ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В контексте мировых цивилизаций



ИСТОРИЯ

БЕЛАРУСИ

В контексте мировых цивилизаций

Учебно-методическое пособие

 

Минск “Экоперспектива” 2010

 

 

УДК 338(476)(091)(075.8)

ББК 65Ю9 (4 Беи)я73

И90

 

 

Авторы:

В.И.Голубович, Н.И. Полетаева, З.В. Шибеко – профессоры; Т.В. Воронич, Ю.Л. Грузицкий, И.И. Гвардеев, В.А. Подолинский, Т.И. Поликовская, А.Ф. Самусик, А.М. Сасим – доценты; Г.В. Алексашина, Д.Н. Черкасов, Ф.В. Горбачев, И.И. Сацукевич – ассистенты.

 

Рецензенты:

 

профессор кафедры международного бизнеса Учреждения образования “Белорусский государственный экономический университет”, кандидат экономических наук М.И. Балашевич; доцент кафедры истории Беларуси древнего времени и средних веков Учреждения образования “Белорусский государственный университет”, кандидат исторических наук В.А. Сосно

 

История Беларуси:в контексте мировых цивилизаций: учеб.-метод. пособие. / В.И. Голубович [ и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2009. - ____с.

 

ISBN 978-985-469-291-3.

 

УДК 338(476)(091)(075.8)

ББК 65Ю9 (4 Беи)я73

 

 

ISBN 978-985-469-291-3© Оформление. УП «Экоперспектива», 2010

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

“Белорусский государственный

экономический университет”

_________________В.Н. Шимов

24 апреля 2009 г.

Регистрационный № УД 147-09/баз.

 

I. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

 

Учебная программа

специальностей 25 “Экономика” (по направлениям),

специальностей 1-23 01 04 “Психология”, 1-23 01 05 “Социология”,

1-23 01 06 “Политология”( по направлениям),

1-23 01 02 “Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций” (по направлениям),

1-26 01 01 “Государственное управление”,

1-26 02 01 “Бизнес-администрирование”,

1-26 03 02 “Маркетинг”, 1-26 03 05 “Логистика”,

1-31-03 06 “Экономическая кибернетика (по направлениям)”

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа “История Беларуси” разработана в соответствии с типовой учебной программой для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 мая 2008 г. Регистрационный № ТД-СГ/009 тип. Она предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. Для нее характерна акцентуация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий.

 

1.1. Цели и задачи дисциплины “История Беларуси”

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задачи и функций.

Место учебной дисциплины “История Беларуси” в системе социально-гуманитарных знаний определяется предметом ее изучения, которым являются общесистемные закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории с учетом цивилизационных характеристик.

Актуальность изучения истории Беларуси в таком контексте обусловлена тем, что белорусский народ исторически сформировался в процессе взаимодействия различных социально-экономических и этнокультурных общностей под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов. Учет влияния на процесс развития белорусского народа различных культурно-цивилизационных, социально-экономических факторов отражает потребность современного белорусского социума в самосознании и осмыслении своего прошлого, настоящего и будущего.

Целями изучения учебной дисциплины “История Беларуси” являются формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностное самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства сопричастности к судьбе страны и ее истории. Учебная программа отражает также специфику профиля вуза – подготовку специалистов-экономистов с высшим образованием, поэтому целями ее являются также изучение эволюции форм хозяйственной деятельности человека, основных этапов развития народного хозяйства Беларуси и зарубежных стран, социально-экономических процессов, тенденций и перспектив экономического развития общества.

Для реализации названных целей предполагается решение следующих задач:

- осознанное усвоение и применение учебной исторической информации, связанной с анализом закономерностей и особенностей государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе способности к самореализации в условиях современно социокультурной ситуации;

- усвоение студентами системы материальных, культурных и духовных ценностей белорусского народа, которые служат ретроспективой для анализа современности и определения перспектив будущей жизнедеятельности;

- изучение, анализ и теоретическое обобщение отечественного и мирового опыта хозяйственной деятельности;

- оценка целей, путей, средств и результатов экономического развития Беларуси и зарубежных стран;

- формирование социальной памяти, преемственности в хозяйственной деятельности, критический отбор позитивного опыта из социально-экономического прошлого, ознакомление с альтернативными формами и моделями хозяйственной деятельности;

- аккумуляция, анализ и первичная теоретическая обработка историко-экономической информации;

- становление готовности выпускника высшей школы как гражданина Республики Беларусь способствовать дальнейшему развитию своей страны.

