Таможенное дело в России в XIX- начале XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенное дело в России в XIX- начале XX вв.



3 ПЕРИОД. Либерализм.

В 1801 г. запрет был снят (Тильзитский мир). 1810 г. – опять запрет – на ввоз европейских, в первую очередь французских товаров. 1810 г. на западной сухопутной границе в дополнение к пограничной таможенной страже была установлена воинская охрана границ донскими казачьими полками. Каждый полк обеспечивал охрану 150-верстного участка границы. В 1816 г. отменяется запрет на ввоз европейских товаров. Устанавливаются относительно нормальные торговые отношения с Францией и Европой в целом.

 

В 1817 г. Одесса и прилегающая к ней территории – режим порто-франко (свободный порт). Были выделены из общей таможенной черты российского государства и в этой области товары разрешалось не только разгружать и хранить беспошлинно, но и перерабатывать их и осуществлять оптовую торговлю этими товарами без взимания пошлин до тех пор, пока такие товары не выходили с этой территории вглубь России. Классическая оффшорная зона. Режим просуществовал до 1857 г.

 

В 1819 г. был принят один из самых умеренных и либеральных за всю историю развития таможенного дела в России таможенный тариф. Как оказалось, принятие такого либерального тарифа было преждевременно, т.к. ни нарождающаяся российская промышленность, ни российское купечество не могли конкурировать ни с иностранными производителями, ни с иностранными купцами. Поэтому в 1822 г. – принят очень жесткий протекционистский таможенный тариф. В соответствии с ним, иностранные товары, допускаемые к ввозу в Россию, облагались настолько высокими пошлинами, чтобы их ввоз не отразился на развитии в стране машинного производства. А те товары, которые вообще в России в тот период времени не производились и ранее ввозились беспошлинно, теперь стали облагаться высокими пошлинами исходя из экономических соображений. Действовал более 20 лет.

 

В 1819 г. помимо таможенного тарифа был принят и Таможенный Устав России, в соответствии с которым охрана границ возлагалась на таможенную, а в дальнейшем пограничную стражу Министерства финансов. Кроме этого, Устав уточнял понятие контрабанды – теперь понимался не только провоз и пронос товаров в обход заставы или таможни, но и неуказание товаров грузовладельцами в подаваемых на таможню грузовых документах.

 

В 1827 г. было принято Положение об устройстве пограничной таможенной стражи, в соответствии с которым эта стража была соединена в особые части – бригады, полубригады и роты. Эти части подразделялись на отряды и, в случае необходимости, подвижные колонны. Также по Положению управляющие таможен и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе. С этого же времени отличительным цветом пограничной стражи стал зеленый цвет.

 

Таможенные тарифы 1850, 1857, 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе международной торговли. Систему же таможенных учреждений середины 19 в. можно представить на основании Таможенного Устава 1857 г. Согласно этому Уставу, таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной границе Империи Царства Польского, а на северо-западе по границе между Россией и Финляндией.

 

В зависимости от объема выполняемых таможенных операций таможни подразделялись на:

- крупнейшие (таможни 1 класса). Например, Санкт-Петербургская, Архангельская и др.

- средние (таможни 2 класса). Например, Севастопольская, Евпаторийская.

- малые (таможни 3 класса). Например, Херсонская, Мариупольская, Онежская.

 

При таможнях могли создаваться передовые филиалы или передовые посты (заставы), в местах наземного пропуска через границу создавались перехОдные таможенные пункты. Таможни одного района объединялись в таможенный округ.

 

Устав предъявлял особые требования к таможенным служащим, устанавливая, что управляющими и членами таможен не могут назначаться лица, ранее по таможенной части не служившие. Также Устав подчеркивал самостоятельность таможенных органов, устанавливая, что никакое начальство ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения о таможенной части. Ст. 226.

 

В 1891 г. принимается очередной таможенный тариф. Был достаточно жестким. В соответствии с ним, не облагались пошлиной товары, которые вообще не импортировались в Россию (зерно, домашний скот, фураж и др.). Все же остальные товары подлежали обложению таможенной пошлиной, размер которой был резко увеличен по сравнению с тарифом 1868 г. Такое резкое увеличение тут же повлекло за собой увеличение объема контрабанды.

