Специальные темы финансового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные темы финансового менеджмента



ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция значительно усложняет работу финансового менедже­ра. Поэтому управленческим решениям финансового характера в ин­фляционной среде свойственна определенная специфика. Она задает­ся, прежде всего, четким представлением менеджером основных про­цедур и инструментов его деятельности, которые в наибольшей степени подвержены влиянию инфляции, а также тех проблем, которые в свя­зи с этим возникают. Сформулируем их.

Усложнение планирования,

Основные решения финансового характера, имеющие критическое значение для предприятия, носят чаще всего долгосрочный характер и связаны с выбором инвестиционных проектов. Как было показано ра­нее, такой выбор основывается чаще всего на расчете прогнозных вели­чин чистого приведенного эффекта. Качество расчета зависит от точно­сти прогноза денежных поступлений и величины задаваемого менед­жером приемлемого уровня эффективности инвестиций. При расчетах необходимо руководствоваться двумя принципами: а) применять моди­фицированную ставку дисконтирования, содержащую поправку на про­гнозируемый уровень инфляции; б) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации. Пла­нируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно также придерживаться некоторых простых правил:

• нецелесообразно держать излишние денежные средства «в чул­ке», на расчетном счете, выдавать займы и кредиты знакомым и контр­агентам;

• свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;

• по возможности необходимо жить в долг (безусловно, это долж­но быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающи­ми вашу будущую кредитоспособность).

Возрастающая потребность в дополнительных источниках финансирования

В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нор­мального функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено ростом цен на потребляемое сырье, уве­личением расходов по заработной плате и пр. Таким образом, даже простое воспроизводство, т.е. поддержание не уменьшающейся вели­чины экономического потенциала предприятия, требует дополнитель­ных источников финансирования. Это относится прежде всего к пер­спективному финансовому планированию.

Что касается финансовых решений кратко- и среднесрочного ха­рактера, то и здесь необходимо исходить прежде всего из принципа, что выбранное решение должно по крайней мере не уменьшать экономического потенциала предприятия. Можно привести такой пример. Допустим, что предприниматель владеет суммой в 100 тыс. руб., а цены увеличиваются в год в среднем на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чул­ке», их покупательная способность уменьшится и составит в текущих ценах 87 тыс. руб.

Рассмотрим чуть более сложный пример.

Пример

Некоторое предприятие вложило в дело 2,5 млн руб. и получило в конце года прибыль в размере 0,5 млн руб. Цены за год повыси­лись в среднем на 15%, причем снижения темпа инфляции не ожидается. Возникает вопрос: всю ли прибыль предприятие может изъять из оборота и пустить на социальные нужды (например, на выплату дополнительного вознаграждения).

Если бы цены остались неизменными и предприятие не планирова­ло расширения своей деятельности, ответ был бы утвердительным. Но поскольку цены выросли, предприятию необходимо увеличить размер оборотных средств. Это означает, что только часть прибыли может быть изъята из оборота, а оставшаяся должна быть направлена на пополне­ние собственных оборотных средств. Если предположить, что потреб­ность в оборотных средствах была 1,2 млн руб., то для сохранения своей покупательной способности в следующем году предприятию нужно будет иметь уже 1,38 млн руб. (1,2 • 1,15). Следовательно, свободный остаток прибыли составляет не 0,5 млн руб., а всего лишь 0,12 млн руб.

Аналитические расчеты подобного типа можно делать как на ос­нове общего индекса цен, так и на основе индивидуальных индексов. К сожалению, достоверной статистики подобных индексов в более или менее оперативном режиме в России нет. Поэтому основным ре­альным инструментом планирования являются экспертные оценки индексов цен, полученные каким-либо из известных методов оцени­вания (предпочтительнее методы групповой экспертной оценки), на­пример, методом Дельфи. Информационным обеспечением эксперт­ных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе ко­торых можно рассчитать динамику и индексы цен по используемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, товаров. Каждый экс­перт, получив исходные данные, делает свой прогноз индивидуаль­ных индексов цен. Далее эксперты в ходе общей дискуссии, выдвигая аргументы «за» и «против», приходят к общему решению. Более точ­ное описание приведенных процедур и аппарат статистической обра­ботки полученных результатов приводится в литературе по методам экспертных оценок.

Пример

Рассмотрим стандартную технику расчета потребности в оборот­ных средствах на примере предприятия, номенклатура сырья которо­го насчитывает три позиции. Исходные данные и результаты расчета приведены в табл. 15.1.