В результате изучения дисциплины “История Беларуси” студент должен знать:

- основные теории общественного развития, особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Беларуси;

- основные этапы формирования белорусского народа в различные исторические периоды;

- исторические модели модернизации общества и государства, советский опыт модернизации и цивилизационного развития белорусского общества;

- основные достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие белорусского народа;

- основные этапы становления форм государственности на территории Беларуси, белорусской государственности и государственного суверенитета Республики Беларусь;

- место и роль белорусских земель в геополитических и социально-экономических процессах в различные исторические периоды, вклад белорусского народа в победу над фашизмом, значение и место суверенной Республики Беларусь в современном мире;

- закономерности, характерные черты и особенности социально-экономического развития стран с развитой рыночной системой в разные исторические периоды;

- становление и эволюцию форм международной экономической интеграции; историко-экономические корни глобализации и регионализации.

Студент должен уметь:

- применять формационный и цивилизационный подходы к изучению истории при характеристике особенностей исторического развития белорусского народа;

- характеризовать условия и результаты формирования белорусского народа в разл чные исторические периоды;

- осуществлять сравнительный анализ реформ и революций в процессе модернизации белорусского общества, оценивать результаты деятельности советской общественно-политической системы в БССР, определять сущностные характеристики белорусской модели социально-экономического развития;

- объяснять влияние различных культурно-цивилизационных факторов на развитие Беларуси и оценивать основные достижения в развитии материальной и духовной культуры Беларуси, использовать культурно-историческое наследие Беларуси в своей профессиональной деятельности и приумножать его;

- анализировать процесс становления белорусской государственности, оформления и укрепления суверенитета Республики Беларусь;

- характеризовать геополитическое положение белорусских земель в различные исторические периоды, оценивать значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне, анализировать место и роль суветенной Республики Беларусь в условиях глобализации мировых процессов;

- объяснять причины формирования закономерностей и особенностей социально-экономического развития стран с развитой рыночной системой;

- выявлять историко-экономические предпосылки и результаты глобализации и регионализации, международной экономической интеграции.

1.2. Структура дисциплины “История Беларуси”

Изучение дисциплины “История Беларуси” рассчитано на 138 часов, из них 80 аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает 40 лекционных часов и 40 семинарских (практических) часов. Учебная дисциплина включает введение, 5 разделов в составе 15 тем, заключение.

Методы обучения

В процессе изучения дисциплины “История Беларуси” применяются эффективные педагогические методики и технологии, способствующие вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных учебных и воспитательных задач, в целях формирования современных социально-личностных и профессиональных компетенций специалистов-экономистов. Среди них приоритет отдается технологиям учебно-исследовательской деятельности, коммуникативным технологиям (дискуссиям, пресс-конференциям, учебным дебатам и другим активным формам и методам), игровым технологиям (деловым, ролевым, имитационным играм и др.) Для управления учебным процессом и контроля за усвоением знаний студентами используется рейтинговая система оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, различные формы самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.

Во время подготовки к семинарским занятиям студенты изучают обязательную литературу по каждой теме, а также дополнительную. Контроль за самостоятельной работой осуществляется в ходе опроса на семинарских занятиях, обязательной отработки пропущенных семинарских занятий, тестирования, подготовки и написания рефератов, студенческих научных работ, докладов на конференциях.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

“ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ”

 

