Выписка из решения гос впо направления 540600 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выписка из решения гос впо направления 540600 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики.



ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ ГОС ВПО НАПРАВЛЕНИЯ 540600 – ПЕДАГОГИКА, СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) – БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ.

 

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы
  ОПД.Ф.13 Психология семьи и семейного воспитания Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.  

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семья – объект исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи. Для проведения этих исследований в 1991 г. в нашей стране организован Институт семьи, издающий журнал “Семья в России”.

До середины XIX в. семья рассматривалась как простейшая форма человеческого общения. Древнегреческим философом Аристотелем общество трактовалось как разросшаяся вширь патриархальная семья.

Родоначальником исследований семьи является французский инженер-горняк Фредерик Ле Пле (1806–1882).

Этнография изучает семью сквозь призму этнических особенностей, ритуалов, с учетом своеобразия семейного быта в прошлом и настоящем. Идея изменчивости форм брака и семьи наиболее полное воплощение получила в трудах американского исследователя Льюиса Г. Моргана “Системы родства и свойства” (1870) и “Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации” (1877).

Психология, в особенности психоанализ З. Фрейда, внесла значительный вклад в изучение человеческой сексуальности, тех травм и комплексов, которые формируются на эротической почве в семейных отношениях. Наиболее известным является “комплекс Эдипа” (в женском варианте – “комплекс Электры”), который заключается в рано появляющемся эротическом влечении ребенка к матери и амбивалентном отношении любви-ненависти к отцу-сопернику. Подавление сексуальности и сублимацию либидо психоанализ считает основным источником цивилизации.

Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости.

Привычный нам образ нуклеарной семьи активно формируется средствами массовой информации – от церкви и школы до рекламных журналов и модных сериалов. Если мы сопоставим свою личную жизнь с нормативным образом семьи, то, несомненно, придем в ужас. Спасет нас только классическое конфуцианское “исправление имен”. Контуры семейного тела следует очертить так широко, чтобы в это нечеткое множество попали всевозможные способы продолжать жить.

Семейный вопрос есть вопрос о жизни и смерти института семьи. Этот вопрос был выдвинут для публичного обсуждения, когда развитие рыночных отношений привело традиционную семью к кризису.

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. Интерес этот связан с той ролью, которую семья сегодня играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего в целом. Содержание данной учебной дисциплины включает в себя основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики в области семейной психологии.

Цель курса – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях, о роли семейного воспитания и рассмотреть основные направления работы социального педагога с семьей.

Задачи курса:

1. Ознакомить с научными, прикладными трудностями психологии семейных отношений как научной дисциплины.

2. Сформировать представления о семье и семейных отношениях как целостном, исторически сложившемся образовании, имеющем свои специфические особенности жизнедеятельности.

3. Задать общую логику работы с семьей социальных педагогов как совокупным субъектом социального, кланового и внутрисемейного пространств, дать возможность системного (поуровневого) анализа феноменологии конкретных семей.

4. Сформировать умение составлять план диагностики (дать некоторые методики, помогающие освоить общую логику работы с семьей как совокупным субъектом).

По завершению курса студенты приобретают следующие знания, умения и навыки:

1. Знание о психологии семейных отношений как научной дисциплине, трудностях методологических, прикладных, существующих на данном этапе ее развития;

2. Имеют представления о семье как целостном образовании, об особенностях ее возникновения, функционирования, развития;

3. Знают о современных психотерапевтических направлениях работы с семьей: концептуальную основу, цели, задачи, методы коррекции.

4. Приобретают умения: комплексной диагностики особенностей семейных отношений.

В результате изучения данной дисциплины подлежат усвоению следующие дидактические единицы: системный подход, социальные и педагогические функции семьи, правовое поле жизнедеятельности ребенка, родительство, семейное воспитание ребенка и его значение, родительские установки, стратегии и стили воспитания.


3. Учебный план.

Организационные формы обучения и виды учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Итоговый контроль (зачет, экзамен)*   Экзамен
Общая трудоёмкость дисциплины    

4. Тематический план

№ п/п   Разделы и темы дисциплины Всего часов Аудиторные занятия (час) Сам. раб.
Всего Лек. Сем.
1. «Психология семьи и семейного воспитания» как научная дисциплина. Семья как социокультурный феномен.          
2. Семья в современном мире.          
3. Родительство как социокультурный феномен.          
4. Семейное воспитание ребенка и его значение.          
5. Особенности развития ребенка в семье          
6. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи.          
7. Семья как источник психологической травматизации личности.          
8. Прекращение брака: развод и его последствия          
9. Сиротство как социальный и психологический феномен.          
10. Законодательство о семье и браке.          
11. Понятие техники семейного консультирования.          
12. Проблемная семья: семья с ребенком-инвалидом          
13. Проблемная семья: семья алкоголиков          
14. Проблемная семья: семья с наркозависимыми детьми          
  Итого          

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. «Психология семьи и семейного воспитания» как научная дисциплина. Семья как социокультурный феномен.

