Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Централизованные финансыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов страны. Принципы построения бюджетной системы, взаимосвязь между ее отдельными звеньями называется бюджетным устройством. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов 3-х уровней: 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 2 уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик входящих в состав РФ; областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга. Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов и 10 бюджетов автономных округов. 3 уровень - местные бюджеты (районные, городские, городские районные, поселковые, сельские). Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система основана на следующих принципах: единства бюджетной системы; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономичности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация включает: классификацию доходов; функциональную классификацию расходов; экономическую классификацию расходов бюджетов; классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Важным элементом бюджетного устройства является разграничение доходовбюджетов разного уровня на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством; неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и другие платежи, по которым устанавливается нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете соответствующего уровня. Доходы бюджетов различного уровня бюджетной системы Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Они образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и за счет безвозмездных перечислений и доходов целевых бюджетных фондов. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени. К неналоговым доходам относятся доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, различные штрафы, пенни, компенсации, доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др.
5.2.1. Доходы федерального бюджета В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. К налоговым доходам федерального бюджета относятся налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины; налог на прибыль предприятий и организаций; налог на доходы физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; налог на производство минерально-сырьевой базы; налог на пользование недрами; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; госпошлина; федеральные лицензионные сборы. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся неналоговые доходы общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли унитарных предприятий и прибыль Центрального банка РФ, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, доходы от внешнеэкономической деятельности; Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ составляют собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов: налог с продаж; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы; регулирующие доходы - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают неналоговые доходы, общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации. Доходы местных бюджетов Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. К налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные законодательством: налог на наследование и дарение, земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; местные лицензионные сборы; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; государственная пошлина. Неналоговые доходы местных бюджетов включают неналоговые доходы, общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей 5.3. Расходы бюджета Расходы бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджетов это расходы, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают инвестиционные расходыв соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций и субвенций. В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов, средства из которых расходуются в случае возникновения непредвиденных расходов, например, в связи с авариями или стихийными бедствиями. Непосредственно из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ и других федеральных органов власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; национальную оборону и национальную безопасность государства; фундаментальные исследования и поддержку научно-технического прогресса; ликвидацию последствий чрезвычайных событий и катастроф; исследование космического пространства; обслуживание и погашение государственного долга; компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий, других социальных выплат и другие расходы. Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение функционирования органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам и другие расходы. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на содержание органов местного самоуправления; организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.п.; организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований и другие расходы. Совместно за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов финансируются государственная поддержка отраслей промышленности; обеспечение правоохранительной деятельности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; охрана окружающей среды; социальная политика. Бюджетный процесс Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс включает в себя сводное финансовое планирование и прогнозирование; составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета в течение бюджетного года; анализ и контроль исполнения бюджета. Выделяют следующие стадии бюджетного процесса при разработке федерального бюджета: 1. Составление проекта федерального бюджета. Проект федерального бюджета на следующий финансовый год разрабатывает Правительство РФ, прогнозируя основные показатели социально-экономического развития страны. Готовый проект представляется в Государственную Думу РФ совместно с такими документами, как прогноз социально-экономического развития страны; основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз консолидированного бюджета РФ и другими. 2. Утверждение федерального бюджета в Государственной Думе. В течение 40 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта бюджета на предстоящий год он рассматривается в первом чтении. При этом обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития России, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы от федеральных налогов и сборов и их распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; наличие бюджетного дефицита; общий объем расходов федерального бюджета в целом. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденного при первом чтении. В третьем чтении обсуждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам. В четвертом чтении в течение 10 дней Государственная Дума рассматривает проект бюджета в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год в течение 5 дней со дня принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в соответствии с Конституцией РФ. Затем федеральный бюджет в виде закона утверждает Президент РФ. 3. Исполнение бюджета. На этой стадии решается важная задача – обеспечение поступления доходов и осуществление расходов в пределах утвержденных бюджетов разного уровня бюджетной системы. Исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов. 4. Составление отчета об исполнении бюджета. На этой стадии осуществляется контроль исполнения бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета составляет Министерство финансов РФ и представляет его в Правительство РФ. Правительство РФ передает его в Государственную Думу и Счетную палату РФ вместе с отчетом об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов и другими документами и материалами: отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ; отчетом о внешних и внутренних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствования и др. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет после получения заключения Счетной палаты РФ и утверждает его. Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы бюджета превышают его доходы. Если доходы бюджета превышают его расходы, то возникает бюджетный профицит. Причины бюджетного дефицита могут быть следующие: экономический кризис, непродуманная финансовая политика в стране, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофы), значительный рост социальных расходов в сравнении с темпами роста валового внутреннего продукта и др. На уровне РФ источниками финансирования дефицитабюджета могут стать внутренние кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; внешние государственный займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте. Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды - это форма образования и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования ряда общественных потребностей на основе организационной самостоятельности фондов. Их целью является финансирование социальных, научно-технических, экологических и иных потребностей. Внебюджетные фонды можно классифицировать по двум признакам: по целевому назначению - социальные, экономические, экологические, административно-правовые фонды; по уровням управления - федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые и межотраслевые. Субъектами управления внебюджетными фондами являются специально созданные исполнительные органы и их территориальные подразделения (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и др.); федеральные и региональные органы исполнительной власти (Министерство науки и технологий РФ, Министерство путей сообщения РФ и др.); ассоциации, союзы, объединения юридических лиц; крупные корпорации, концерны. Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть обязательные страховые платежи; единый социальный налог; налоги и сборы, закрепляемые за конкретными внебюджетными фондами, добровольные взносы юридических и физических лиц; бюджетные средства; доходы от коммерческой деятельности и оказания платных услуг; займы и кредиты. За счет средств внебюджетных фондов обеспечивается социальная защита населения в случае болезни, инвалидности, старости, безработицы, поддержание здоровья человека и его жизненного уровня; финансовое обеспечение научно-технического прогресса, охраны окружающей среды, поддержание правопорядка в стране и исполнение судебных решений; формирование условий для роста занятости населения, переквалификация рабочей силы. Главным источником доходов внебюджетных фондов является единый социальный налог. Он был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.008 с.) |