Таблица 15.1

Планирование потребности в оборотных средствах

(тыс. руб.)

Вид сырья   Планируемая потребность (тыс. ед.)   Цена базисная (руб.)     Прогнозируемое изменение цены (%)     Потребность   в ценах  
        базисных   прогнози­руемых  
А     2,5   +6,0   125,0   132,50  
В     1,4   -5,0   142,8   135,66  
С     8,5   +10,0   297,5   327,25  
Всего           +5,3   565,3   595,41  

Примечание к расчетам:

1. Потребность в оборотных средствах в прогнозируемых ценах (ценах возмещения) рассчитывается следующим образом:

Сырье А: 50 • 2,5 • 1,06 = 132,5 тыс. руб.

2. Индекс цен по всей номенклатуре сырья рассчитывается так: Iр = 595,41: 565,3 • 100% = 105,3%.

 

Приведенные расчеты показывают, что в условиях роста цен на сырье, потребляемое предприятием, потребность в оборотных сред­ствах увеличится на 30,11 тыс. руб. Таким образом, чтобы не снизить свой экономический потенциал, предприятие должно изыскать допол­нительные источники финансирования за счет собственных или при­влеченных средств.

Возможности для этого могут быть разными, в частности при рас­пределении прибыли целесообразно ориентироваться не на средние цены и расходы отчетного периода, а на текущие и прогнозируемые цены с тем, чтобы не снижать экономический потенциал предприя­тия. Для этого, например, можно формировать за счет прибыли спе­циальный фондовый счет. /

Необходимость диверсификации собственного инвестиционного портфеля

Приобретение ценных бумаг является одним из не самых после­дних по важности направлений финансово-хозяйственной деятельно­сти любого предприятия. Ранее было показано, что они используются для достижения трех основных целей: а) обеспечение необходимой ликвидности предприятия; б) как источник средств для реализации не планировавшегося, т.е. случайного, выгодного инвестиционного проекта; в) как источник доходов.

В условиях инфляции возрастает риск банкротства предприятия, ценные бумаги которого приобретены. Поэтому комплектованию ин­вестиционного портфеля должно быть уделено особо пристальное внимание. Здесь хороши две житейские мудрости: а) не храните яйца в одной корзине (необходим достаточный уровень диверсификации); б) не обольщайтесь ценными бумагами с аномально высоким уров­нем обещаемого дохода.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1. ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ЦЕН — ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОЦЕНКА

Одной из наиболее важных экономических категорий, с которой постоянно приходится иметь дело финансовому менеджеру, является цена. Проблемы, возникающие при работе с ценами, многоаспектны; в их числе: множественность цен, различные схемы ценообразования, постоянная изменчивость цен и т.п. Последняя из упомянутых про­блем, вероятно, наиболее актуальна. В последние десятилетия тенден­ция роста цен наблюдается практически во всех странах мира. Этот процесс носит название инфляции. В отличие от многих других эко­номических категорий инфляция имеет не только теоретическое, но и чисто утилитарное значение.

Инфляция определяется как процесс, характеризующийся повы­шением общего уровня цен в экономике или, что практически экви­валентно, снижением покупательной способности денег. Понятием, обратным инфляции, является дефляция, т.е. процесс падения цен. Обычно дефляция характерна для послевоенных периодов развития экономики, а также экономики, находящейся в состоянии глубокого кризиса или депрессии. Апофеозом дефляции, вероятно, следует счи­тать 30-е годы текущего столетия, когда этот процесс, более извест­ный по названию «великая депрессия», поразил многие страны Запада. Если дефляция в мировой экономической истории носила лишь эпизодический характер, то инфляция в той или иной степени проявляется постоянно, и ни одной стране не удается избежать ее влияния.

Инфляция может проявляться двояко: во-первых, в переполнении сферы обращения бумажными деньгами вследствие их чрезмерного выпуска, во-вторых, в сокращении товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Основные причины инф­ляционных процессов — нарушение пропорциональности в сфере производства и обращения, ошибки в политике ценообразования, не­рациональная система распределения национального дохода и др. Во время инфляции цены на потребительские товары растут быстрее, чем увеличивается номинальная заработная плата и доходы членов обще­ства. Это ведет к падению реальных доходов населения, усилению его обнищания, анархии производства, дезорганизации как внутренней, так и внешней торговли.

