир познаваем для нас благодаря благу. Благо, по Платону, это - мировой принцип. Современные философы придают благу более земное содержание, они обычно считают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного жительства людей.

Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в деле понимания, интерпретации самых различных явлений.

Эрос и логос у Платона.

 

Путь философии и науки к миру идей – рациональный путь. Иррациональный - путь любви. Эрос – любовь (физическая). Эрос – сила способная соединить 2 половины в одно целое. Эрос – физическое искание (платоническая любовь).

Плотская любовь – совмещение двух половин при котором результатом бессмертия и совмещения душ является ребёнок.

Влечение к душе другого человека (настоящая любовь) – человек чувствует зуд прорезающихся крыльев, который возвышает тело (душу), т.е. человека к миру сверхчувственному. Влечение к душе – первый путь к бессмертию.

Предел влечения – влечение к миру идей. Возникает при соединении с наукой. Влечение к знанию, мудрости.

Платон своей идеей о любви создал видение о бессмертном и прекрасном.

Антиномии разума.

 

· Тезис: Наряду с причинностью по законам природы (а значит, необходимой причинностью) существует причинность через свободу (когда причина не имеет других причин, кроме тех, которые содержит в себе сама).

Антитезис: Свободы нет, все в мире совершается по законам природы.

Решение: Разрешить противоречие можно только признав существование двух миров (сфер), не сводимых друг к другу. – мира природы и мира свободы.

 

· Тезис: Можно строго логически доказать, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Антитезис: Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

 

Парадокс: Разум ставит недостижимую цель перед рассудком

 

Чтобы определить сферу законного применения разума, необходимо, полагает Кант, строго различать то, что познается в нашем опыте (явления), и то, что существует независимо от нас (вещь-в-себе).

Таким образом, по отношению к нам как познающим все в мире выступает как

явления, и все наши знания о мире ограничены пределами возможного опыта.

Но тогда может быть следует отказаться от понятия вещи самой по себе и говорить только о явлениях, о том, что познаваемо? Нет, отвечает Кант, понятие вещи-в-себе необходимо как понятие о пределе, к которому стремится наше познание. То, что этот предел недостижим, не основание для пессимизма, а напротив, является гарантией бесконечного прогресса науки.

Определения человека. Человек, самость, личность.

Знание, мнение, вера.

52. Религиозная вера. Вера и убеждение. (религиозная вера и научная вера)

Что такое философия? Определения философии.

Философия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".

Философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат)

Философия - это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

Философия- наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

 

Жизненная философия» и «философия учений и систем»

Прежде всего мывстречаемся с двумя главными, равно друг от другаотличающимися понятиями о философии:по первому философия есть только теория,есть дело только школы; по второмуона естьболее чем тео­рия, есть преимущественнодело жизни, а потом уже и школы. По первому понятиюфилософия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, ивысшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и практиче­ской деятельности,хотя и различаясь от них. Для философии, соответствую­щей первому понятию, - для философии школы — от человека требуется только развитой до известной степени ум, обогащенный некоторыми позна­ниями и освобожденный от вульгарных предрассудков; для философии, соот­ветствующей второму понятию, - для философии жизни - требуется, кроме того, особенное направление воли, то есть особенное нравственное настрое­ние, и еще художественное чувство и смысл, сила воображения, или фанта­зии Первая, занимаясь исключительно теоретическими вопросами, не имеет никакой прямой внутренней связи с жизнью личной и общественной, вторая, стремится стать образующей и управляющей силой этой жизни

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.042 с.)