Семья как социокультурный феномен. Социально-психологические проблемы семьи. Определение «Психологии семьи и семейного воспитания» как научной дисциплины, целей, задач, предмета курса. Определение основных понятий курса: семья, брак, семейные отношения, семейное воспитание. Системный подход в описании семьи. Параметры семейной системы. Границы семейной системы. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка.

Тема 5. Особенности развития ребенка в семье

Стадии психического развития. Развитие идентичности. Конструирование гендера. Дошкольник в семье. Одаренный ребенок в семье. Мальчик в семье. Воспитание девочки в семье. Воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии.

 

Интернет ресурсы

1. www. myword. ru – психологический портал.

2. www. childpsy. ru – «Детский психолог».

3. www. koob. ru – полнотекстовая литература по психологии.

4. www. bookap. ru – интернет библиотека по гуманитарным наукам.

5. www. edu. ksu. ru – портал Министерства образования.

6. www. nspu. net – портал дополнительного образования.

7. www. flogiston. ru – психологическая библиотека.

8. www. bookap. by. ru – психологическая литература.

9. www. 1september.ru – газета «Школьный психолог».

10. www. e-lib. info. ru – психологическая библиотека.

11. www. zercalo. ru – публикации по психологии.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Психология семьи – наука относительно молодая. Брак и семья стали предметом специального изучения только с конца 60-х – начала 70-х гг. XX столетия. В современных же условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, данная дисциплина приобретает особую важность в подготовке будущего специалиста психолога. Задача дисциплины состоит не только в том, чтобы познакомить студентов с основными достижениями отечественной и мировой психологической науки в области семейной психологии и психоконсультирования семьи, но и вооружить его конкретными методами и техниками работы.

Именно поэтому особое внимание в ходе изучения дисциплины следует уделить организации самостоятельной работы студентов, подготовки ими сообщений. Очень важно сделать курс практически ориентированным, чтобы вооружить будущих специалистов-психологов конкретными рекомендациями по организации психологической помощи семье. Кроме того, необходимо устанавливать межпредметные связи, опираться на уже полученные студентами знания, на их личный опыт, приобретенный во время прохождения практики.

Для наиболее эффективного запоминания фактического материала необходимо четко структурировать.

Целесообразно проведение контрольных работ (можно выбрать и любую другую форму контроля) по мере изучения материала. Это даст прочность и глубину усвоения изучаемого материала.

В рамках этого курса большая роль отводится ресурсам информационной сети Интернет, где можно получить свежую и оперативную информацию. Поиск тех или иных сведений, организованный и направляемый преподавателям, может принести немалую пользу.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ

Факультет социальной работы, педагогики и психологии

 

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

 

(приложение к рабочей программе дисциплины «психология семьи» для направления 540600 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)

 

 

Курск

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

 


1. ВВВЕДЕНИЕ

Содержание практической части курса направлено на формирование у студентов адекватного представления о целях и задачах курса, поскольку на современном этапе развития общества происходит перестройка семейных отношений и консультанты сталкиваются с многочисленными проблемами, которые ранее не выходили за рамки семейных обсуждений. Содержание семинарских занятий включает основные подходы отечественных и зарубежных психологов и консультантов к решению семейных проблем.

Цель семинарских занятий – овладение способами применения теоретических знаний в области психологии семьи и семейного воспитания на практике.

Задачи:

1. Глубже и всестороннее рассмотреть психологические концепции в области семейных взаимоотношений, этапов развития семьи;

2. Приобрести навыки практической работы с проблемными семьями в плане оказания помощи в виде семейного консультирования;

3. Воспитать чувство значимости изучаемого материала для сохранения семьи и ее дальнейшего благополучного развития.

В ходе изучения курса студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:

- уметь выявлять особенности развития семьи в разных возрастных периодах;

- уметь анализировать и интерпретировать эмпирические данные, полученные в психодиагностической работе с семьей;

- уметь анализировать проблемы семьи в процессе семейного консультирования и давать рекомендации по решению обозначенных проблем;

- получить навыки работы с различными категориями семей и проблем, с которыми они сталкиваются.

Таким образом, студенты закрепляют полученные теоретические знания на практических и семинарских занятиях.

