Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов К экзамену по всему курсу

Поиск

1. «Психология семьи и семейного воспитания» как учебная дисциплина, ее предмет, цель и задачи.

2. Семья как социокультурный феномен. Ее функции.

3. Определение основных понятий курса: семья, брак, семейные отношения, семейное воспитание и др.

4. Системный подход в описании семьи: параметры семейной системы, границы семейной системы.

5. Функции семьи.

6. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка.

7. Основные черты современной российской семьи. Патриархальная российская семья и ее трансформация.

8. Типология семейных структур и их основные разновидности.

9. Нормативные и квазисемейные модели семьи и брака.

10. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья.

11. Возрастающая в обществе потребность в психологических услугах помощи семьи.

12. Мотивы воспитания и родительства

13. Психологическая характеристика пренатального периода.

14. Материнство как психологический феномен.

15. Социально-психологические факторы, определяющие развитие ребенка (эмоциональное принятие ребенка, мотивы воспитания детей, воспитательные ценности, степень удовлетворения потребностей ребенка, стиль воспитания ребенка).

16. Прародители в системе семейных отношений.

17. Семья как микросреда развития ребенка.

18. Роль семейного воспитания в развитии ребенка: семейные функции, критерии воспитания ребенка, позитивное, негативное влияние воспитания.

19. Психологические условия позитивного семейного воспитания.

20. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические.

21. Стадии психического развития. Развитие идентичности.

22. Дошкольник в семье.

23. Одаренный ребенок в семье.

24. Конструирование гендера.

25. Особенности воспитание мальчика семье.

26. Специфика воспитания девочки в семье.

27. Воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии.

28. Сиблинговая позиция и ее влияние на воспитание и развитие ребенка в семье.

29. Соперничество между детьми.

30. Многодетная семья: проблемы, социальная помощь.

31. Причины семейного неблагополучия.

32. Роль семьи в возникновении психотравмирующих ситуаций.

33. Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье.

34. Способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций с участием детей в семье.

35. Проблема насилия в современной семье.

36. Способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье.

37. Концепции и формы прекращения семейных отношений.

38. Фазы дестабилизации супружеских отношений и стадии развода.

39. Постразводная ситуация.

40. Развод и ребенок.

41. Особенности воспитания детей в неполных семьях.

42. Повторный брак.

43. Определение понятия сиротства.

44. Виды сиротства.

45. Последствия сиротства.

46. Опека (попечительство).

47. Приемная семья.

48. Проблема мачехи и отчима.

49. Из истории семейного права.

50. Обзор действующего Семейного кодекса РФ по вопросам осуществления родительских прав.

51. Правовые основы семейного воспитания.

52. Законодательство об опеке и попечительстве.

53. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования.

54. Основные методы работы: наблюдение и беседа.

55. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.

56. Методы повышения педагогической культуры родителей.

57. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей.

58. Проблемная семья: семья с наркозависимыми детьми

59. Проблемная семья: семья алкоголиков

60. Проблемная семья: семья с ребенком-инвалидом


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. 320 с.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. 224 с.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Академия, 2002. 192с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. 656с.

Дополнительная литература

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Л., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Издательство МГУ, 1987. 120с.

2. Андреева Г.М., Яноушек Я., Донцов А.И "Социальная психология". М.: МГУ. 367с.

3. Антонов А.И. Судьба семьи в России. Х1Х век. М.: Грааль, 2000. 414с.

4. Афанасьева Т. Семейные портреты. М.: Молодая гвардия, 1985. 320с.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988. 399с.

6. Богданов Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс. 2003. №7. С.100-104.

7. Бойко В.В. Если ты мать и жена. М.: Советская Россия, 1991. 156с.

8. Браун Дж, Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 352с.

9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. /под ред. М.С. Мацковского.- М.: Прогресс, 1988. 138с.

10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991. 156с.

11. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990. 267с.

12. Дружинин В.Н. Психология семьи. 1996. М., "КСП". 160с.

13. Зацепин В.И. Основы семейной жизни. М.: Молодая гвардия, 1991. 156с.

14. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. Львов: Издательство Львовского университета "Вища шк.", 1981. 174с.

15. Здравомыслов О.М. Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал, 1998. 172с.

16. Книга молодой семьи /Сборник. Составитель В.В. Александрова. Л: Лениздат, 1990. 254с.

17. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. 159с.

18. Кроник А.. Кроник Е. В главных ролях вы, мы, он, ты, я. М.: Мысль, 1989. 204с.

19. Лосева В.К. Страхи вокруг беременности / В.К. Лосева, А.И. Луньков // Психологическая консультация. 1998. № 1. С. 21-34.

20. Маданес К. Стратегии семейной психотерапии. М: Класс, 1999. 279с.

21. Мартынова М.А. Почему мы разошлось. М.: Знание, 1984. 142с.

22. Митрикас А.А. Семья как ценность // Социс. 2004. №5. С.65-72.

23. Мушкина Е.Р. Семейный разговор. М.: Известия, 1985. 191с.

24. Навайтис Т. Муж, жена и психолог. М.: институт практич. психологии. Воронеж: НПО "МОДЕК", 1995. 128с.

25. Панизовская Г.И. Понимать друг друга. Л.: Лениздат, 1984. 62с.

26. Пезешкиан Носсрат. Позитивная семейная терапия. М.: Смысл,1993. 332с.

27. Подросток и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 656с.

28. Психология семьи. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

29. Психотерапия семьи. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2004. 704с.

30. Психология и психоанализ сексуальности. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2002. 688 с.

31. Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России в ХХ веке // Социс. 2001. №6. С.89-97.

32. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424с.

33. Ребенок и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2003. 784 с.

34. Родители и дети. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

35. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998.176с.

36. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс,1992. 190с.

37. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: "Речь", 2000. 239с.

38. Сатир В. Как строить себя и свою семью? М.: Педагогика-Пресс, 1992. 192 с.

39. Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. СПб.: Речь, 2007. 288 с.

40. Семейная психотерапия. Хрестоматия / Сост.: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. СПб.: Питер, 2000. 512с.

41. Семья в психологической консультации / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.: Педагогика,1989. 20с.

42. Семья: Социально- психологические и этические проблемы. Справочник. / Под ред. В.И. Зацепина. Киев: издат. политической литературы. М., 1990. 254с.

43. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.:Мысль, 1989. 173с.

44. Филлипова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999.

45. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 384с.

46. Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. М.: институт общегуманитарных исследований. 2001. 448с.

47. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. / Под. ред. Гре-бенникова И.В. М.: Просвещение, 1986.

48. Хьелл Ларри А., Зиглер Даниел Дж. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. 608с.

49. Шишова Т. Неуправляемый ребенок // Воспитание школьников. 2002. №10. С. 41-43.

50. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Деловая книга, 2005. 756с.

51. Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О.К. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983.

 

Интернет ресурсы

1. www. myword. ru – психологический портал.

2. www. childpsy. ru – «Детский психолог».

3. www. koob. ru – полнотекстовая литература по психологии.

4. www. bookap. ru – интернет библиотека по гуманитарным наукам.

5. www. edu. ksu. ru – портал Министерства образования.

6. www. nspu. net – портал дополнительного образования.

7. www. flogiston. ru – психологическая библиотека.

8. www. bookap. by. ru – психологическая литература.

9. www. 1september.ru – газета «Школьный психолог».

10. www. e-lib. info. ru – психологическая библиотека.

11. www. zercalo. ru – публикации по психологии.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Психология семьи – наука относительно молодая. Брак и семья стали предметом специального изучения только с конца 60-х – начала 70-х гг. XX столетия. В современных же условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, данная дисциплина приобретает особую важность в подготовке будущего специалиста психолога. Задача дисциплины состоит не только в том, чтобы познакомить студентов с основными достижениями отечественной и мировой психологической науки в области семейной психологии и психоконсультирования семьи, но и вооружить его конкретными методами и техниками работы.

Именно поэтому особое внимание в ходе изучения дисциплины следует уделить организации самостоятельной работы студентов, подготовки ими сообщений. Очень важно сделать курс практически ориентированным, чтобы вооружить будущих специалистов-психологов конкретными рекомендациями по организации психологической помощи семье. Кроме того, необходимо устанавливать межпредметные связи, опираться на уже полученные студентами знания, на их личный опыт, приобретенный во время прохождения практики.

Для наиболее эффективного запоминания фактического материала необходимо четко структурировать.

Целесообразно проведение контрольных работ (можно выбрать и любую другую форму контроля) по мере изучения материала. Это даст прочность и глубину усвоения изучаемого материала.

