Школа научного управления в менеджменте: теоретические основы и их исследование в современной практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа научного управления в менеджменте: теоретические основы и их исследование в современной практике



Менеджмент

Методические указания к выполнению

курсовой работы для студентов специальности

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

 

Витебск

содержание

1 Общие указания  
   
2 Структура курсовой работы и требования к ее содержанию  
   
3 Правила оформления курсовой работы  
   
4 Тематика курсовых работ  
   
5 Примерное содержание курсовой работы  
   
6 Список рекомендуемой литературы  
   

Общие указания

Учебным планом подготовки по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» предусмотрено выполнение курсовой работы по дисциплине «Менеджмент». Данная курсовая работа выполняется в процессе изучения теоретических и прикладных аспектов менеджмента организации, включающих основы теории организации, технологии менеджмента как единства его принципов, методов, функций, стратегического, инновационного, инвестиционного, финансового менеджмента, организационно-административных, экономических и социально-психологических аспектов, антикризисного управления и прочие.

Курсовая работа является важной частью подготовки специалиста, получающего квалификацию «Экономист-менеджер», её результаты могут войти как составная часть в дипломную работу для организационно-управленческого обследования организаций и обоснования управленческих решений по реализации разрабатываемых в ней предположений и рекомендаций.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» способствует закреплению теоретических знаний по менеджменту, приобретению практических навыков и умений проводить организационно-управленческое обследование, диагностировать проблемы, выявлять уровень и место их появления в организации, разрабатывать обоснованные управленческие решения по их устранению (включая организационные, экономические и социально-психологические аспекты их реализации) с учетом знаний позитивного зарубежного опыта и особенностей отечественной бизнес-среды.

В ходе выполнения курсовой работы по «Менеджменту» студенту предоставляется возможность углубленно изучить одно из выбранных направлений в менеджменте, определиться с научной проблемой, которая будет исследоваться в ходе выполнения курсовой работы и, по желанию, в ходе дипломного проектирования.

В данных методических указаниях студенту предлагается на выбор 61 примерная тема курсовых работ (с рекомендуемым планом их выполнения и литературой). Свой выбор студент должен согласовать с научным руководителем курсовой работы. В ходе консультации уточняется тема курсовой работы и ее содержание, заполняется индивидуальное задание. Индивидуальное задание подписывается студентом, научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Оно является неотъемлемой частью курсовой работы и располагается сразу после титульного листа, нумеруется с двух сторон.

 

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ

К ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ

 

Структура курсовой работы должна обеспечить раскрытие избранной темы, ее отдельных вопросов, отражать логику исследования и внутреннее единство выполненной работы.

Курсовая работа должна содержать:

- титульный лист;

- индивидуальное задание;

- введение;

- основную часть работы (как правило, 3 главы);

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (при необходимости).

Введение – вступительная, начальная часть курсовой работы. В ней обосновывается актуальность выбранной темы исследования, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. При обосновании актуальности темы исследования следует указать причины, по которым необходимо проведение такого исследования (в теоретическом и прикладном аспектах), отразить важность решаемых вопросов для предприятий (организаций) Республики Беларусь, указать степень проработанности данной темы в трудах отечественных и зарубежных специалистов.

В качестве цели исследования отражается основной замысел работы в краткой и лаконичной формулировке. Цель – это конечный, желаемый результат выполнения курсовой работы. Цель должна быть логично взаимосвязана с формулировкой темы курсовой работы. Обычно формулируются одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи – это предписания конкретных шагов по достижению цели, они должны быть отражены в названии глав курсовой работы.

Во введении определяются также объект и предмет исследования. Объект – это часть реального мира, которая исследуется в данной курсовой работе. Объектом может выступать предприятие (учреждение, организация), подотрасль, отрасль промышленности, национальная экономика в целом.

Предметом исследования является конкретный аспект функционирования объекта исследования.

Основная часть курсовой работы содержит обзор литературы по теме, изложение известных концепций, подходов, определений, предлагаемых методов оценки, расчета, их сравнительные характеристики, достоинства, недостатки, возможности и границы использования и пр. При написании теоретической части курсовой работы студент должен давать ссылки на авторов и источник, из которого он проводит ту или иную концепцию, методику, определение; использование либо реферирование (т.е. краткое изложение) приводимой теории с обязательной ссылкой и указанием источника в списке используемой литературы.

Здесь также может быть отражен зарубежный опыт (как позитивный, так и негативный), возможности и границы его импортирования в отечественную практику. Целесообразно также рассмотреть отечественный опыт, отразить состояние предприятий легкой и текстильной промышленности Республики Беларусь. Для этого рекомендуется использовать данные статистических ежегодников Республики Беларусь и Витебской области за ряд лет, данные концерна «Беллегпром», специализированных бюллетеней и пр.

Кроме того, целесообразно изучить существующую практику реализации изучаемой проблемы на отечественных предприятиях, в этих целях следует ознакомиться с периодическими изданиями Республики Беларусь, Российской Федерации.