№№ п/п   Название разделов и тем Аудиторные занятия
Всего Лек-ции Семи- нары
1. Раздел 1. Введение в дисциплину. Цивилизационное наследие Древнего мира, средних веков и Беларусь. 1.1 Введение в дисциплину. Древние цивилизации. “Великое переселение народов” и белорусские земли 1.2 Становление и развитие христианства и феодализа в европейских странах и на белорусских землях (V- первая половина XIII в.) 1.3 Эволюция феодализма в Европе. Великое княжество Литовской, Русское, Жемойтское (вторая половина XIII – первая половина XVI в.) 1.4 Этнические и культурные процессы на белорусских землях во второй половине XIII – первой половине XVI в. Эпоха Возрождения
2. Раздел 2. Цивилизационное наследие Нового времени и Беларусь. 1.1 Начало Нового времени. Эволюция государственного и социально-политического строя на белорусских землях в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII вв.) 1.2 Зарождение индустриальной цивилизации (последняя треть XVIII - последняя треть XIX в.) 1.3 Беларусь в составе Российской империи (конец XVIII – первая половина XIX в.) 1.4 Становление индустриальной цивилизации. Российский путь модернизации общества (1860-е гг. – начало XX в.)
3. Раздел 3. Западная цивилизация в межвоенный период (1918-1939 гг.). Советская модель модернизации в истории Беларуси. БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. 1.1 Беларусь в период Октябрьской революции 1917 г. Становление белорусской государственности 1.2 Основные тенденции социально-экономического развития ведущих стран Запада в межвоенный период (1918-1939 гг.) 1.3 Советская модель модернизации БССР на этапе становления индустриального общества (1920-1930-е гг.) Западная Беларусь в составе Польши 1.4 Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн
4. Раздел 4. Геополитическое и экономическое положение Беларуси во второй половине 1940-х – конце ХХ в. 1.1 Противостояние мировых сверхдержав после Второй мировой войны. Хозяйство стран с развитой рыночной системой 1.2 Социально-экономическое, политическое и культурное развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.
5. Суверенная Республика Беларусь в условиях глобализации мировых процессов
  Всего

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в дисциплину.

Место и роль исторической науки в современном обществе. Исторические знания в системе подготовки экономистов с высшим образованием. Предмет истории Беларуси в контексте цивилизационного регионального развития как составной части восточнославянской, европейской и мировой истории. Функции и задачи исторической науки. Методологические основы и принципы изучения истории.

Понятие «цивилизация». Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Историческая периодизация. Периодизация экономической истории.

История Беларуси – составная часть мировой истории. Основные отечественные историографические школы. Понятие об историческом источнике. Основные типы исторических источников. Содержание и структура курса.

 

Раздел 1. Цивилизационное наследие Древнего мира, средних веков и Беларусь.

Периодизация истории первобытного общества. Первобытный человек и окружающая среда. Древние стоянки и поселения на территории Беларуси. Основные занятия людей. Орудия труда. Фазы эволюции первобытнообщинного хозяйства. Неолитическая революция.

Распад первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу. Первые цивилизации. Возникновение первых государств. Цивилизационные особенности Востока и Запада. Характерные черты рабовладельческого способа производства, его место в мировой истории. Типы рабовладельческого хозяйства: Древний восток и античность. Экономическая структура древневосточных обществ. Ирригационное земледелие. Развитие ремесла. Роль общины.

Колыбель европейской цивилизации – Древняя Греция и Древний Рим. Хозяйство Древней Греции в период ее расцвета (V в. до н.э.) Причины экономического подъема Древнего Рима, структура его экономики во II-I вв. до н.э. – I-II вв. н.э. Эволюция форм производства в сельском хозяйстве: рабовладельческая вилла – латифундия – сальтус. Пекулий и колонат как переходные формы экономических отношений от рабства к феодализму. Кризис античной экономической системы. Исторические условия возникновения христианства.

Первые известные переселения народов. Расселение индоевропейцев, их основные группы. Археологические культуры на территории Восточной Европы в начале I тысячелетия н.э. Локализация славянской прародины. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси. Этническая карта населения края в конце палеолита.

Племена пражской культуры в Восточной Европе. Начало расселения славян на территории Беларуси и славянизация балтов. Кривичи, дреговичи, радимичи. Концепции происхождения белорусов. Общественный строй и хозяйственная деятельность восточных славян.

Утверждение христианства в Древнем Риме. Причины падения Римской империи. Понятие «средние века». Церковь и государство. Раздел христианства на Западную и Восточную ветви. Образование христианско-варварских государств в Западной Европе. Франкское государство. Основные черты, периодизация и экономическая структура феодализма. Типы феодального землевладения: французская сеньория, английский манор. Категории зависимого крестьянства: сервы, вилланы, коттеры, копигольдеры. Феодальная рента.

Города Западной Европы в XI-XШ вв., их экономическая роль. Коммунальные революции. Отраслевая структура и цеховая организация средневекового ремесла. Активизация торговли. Купеческие гильдии. Основные направления торговли: Левантийская и Ганзейская. Средневековые ярмарки. Зарождение кредитно-денежных отношений.

