Сущность неформальных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность неформальных организаций



Организационная схема отражает запланированные, формальные связи, необходимые для работы организации. Но выполнение работы зачастую требует незапланированных, нестандартных действий и ре­шений и полагается на неформальные связи среди членов организа­ции. Эти незапланированные связи и виды деятельности среди людей в организации, которые ускоряют ее работу, называются неформаль­ной организацией.

Так же, как и формальные организации, неформальные имеют сво­их лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, доби­ваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогич­но тому, как это делает лидер формальной организации.

Лидер формальной организации имеет поддержку в виде делеги­рованных ему официальных полномочий и обычно действует в отве­денной ему конкретной функциональной области. Опора неформаль­ного лидера — признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформаль­ного лидера может выходить за административные рамки формаль­ной организации. Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации, включают: возраст, долж­ностное положение, профессиональную компетентность, расположе­ние рабочего места, свободу передвижения по рабочей зоне и отзыв­чивость. В неформальной группе, как правило, выделяется два лидера: один для выполнения целей группы, другой — для социального взаи­модействия.

В модели американского социолога, профессора Гарвардского университета Джорджа Хоманса (рис. 2) под видами деятельности понима­ются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих за­дач люди вступают во взаимодействие, которое в свою очередь спо­собствует появлению чувств — положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодейство­вать в будущем.

Рис. 2. Модель Хоманса

 

Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешаю­щая эффективному управлению группами и неформальными органи­зациями, — это изначально невысокое мнение о них руководителей. По существу, возникновение неформальных организаций, явление ес­тественное и весьма распространенное, — они есть в каждой организа­ции. Подобно многим другим факторам, действующим в области уп­равления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты.

Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, также неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формаль­ную систему коммуникаций.

Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.

Размер. По мере увеличения размера группы общение между ее членами усложняется, и становится более трудным достижение согла­сия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к не­формальному разделению групп на подгруппы, что может привести к появлению несогласующихся целей.

Состав. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении про­блем. Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это может дать большую эффективность, чем если бы члены группы имели схожие точки зрения (в споре рождается истина).

Групповые нормы. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии сообразования своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчи­тывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям.

Сплоченностьэто мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа — это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. По­скольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей органи­зации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высоко­сплоченных групп обычно меньше проблем в общении.

Групповое единомыслиеэто тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому не­согласия следует избегать.

Конфликтность. Активный обмен мнениями полезен, но он мо­жет также привести к внутригрупповым спорам и проявлениям откры­того конфликта, которые всегда пагубны.

Статус членов группы. Статус той или иной личности в организа­ции или группе может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информиро­ванность и накопленный опыт.

Роли членов группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы.

ВЫВОДЫ

Группой являются два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (или других) и испытывает на себе его влияние.

Групповая динамика - процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Лидерство — ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности.

Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

Современный менеджмент невозможен без лидеров.

В настоящее время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно является и менеджером и лидером, следовательно, эффективно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой.

Формальные и неформальные группы проходят примерно одни и те же стадии развития, и, чем более развита группа, тем выше эффективность ее деятельности.

Для эффективного управления группой большое значение имеют следующие основные факторы, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице руководителя:

- структурные факторы — это величина группы, членство в группе, коммуникации в группе и организации;

- независимые факторы — это физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами;

- переменные факторы — это характер задачи, стоящей перед группой; степень сложности задачи; условия решения задачи;

- мотивационные факторы — это мотивации членов группы; групповая мотивация; состояние окружающей группу среды (атмосфера в коллективе);

и последнее:

- промежуточные факторы — это стиль руководства; взаимоотношения между членами группы, а также всеми работниками организации и группой; распределение ролей и обязанностей; организационный климат; процесс принятия решений в организации.

Для достижения максимальной производительности, необходимо создать высоко сплоченную группу и обеспечить ее соответствующим лидером; через некоторое время эта группа станет самоуправляемой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.99.173 (0.006 с.)