ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансового менеджмента. Основные задачи финансового менеджмента.



Понятие финансового менеджмента. Основные задачи финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:
1) управляемая подсистема (объект управления)
2) управляющая подсистема (субъект управления).

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругооборот капитала;
4) Финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:
1) Кадры (подготовленный персонал);
2) Финансовые инструменты и методы;
3) Технические средства управления;
4) Информационное обеспечение.

Для оптимального функционирования финансового менеджмента необходимы определенные условия хозяйствования.

1). Частная собственность на средства производства и землю.

2). Самофинансирование предпринимательской деятельности.

3). Свобода ценообразования.

4). Рынок труда, капитала, товаров.

5). Четкое финансовое и хозяйственное законодательство.

Цели и задачи финансового менеджмента.

 

Главной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния вла-дельцев предприятия и персонала. Отсюда вытекают определенные задачи финансового ме-неджмента.

1). Формирование финансовых ресурсов необходимых размеров.

2). Финансовое планирование.

3). Инвестирование финансовых средств в наиболее эффективные области предприни-мательства.

4). Снижение инвестиционных рисков.

5). Осуществление финансового учета, контроля и анализа.


Баланс предприятия, типовая схема

Баланс предприятия – баланс доходов и расходов предприятия – выражает в денежной форме результаты финансовой и хозяйственной деятельности. Отражает доходы, поступления, расходы, отчисления ден средств, взаимоотношения с госбюджетом и кредитные отношения (получение и погашение ссуд и уплата %)

Этот документ обобщает деятельность компании за отчетный период

Должен соответствовать следующим функциям:

· достоверность

· ясность и наглядность

· полнота

· приемственность со смежными периодами

· детализация по единицам имущества и долга

· запрет на скрытую компенсацию активов и пассивов (уход от налогов)

Схема представляет собой двухстороннюю таблицу

1. Актив (имущество предприятия)

2. Пассив (источники формирования актива)

Заканчивается: баланс по активу и баланс по пассиву

Актив: внеоборотные и оборотные активы (сырье, материалы, краткосрочные инвестиции), дебиторская задолдженность (12мес), ден средства (касса, расчеты, выплаты, счета) уставной капитал, нераспр прибыль, резервный капитал, займы и кредиты, (деловая репутация, тов. знаки, здания, оборудование, инвестиции и т д )

Пассив: капитал, резервы и краткосрочные обяз-ва, кредиты и займы > 12 мес., кредит задолженность.

Баланс брутто – в валюту баланса включены суммы регулирующих статей, например, амортизация ос

Баланс нетто – баланс, очищенный от сумм регулирующих статей. Цель: получение реальной оценки капиталов и результатов хоз деятельности

Инвестиции. Основная проблема получения инвестиций.

Как известно, важнейшее свойство капитала состоит в возможности приносить прибыль его владельцу. Долгосрочное вложение капитала, или инвестирование - одна из форм использования такой возможности.
Суть инвестирования, с точки зрения инвестора (владельца капитала), заключается в отказе от получения прибыли "сегодня" во имя прибыли "завтра".
Соответственно, для принятия решения о долгосрочном вложении капитала необходимо располагать информацией, в той или иной степени подтверждающей два основополагающих предположения:
1) вложенные средства должны быть полностью возвращены;
2) прибыль, полученная в результате данной операции, должна компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.
Таким образом, проблема принятия решения об инвестициях состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату.

Сегодня существует проблема привлечения инвестиций, способных создать мощный импульс для развития предприятия. Получение дополнительного финансирования представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.
Принимаемые решения в области управления инвестиционными процессами рассчитаны на длительные периоды времени и, как правило, являются частью стратегии развития предприятия в перспективе, опираются на прогнозные оценки будущих доходов и расходов. Особое значение на этом этапе приобретает экономический анализ планирования и осуществления инвестиционной деятельности.

Принципы анализа финансовой деятельности предприятия. Показатели финансовой деятельности.

Принципы.

Конкретность. Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение.

Комплексность. Всестороннее изучение экономического явления или про­цесса с целью объективной его оценки.

Системность. Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно.