Византийская империя (конец IV – XIII вв.) и ее геополитическое положение. Государственный строй. Экономическая и культурная жизнь. Влияние Византии на восточных славян. Особенности перехода к феодализму у восточных славян.

Образование Киевской Руси – древнего восточнославянского государства (862-1125 гг.), основные концепции его происхождения. Государственно-политический и социально-экономический строй Киевской Руси.

Княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.), их образование и политическое устройство. Взаимоотношения с Киевом и Новгородом. Социально-экономическое развитие белорусских земель. Многоукладность раннефеодальной экономики. Формирование феодального землевладения и землепользования. Категории зависимых крестьян. Развитие орудий труда. Основные отрасли хозяйства, их соотношение и особенности. Углубление разделения труда. Возникновение городов на территории Беларуси. Торговля, пути сообщений, денежное обращение. Договор Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой 1229 г.

Духовная жизнь восточных славян. Мифологические представления о мире. Язычество. Принятие христианства. Появление христианства на белорусских землях. Распространение письменности и образования. Рукописные книги. Летописание. Туровское Евангелие. Ефросинья Полоцкая. К. Туровский. К. Смолятич. Полоцкая, смоленская, гродненская архитектурные школы. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Культура белорусских земель IX – XIII вв. в контексте европейского культурного процесса.

Эволюция феодализма и изменение геополитической ситуации в Европе. Культурное единство и политическая раздробленность Европы. Консолидация европейских государств. Развитие средневекового хозяйства. Экономический подъем городов-республик Северной Италии.

Социально экономические и политические предпосылки возникновения Великого княжества Литовского. Основные концепции создания ВКЛ. Понятие «историческая Литва». Миндовг. Династическая и религиозная борьба в XIII - первой половине XVI в. Политика великих князей Витеня, Гедимина, Ольгерда. Борьба за наследие Киевской Руси. Расширение территории ВКЛ в XIV в. Кейстут, Ягайло, Андрей Полоцкий, Витовт. Сближение с Польшей. Кревская уния и ее результаты. Грюнвальдская битва и ее значение. Административные реформы Витовта. Городельский привилей 1413 г. Гражданская война 1432-1436 гг. Политика великих князей Казимира, Александра, Сигизмунда I Старого, Сигизмунда II Августа. Борьба с Московским государством за гегемонию в Восточной Европе.

Эволюция ВКЛ от единовластия к сословно-представительной монархии. Организация государственной власти, ее основные органы, изменение их функций (великий князь, паны-рада, соймики, Великий сойм и др.) Кодификация права. Судебник Казимира 1468 г. Статут ВКЛ 1529 г.

Развитие экономики, социальных отношений и экономических связей белорусских земель во второй половине XIII – первой половине XVI в. Укрепление феодальных поземельных отношений. Системы земледелия. Животноводство, крестьянские промыслы. Эволюция типов и форм землевладения и землепользования. Государственное, частное и церковное землевладение. Магнаты, бояре, шляхта. Дымы и дворища. Рост феодальной зависимости крестьян, их основные категории. Основные этапы юридического оформления крепостного права в ВКЛ. Предпосылки, сущность и цели аграрной реформы 1557 г. Особенности проведения реформы на белорусских землях и ее результаты для сельского хозяйства.

Городское хозяйство. Государственные и частновладельческие города. Основные виды ремесел и промыслов. Распространение цеховой организации ремесла и ее особенности на территории Беларуси. Развитие внутренней и внешней торговли, ее роль в экономическом развитии белорусских земель. Купеческие гильдии. Развитие денежного обращения и кредита. Магдебургское право в городах Беларуси и его влияние на городское хозяйство. Дифференциация горожан. Место и роль ВКЛ в истории Европы.

Зарождение буржуазных отношений в Европе. Гуманизм. Распространение идей Ренессанса в европейских государствах. Деятели эпохи Возрождения. Конфронтация с католической церковью. Реформация. М. Лютер, Ж. Кальвин. Аугсбургский религиозный мир 1555 г. Контрреформация. Деятельность ордена иезуитов.