В рамках этого курса большая роль отводится ресурсам информационной сети Интернет, где можно получить свежую и оперативную информацию. Поиск тех или иных сведений, организованный и направляемый преподавателям, может принести немалую пользу.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ

Факультет социальной работы, педагогики и психологии

 

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

 

(приложение к рабочей программе дисциплины «психология семьи» для направления 540600 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)

 

 

Курск

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

 


1. ВВВЕДЕНИЕ

Содержание практической части курса направлено на формирование у студентов адекватного представления о целях и задачах курса, поскольку на современном этапе развития общества происходит перестройка семейных отношений и консультанты сталкиваются с многочисленными проблемами, которые ранее не выходили за рамки семейных обсуждений. Содержание семинарских занятий включает основные подходы отечественных и зарубежных психологов и консультантов к решению семейных проблем.

Цель семинарских занятий – овладение способами применения теоретических знаний в области психологии семьи и семейного воспитания на практике.

Задачи:

1. Глубже и всестороннее рассмотреть психологические концепции в области семейных взаимоотношений, этапов развития семьи;

2. Приобрести навыки практической работы с проблемными семьями в плане оказания помощи в виде семейного консультирования;

3. Воспитать чувство значимости изучаемого материала для сохранения семьи и ее дальнейшего благополучного развития.

В ходе изучения курса студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:

- уметь выявлять особенности развития семьи в разных возрастных периодах;

- уметь анализировать и интерпретировать эмпирические данные, полученные в психодиагностической работе с семьей;

- уметь анализировать проблемы семьи в процессе семейного консультирования и давать рекомендации по решению обозначенных проблем;

- получить навыки работы с различными категориями семей и проблем, с которыми они сталкиваются.

Таким образом, студенты закрепляют полученные теоретические знания на практических и семинарских занятиях.

 


2. Тематический план

№ п/п   Разделы и темы дисциплины Всего часов Аудиторные занятия (час) Сам. раб.
Всего Лек. Сем.
1. «Психология семьи и семейного воспитания» как научная дисциплина. Семья как социокультурный феномен.          
2. Семья в современном мире.          
3. Родительство как социокультурный феномен.          
4. Семейное воспитание ребенка и его значение.          
5. Особенности развития ребенка в семье          
6. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи.          
7. Семья как источник психологической травматизации личности.          
8. Прекращение брака: развод и его последствия          
9. Сиротство как социальный и психологический феномен.          
10. Законодательство о семье и браке.          
11. Понятие техники семейного консультирования.          
12. Проблемная семья: семья с ребенком-инвалидом          
13. Проблемная семья: семья алкоголиков          
14. Проблемная семья: семья с наркозависимыми детьми          
  Итого          

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.. «Психология семьи и семейного воспитания» как научная дисциплина. Семья как социокультурный феномен.

Цель: определить место «Психологии семьи и семейного воспитания» в системе психологического знания, раскрыть научные подходы к изучению семейных отношений.

Исходный уровень знаний:

1. Иметь представление о процессе воспитания детей, его видах, иметь представления о семейном воспитании.

2. Знать что такое семья, роль, которую она играет в жизни человека.

Вопросы для обсуждения

1. «Психология семьи и семейного воспитания» как учебная дисциплина, ее предмет, цель и задачи.

2. Семья как социокультурный феномен.

3. Определение основных понятий курса: семья, брак, семейные отношения, семейное воспитание и др.

4. Системный подход в описании семьи: параметры семейной системы. границы семейной системы.

5. Функции семьи.

6. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка.

 

 

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 5-14.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 7-12.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 4-12.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Под ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 138с.

2. Зацепин В.И. Основы семейной жизни. М.: Молодая гвардия, 1991.- 156с.

3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.- 156с.

4. Джеймс М. Брак и любовь. М.: Московский рабочий, 1993.

5. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1997.-184с.

6. Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О.К. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983.

7. Гозман Л.Я. Социально -психологическое исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1991. №4.

8. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. №6. С.74-87.

9. Делокаров К.Х. Женщина и ценности западно-европейской индустриальной цивилизации // общественные науки и современность. 2004. №4. С.68-74.

10. Семьеведение: Учебное пособие для вузов / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – С. 7-24.

11. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.- С.7-15.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.009 с.)