Основополагающим, сущностным признаком инфляции является рост цен в среднем; не увеличение Цены какого-то отдельного товара или даже группы товаров, а увеличение усредненной цены всей но­менклатуры товаров, выбранных в качестве базы выявления уровня инфляции. Важно также отметить, что не существует какой-то фор­мальной нижней границы изменения цен, которая могла бы использо­ваться как критерий инфляции — например, если цены увеличились в среднем менее чем на 3%, инфляции нет, а если более чем на 3%, име­ет место инфляция. Такого формализованного критерия не существу­ет. Вместе с тем понятно, что в зависимости от Того, какая номенкла­тура продукции или товаров взята в качестве базовой при характерис­тике инфляции, количественное выражение ее уровня будет различным.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направление изменения цен для конкретных видов товаров и в конк­ретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тен­денции, характерные как для отдельных групп потребительских това­ров, так и для всей их номенклатуры в целом. Так, в России за послед­ние годы цены на продовольственные товары увеличивались более высокими темпами по сравнению с ценами на радиоаппаратуру, вы­числительную технику и другую продукцию электронной промыш­ленности.

В относительно стабильной экономике одновременно со сниже­нием цен на одни виды товаров цены на другие могут увеличиваться. Рост цен на какой-то отдельный товар или группу товаров — не обяза­тельно проявление инфляции. Итак, об инфляции можно говорить лишь тогда, когда происходит устойчивое и массовое повышение цен на товары, т.е. снижается покупательная способность денежной еди­ницы.

В экономике имеется множество различных экономических объек­тов, имеющих цену. Это — сырье, недвижимость, незавершенное про­изводство, продукция, потребительские товары и др. Для характерис­тики инфляции в качестве базовой группы объектов, изменение цен которых отслеживается, выбран конечный продукт, т.е. потребитель­ские товары.

Отдельные страны, где структура производства нестабильна или неразвита, могут сталкиваться с гиперинфляцией. Формализованной границы, разделяющей инфляцию от гиперинфляции, не существует; что назвать гиперинфляционной средой — вопрос дискуссионный.

Можно выделить три основных подхода к установлению критериев гиперинфляции. Наиболее жесткий формальный критерий сформули­рован в 1956 г. американским экономистом Ф.Каганом (Phillip Cagan), предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором цены впервые увеличились более чем на 50%, а концом — месяц в последу­ющем, когда прирост цен опустился ниже этой критической отметки и не достигал ее больше по крайней мере в течение двенадцати меся­цев. Согласно второму подходу, кстати, весьма распространенному, формальным критерием гиперинфляции является наличие роста цен в среднем на 100% в год и более. Известен и третий подход в характе­ристике этого процесса, изложенный в международных учетных стан­дартах, разработанных Комитетом пб международным учетным стан­дартам (International Accounting Standards Committee, IASC) — авто­ритетной организацией, созданной в 1973 г. и объединяющей в настоящее время представителей более 120 бухгалтерских организа­ций из 88 стран.

Непосредственное отношение к порядку составления отчетности в условиях инфляции имеют два из тридцати двух международных стандартов, разработанных IASC: «Информация, характеризующая влияние изменения цен» (стандарт № 15) и «Финансовая отчетность в гиперинфляционной среде» (стандарт № 29). Именно в последнем из упомянутых стандартов приведены формальные и неформальные кри­терии гиперинфляции:

• для сохранения достигнутого уровня благосостояния основная часть населения стремится вкладывать свои средства в немонетарные активы (т.е. активы, не подверженные влиянию инфляции) или в от­носительно стабильную иностранную валюту; имеющаяся местная ва­люта немедленно инвестируется для сохранения покупательной спо­собности;

• монетарные активы оцениваются основной частью населения не в местной валюте, а в относительно стабильной иностранной валюте; последняя используется и при объявлении цен на продукцию и потре­бительские товары;

• продажа и покупка товаров в кредит осуществляется по ценам, компенсирующим потерю покупательной способности денег, даже если период, на который выдан кредит, относительно короток;

• процентные ставки, заработная плата и цены тесно связаны с индексом цен, т.е. индексируются на темп инфляции;

• кумулятивный темп инфляции за трехлетний период приближа­ется к 100% или превышает эту величину.