Влияние европейской культуры на духовную жизнь ВКЛ, этническую консолидацию восточных славян. Культурные контакты белорусских земель с Центральной и Западной Европой. Возникновение новых сфер духовной и материальной деятельности. Фольклор и традиционная культура белорусов. Образование. Книгопечатание. Деятели эпохи Возрождения в Беларуси: Ф.Скорина, С. Будный, В. Тяпинский, Н. Гусовский, М. Смотрицкий и др. Светская литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Экономические, политические, культурные факторы консолидации белорусского этноса. Термин «Белая Русь». Формирование этнической территории белорусов. Статус белорусского языка в ВКЛ. Менталитет и этническое самосознание. Роль конфессионального фактора в формировании белорусского этноса. Церковно-религиозные отношения в ВКЛ. Православная церковь, католицизм. Их взаимоотношения. Церковь и религия в политической, социально-экономической и культурной жизни ВКЛ.

Раздел 2. Цивилизационное наследие Нового времени и Беларусь.

Понятие «Новое время» и его хронологические рамки. Экономические и политические изменения в Европе в XVI-XVII вв. Капитализм, его характерные черты и периодизация. Предпосылки генезиса капитализма. Сдвиги в развитиии производительных сил в Европе. Появление мануфактур, их типы. Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. Возникновение колониальной системы. Формирование мирового рынка, изменения в международной торговле. Первоначальное накопление капитала как исходная точка становления капитализма.

Переход к капиталистическому хозяйству в Голландии и Англии. Первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии, их социально-экономические причины и последствия. Экономическое лидерство Голландии в XVII в. и причины ее экономического упадка. Англия - классическая страна первоначального накопления капитала. Ааграрный переворот, секуляризация, политика протекционизма, система государственного долга, колониальная экспансия.

Особенности генезиса капитализма во Франции. Рост мануфактурного производства. Меркантилизм. Характерные черты аграрного строя: домен и цензива. Причины экономического упадка Франции в конце XVII - начале XVIII в. Раннее капиталистическое производство в германских княжествах. Господство крепостного права. Причины медленного развития капиталистических форм в германской промышленности.

Борьба за гегемонию в Восточной Европе. Ливонская война. Люблинская уния 1569 г. Образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической и экономической системе Речи Посполитой. Органы власти и управления. Признаки федеративного устройства Речи Посполитой. Антипольские настроения в ВКЛ. Статут ВКЛ 1588 г. Полонизация социальных верхов белорусского общества. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в.

Укрепление феодального хозяйства во второй половине XVI – первой половине XVII в. Структура и формы земельной собственности. Усиление феодального гнета. Хозяйство белорусских городов и местечек. Основные виды ремесла, его специализация. Мелкотоварное производство. Внутренняя торговля, ее формы. Местные рынки. Значение внешней и транзитной торговли. Финансы и кредит.

Войны и социально-политические конфликты на территории Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII в. Казацко-крестьянская война 1648-1654 гг. Война 1654-1667 гг. Северная война 1700-1721 гг. Экономический упадок белорусских земель, его причины. Состояние крестьянского и помещичьего хозяйства. Демографический спад. Усиление феодальной эксплуатации. Разорение городского хозяйства. Упадок ремесла и торговли. Феодальная анархия.

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси. Реформация и Контрреформация. Кальвинизм. Арианство. Деятельность иезуитов в Беларуси. Создание униатской церкви (Брестская уния 1596 г.).

Изменение соотношения сил в Европе в XVIII в. Семилетняя война (1756-1763 гг.) и ее результаты. Война за независимость 1775 – 1783 гг. и образование США: социально-экономические предпосылки и последствия. Великая Французская революция 1789-1794 гг., ее причины и итоги.

Нарастание политического кризиса в Речи Посполитой. Попытки экономических и политических реформ во второй половине XVIII в. Стабилизация экономики, зарождение и развитие мануфактурного производства. Внутренняя и внешняя торговля, денежная система. «Диссидентский вопрос». Первый раздел Речи Посполитой. Конституция 3 мая 1791 г. Второй раздел. Восстание под руководством Т. Костюшко. Окончательный раздел Речи Посполитой. Историко-правовая оценка разделов Речи Посполитой.