При написании курсовой работы следует придерживаться научного стиля изложения материала, избегать эмоциональных и публицистических оценок. Каждый вывод, сделанный в ходе исследования, должен быть подкреплен либо логическими аргументами, либо цифрами.

В конце каждой главы должны быть сделаны краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа работы, дает возможность оценить вклад каждого параграфа в реализацию задач курсовой работы и в достижение ее основной цели.

В заключении курсовой работы должны содержаться основные результаты и выводы по всем главам. Здесь уместны следующие выражения: «Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: а) …; б) …; в) …;» или «В ходе проведенного исследования получены следующие результаты: …» и т.п. Важно, чтобы выводы глав работы, заключение и введение (цель и задачи исследования) соответствовали друг другу.

В конце курсовой работы приводится список использованной литературы, который оформляется в соответствии со стандартом.

Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы. Название тем носит ориентировочный характер. Окончательный вариант названия темы определяется после консультации с преподавателем. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Темы не должны дублировать друг друга (для охвата всей тематики курса).

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций.

Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, определяет структуру работы, сроки выполнения ее этапов, необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику. Студенты дневного обучения могут использовать материалы, собранные в период практики.

Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней руководителем работы. При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономический). Одновременно отмечаются положительные стороны и недостатки работы, а в случае надобности указывается, что надлежит доработать. Руководитель делает вывод, может ли работа быть допущена к защите.

Работа после проверки выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению руководителя является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она отправляется на повторную проверку.

Защита курсовой производится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух-трех человек, один из которых – руководитель курсовой работы. Состав комиссии утверждается заведующим кафедрой. Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии. На защите студент обязан кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

3 правила оформления курсовой работы

Правила оформления курсовой работы определены в «Методических указаниях по выполнению и оформлению дипломных работ студентов экономических специальностей» (Витебск, УО «ВГТУ», 2008 г.), стр. 18 – 41 и являются единым для оформления всех курсовых работ в ходе обучения.

Тематика курсовых работ

1. Школа научного управления в менеджменте: теоретические основы и их использование в современной практике.

2. Классическая школа в менеджменте: основные положения и их актуальность в современных условиях.

3. Школа «человеческих отношений» в менеджменте: основные положения и их актуальность в современных условиях.

4. Системная методология в управленческой науке и практике.

5. Американская система менеджмента: сущность, позитивный опыт, возможность использования в Республике Беларусь.

6. Японская система менеджмента: сущность, позитивный опыт, возможность использования в Республике Беларусь.

7. Западноевропейская система менеджмента: сущность, позитивный опыт, возможность использования в Республике Беларусь.

8. Внешняя среда менеджмента в организации и задачи управляющего.

9. Исследование внешней среды организаций Республики Беларусь.

10. Внутренняя среда организации и задачи менеджмента.

11. Система принципов и методов в менеджменте: взаимосвязь, развитие, использование в организациях Республики Беларусь.

12. Планирование как функция менеджмента.

13. Организационная деятельность в менеджменте: сущность и инструментарий реализации.

14. Развитие организационных структур управления предприятий: причины и основные направления.

15. Реструктуризация организаций как форма их адаптации во внешней среде.

16. Организационная культура: сущность, значения и направления формирования в Республике Беларусь.

17. Мотивация в механизме менеджмента.

18. Система мотивации и вознаграждения в организации, оценка ее эффективности.

19. Контроль как функция менеджмента.

20. Принятие и реализация управленческих решений.

21. Управление коммуникациями в организации.

22. Маркетинг как функция менеджмента и исходный этап внутрифирменного планирования.

23. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции в менеджменте.

24. Брэндинг в современном менеджменте: теоретические основы и их использование в отечественной практике.

25. Теоретические и прикладные аспекты управления конфликтами и стрессами в организации.

26. Теоретические и прикладные основы лидерства в менеджменте.

27. Формирование корпоративных стратегий в менеджменте.

28. Стратегическое управление организацией.

29. Стратегический анализ внешней среды организации.

30. Анализ портфеля бизнесов и формирование портфельной стратегии организации.

31. Комплексный анализ среды и разработка стратегии организации.

32. Конкурентная стратегия организации и процесс ее разработки.

33. Маркетинговая стратегия организации и процесс ее разработки.

34. Управление стратегическими изменениями в организации.

35. Стратегический контроль деятельности организации.

36. Структурное построение организации, оценка эффективности и направления совершенствования.

37. Информационное обеспечение системы управления организацией и ее совершенствование.

38. Организационные изменения и развитие: сущность, направления и формы.

39. Управление конкурентоспособностью организации.

40. Экономический механизм менеджмента организации.

41. Внутрифирменное планирование в организации и его совершенствование.

42. Управленческий персонал организации и его совершенствование.

43. Социально-психологические аспекты управления организацией.

44. Управление внешнеэкономической деятельностью организации.

45. Управления сбытом и сбытовая политика организации.

46. Управление финансами организации и направления его совершенствования.

47. Управление процессами становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

48. Управление персоналом организации.

49. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональными продвижением в организации.

50. Управление рекламной деятельностью организации.

51. Управление конкурентоспособностью продукции в организациях РБ.