Контроль за изменением цен на отдельные виды товаров, а также на потребительские товары в целом осуществляется с помощью ин­дексов цен. Индекс является относительным показателем, характе­ризующим изменение какого-то показателя. Индекс цен, следователь­но, должен характеризовать изменение цен. Индексы измеряются либо в долях единицы, либо в процентах. Существуют два основных вида индекса цен: индивидуальный, или частный (ip), и общий, или агрегатный (IР).

Индивидуальный индекс цен дает оценку (ретроспективную или прогнозную) изменения цены на отдельный вид товара, продукции, услуги. Он рассчитывается по формуле

 

где pi — фактическая цена в отчетном периоде (либо прогнозируемая цена);

ро— фактическая цена в базисном периоде (либо цена отчетного периода, с которой будет сравниваться прогнозная цена).

Агрегатный индекс цен позволяет выполнить аналогичные расчеты по группе однородных товаров, продукции, услуг:

 

где q1 — объем реализованных товаров в натуральных единицах по к-ой товарной группе в отчетном периоде (при ретроспективном анализе) или в планиру­емом периоде (при перспективном анализе); суммирование осуществля­ется по товарным группам, отобранным для анализа инфляционных про­цессов (k= 1,2,..., и).

Формула (15.2) дает один из вариантов классического представления индекса цен или индекса инфляции, показывая, на сколько измени­лась средняя цена отобранной для анализа группы товаров. Числитель дроби характеризует среднюю цену отчетного периода в структуре то­варов отчетного периода; знаменатель дроби — среднюю цену базис­ного периода, но в структуре товаров отчетного периода. Основной не­достаток такого представления — невозможность его распространения на всю номенклатуру товаров, поскольку в этом случае суммирование разнородных товаров в знаменателе каждой дроби бессмысленно.

Поэтому используется иное представление индекса цен — через товарооборота. Для этого формулу (15.2) упрощают и записывают в виде:

 

Используя данную формулу, можно рассчитывать индекс цен по любой номенклатуре товаров. Вместе с тем эта формула имеет опре­деленный методический недостаток и менее очевидна для интерпре­тации, особенно начинающими экономистами. Хотя арифметический результат от применения формул (15.2) и (15.3) одинаков, логический смысл индекса во втором представлении в некотором смысле искажа­ется, поскольку числитель и знаменатель дроби выражают товарообо­рот: в числителе — фактический (товарооборот отчетного периода в ценах отчетного периода), в знаменателе- условный (товарооборот отчетного периода, но в ценах базисного периода), или сопоставимый товарооборот. G формальных позиций в индексе, представленном фор­мулой (15.3), сопоставляются два товарооборота, тем не менее это именно индекс цен, а не индекс товарооборота, что легко понять из представления (15.2). Кроме того, такая запись весьма полезна в ана­литическом смысле, поскольку сразу показывает влияние изменения цен на изменение товарооборота.

Для экономической интерпретации индекса цен в представлении (15.3) полезна также следующая логика рассуждения: если бы цены в отчетном периоде не изменились, то товарооборот составил бы вели­чину, приведенную в знаменателе дроби, но они изменились, и това-, рооборот стал равен величине, приведенной в числителе; следователь­но, разность между числителем и знаменателем показывает влияние изменения цен. Положительная разность как раз и характеризует вли­яние инфляции.

Формула (15.3) имеет очень важное следствие: если в рамках рет­роспективного анализа необходимо рассчитать товарооборот (или объем реализованной продукции) в сопоставимых ценах при извест­ных данных о фактических товарооборотах и индексе цен, то сопос­тавимый товарооборот (Тс) находится делением фактического товаро­оборота отчетного периода (Та) на индекс цен:

Тс = Та : Ip

Для учета и характеристики темпов инфляции в нашей стране тра­диционно используется именно агрегатный индекс цен в представле­нии (15.3), известный как индекс Пааше. В теории индексов разрабо­таны и другие варианты исчисления индекса цен, из которых наиболь­шую известность получили индексы Карли, Маршалла, Ласпейреса, Фишера.