Регулярность. Анализ следует проводить постоянно через заранее опре­деленные промежутки времени, а не от случая к случаю.

Объективность. Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов.

Действенность. Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности.

Экономичность. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, кото­рый будет получен в результате его проведения.

Сопоставимость. Данные и результаты анализа должны быть легко сопоста­вимы друг с другом, а при регулярном проведении анали­тических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.

Научность. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

Финансовые показатели - набор показателей, использующихся для исследования эффективности деятельности компании и измерения степени риска ее операций.

Обычно выделяют четыре группы показателей: коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и структуры капитала.

Коэффициент рентабельности - отношение валовой прибыли от продажи единицы товара к себестоимости (издержкам производства и обращения).

Коэффициент оборачиваемости - показатель, характеризующий скорость оборота средств или обязательств.

Коэффициент ликвидности - показатель способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства.

Основные положения Бизнес-Плана предприятия.

БП предприятия включает в себя следующие пункты:

1) Постановка проблемы – описание ситуации на рынке определенных товаров или услуг, обоснование необходимости развития отрасли.

2) Визитная карточка – доказательства состоятельности руководителя: его образования, навыки, достижения

3) Описание товара/услуги: концепция работы предприятия.

4) Анализ рынка: анализ серыд, потенциальных покупателей, сегментация и т.п.

5) Анализ конкурентной среды: выявление основных конкурентов, описание их преимуществ и недостатков, особенностей и т.п.

6) Маркетинг. Комплекс продвижения: стратегия маркетинга предприятия, маркетинговый анализ.

7) План производства. Расчет средств для начала работы организации

8) Юридические условия: расчет затрат на регистрацию пп

9) Организационный план: расчет оплаты труда участников трудового процесса, расходы.

10) Финансовый план. Расчет доходов и расходов пп за определенные этапы функционирования, расчет точки безубыточности, прогнозы окупаемости и т.п.

11) Стратегия финансирования: возможные варианты получения стартового капитала, расчет выгоды этих вариантов.

12) Риски проекта: адекватная оценка рисков проекта.

13) Резюме – итоги проведенных расчетов и исследований.


Структура Безнес-Плана.

БП предприятия включает в себя следующие пункты:

14) Постановка проблемы – описание ситуации на рынке определенных товаров или услуг, обоснование необходимости развития отрасли.

15) Визитная карточка – доказательства состоятельности руководителя: его образования, навыки, достижения

16) Описание товара/услуги: концепция работы предприятия.

17) Анализ рынка: анализ серыд, потенциальных покупателей, сегментация и т.п.

18) Анализ конкурентной среды: выявление основных конкурентов, описание их преимуществ и недостатков, особенностей и т.п.

19) Маркетинг. Комплекс продвижения: стратегия маркетинга предприятия, маркетинговый анализ.

20) План производства. Расчет средств для начала работы организации

21) Юридические условия: расчет затрат на регистрацию пп

22) Организационный план: расчет оплаты труда участников трудового процесса, расходы.

23) Финансовый план. Расчет доходов и расходов пп за определенные этапы функционирования, расчет точки безубыточности, прогнозы окупаемости и т.п.

24) Стратегия финансирования: возможные варианты получения стартового капитала, расчет выгоды этих вариантов.

25) Риски проекта: адекватная оценка рисков проекта.

26) Резюме – итоги проведенных расчетов и исследований.


Варианты предоставления анализа финансовой деятельности предприятия

1. Анализ сравнения – когда компания хочет определить свою позицию среди других компаний

Результатами такого анализа могут быть выводы: лучше, хуже, одинаково.

Могут быть рассчитаны показатели: балансовая стоимость основного капитала, вложение акционеров в нематериальные активы, сумма полученной прибыли и т.д.

2. Анализ как выявление тенденции.

- позволяет спрогнозировать ближайшее будущее фирмы. Очень сложный анализ, требующий математического и технического анализа.

Рассчитываемые значения: мат. ожидания, дисперсии, тд

3. Анализ как вычисление и сравнение комплексного рейтинга

сравниваются разнородные показатели, для того, чтобы их сравнить, необходимы коэффициенты значимости

4. Анализ как оценка чувствительности одних показателей к изменениям других. Рассчитываемые показатели: производительность труда, рентабельность.

