Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар в трудовой теории стоимости и в теории предельной полезности.

Поиск

Товар в трудовой теории стоимости и в теории предельной полезности.

Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли ма­териального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Втрудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизво­дителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

Теория предельной полезности. Она появилась во второй полови­не XIX в. Ее представителями являются австрийские эко­номисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой тео­рии утверждают, что стоимость — это чисто психологичес­кое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живуще­го в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет опреде­ляться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяю­щего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод-чем больше товаров, тем меньше их полезность для поку­пателя, тем ниже их стоимость.

Суть теории спроса и предложения сводится к тому что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и пред­ложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский эконо­мист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спро­са и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрий­ской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Англий­ский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спро­са и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим неокласси­ческим синтезом.

6.рынок сущность,ф-ии,структура.недостатки и неоходимость гос-го вмешательства в эк-ку. Рынок-обязательный компонент тов-го хоз-ва. Рынок есть тип хоз-х связей м/у субъектами хозяйствования.самуэльсон определяет рынока как процесс конкурентных торгов.можно определить рынок как механизм сводящий вместе покапателей и продавцов отдельных товаров и услуг.Ф-ии рынка:стимулирующая ф-ия-при понижении цен производители сокращают пр-во,одновременно зыскивают возможности снижения издержек путем внерения новой техники.ф-ия саморегулирования товарного производства,она проявляется в том что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и пвыш цны.регулирующая ф-ия с помошью рынка устанавливаются основнык микро и макропропорции в эк-ке.

Экономич-я структура определяется: формами собственности,структурой товаропроизводителей,видами торговли,использумые в стране. По структуре рынки дел-ся 1.по экономич-му назначению:р-ки благ и услуг,р-ки ценных бумаг,р-ки рабочей силы.2.по товарным группам:р-ки товаров производственного нзначения,р-ки сырья и материалов.3.по пространственному признаку:внутрирегиональные,межрегиональные,республиканские,межреспуб-е,междунар-е.

К недостаткам р-ка-автоматизм рыночного механизма достигаетсяне сам по себе,а путем метода проб и ошибок, игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений,р-к не имеет системы соц защиты.доходы в рыночн э-ке получают только владельца экономич-х ресурсов,инвалиды и дети и пенсионеры могут не иметь средств к существованию,поэтому гос-во должно решать соц проблемы.

Ликвидность. Денежные агрегаты (М1, М2). Структура совокупной денежной массы.

Ликвидность- это способность активов непосредственно использоваться в качестве средства обращения или быть готовым к превращению в средство обращения, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость. (“ Экономикс”).

Высоколиквидными типами активов являются наличные деньги, а также вклады на текущий счет.

Мера денежного предложения, состоящая из наличных денег и вкладов на текущих счетах - называется денежным агрегатом М1. В структуру М1 не входят “пластиковые деньги”, поскольку они являются лишь документами, с помощью которых их владелец может получить либо ссуду банка (в случае с кредитными карточками), либо отдать распоряжение на перевод со счета денег (в случае с дебиторской карточкой). Доля наличных денег в М1 менее 1/3. Из вкладах на текущих счетах менее половины приходится на вклады до востребования и более половины на прочие вклады. Центральный банк страны время от времени может пересматривать структуру М1 в связи с появлением новых видов счетов и вкладов.

Денежный агрегат М2 (Broad money - деньги в широком смысле, “Экономикс”)- это мера денежного предложения, охватывающая более широкий ряд компонентов по сравнению с М1, подходя к ним не только с позиции функции денег, как средства обращения, но и с позиции выполнения деньгами функции запасной покупательной силы. В связи с этим мера М2 включает наряде с М1 или наличными деньгами в виде монет и бумажных денег и вкладами на текущих счетах, также и вклады на сберегательных счетах и срочные вклады. Доля М1 в М2 составляет около1/4.

Закон денежного обращения. К. Маркс о количестве денег, необходимых для обращения.

Деньги выполняют функцию средства обращения. Деньги в качестве средства обращения постоянно удаляют из сферы обмена товары, доводя их до потребителя, а сами все время обращаются, переходя из рук в руки и связывая акты обмена в единый процесс обращения товаров.

Важной характеристикой денежного обращения является скорость обращения денег, повышение которой уменьшает спрос на деньги и наоборот.