В большинстве экономически развитых стран общие индексы цен на потребительские товары, рассчитанные по отношению к одному из периодов, выбранному в качестве базисного, ежегодно публикуются и используются для характеристики процесса инфляции. Применяется индекс Ласпейреса, отличающийся от индекса Пааше тем, что в фор­муле (15.3) в качестве весовых коэффициентов берутся q0, т.е. объемы реализации в базисном периоде. Индекс Ласпейреса обладает рядом весьма серьезных преимуществ перед индексом Пааше. В частности, имея данные о значениях индекса Ласпейреса в двух произвольно выбранных годах, легко исчислить, как изменились цены в период между этими годами; индекс Пааше сделать этого не позволяет из-за различия в весовых коэффициентах. Эта особенность имеет важное значение в ретроспективном анализе, когда приходится принимать во внимание балансовые оценки долгосрочных активов, приобретенных в разные годы и отражаемых в балансе по ценам приобретения. С по­мощью индексов Ласпейреса легко построить аналитический баланс, в котором ценовые различия элиминированы.

В США в качестве базисного выбран 1967 г. Уровень цен этого года принят за базу, т. е. индекс цен рассчитывается ежегодно по отношению к ценам 1967 г.

Индекс потребительских цен в России рассчитывается Государственным комитетом по статистике на основе наблюдения за уровнем цен по 288 наименованиям товаров (услуг)-представителей в 400 городах.1 Набор товаров (услуг)-представителей сформирован как типичный набор, включающий все основные продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, оказываемые населению. Кроме того, индексы цен рассчитываются и публикуются некоторыми коммерческими аналитическими организациями, причем используемые методики расчетов далеко не всегда идентичны. Отчасти поэтому сведения об инфляции в России, приводимые в отечественных информационных источниках, противоречивы; по данным Международного валютного фонда темп роста инфляции в России в наиболее критические годы трансформации экономики составил: в 1992 г. — 1353%; в 1993 г. — 800%; в 1994 г. — 204%. В 1997 г. темп инфляции не превысил 12%, что явилось наилучшим показателем за последние годы.

Для наглядности характеристики и интерпретации инфляции в зависимости от ее темпов рекомендуется пользоваться показателем темпа инфляции (Ipr = Ip —100%), выраженным в процентах при значениях индекса инфляции до 200% и собственно индексом, выраженным в разах, при более высоких темпах изменения цен. Так, индекс инфляции 120%-(/п -120%, или 1р = 1,2) означает, цены в среднем увеличились на 20%, или в 1,2 раза; индекс инфляции 360% (1Р = 360%, или Ip = 3,6) означает, что цены в среднем увеличились в 3,6 раза, или на 260%.

Если проанализировать динамику ценовых показателей, можно сделать вывод, что инфляция представляет собой вполне обыденное явление, свойственное практически любой стране. Иными словами, инфляция сама по себе не страшна — опасен высокий темп инфляции. Действительно, статистика свидетельствует, что он может быть весьма различным. В Венгрии в период с августа 1945 г. по июль 1946 г.уровень цен вырос в 3,8 • 1027, т.е. цены ежемесячно увеличивались почти в 200 раз. В России в период с января 1921 г. по январь 1923 г. цены выросли в 1,24 • 105, т.е. ежемесячный рост цен составил 57%[Сакс, с.85].

В последние десятилетия уровень инфляции в экономически развитых странах составлял в среднем 4—7% в год. Так, в период с 1971 по 1986 гг. уровень инфляции колебался: в ФРГ — от 0 до 7,0% (в 1974 г.), в США — от 1,8 до 13,5% (в 1980 г.), в Великобритании —от 3,4 до 24,3% (в 1975 г.), в Швейцарии — от 0,8 до 9,8% (в 1974 г.).

——————

1 Отметим, что в экономически развитых странах номенклатура товаров, учитываемых при исчислении индексов цен, гораздо более разнообразна. Так, в США
при расчете индекса оптовых цен (Wholesale Price Index) учитываются данные о 2200 товарах.


При этом наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня ин­фляции. Иное положение в ряде южно-американских стран (Аргенти­на, Бразилия, Чили) — там на протяжении многих лет темпы инфля­ции были очень высоки. Так, в 1985 г. уровень инфляции в странах Латинской Америки составил в среднем 185,4%, в том числе в Арген­тине — 672,2%. Наиболее высокий уровень инфляции зарегистриро­ван весной 1985 г. в Боливии, темп инфляции здесь составил 25000% в год, т.е. 58,4% в месяц.

Отношение к инфляции как к объективному экономическому про­цессу на протяжении многих лет было неоднозначным. До 1936 г. до­минировал тезис, что инфляция является исключительно деструктив­ной силой. Этот тезис был опровергнут Дж.Кейнсом, утверждавшим, что инфляция обладает огромным позитивным потенциалом, посколь­ку она обесценивает деньги, делает процесс их накопления бесцель­ным. Тем самым стимулируется потребление, и инфляция превраща­ется в важнейший фактор развития экономики. Напротив, отсутствие инфляции приводит к накоплению денег, их иммобилизации и, при определенных условиях, может вызвать экономический кризис.