5. Анализ как выявление причин – производится статистический анализ. Рассчитываемые показатели: каков прирост прибыли =>за счет чего прирост прибыли.

6. Оценка сложившейся ситуации – проводится, когда дела компании проблематичны.

Рассчитываемые характеристики: финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность.

Платежеспособность = Сумма текущих активов (оборотных активов) >= Внешней задолженности

Текущие активы – те, которые в производственном процессе участвуют один раз (сырье, материалы, готовая продукция)

Постоянные активы – участвуют многократно (оборудование, здания).


Рентабельность продаж

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Рентабельность активов

В отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е. показатель из формы №2 "Отчет о прибылях и убытках" делится на среднее значение показателя из формы №1 "Бухгалтерский баланс".

Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:

Ra = P / A

где:
Ra — рентабельность активов;
P — прибыль за период;
A — средняя величина активов за период.

Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления (затрат) в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия:

Эффективность авансированных ресурсов = стоимость реализованной продукции или прибыль от реализации / Авансированные ресурсы.

Эффективность потребленных ресурсов = стоимость реализованной продукции или прибыль от реализации / Потребленные ресурсы.

Соотношение между динамикой продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста. Экономический рост производства может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста продукции над темпами роста ресурсов или затрат свидетельствует о наличии интенсивности в экономическом росте.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либо иного ресурса предприятия за анализируемый период.

 


Метод полных издержек

. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing). К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

Пример. Предприятие по производству предметов домашнего обихода желает установить цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства - 10000 единиц. Предположительно прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия - 1000 руб. Прямые затраты труда на единицу изделия - 400 руб.

Предприятие планирует сумму постоянных затрат 2000 тыс. руб. в год и надеется получить 4000 тыс. руб. прибыли. Рассчитать цену с использованием метода маржинальных издержек.

1. Планируемая выручка от продаж после возмещения переменных затрат составит: 2000 + 4000 = 6000 тыс. руб.

2. Желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия: 6000000 / 10000 = 600 руб.

3. Совокупные переменные затраты на единицу изделия: 400 + 1000 = 1400 руб.

4. Цена (переменные затраты на единицу изделия + желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия): 600 + 1400 = 2000 руб.


Метод маржинальных издержек

Метод маржинальных издержек в установлении базовых цен на продукцию, производимую предприятием, заключается в следующем: К пременным затратам на 1 прд добавляется сумма (процент), покрывающая постоянные затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли.

Базовая формула: Ц = VC + (FC + )/Q

Пример: Прогнозируемый объем продаж – 1000 шт. Переменные затраты на единицу изделия – 15 руб. Планируемые постоянные затраты на период – 2000 руб. Желаемый планируемый объем прибыли – 800 руб.

Желаемый результат от реализации после возмещения переменных затрат (FC + ): 2000 + 800 = 2800 руб.

Желаемый результат от реализации после возмещения переменных затрат на единицу изделия: 2800 руб. / 1000 шт. = 2 руб. 80 коп.

Цена = 15 руб. + 2 руб. 80 коп. = 17 руб. 80 коп.

Преимущества метода: Обеспечивает более широкие возможности ценообразования – полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Внедрение метода облегчается введением в учетную практику и отчетность классификации затрат на пременные и условно постоянные.

Недостатки метода: Метод основан на немарксистской теории стоимости и пока недостаточно известен в России. Его внедрение наталкивается на неприятие частью хозяйственников импортных приемов ведения дел.