8. спрос и закон спроса.нецеовые факторы спроса. Спрос-платежеспособная

потребность человека. Закон спроса-отражает обратную зависимость м/у ценой и количеством спрашиваемой продукции. Способы записи закона спроса:1 аналитический,табличный,графический.

 

 

Влияние ценовых факторов ведет к изменению объема спроса и отражается движением вдоль кривой спроса. Влияние неценовых факторов ведет к измеениям в спросе и отражается кривой спроса вправо и влво. Неценовые факторы:вкусы и потребности,ожидания потребителей,доход потребителяЮцены на взаимосвязные товары,число покупателей.Чем больше покупателей,тем больше спрос.

9. предложение и закон предложения. Неценовые факторы предложения. Предложение-количество определенного товара,котрое по данной цене находится на рынке или пути к нему. Закон предложения-отражает прямую зависимость м/у ценой и количеством продукции.

 

Изменение ценовых факторов ведет к изменению объема предлжения и графически отображается в Фоме сдвигов вдоль кривой предложения. Влияние неценовых факторов вызывает сдвиги кривой предложения вправо и влево и называется изменением предложения. Неценовые факторы предложения:издержки производства,ставк налогообложния,ожидания производителей,количество производителей.

 

Виды монополий

· Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(приемущественно страны с капиталлистическим строем).

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

23)ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием.Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).Различают полезность общую и предельную.Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно представить в виде универсального уравненияПравая часть уравнения отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от поведения отдельного покупателя, левая часть — субъективные оценки отдельного покупателя о предельной полезности товаров хну.

28. Валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП). ВВП - валовая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных в течениигодапри помощи факторов производства резидентами данной страны за определенный период времени (год). Резиденты – экономич. единицы (предприятия, дом.хоз-ва). ВВП измеряется тремя способами: 1) По добавленной стоимости (производственный метод). Добавл. стоимость - разность между стоимостью произв. товаров и услуг и стоимостью товаров и услуг полностью потребленных в процессе производства (промежуточном потреблении). 2) По расходам или метод конечного использования. ВВП = С + I + g + Xn. C – личное потребительские расходы, включающие расходы дом. хоз-в на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включает расходы на покупку жилья. I – валовые инвестиции, включ. производственные капиталовложения (здания, оборудование), инвестиции в жилищные строительства. G – государственные закупки товаров и услуг – строительство, содержание общественных благ. Xn – чистый экспорт (Хn = экспорт-импорт). 3) Расчет ВВП по доходам (распределительный метод). ВВП= w + r + i + P + A + N. w – зарплата, r – рента, i – процент, P- прибыль, А-амортизация, N-косвенные налоги (акцизы, таможенные пошлины) Амортизация – стоимость на оборудование.и приобретенных нацией за определенный период (за год) за вычетом той части инвестиций, которая пошла на замену устаревшего и износившегося оборудования. ЧНП = ВНП минус расходы на амортизационные отчисления. ЧНП = сумма денег, имеющихся у домохозяйств для расходов на товары и услуги. ЧНП не считается достаточно точным показателем из-за невозможности точно рассчитать амортизацию.

 

29. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.

Номинальный ВНП–это ВНП текущего года выраженный в текущих ценах. Реальный ВНП-это ВНП выраженный в ценах базового года. ВНП-дефлятор = (Номинальный ВНП/ Реальный ВНП). Дефлятор ВНП явл. показателем уровня цен, полученный на основе производимых в экономике товаров и услуг. Если ВНП-дефлятор >1, то в стране имеет место инфляция. Если <1, то дефляция. Если =1, то уровень цен стабилен. Если ВНП-дефлятор рассчитывается только для потребительских товаров, то он называется ИПЦ(индекс потребительских цен).

Для того чтобы узнать действительный объем конечных продуктов, которые можно использовать для улучшения благосостояния населения, из ВНП необходимо вычесть амортизацию, т.е. ту часть стоимости, которая идет на возмещение изношенных факторов производства. Оставшаяся часть ВНП и называется чистым национальным продуктом (ЧНП). Иными словами, ЧНП=ВНП-амортизация. Национальный доход- это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства: владельцы труда (ЗП наемных работников), владельцы капитала (прибыль и процент), владельцы земли (земельная рента). Для определения НД из ЧНП необходимо вычесть косвенные налоги. Последние представляют собой надбавки к цене товара и услуг (акцизы, НДС, таможенные пошлины). Следовательно, НД=ЧНП- косвенные налоги на бизнес.