Как же отражается инфляция на интересах субъектов хозяйствен­ной жизни? В условиях инфляции существенно искажается в сторону уменьшения оценка основных средств. Предприятие может рассмат­ривать эту ситуацию с двух сторон. Если руководство заинтересовано в рекламе размеров своего предприятия, одной из характеристик ко­торых является итог баланса-нетго, занижение оценки стоимости ак­тивов нежелательно. Напротив, если руководство предприятия хочет его акционировать и имеет на это некоторые привилегии, такая зани­женная оценка ему весьма кстати. Инфляция — подарок тем, кто хо­чет прибедняться, не желая показывать своей финансовой мощи.

Инфляция осложняет пространственные сопоставления. Предста­вим такую ситуацию. Сравнивается эффективность работы двух руко­водителей хозрасчетных подразделений, укомплектованных пример­но одинаковым по текущей производительности оборудованием, но приобретенным по разным ценам (например, вследствие инфляции). В этом случае амортизационные отчисления, а следовательно, и пока­затели прибыли и рентабельности могут существенно различаться.

С позиции руководителя предприятия инфляция может приводить к снижению экономического потенциала данного предприятия. Ло­гика рассуждения в этом случае такова: списание затрат сырья и ма­териалов по низким ценам приобретения, а также небольшие амор­тизационные отчисления приводят к образованию инфляционной сверхприбыли и, тем самым, к уплате повышенного налога. Посколь­ку приобретать сырье нужно будет уже по более высоким ценам, упла­та налога на сверхприбыль, обусловленную инфляцией, приводит к снижению экономического потенциала.

С позиции начинающих инвесторов инфляция — неблагоприят­ный процесс. Основная проблема — трудно накопить необходимые финансовые ресурсы для осуществления долгосрочных, как правило, более ресурсоемких проектов. Таким образом, нельзя сделать однозначный и безапелляционный вывод об инфляции — одним она выгодна, другим вредна. Однако можно с определенностью отметить, что бытовавший в нашей стране в период централизованно планируемой экономики вывод о негативном характере инфляции абсолютно неверен.

Одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета в большинстве стран является принцип отражения учетных объектов по ценам приобретения. В условиях стабильных цен применение этого принципа вполне оправданно. Однако в периоды достаточно высокой инфляции отчетность, основанная на первоначальных стоимостных оценках, может давать искаженное представление о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.

Вместе с тем нельзя не признать, что инфляция оказывает существенное влияние на достоверность и актуальность учетных данных. Не все виды активов и обязательств в равной степени подвержены ее влиянию. Например, если у предприятия в период инфляции имелись свободные неиспользованные денежные средства и кредиторская задолженность, то эффект влияния на эти объекты бухгалтерского учета прямо противоположен. В первом случае предприятие понесло косвенные убытки, поскольку снизилась покупательная способность денежной единицы, во втором — косвенный доход, поскольку возвращать задолженность в дальнейшем придется более дешевыми деньгами, а сумма долга останется неизменной.

Как отмечалось выше, инфляция —процесс снижения покупательной способности денег. А поскольку денежный измеритель — основа бухгалтерского учета, прямым ее следствием для него становится утеря сопоставимости данных — ботинки, купленные вчера, оказываются дешевле, чем шнурки к ним, купленные сегодня, т.е. теряется всякая связь оценки ценностей с реальной жизнью. Так, если на балансе числятся материалы стоимостью 120 тыс. руб., а их цена в данный момент равна 140 тыс. руб., то, оставляя на балансе первоначальную оценку, предприятие создает скрытый резерв в 20 тыс. руб., т.е. источник финансирования, утаиваемый от налогообложения.

Сохранение в балансе первоначальной и остаточной стоимости в условиях инфляции приводит к тому, что накопленная сумма амортизации становится символической, ибо то, что вчера стоил токарный станок, сегодня может стоить коробок спичек. В литературе описаны такие случаи. Так, в Боливии в первой половине 80-х годов темп инфляции был настолько высок, что на сумму, уплаченную при покупке последней марки легкового автомобиля, два года спустя можно было приобрести лишь две упаковки аспирина [Сhoi, Mueller, с.206].

