Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобализация как предмет социально-философского анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру. Согласно оценкам некоторых экспертов, в ближайшие пятьдесят лет развитие событий в мире будет определяться действием сил интеграции, ведущей через регионализацию к глобализации. С этой точки зрения те страны, которые не будут участвовать в этом процессе, окажутся на обочине всемирной истории, в стороне от достижений и возможностей новой постиндустриальной, информационной цивилизации. объективной стороной процесса глобализации является: 1) усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики; 2) становление глобального информационного пространства, неподвластного воле и желаниям отдельных государств и обеспечивающего быструю связь в реальном масштабе времени; 3) превращение знания в основной элемент общественного богатства; 4) выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, которые существенно ограничивают регулирующие возможности национальных государств;
Субъективной стороной процесса глобализации, имеющей объективное значение являются: 1) внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей; 2) формирование новых мировоззренческих и методологических парадигм (глобализма, глобалистики), в том числе и такого относительно самостоятельно раздела совремнного философского знания, как философия глобализации.
С ее позиций, глобализация одновременно и объективный, и субъективный процесс, пространством которого является весь земной шар(глобус). Она – противоречивый процесс. Среди ее положительных черт, как правило, отмечается рост контактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, науки, образования, технологий, культуры. Известно, что в течение последних 50 лет средний доход на душу населения в мире вырос в три раза, а мировой ВВП увеличился в 10 раз. Эти цифры как бы визитная карточка процесса глобализации. Следует, однако, иметь в виду, что они – всего лишь усредненные показатели современного социального благополучия, не отражающие существующую дифференциацию в благосостоянии отдельных стран, народов, регионов. Современная глобализация предоставляет неравные условия для ее участников. Мир до сих пор не интегрируется с учетом интересов всех государств и народов, а его деловая активность контролируется ограниченным числом наиболее сильных государств. Не случайны на этом фоне опасения участников «Форума тысячелетия», состоявшегося под эгидой ООН в мае 2000 г. в Нью-Йорке и собравшего представителей из более чем ста стран мира. Глобализация нуждается в эффективном демократическом общественном контроле, так как ее блага распределяются неравномерно, а мировой рынок не действует по правилам, основанным на общих для всех государств и народов социальных задачах. Одобренная Форумом тысячелетия программа действий, с одной стороны, не призывает к борьбе против глобализации, а с другой – определяет направление совместных усилий по координации процессов глобализации в интересах разных государств и народов. Предусмотренные данной программой меры должны проводиться в жизнь гражданским обществом, правительствами, Организацией Объединённых Наций на основе сотрудничества. Сложности и противоречия глобализации в контексте современных цивилизационных изменений порождают различные и порой альтернативные мировоззренческо-идеологические оценки и концепции этой объективной тенденции общественного развития. Некоторые современные исследователи глобализации прогнозируют, например, как одно из ее следствий «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон), поглощение Западом иных культурных систем и утверждение унифицированного западного либерализма (Ф. Фукуяма) и пр.
Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Культура (от лат. сultura — возделывание, воспитание, а также лат. cult - почитание) для обыденного сознания представляет прежде всего совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности. Она сложный мир символов, знаков, использующихся для обозначения человеком окружающего мира. Поскольку за внешним обликом вещей и символов обычно не так-то легко усмотреть их духовное содержание, возникает даже опасение, что точно определить содержание культуры невозможно. Эта трудность, однако, отчасти преодолевается посредством обращения к этимологии понятия культуры. Слово «культура» латинского происхождения и первоначально оно обозначало возделывание, обработку земли. Позже, благодаря Цицерону, оно стало использоваться для характеристики человека, как обозначение его воспитанности, образованности, и более широко «культивирования» в человеке человеческих качеств. Длительное время в классической философской литературе понятие «культура» отождествлялось с цивилизацией. Такой подход особенно был характерен для французских просветителей XVIII в. Только в конце XIX - начале XX в. в философии предпринимаются серьезные попытки разграничить данные понятия (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Вместе с тем, и сегодня проблемы соотношения культуры и цивилизации весьма актуальны и носят дискуссионный характер. В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. В современной науке выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход (Г.Риккерт), согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятелъностный подход (В.С. Степин), рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта и др.
Культура сложное, многоуровневое явление. В современной литературе обычно выделяют следующие типы культур: массовую культуры, контркультуру и пр.. Рассмотрим их содержание подробнее. Массовая культура - это такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в условиях современного массового производства и рассчитана на массовое потребление. Понятие «массовая культура» ввели в оборот и развили испанский философ Х. Ортега – и – Гассет, теоретики Франкфуртской школы Г.Маркузе, Т.Адорно и другие. Массовая культура – продукт общества потребления. Глобальность ее воздействия на общество связана с возросшей ролью средств массовой информации в современном обществе. Цели массовой культуры — заполнение досуга, снятие напряжения, стимулирование потребительского сознания, формирование некритического восприятия этой культуры человеком, ориентация на искусственно создаваемые образцы (имидж) и стереотипы, приобщение к миру иллюзий, отвлечение масс от социальной активности, приспособление к существующим условиям, конформизм. Контркультура может быть определена как радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов устоявшегося типа культуры. В рамках молодежных движений (панки, готы, эмо и др.) происходит созревание субкультурных и контркультурных программ жизненного устройства и мировидения, что характеризует сложное положение молодежи в условиях общества потребления с его прагматичной и приземленной обыденной философией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.007 с.) |