30. Модель доходов-расходов Дж.М.Кейнса

Основным положением кейнсианства – являлся «основной психологический закон», согласно которому по мере роста дохода увеличивается доля сбережения и сокращается доля потребления. «Кейнсианский крест» - модель «совокупные расходы совокупный доход», построена с учетом допущений: 1. она носит краткосрочный хар-р,(цены на ресурсы не изменены); 2. инвестиции автономны к ВНП,(не изменяются при его изменении). Yf–потенциальный ВНП, Y–реальный ВНП.

На фазах кризиса и депрессии совокупные расходы представлены только расходами домохозяйств С,(т.Y1.) По мере выхода эк-ки из кризиса увеличив-ся совокупные расходы, что ведет к росту Y до уровней Y2,Y3, Y4. Равновесие достигается при неполном использовании ресурсов. Условием равновесия явл. равенство сбережений и инвестиций S=I. Автоматически равенство сбережений и инвестиций не достигается, т.к сбережения осущ-ся домохоз-ми и является ф-ией дохода S=S(Y). Инвестиции осущ-я предпринимателями и является ф-ией банковского % I=I(R).

Если S>I, то в эк-ке кризис перепр-ва. Если S<I, то в эк-ке кризис недопр-ва

Основные категории: 1.Предельная склонность к потреблению MPC, это изменение расхода на личное потребление, при изменении дохода на ед-цу. MPC=∆C/∆Y=CI(Y) C- расходы на личное потребление, Y- доход потребителя

2.Предельная склонность к сбережению MPS, т.е изменение объема сбережений при изменении дохода на ед-цу MPS=∆S/∆Y=SI(Y)

Кейнсианское допущение: Y= C+S

Ye Y1 Y

Предложим правительство осуществляет стимулирующею бюджетно-финансовую политику к сдвигу кривой ISв кривую IS‛.

LM

LM‛

Re IS

R

Ye Y Y

 

Предложение проводиться мягкая денежно-кредитная политика,это приводит к сдвигу LM в право. Недостатки модели: модельIS-LM расматриваеться только закрытую экономику. модельIS-LM не учитывает изменение цен на ресурсы.

Экономические циклы: Содержание, виды и теория.

4 вида циклов: 1.Краткосрочный потребительский цикл, продолжительность 3-4 года, причина колебания в потреб спросе. цикл китчина. 2. Среднесрочные-промышленный цыл, продолжительность 10-12 лет. Причина-изменение в основном капитале. К.Маркс. 3.Строительный цикл, продолж 20 лет. причина- обновление отд эл основного капитала(здания, сооружение) их называют циклом С.Кузнеца. 4. «Длинные волны хозяйственной конъектуры» или долгосрочные макро-экономические колебания продолжительностью 44-60лет. Кандратьев. Причина качеств изменения в науке и в технике.

1волна: с начала 90х годов 18 века до 1844-1851, 2волна- 1844-1851-1890-1986, 3 волна- 1890-1896-1920, 1920-1945-третья волна которая заканчивается периодом спада, 4 волна-1945-1999, 5 волна-1999-2030-повышательная.

Структура цикла:

. РелнВНП общая тенденция эк. рынка

1 2 3

Длительность цикла

t,время

 

 

1фаза-кризис или спада реальный ВНП снижается, имеет место инф предложения и растёт безрабоцица.2фаза-безрабоцица или застой всех экн показателей, не изменены.3фаза-оживление реальный ВНП достигает потенциального наблюдается инфляции спроса и достигается полная занятость.

 

36. Инфляция: сущность, виды, показатели. Методы антиинфляционного регулирования экономики. Инфляция (И.) (лат.–вздутие)–нарушение воспроизводственных пропорций, проявляющиеся в росте общего уровня цен. Причины И.: 1.Дефицит гос. бюджета, покрываемый за счет дополнительной эмиссии бумажных денег.2.Диспропорции в эк-ке, выражающиеся в монополии отдельных отраслей, п/п, гос-ва или профсоюзов 3.Инфляционные ожидания потребителей. 4.Импортируемая И. Показатели И. 1. Уровень цен π =(сумма цен товаров текущего года/сумма цен товаров базового года)*100% 2.Т емп прироста уровня цен. Р=(πtt-1)/πt-1 π–уровень цен. t – текущий год, t-1 –предыдущий год. 3. ВНП – дефлятор, рассчитываемый как индекс Пааше. Виды И.:1.В зависимости от уровня цен. выделяют: а)умеренную И. до 10-12% в год б)галопирующую И. до 100-200% в)гиперинфляцию более 100-200% 2. В зависимости от возможностей прогноза: а)ожидаемая И. б)неожидаемая И.(Август 1998г.). 3. В зависимости от типа эк-кой системы: а)подавленную в плановой эк-ке; б) открытую в рыночной эк-ке.4.в зависимости от сбалансированого процесса:а) сбалансированная-цены на все виды продукции растут в раных темпах,б)не сбалансированная-цены на 1 вид прод дост. Быстро а на другие нет. 5. В зависимости от причин: а) И. спроса (вызывается ростом объема совокупных расходов. Она присуща фазам оживления и подъема и сопровождается ростом реального ВНП);

