Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Учебники Р.Н. Бнеев, Е.В. Бунеева
Этап урока
| Содержание
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| I. Организационный момент
(1–3 мин)
| 1. Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация внимания детей.
3. Общий
план действий.
| 1. Проверка готовности учащихся.
2. Выбор эффективного способа, приема концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок.
| 1. Самоконтроль готовности к уроку.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
– «Знаю, что буду делать»;
– «Понимаю, хочу делать
или нет»;
– «Думаю, что могу сделать
или нет».
| II. Этап до чтения текста
(5–10 мин)
| 1. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний, объявление темы, проблемы
урока.
3. Антиципация чтения.
4. Объявление целей урока.
| 1. Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание для учащихся возможности корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).
2. Точность подобранных заданий (в том числе и по учебной тетради), их объем и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.
3. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.
4. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
| 1. Свободное владение материалом, введенным на предыдущих уроках. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
2. Умение зафиксировать
затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.
3. Самостоятельное (по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт) определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
| III. Этап во время чтения текста
(15–20 мин)
| 1. Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста.
3. Беседа по содержанию текста в целом.
| 1. Выбор вида первичного чтения текста (самостоятельное учащимися, комбинированное, учителем; вслух или про себя) с учетом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.
Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Способность соотнести качество первичного восприятия с содержанием последующей работы, внести необходимые коррективы.
2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия текста. Владение методикой медленного, «вдумчивого» чтения. Умение воспринимать подтекст и ставить аналитические подтекстовые вопросы к автору. Умение задавать вопросы разной смысловой направленности, соотносить объем фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста и возможностями учащихся. Умение кратко, но емко комментировать текст. Умение делить текст на смысловые части и задавать к ним уточняющие вопросы. Умение определять необходимость попутного составления плана, пересказа. Организация данной работы (в том числе и по учебной тетради). Проведение необходимой словарной работы по ходу комментирования текста.
3. Обобщение прочитанного.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Умение определять необходимость перечитывания какого-либо фрагмента текста, отработки его выразительного чтения. Постановка обобщающих вопросов к тексту.
| 1. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) текста в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, ее адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось не достаточно? и т.д.
2. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
3. Умение отвечать развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.
| IV. Этап после чтения текста
(10–15 мин)
| 1. Концептуальная беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
4. Творческие задания.
| 1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного). Организация коллективной дискуссии (в том числе и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).
2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя.
3. Организация обсуждения
смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
4. Выбор творческого задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся. Выбор организационной формы выполнения задания.
| 1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов.
Умение корректировать, изменять свою точку зрения.
Самостоятельное выделение концептуального уровня текста.
2. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чем особенность его взгляда на мир? И т.д.). Корректировка своих первоначальных представлений о писателе. Умение различать понятия «писатель» (создатель), «автор» (герой произведения), «рассказчик» (повествователь). Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)
3. Определение «характера» заглавия: что оно отражает – тему или идею. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.
4. Выполнение творческого задания (в том числе и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах.
| V. Подведение итогов урока
(3–5 мин)
|
| Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.
Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся).
Организация подведения итогов урока учащимися.
| Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научился...», «Я еще недостаточно выразительно читаю, мне надо...»). Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора)... (название произведения) и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.
| VI. Домашнее задание (1–2 мин)
| 1. Творческое задание (ребенок выступает в роли автора).
2.Исследовательское, поисковое, творческое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).
3. Самостоятельное чтение текста.
4. Задание в учебной тетради.
5. Заучивание текста наизусть.
6. Работа по развитию речи.
| Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учет деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.
|
|
|