Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психологической диагностикиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Использование в воспитательной работе методов психологической диагностики личности позволяет воспитателю быстрее и лучше узнать мир воспитанника. Проводить различные виды диагностики следует в удобное для подобной работы время (желательно утреннее или дневное время) и в удобном месте (не отвлекают посторонние звуки и возможность самостоятельно отвечать на вопросы). Для получения представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей можно использовать: • наблюдение — при многопрофильности оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности; • анкеты: а) при изучении направленности интересов, мотивов действий; б) по выявлению влияния коллектива на личность • тесты — ситуации, незаконченное предложение, рисунки, шкалы, графики и т.д.; • метод ранжирования— позволяет анализировать отношения, сложившиеся в группе, эффективность и рейтинг популярности проводимых дел и т.д. В результате воспитатель-вожатый может решить для себя следующие немаловажные воспитательные задачи: • учет возрастных особенностей детей при планировании и организации коллективных дел; • анализ полученных результатов для помощи в раскрытии лучших способностей детей; • отбор педагогических средств для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения детей; • получение «обратной связи» — изучение результативности собственной педагогической деятельности. В течение смены дети часто участвуют в написании и (или) создании каких-либо творческих работ: сочинения, письма, рисунки, плакаты, коллективные работы. Для воспитателей-вожатых — это еще одна форма диагностики, средство познания внутреннего мира воспитанника. Вам многое скажет умение ребенка внятно и грамотно излагать свою мысль; вы сможете составить представление об уровне образного, ассоциативного мышления ребенка; сможете постичь глубину его духовно-нравственной сферы и т.д. Анкеты, предлагаемые в детских оздоровительных лагерях в начале, в середине и в конце смены Анкета № 1 1. Ты — в лагере. Совпали ли твои представления об этом лагере с тем, что ты увидел? 2. Какие дела, проведенные в школе, в классе тебе больше всего запомнились? 3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы хотел научиться? 4. Каковы твои представления о твоем отряде? Что ты считаешь обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере? 5. Твои пожелания вожатым. 6. Назови трех ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд, могли бы стать твоими хорошими друзьями. Анкета № 2 1. Чем тебе больше всего нравится или не нравится твое пребывание в нашем лагере? 2. Что ты за эти дни узнал, чему научился, в организации каких дел в отряде, в лагере ты принимал участие? 3. Участие, в каких делах тебе больше всего понравилось? Какие дела во второй половине смены ты хотел бы организовать, чему научиться? 4. Что ты ценишь в своем отряде? Что плохого в отряде? Что нужно изменить? 5. Что бы ты хотел пожелать своим вожатым? 6. Скоро будет проходить одно интересное дело, где вы будете действовать группами. Назови трех самых близких тебе ребят отряда, с которыми ты бы хотел участвовать в этом деле. Анкета № 3 1. Некоторые спорят, жизнь в лагере обычная или необычная. Напиши, как думаешь ты? 2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запомнились? 3. Что нового ты узнал, чему научился? 4. Чем тебе больше всего твой отряд: а) нравится? б) не нравится? 5. Как ты оцениваешь работу актива своего отряда? 6. Ты жил в детском коллективе. Какие выводы ты сделал, живяс ребятами из разных районов? 7. За что ты ценишь своих друзей? 8. Произошли ли какие-либо изменения в твоём характере, поступках, отношении к людям? 9. Твои пожелания людям, работающим с тобой в ДОЛе. 10. Если бы тебе еще раз посчастливилось побывать в нашем лагере, назови трех ребят своею отряда, с кем бы ты хотел еще раз встретиться. Следующие методики хорошо работают в начале смены, когда в отряде собираются нередко дети, впервые приехавшие в лагерь, и ощущение дискомфорта у них преобладает над возможностью свободного общения. Микроигра «Давайте познакомимся» Цель: выявить в ходе игры представления детей о проблемах, путях, формах и способах развития личности человека. Участники: дети и вожатые. Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки. Ход проведения: Организационный момент игры: Один из воспитателей-вожатых рассказывает детям о правилах игры. «Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Наш девиз — «Давайте познакомимся!». Вам придется работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнении решения возникающих проблем. Я не буду спешить отвечать па наши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начнем!» Дети расположены так, как им удобно. Задание: Вы видите листы цветной бумаги. Выберите лист с любимым и истом, обведите свою правую ладонь и вырежьте ее и напишите фломастером свое имя. Получится оригинальная визитка, которую мы прикрепим булавкой к вашей одежде. Задания: ♦ Объединитесь в группы по цвету своих визиток. (Группы располагаются под укрепленными в разных местах комнаты цветными листами). Познакомьтесь друг с другом в группе; ♦ Расскажите в своей группе о себе то, что интересует ваших товарищей; ♦ Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» — выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок, попурри и т.д.). Вожатые консультируют группы, направляя детей в нужное русло, если у них возникают трудности с фантазией (что практически никогда не бывает). Далее следует выступление групп с представлением своих коллективных проектов-визиток. В конце игры или на итоговой вечерней свечке дети передают изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших в процессе игры (или прожитого ни о дня), стараются проанализировать причину их возникновения «Ладошки» вожатые могут укрепить в отрядном уголке (как оригинальный вариант списка отряда (по палатам, интересам, творческим группам). Микроигра «Киностудия» Цель: определение структуры межличностных отношений в отряде и выявление лидеров отряда. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми отряда, выявить лидеров и структуру отношений в отряде. Участники: дети и вожатые Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, карандаши, бумага. Ход проведения: Один из воспитателей-вожатых объявляет о начале игры «Киностудия» и предлагает всем детям отряда представить следующую ситуацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма. В процессе обсуждения качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каждый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместно обсуждения с уже выбранными помощниками. Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в течение 15—20 минут сценку на тему, которую они вытягивают из черного ящика, заранее подготовленную вожатыми. Темы для «режиссеров»: ♦ подъем; ♦ отбой; ♦ уборка помещения; ♦ посещение бассейна; ♦ отряд в столовой; ♦ дежурство в родительский день. Представление детьми своего фильма. После проведения этого творческого дела вожатый просит каждую творческую группу провести анализ своей деятельности и определить, кого из участников творческого процесса следует отметить и наградить памятным призом. Деловая игра «Лидер» Цель: выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплочению. Участники: дети и вожатые Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги. Ход проведения: Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5—6 человек (способы деления на группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему. Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя о назначении цвета): • белый жетон для лидера-организатора; • желтый жетон для лидера-вдохновителя; • красный жетон для исполнителя; • зеленый жетон для зрителя. Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения — 3 минуты. Задания: 1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-нибудь фигуру; 2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время выполнения — 5 минут; 3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 4 минуты; 4. Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.д. Время выполнения — 5 минут; 5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву. Время выполнения — 3 минуты; 6. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный прежде рассказ. На подготовку — 5 минут. После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют ' их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лидеров-победителей: «лидер-организатор», «лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях», «зрителях». Информация для вожатых: в течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству заданий). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженную позицию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.008 с.) |