 

P уровень цен

AS

P2

P1 AD‛

AD

X1 X2 реалВНП

 

 

б)И. предложения (вызывается уменьшением совокупного предложения, в результате например: роста цен на ресурсы, реальный ВНП снижается. Фаза кризиса).

P уровень цен AS‛ AS

 

 

X1X2 AD реалВНП

 

 

Стагфляция (ВНП-падает, растет безработица) (стагнация+инфляция) Общественные издержки И.: 1.Снижение реального уровня дохода субъектов рынка. При этом наиболее значительные последствия для людей с фиксированным доходом. 2.Нарушение кредитных отношений: Формула Фишера i=r+πe i-номинальная ставка банк.%; r-реальная ставка банк.%; πе-ожидаемый уровень И. При высоких темпах неожидаемой И. выигрывает заемщик, при низких темпах–кредитор. При высоких темпах И. используется формула: r=(1- πе)/(1+ πе) 3.Снижение инвестиционной активности в области пр-ва, развитие преимущественно сферы обращения. 4.Эффект Оливера-Ганзи. Оттягиваются налоговые платежи и другие выплаты в бюджеты различных уровней. 5.Умеренная контролируемая И. спроса явл. стимулом деловой активности населения. Методы антиинфляционного регулирования экономики:1. Кейнсианская модель антиинфляционного регулирования. Увеличивается объем гос.расходов и снижаются ставки налогообложения с целью стимулирования роста объемов пр-ва. При этом сохраняются умеренная И. спроса, которая рассматривается как стимул деловой активности. Недостаток этой программы: И. может превратиться из контролируемой в неконтролируемую в случае длительной реализации кейнсианской программы. 2. Монетаристская программа антиинфляционного регулирования: а) повышение ставки рефинансирования Цент.банка или учетной ставки банк.% б)повышение норм обязательных резервов коммерческих банков. в) продажа населению гос.цен. бумаг. Негативное последствие: снижение объемов пр-ва и снижение уровня жизни населения.

 

37. Безработица: принципы, виды и измерения. Методы гос-го Регулирования рынка труда. Закон Оукена. Б-это проявление диспропорций на р.труда. Причины: 1.жесткость з/п (класс.школа, автор Пигу); 2.недостаточный совок.спрос (кейнсианская концепция); 3.техническое перевооружение пр-ва, вытеснение раб-х машинами (Марксистская концеп.). Показатели Б: уровень Б И=(число безраб-х/общая числен. Трудоспос. населения)*100%. В число трудоспос.насел.вх.: дети до 16; люди пенсион.возраста; времен. Или постоянно не трудосп.граждане; военнослужащие; студенты очных отделений вузов; добровольные безработные. Виды Б: основные: 1.циклическая-сущ-т на фазах кризиса депрессии и оживления пром.цикла); 2. структурная-меняется структура; 3.фрикционная-кто переехал, ищет работу, окончил вуз; 4.полная занятость-естественный уровень безработицы. Дополнительные: 1.сезонная; 2.региональная-разная рождаемость; 3.скрытая-чел.работает только официально; 4.информационная-отсутствие инф.о раб.местах. Обществен.изд.Б; 1.снижен.покуп.способности насел.и следов.совокуп.спроса;. 2.в следствии действия закона Oukena-отклонение уровня Б от сост.полной занятости на 1% приводит к отклонен.фактического ВНП от потенциал.значен. на 2,5%(3%); 3.Б вызывает криминализацию эк., способствует снижен. Уровня квалификации; 4.н-е авторы рссмат-т Б как потенциал к-й м/б использован потенциал в ходе эк. подъема.

