Методы психологической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологической диагностики



Использование в воспитательной работе методов психологичес­кой диагностики личности позволяет воспитателю быстрее и лучше узнать мир воспитанника.

Проводить различные виды диагностики следует в удобное для подобной работы время (желательно утреннее или дневное время) и в удобном месте (не отвлекают посторонние звуки и возможность самостоятельно отвечать на вопросы).

Для получения представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, твор­ческого потенциала детей можно использовать:

• наблюдение — при многопрофильности оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности;

• анкеты: а) при изучении направленности интересов, мотивов действий; б) по выявлению влияния коллектива на личность
и личности на коллектив, позиции детей и взрослых в коллективе;

• тесты — ситуации, незаконченное предложение, рисунки, шкалы, графики и т.д.;

• метод ранжирования— позволяет анализировать отношения, сложившиеся в группе, эффективность и рейтинг популярности проводимых дел и т.д.

В результате воспитатель-вожатый может решить для себя сле­дующие немаловажные воспитательные задачи:

• учет возрастных особенностей детей при планировании и организации коллективных дел;

• анализ полученных результатов для помощи в раскрытии луч­ших способностей детей;

• отбор педагогических средств для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения детей;

• получение «обратной связи» — изучение результативности собственной педагогической деятельности.

В течение смены дети часто участвуют в написании и (или) создании каких-либо творческих работ: сочинения, письма, ри­сунки, плакаты, коллективные работы. Для воспитателей-вожа­тых — это еще одна форма диагностики, средство познания внут­реннего мира воспитанника. Вам многое скажет умение ребенка внятно и грамотно излагать свою мысль; вы сможете составить представление об уровне образного, ассоциативного мышления ребенка; сможете постичь глубину его духовно-нравственной сферы и т.д.

Анкеты, предлагаемые в детских оздоровительных лагерях в начале, в середине и в конце смены

Анкета 1

1. Ты — в лагере. Совпали ли твои представления об этом лагере с тем, что ты увидел?

2. Какие дела, проведенные в школе, в классе тебе больше всего запомнились?

3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы хотел научиться?

4. Каковы твои представления о твоем отряде? Что ты считаешь обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере?

5. Твои пожелания вожатым.

6. Назови трех ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд, могли бы стать твоими хорошими друзьями.

Анкета № 2

1. Чем тебе больше всего нравится или не нравится твое пребывание в нашем лагере?

2. Что ты за эти дни узнал, чему научился, в организации каких дел в отряде, в лагере ты принимал участие?

3. Участие, в каких делах тебе больше всего понравилось? Какие дела во второй половине смены ты хотел бы организовать, чему научиться?

4. Что ты ценишь в своем отряде? Что плохого в отряде? Что нужно изменить?

5. Что бы ты хотел пожелать своим вожатым?

6. Скоро будет проходить одно интересное дело, где вы будете действовать группами. Назови трех самых близких тебе ребят отряда, с которыми ты бы хотел участвовать в этом деле.

Анкета № 3

1. Некоторые спорят, жизнь в лагере обычная или необычная. Напиши, как думаешь ты?

2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запомнились?

3. Что нового ты узнал, чему научился?

4. Чем тебе больше всего твой отряд:

а) нравится?

б) не нравится?

5. Как ты оцениваешь работу актива своего отряда?

6. Ты жил в детском коллективе. Какие выводы ты сделал, живяс ребятами из разных районов?

7. За что ты ценишь своих друзей?

8. Произошли ли какие-либо изменения в твоём характере, поступках, отношении к людям?

9. Твои пожелания людям, работающим с тобой в ДОЛе.

10. Если бы тебе еще раз посчастливилось побывать в нашем лагере, назови трех ребят своею отряда, с кем бы ты хотел еще раз встретиться.

Следующие методики хорошо работают в начале смены, когда в отряде собираются нередко дети, впервые приехавшие в лагерь, и ощущение дискомфорта у них преобладает над возможностью сво­бодного общения.

Микроигра «Давайте познакомимся»

Цель: выявить в ходе игры представления детей о проблемах, путях, формах и способах развития личности человека.

Участники: дети и вожатые.

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.

Ход проведения:

Организационный момент игры:

Один из воспитателей-вожатых рассказывает детям о правилах игры. «Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Наш девиз — «Давайте познакомимся!». Вам придется работать и общаться в груп­пах, самостоятельно выбирать способ выполнении решения возни­кающих проблем. Я не буду спешить отвечать па наши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начнем!»

Дети расположены так, как им удобно. Задание: Вы видите лис­ты цветной бумаги. Выберите лист с любимым и истом, обведите свою правую ладонь и вырежьте ее и напишите фломастером свое имя. Получится оригинальная визитка, которую мы прикрепим бу­лавкой к вашей одежде.

Задания:

♦ Объединитесь в группы по цвету своих визиток. (Группы рас­полагаются под укрепленными в разных местах комнаты цветными листами). Познакомьтесь друг с другом в группе;

♦ Расскажите в своей группе о себе то, что интересует ваших товарищей;

♦ Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллек­тивную «визитку» — выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок, попурри и т.д.). Вожатые кон­сультируют группы, направляя детей в нужное русло, если у них возникают трудности с фантазией (что практически никогда не бывает).

Далее следует выступление групп с представлением своих кол­лективных проектов-визиток.

В конце игры или на итоговой вечерней свечке дети передают изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чув­ствах, возникших в процессе игры (или прожитого ни о дня), стараются проанализировать причину их возникновения

«Ладошки» вожатые могут укрепить в отрядном уголке (как ори­гинальный вариант списка отряда (по палатам, интересам, творчес­ким группам).

Микроигра «Киностудия»

Цель: определение структуры межличностных отношений в отря­де и выявление лидеров отряда. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми отряда, выявить лидеров и структуру отношений в отряде.

Участники: дети и вожатые

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, карандаши, бумага.

Ход проведения:

Один из воспитателей-вожатых объявляет о начале игры «Кино­студия» и предлагает всем детям отряда представить следующую си­туацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма. В процессе обсужде­ния качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каж­дый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместно обсужде­ния с уже выбранными помощниками.

Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в те­чение 15—20 минут сценку на тему, которую они вытягивают из черного ящика, заранее подготовленную вожатыми.

Темы для «режиссеров»:

♦ подъем;

♦ отбой;

♦ уборка помещения;

♦ посещение бассейна;

♦ отряд в столовой;

♦ дежурство в родительский день. Представление детьми своего фильма.

После проведения этого творческого дела вожатый просит каж­дую творческую группу провести анализ своей деятельности и опре­делить, кого из участников творческого процесса следует отметить и наградить памятным призом.

Деловая игра «Лидер»

Цель: выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплочению.

Участники: дети и вожатые

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги.

Ход проведения:

Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5—6 человек (способы деления на

группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя о назначении цвета):

• белый жетон для лидера-организатора;

• желтый жетон для лидера-вдохновителя;

• красный жетон для исполнителя;

• зеленый жетон для зрителя.

Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения — 3 минуты. Задания:

1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-нибудь фигуру;

2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время выполнения — 5 минут;

3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 4 минуты;

4. Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.д. Время выполнения — 5 минут;

5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву. Время выполнения — 3 минуты;

6. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный прежде рассказ. На подготовку — 5 минут.

После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют ' их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лиде­ров-победителей: «лидер-организатор», «лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях», «зрителях».

Информация для вожатых: в течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству за­даний). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженную позицию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.013 с.)