Далее, в случае растрат, недостач и хищений виновники с радостью возмещают учетную цену или остаточную стоимость основных средств с тем, чтобы продать украденное по сногсшибательным рыночным, спекулятивным ценам, ибо принцип оценки активов по себестоимости, заложенный в традиционном учете, в условиях инфляции провоцирует воровство. Сказанное резко усиливается в периоды приватизации государственной собственности. Совершенно очевидно, что если приватизация проходит на основе старых искаженных инфляци­ей цен, то это — разграбление государственной собственности, и оно очень радует новых собственников, получающих за гроши миллион­ные ценности. И наконец, традиционные методы оценки актива не дают никакого представления о реальном обеспечении кредитов, о платежеспособности предприятия и не позволяют определить эконо­мический потенциал фирмы.

С окончания первой мировой войны многие ученые и практики бьются над проблемой: как сделать реальным учет в условиях инфля­ции? Накопилось множество предложений, во многих странах уже сложилась определенная в этом отношении практика. Следует отме­тить, что интерес к проблеме учета инфляции периодически то возра­стает, то затухает. Стоило в середине 70-х годов темпу инфляции в экономически развитых странах несколько возрасти, как немедленно национальные учетные ассоциации обратили внимание на эту про­блему. Не случайно именно в это время был разработан первый меж­дународный стандарт по учету влияния инфляции (стандарт № 15), введенный в действие в ноябре 1981 г. В последние годы в связи с относительно невысокими темпами инфляции соответствующие стан­дарты учета практически не используются.

В мировой учетно-аналитической практике известны пять подхо­дов к учету влияния инфляции: а) игнорировать в учете; б) делать пе­ресчет по отношению к стабильной валюте; в) методика оценки объек­тов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупа­тельной способности (General Price Level Accounting, GPL)\ г) методика переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость (Current Cost Accounting, CCA)\ д) комбинированная методика. Крат­кую характеристику этих методик можно найти в [Ковалев, 1997(а), с.424—434].

Упомянутые методики имеют не только теоретическое, но и прак­тическое значение, особенно для стран, в которых инфляция достигла высокого уровня. В частности, в большинстве латиноамериканских стран применяется методика GPL или ее модификации. В Бразилии данная методика стала применяться около сорока лет назад, но лишь в 1964 г. она была включена в национальную систему счетоводства как ее важнейший элемент, позволяющий уменьшить искажающее влия­ние инфляции.

В ряде стран в методику вносят определенные коррективы. В част­ности, в той же Бразилии переоценивают только основные средства и вложения на основе публикуемых правительственными органами ин­дексов. При этом амортизационные отчисления делаются исходя из уже скорректированной стоимости основных средств; налогооблагаемая прибыль исчисляется также после проведения корректировок на темп инфляции.

Приверженность латиноамериканских стран методике GPL объяс­няется несколькими причинами: нехваткой достаточного числа высо­коквалифицированных бухгалтеров, сравнительной простотой мето­дики, отсутствием необходимой для реализации методики ССА информации об изменении цен по отдельным видам продукции, товаров и услуг и т.д.

Израиль в 80-х годах столкнулся с резким скачком инфляции и так­же вынужден был внедрить в практику учета методику GPL. Вместе с тем национальными учетными стандартами не запрещается исполь­зовать в годовом отчете в качестве дополнительных аналитических сведений данные по себестоимости.

В европейских странах проблемы инфляции в последние четверть века практически не существовало. Тем не менее в ряде стран (ФРГ, Нидерланды, Франция и др.) национальные учетные стандарты реко­мендуют приводить данные о текущей оценке активов и влиянии из­менения цен в виде дополнительной информации в соответствующих аналитических разделах годового отчета.

По схожему сценарию методики переоценки отчетности в ус­ловиях инфляции внедрялись в США и Великобритании. Ввиду от­носительно невысокого для этих стран всплеска инфляции, имевше­го место в середине 70-х годов, эти методики были введены в сис­тему национальных- учетных стандартов в 1980 хг. Однако они постоянно подвергались критике как со стороны выдающихся теоре­тиков учета (А.Г. Литтлтон, Р. Энтони, Ю. Идзири и др.), так и со стороны бухгалтеров-практиков. После того как в начале 80-х годов темпы инфляции вновь снизились, стандарты, регламентирующие учет и отражение в отчетности влияния инфляции, были отменены (1986г.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.64.8 (0.06 с.)