). y-фактический ВНП, y*-потенциальная ВНП, U- уровень безрабоцицы факт, U* - полная занятость, β- коэфмцеент Оукена, β=2,5:3

Методы борьбы с Б: 1.кейнсианский-увел.объема совок.расх., что способствует увел.совок.спроса. гос.использует бюджет.ср-ва, сокращает налоги и снижает ставку банковского %,что делает доступными кредиты предпринимателям (это долгосроч.программа). В краткосроч.периоде предполагается проведение обществ.работ; 2. монитористская модель-увел.ставки банковского процента, что ведет к банкротсву ряда п/п для «Здоровых» п/п ставки налога сокращаются, происходит денационализация эк.; 3.институциональная программа, т.е. учет числа безраб-х, бесплатное переобучение и переподготовка, информ. О свободных раб-х местах, ярморки вакансий, пособия по безработице.

 

38. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса

Филипсом на основе имперических данных была построена модель, отражающая обрат.зависимость м/у уровнем безраб и уровнем инфл. Логическим доказательством сущ-ия этой зависимости явл.модель AD-AS(граф 1 и 2). В условиях умеренной инфл.спроса повышение уровня цен способствовало увел.диловой активности, что вело к росту ВНП и сокращен.числа безраб-х. В конце 70-х наступает эпоха стагфляции, т.е. одновремен.повышения уровня безраб. и инфл., графич-ки это отражается как сдвиги модели фелипса вправо и вверх. Модель Филипса действует только в краткосроч.периоде. Обрат.зависим.м/у уровнем безраб.и уровнем инфл. Сущ. Только в краткосрочном периоде при неизмен.уровне цен. В долгоср.периоде модель Филипса приобретает форму вертикальной прямой, т.е. любому уровню цен соотв-т сост. полной занятости (граф.3). Кривая Филипса отражает обратную зависимость между уровнем инфляции Р и уровнем безрабоцецы. И данная модель справедлива только на фазах только оживления и подьема экономического цикла,когда инфляция являеться инфляцией спроса.Докозательство модели: Рост уровня инфляции ведёт к росту обьемов производства,что способствует созданию новых рабочих мест и к снижению уровня безрабоцицы.

Р

 

U

товар в трудовой теории стоимости и в теории предельной полезности.

Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли ма­териального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Втрудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизво­дителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

Теория предельной полезности. Она появилась во второй полови­не XIX в. Ее представителями являются австрийские эко­номисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой тео­рии утверждают, что стоимость — это чисто психологичес­кое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живуще­го в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет опреде­ляться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяю­щего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод-чем больше товаров, тем меньше их полезность для поку­пателя, тем ниже их стоимость.

Суть теории спроса и предложения сводится к тому что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и пред­ложением. Согласно этой теории, если спрос превысит пред­ложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский эконо­мист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спро­са и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрий­ской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Англий­ский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спро­са и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим неокласси­ческим синтезом.

6.рынок сущность,ф-ии,структура.недостатки и неоходимость гос-го вмешательства в эк-ку. Рынок-обязательный компонент тов-го хоз-ва. Рынок есть тип хоз-х связей м/у субъектами хозяйствования.самуэльсон определяет рынока как процесс конкурентных торгов.можно определить рынок как механизм сводящий вместе покапателей и продавцов отдельных товаров и услуг.Ф-ии рынка:стимулирующая ф-ия-при понижении цен производители сокращают пр-во,одновременно зыскивают возможности снижения издержек путем внерения новой техники.ф-ия саморегулирования товарного производства,она проявляется в том что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и пвыш цны.регулирующая ф-ия с помошью рынка устанавливаются основнык микро и макропропорции в эк-ке.

Экономич-я структура определяется: формами собственности,структурой товаропроизводителей,видами торговли,использумые в стране. По структуре рынки дел-ся 1.по экономич-му назначению:р-ки благ и услуг,р-ки ценных бумаг,р-ки рабочей силы.2.по товарным группам:р-ки товаров производственного нзначения,р-ки сырья и материалов.3.по пространственному признаку:внутрирегиональные,межрегиональные,республиканские,межреспуб-е,междунар-е.

К недостаткам р-ка-автоматизм рыночного механизма достигаетсяне сам по себе,а путем метода проб и ошибок, игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений,р-к не имеет системы соц защиты.доходы в рыночн э-ке получают только владельца экономич-х ресурсов,инвалиды и дети и пенсионеры могут не иметь средств к существованию,поэтому гос-во должно решать соц проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.110.145 (0.011 с.)