 

Поэтому вслед за тарифом 1891 г. был принят Таможенный Устав 1892 г., который практически полностью был посвящен вопросам борьбы с контрабандой. Устав устанавливал, что контрабандными считаются товары, провозимые или проносимые в обход таможни, а также, хотя и привозившиеся на таможню, но не указанные в таможенных объявлениях и иных грузовых документах. Этот Устав впервые установил понятие квалифицированной контрабанды. Квалифицированной считалась:

- контрабанда, совершенная путем открытого вооруженного прорыва границы;

- совершаемая систематически в крупном размере организованной группой лиц;

- совершаемая с подкупом должностного лица таможни.

- контрабанда оружия и подрывной социалистической литературы.

 

Кроме этого, Устав предусматривал дифференцированные санкции за контрабанду. Размер варьировался в зависимости от того, запрещенные или разрешенные к провозу товары, ввозимые или вывозимые, пошлинные или беспошлинные.

- Если товар был запрещен к провозу, то его контрабанда наказывалась конфискацией этого товара и денежным штрафом в размере двукратной стоимости этого товара.

- Если товар был разрешен к провозу и подлежал обложению пошлиной, то его контрабанда наказывалась конфискацией и денежным штрафом в размере пятикратной стоимости этого товара при его ввозе на территорию России, и только денежным штрафом в размере пятикратной стоимости без конфискации при вывозе.

- Если провозился беспошлинный товар – контрабанда наказывалась денежным штрафом в размере 10% от стоимости этого товара без конфискации.

 

Именно в соответствии с этим Уставом были впервые уравнены размеры санкций за контрабанду для европейской части России и Сибири. Кроме того, этот Устав упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Водное пространство протяженностью 3 морских мили от русского берега признавалось таможенной полосой России и все суда, входящие в эту зону, подлежали досмотру русских таможенных властей. Также новеллой было учреждение на западной сухопутной границе в дополнение к пограничной таможенной страже корчемной стражи. Эта стража состояла из вооруженных стражников-объездчиков, которые в Курлякской, Коминской, Подольской и Бессарабской губерниях на расстоянии в 20-50-верстной границы устраивали засады на дорогах и досматривали обозы, транспорты, имущество проезжающих лиц с целью предотвращения контрабанды иностранных спиртных напитков (т.к. существовала государственная винная монополия).

 

В 1893 г. между Россией и Германией – т.н. таможенная война. Россия в одностороннем порядке увеличила пошлины на немецкие товары на 15-30%, те в ответ на 50% и т.д. Завершилась заключением конвенционного договора между Россией и Германией сроком на 10 лет. Был установлен единый конвенционный таможенный тариф между ними, который ни одна из сторон не могла сама изменять.

 

В соответствии с Таможенным Уставом 1904 г. таможенная система России включала в себя Департамент таможенных сборов при Министерстве финансов, окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные посты и таможенные пункты. В наиболее опасных по части контрабанды районе (пограничные губернии Царства Польского) Устав предоставлял право пограничной страже и таможенному надзору в пограничной полосе шириной 875 саженей (около 2 км) проводить обыски и выемки в домах и других жилых помещениях на тех же правах, какие были предоставлены полицейским чинам, замещавших судебных следователей при производстве следственных действий.

 

Этот Устав содержал принципиальную новеллу – «О привозе товаров по железной дороге».

 

Таможенный Устав 1910 г. принципиальных изменений в систему таможенного дела не внес, уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, в частности, Устав 1910 г. предоставлял право органам таможенного надзора самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии государственной границы и от морских берегов вглубь страны с участием полицейских чинов, а если возникала необходимость за пределами этой 100-верстной полосы – право с привлечением полиции, судебных следователей и мировых судей. Процесс таможенного досмотра тех лет отмечался ярко выраженным фискальным характером. Был подчинен не столько установлению законности перемещения товаров через границу, сколько поиску незаконно перемещаемых контрабандных товаров. Несмотря на это, в России были в то время самые высокие экспортные пошлины, экспорт российских товаров в 1910-1913 гг. увеличился на 21%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.009 с.)