Эпоха Просвещения. Научные открытия И. Ньютона, К. Линнея, А. Лавуазье и др. Энциклопедия. Д. Дидро. Ф. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо. Ж. Локк. Ш.-Л. Монтескье. Экономическая теория А.Смита. Влияние идей Просвещения на культуру белорусских земель. Светская литература и наука. Культура барокко. Классицизм. Система школьного образования. Архитектура. Живопись. Основные направления философской и общественно-политической мысли в Беларуси. Развитие театрального искусства.

Мировая промышленная и торговая гегемония Англии. Предпосылки промышленной революции. Технические усовершенствования в текстильной промышленности, металлургии. Возникновение машиностроения. Новые виды транспорта. Итоги промышленного переворота в Англии. Англия – «фабрика мира». Отраслевая структура английской промышленности и ее территориальное размещение. Начало железнодорожного строительства. Создание акционерных компаний. Интенсификация труда в промышленности. Экономические кризисы. Фабричное законодательство. Развитие сельского хозяйства, капиталистическое фермерство. Демографический подъем 1760-1800 гг. Урбанизация. Изменения в социальной структуре населения. Переход к фритредерству. Английская колониальная империя.

Особенности промышленного переворота и индустриализации во Франции. Экономические последствия Великой французской революции. Экономическая политика Наполеона Бонапарта. Предпосылки и основные этапы промышленной революции во Франции. Особенности отраслевой структуры промышленности. Политика протекционизма. Опережающее развитие банковской и кредитной сфер. Парижская биржа. Парцеллярный характер сельского хозяйства и его влияние на внутренний рынок. Сохранение аграрно-индустриального характера французской экономики.

Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии. Частичная ликвидация феодального режима во время наполеоновских войн. Аграрное законодательство первой половины XIX в. («прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве). Таможенный союз. Промышленный подъем 1850-1860-х гг. Банковское учредительство. Акционерные компании. Изменение структуры промышленного производства. Развитие тяжелой промышленности. Железнодорожное строительство.

Становление экономики индустриального типа в США. Предпосылки промышленного переворота в северо-восточных штатах. Расширение территории. Иммиграция. Особенности первоначального накопления капитала в США. Ход и специфика промышленного переворота. Фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Экономические причины и итоги Гражданской войны 1861-1865 гг. Закон о гомстедах. Отмена рабства. Радикальная реконструкция в южных штатах. Индустриальный подъем 1860-1870-х гг.

Основные направления политики российского самодержавия в Беларуси в конце XVIII - начале XIX в. Территориально-административное деление. Органы управления. Судебная система. Отношение к шляхте. Конфессиональная и национальная политика. «Черта еврейской оседлости».

Общественно-политические движения первой половины XIX в. Тайные товарищества. Декабристы в Беларуси. Восстание 1830-1831 гг. и изменения в политике царизма после его разгрома. Особый комитет по делам западных губерний. «Разбор шляхты». Мероприятия против католической церкви. Русификация.

Социально-экономическое развитие белорусских земель в условиях кризиса феодализма. Деформация основных черт феодального способа производства. Помещичье и крестьянское хозяйство. Рост товарности помещичьего хозяйства. Специализация сельскохозяйственного производства. Орудия труда, начало использования сельскохозяйственных машин. Дифференциация крестьянства. Формирование капиталистических отношений. Вотчинные и купеческие мануфактуры. Упадок городской промышленности. Начало промышленного переворота и его особенности. Первые фабрики и заводы. Основные отрасли производства. Рост наемного труда. Транспорт, торговля, расширение внутреннего рынка.

Хозяйственные реформы первой половины XIX в. и их осуществление на белорусских землях. Указ о «Вольных хлебопашцах». Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Реформа П.Д. Киселева. Люстрация. Инвентарная реформа. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.

Культура Беларуси. Система образования. Типы школ. Полоцкая иезуитская академия. Виленский университет. Горы-Горецкий институт. Развитие научных знаний о белорусском народе (И. Данилович, М. Без-Корнилович, Т. Нарбут, А. Киркор, М. Бобровский и др.). Фольклор. Анонимные произведения. Становление литературного белорусского языка. Появление белорусской национальной идеи в художественной литературе, исторических и этнографических исследованиях. Театр. Музыка. Архитектура. Изобразительное искусство (В. Алешкевич, В. Ванькович, В. Хруцкий и др.).