Сфера применения: Метод применим практически для любых предприятий


Надбавки и скидки к ценам

Надбавки (скидки) к оптовым ценам за качество, отклонение фактической цены от прейскурантной в связи с изменениями потребительских свойств изделий. Они устанавливаются в целях экономического стимулирования предприятий к повышению качества продукции и устранения множественности цен в прейскурантах. Надбавки используются для возмещения экономически обоснованных дополнительных затрат на повышение качества продукции производителем. Надбавки (скидки) (с.) применяются при отклонении (по требованию потребителя) от базового исполнения изделия, на которое установлена оптовая цена; при изменении комплектации изделий; при отклонении фактического качества продукции от нормативного, указанного в прейскуранте (стандарта); при государственной аттестации качества продукции. По продукции высшего качества, как правило, устанавливается временная надбавка на срок действия Государственного знака качества, по продукции 2-й категории качества — скидка с цены. Они устанавливаются за повышение надёжности и долговечности машин и оборудования, а также на экспортную продукцию. Скидки с цен могут вводиться на морально устаревшие изделия, подлежащие снятию с производства, и на продукцию, временно выпускаемую (по разрешению органов стандартизации) с отступлением от требований стандартов. Надбавки (скидки) (с.) к оптовым ценам за качество широко применяются в зарубежных странах и в международной торговле

Различают:

· скидки за платеж наличными;

· скидки за количество закупаемого товара

· функциональные (предполагаются производителям товаров, службам товародвижения, выполнения определенных функций по продаже товара, его хранению и т.д.)

· сезонные скидки

· бонусные скидки за оборот (даются постоянным покупателям в зависимости от объема продаж)

· экспортная скидка

· скрытые скидки (в виде бесплатных образцов товара)

· дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;

· скидка постоянным клиентам за "верность";

· скидка ("сконто") за предварительную оплату;

· специальная скидка на пробные партии и заказы;

· скидка за возврат ранее купленной у фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);

· скидка при продаже подержанных товаров;

· надбавка за индивидуальность заказа;

· надбавка за повышенное качество;

· надбавка за рассрочку платежа;

· надбавка за дополнительные услуги;

· наценка за упаковку, тару.

Цели скидок:

1. магазины устанавливают заниженные или убыточные цены на некоторые товары, надеясь на то, что покупатели заодно приобретут и другие товары по обычным ценам

2. для привлечения покупателей используются цены для особых случаев (зимняя распродажа, празднична торговля)

Цены могут быть с различными скидками:

от времени (от сезона, дней недели, часов, суток); от местонахождения.

 


Средневзвешенная стоимость капитала (WACC)

Средняя норма дохода на инвестированный капитал, которую приходится выплачивать за его использование.

краткая справка

Средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC) - является показателем, характеризующим стоимость капитала так же, как ставка банковского процента характеризует стоимость привлечения кредита. Отличие WACC от банковской ставки заключается в том, что этот показатель не подразумевает равномерных выплат, вместо этого требуется, чтобы суммарный приведенный доход инвестора был таким же, какой обеспечила бы равномерная выплата процентов по ставке, равной WACC.

WACC широко используется в инвестиционном анализе, его значение используется для дисконтирования ожидаемых доходов от инвестиций, расчета окупаемости проектов, в оценке бизнеса и других приложениях.

Дисконтирование будущих денежных потоков со ставкой, равной WACC, характеризует обесценивание будущих доходов с точки зрения конкретного инвестора и с учетом его требований к доходности инвестированного капитала.

 


Понятие финансового менеджмента. Основные задачи финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:
1) управляемая подсистема (объект управления)
2) управляющая подсистема (субъект управления).

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругооборот капитала;
4) Финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:
1) Кадры (подготовленный персонал);
2) Финансовые инструменты и методы;
3) Технические средства управления;
4) Информационное обеспечение.

Для оптимального функционирования финансового менеджмента необходимы определенные условия хозяйствования.

1). Частная собственность на средства производства и землю.

2). Самофинансирование предпринимательской деятельности.

3). Свобода ценообразования.

4). Рынок труда, капитала, товаров.

5). Четкое финансовое и хозяйственное законодательство.

Цели и задачи финансового менеджмента.

 

Главной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния вла-дельцев предприятия и персонала. Отсюда вытекают определенные задачи финансового ме-неджмента.

1). Формирование финансовых ресурсов необходимых размеров.

2). Финансовое планирование.

3). Инвестирование финансовых средств в наиболее эффективные области предприни-мательства.

4). Снижение инвестиционных рисков.

5). Осуществление финансового учета, контроля и анализа.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.027 с.)