52. Инновационный потенциал современной организации: направления оценки и развития.

53. Управление инвестиционной политикой организации.

54. Формирование и развитие корпоративной социальной ответственности в организации.

55. Постановка функции контроллинга в организации.

56. Исследование организационной структуры управления организации.

57. Проектирование структуры организации (службы, отдела).

58. Проектирование (совершенствование) взаимоотношений подразделений предприятия с внешними организациями.

59. Анализ и оценка эффективности системы управления организации.

60. Анализ организационного потенциала организации и задачи управления организацией.

61. Формирование механизма антикризисного управления организацией.

5 примерное содержание курсовой работы

 

Планирование как функция менеджмента

 

Введение

1 Роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности

1.1 Сущность планирования

1.2 Виды управленческих работ в планировании

1.3 Принципы и методы планирования

2 Стратегическое и оперативное планирование в менеджменте

2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки

2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор

2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте

2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования

3 Бизнес-планирование в менеджменте

3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение

3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

Во внешней среде

 

Введение

1 Концептуальные основы реструктуризации

1.1 Изменения внешней среды как основы реструктуризации

1.2 Сущность и виды реструктуризации

1.3 Особенности реструктуризации на различных этапах антикризисного управления

2 Основные направления реструктуризации

2.1 Преобразование организационной стратегии

2.2 Преобразование структуры управления

2.3 Финансовая реструктуризация

3 Механизм осуществления реструктуризации

3.1 Инструменты и методы принятия решений по реструктуризации

3.2 Решение социальных вопросов в процессе реструктуризации

3.3 Технология разработки проекта реструктуризации и условий ее осуществления

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

Оценка ее эффективности

 

Введение

1 Система мотивации вознаграждения в организации

1.1 Сущность и значение мотивации и вознаграждения

1.2 Процессуальные теории мотивации

1.3 Содержательные теории мотивации

1.4 Подходы к оценке эффективности мотивации

1.5 Особенности мотивационного менеджмента в Республике Беларусь

2 Анализ системы мотивации и вознаграждения организации

2.1 Краткая характеристика деятельности организации (предприятия)

2.2 Анализ заработной платы

2.3 Анализ положения о премировании

2.4 Оценка эффективности системы мотивации и вознаграждения

3 Основные направления совершенствования системы мотивации и вознаграждения в организации

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Стратегии организации

 

Введение

1 Теоретические основы анализа портфеля бизнесов организации

1.1 Сущность, назначение и методика анализа портфеля бизнесов

1.2 Структурирование портфеля бизнесов организации

1.3 Инструменты и приемы портфельного анализа

1.4 Формирование сбалансированного бизнес-портфеля на перспективу

2 Анализ портфеля бизнесов организации

2.1 Краткая характеристика организации и анализ основных показателей ее хозяйственной деятельности

2.2 Анализ состава и структуры портфеля бизнесов организации

2.3 Анализ портфеля бизнесов организации на основе матричных методов

3 Формирование портфельной стратегии организации

3.1 Разработка портфельной стратегии организации

3.2 Рекомендации по поддержанию сбалансированного портфеля бизнесов на перспективу

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Направления и формы

 

Введение

1 Организационные изменения как фактор выживания предприятия

1.1 Сущность и виды организационных изменений

1.2 Этапы и методы реализации организационных изменений

1.3 Формы управления организационными изменениями

1.4 Зарубежный опыт управления организационными изменениями

2 Сопротивление переменам в процессе организационных изменений

2.1 Причины сопротивления переменам

2.2 Способы снижения сопротивления

2 Анализ потребности в организационных изменениях в организации и рекомендации по их реализации

3.1 Краткая характеристика деятельности организации

3.2 Анализ потребности в организационных изменениях организации

3.3 Предложения по внедрению организационных изменений в организации

Заключение

Список использованных источников Приложения

 

Персонала в организации

 

Введение

1 Теоретические основы управления деловой карьерой в организации

1.1 Сущность, цели и задачи деловой карьеры

1.2 Классификация видов и моделей деловой карьеры

1.3 Этапы управления деловой карьерой

2 Формирование резерва как составной части управления деловой карьерой

2.1 Сущность, цели и границы формирования кадрового резерва

2.2 Источники и этапы процесса формирования резерва

2.3 Обучение, подготовка и индивидуальное развитие резерва

3 Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала в организации

3.1 Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой

3.2 Специфика организации карьерного роста руководителей

3.3 Зарубежный опыт управления деловой карьерой

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

1 Теоретические основы антикризисного управления

1.1 Кризисы в развитии организации: причины возникновения и факторы их динамики

1.2 Основные черты и направления антикризисного управления

1.3 Опыт антикризисного управления в развитых промышленных странах и в России

1.4 Причины экономической несостоятельности организаций в Республике Беларусь

2 Диагностика кризиса в процессе управления организацией

2.1 Общая характеристика деятельности организации

2.2 Анализ финансового состояния организации

2.3 Анализ организационной структуры управления организацией

2.4 Оценка внешней среды организации

3 Разработка антикризисной стратегии организации

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.111 с.)