Социально-политическое развитие Европы и США. Демократизация политических систем. Оформление политических партий. Всеобщее избирательное право. Возникновение профсоюзов. Рост национально-освободительного движения. Образование Германской империи. Объединение Италии. Распространение социалистических теорий. Международные организации рабочего класса. Социал-демократия.

Вторая технологическая революция. Основные открытия в области науки и техники. Появление новых отраслей промышленности в странах Западной Европы, США и Японии. Образование монополий и их типы. Характерные черты монополистического капитализма. Усиление неравномерности развития стран и начало борьбы за передел мира.

Превращение США в ведущую индустриальную державу мира. Факторы ускоренного экономического роста (природно-географический, демографический, социальный и др.) Политика жесткого протекционизма. Изменение структуры, форм организации и управления в промышленности. Крупнейшие промышленные и банковские корпорации. Тресты и антитрестовское законодательство. Железнодорожное строительство. Буржуазный реформизм начала ХХ в. Создание Федеральной резервной системы. Увеличение производительности и интенсивности труда в сельском хозяйстве. Основные направления внешнеэкономической экспансии американского капитала.

Экономический подъем Германии. Предпосылки экономического роста. Завершение промышленного переворота. Концентрация производства. Особенности монополизации. Железнодорожное строительство. Ведущие немецкие банки. Развитие аграрного сектора. Экспансионизм германского капитала и борьба за колонии.

Утрата Англией промышленной гегемонии. Причины снижения темпов экономического роста. Особенности монополизации. Ведущие банки. Лондон – мировой финансовый центр. Экспорт капитала, его основные направления и формы. Расширение колониальной империи и изменение методов колониальной эксплуатации. Аграрный кризис и нарастание проблем в сельском хозяйстве.

Замедление темпов экономического развития Франции, его причины. Структура промышленности. Основные картели и синдикаты. Парцеллярный характер сельского хозяйства, его отрасли. Узость внутреннего рынка. Концентрация банков, их роль во внутренней и внешней политике страны. Направления и формы вывоза капитала. Ростовщический характер французского монополистического капитализма. Колониальная политика.

Социально-экономические итоги революции Мэйдзи в Японии. Аграрная реформа 1872-1873 гг. Особенности промышленного переворота и индустриализации. Роль государства в развитии промышленности. Монополизация начала ХХ в. Влияние русско-японской войны 1904-1905 гг. на экономику Японии. Структура японской экономики накануне Первой мировой войны.

Российские реформы 1860-1870-х гг. и их роль в формировании буржуазного общества. Подготовка к отмене крепостного права. Рескрипт Назимову. Губернские комитеты. Аграрная реформа 1861 г. и механизм ее реализации в белорусских губерниях. Земельные наделы и повинности крестьян. Выкупная операция. Крестьянское движение после отмены крепостного права в Беларуси. Восстание 1863-1864 гг. Шляхетские революционеры и революционные демократы. К.Калиновский. Влияние восстания на ход реформы и политику царизма. Закон 1867 г. для государственных крестьян.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве белорусских губерний. Землевладение помещиков и крестьян. Ограничение экономических прав местного дворянства. Деятельность Крестьянского, Дворянского и акционерных земельных банков. Расслоение крестьянства. Отрасли сельскохозяйственного производства. Влияние мирового аграрного кризиса последней трети XIX в. на сельское хозяйство Беларуси. Пережитки феодализма.

Рост капиталистической промышленности. Три стадии капитализма в промышленности Беларуси. Отраслевая специализация. Завершение промышленного переворота и его особенности в белорусских губерниях. Промышленные кризисы 1870-1880-х гг. Промышленный подъем 1890-х гг. Развитие транспорта, средств связи. Торговля и кредит. Денежная реформа С.Ю. Витте. Формирование буржуазии и рабочего класса: численность и национальный состав.

Социально-политическое развитие. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. и особенности их проведения в Беларуси. Усиление русификации. Контрреформы 1880-1890-х гг. Народническое движение. Группа «Гомон». Пропаганда белорусскими народниками права на национальную самостоятельность. Социал-демократическое движение. Оформление РСДРП, Бунда, ПСР и других партий, их деятельность на территории Беларуси.

Революция 1905-1907 гг., ее причины и основные этапы. Революционные события на территории Беларуси. Начало парламентаризма и отношение к нему политических сил белорусских губерний. Третьеиюньская монархия.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.022 с.)