 


2. Тематический план

№ п/п   Разделы и темы дисциплины Всего часов Аудиторные занятия (час) Сам. раб.
Всего Лек. Сем.
1. «Психология семьи и семейного воспитания» как научная дисциплина. Семья как социокультурный феномен.          
2. Семья в современном мире.          
3. Родительство как социокультурный феномен.          
4. Семейное воспитание ребенка и его значение.          
5. Особенности развития ребенка в семье          
6. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи.          
7. Семья как источник психологической травматизации личности.          
8. Прекращение брака: развод и его последствия          
9. Сиротство как социальный и психологический феномен.          
10. Законодательство о семье и браке.          
11. Понятие техники семейного консультирования.          
12. Проблемная семья: семья с ребенком-инвалидом          
13. Проблемная семья: семья алкоголиков          
14. Проблемная семья: семья с наркозависимыми детьми          
  Итого          

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.. «Психология семьи и семейного воспитания» как научная дисциплина. Семья как социокультурный феномен.

Цель: определить место «Психологии семьи и семейного воспитания» в системе психологического знания, раскрыть научные подходы к изучению семейных отношений.

Исходный уровень знаний:

1. Иметь представление о процессе воспитания детей, его видах, иметь представления о семейном воспитании.

2. Знать что такое семья, роль, которую она играет в жизни человека.

Вопросы для обсуждения

1. «Психология семьи и семейного воспитания» как учебная дисциплина, ее предмет, цель и задачи.

2. Семья как социокультурный феномен.

3. Определение основных понятий курса: семья, брак, семейные отношения, семейное воспитание и др.

4. Системный подход в описании семьи: параметры семейной системы. границы семейной системы.

5. Функции семьи.

6. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка.

 

 

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 5-14.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 7-12.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 4-12.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Под ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 138с.

2. Зацепин В.И. Основы семейной жизни. М.: Молодая гвардия, 1991.- 156с.

3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.- 156с.

4. Джеймс М. Брак и любовь. М.: Московский рабочий, 1993.

5. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1997.-184с.

6. Янкова З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О.К. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983.

7. Гозман Л.Я. Социально -психологическое исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1991. №4.

8. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. №6. С.74-87.

9. Делокаров К.Х. Женщина и ценности западно-европейской индустриальной цивилизации // общественные науки и современность. 2004. №4. С.68-74.

10. Семьеведение: Учебное пособие для вузов / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – С. 7-24.

11. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.- С.7-15.

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные черты современной российской семьи. Патриархальная российская семья и ее трансформация.

2. Типология семейных структур и их основные разновидности.

3. Нормативные и квазисемейные модели семьи и брака.

4. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья.

5. Возрастающая в обществе потребность в психологических услугах помощи семьи.

Задания для студентов

Подготовить сообщения на тему:

1. Перспектива отмирания семьи.

2. Демографические аспекты состояния и развития семьи.

 

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 14-25

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 12-36.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 8-25.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

 

Дополнительная литература

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. М.: Нота Бене, 1998. 365с.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

3. Афанасьева Т. Семейные портреты. -М.: Молодая гвардия, 1985. 320с.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2007. 46-95.

5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. /под ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. 138с.

6. Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1986.

7. Зацепин В.И. Основы семейной жизни. М.: Молодая гвардия, 1991. 156с.

8. Ковалев С.В.Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу “Этика и психология семейной жизни”: Книга для учителя. М., 1988.

9. Научно-исследовательскому институту семьи пять лет. М., 1996.

10. Психология семьи. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

11. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б.Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – С.56-104.

12. Семьеведение: Учебное пособие для вузов / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – С. 24-48.

13. Семья в представлениях современного человека. М., 1990.

14. Семья: книга для чтения в двух томах. М., 1990.

Вопросы для обсуждения

1. Причины семейного неблагополучия.

2. Роль семьи в возникновении психотравмирующих ситуаций.

3. Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье.

4. Проблема насилия в современной семье.

5. Способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье.

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 117-244.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 133-172.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 65-128.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Антонов А.И. Судьба семьи в России. Х1Х век. М.: Грааль, 2000.414с.

2. Богданов Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс. 2003. №7. С.100-104.

3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990. 267с.

4. Здравомыслов О.М. Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал, 1998. 172с.

5. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. 2000. №10.

6. Лосева В.К. Страхи вокруг беременности / В.К. Лосева, А.И. Луньков // Психологическая консультация. 1998. № 1. С. 21-34.

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Политиздат, 1968. 356с.

8. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к матернству // Вопросы писхологии. 2000. №5.

9. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.

10. Подросток и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 656с.

11. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424с.

12. Ребенок и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2003. 784 с.

13. Родители и дети. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

14. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. 176с.

15. Солодовников В.В. Дети развода // Социс. 1988. №4.

16. Семьеведение: Учебное пособие для вузов / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – С. 108-123.

17. Филлипова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999.

18. Шишова Т. Неуправляемый ребенок // Воспитание школьников. 2002. №10. С. 41-43.

19. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б.Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – С.410-554.

20. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.

Вопросы для обсуждения

1. Концепции и формы прекращения семейных отношений.

2. Фазы дестабилизации супружеских отношений и стадии развода.

3. Постразводная ситуация.

4. Развод и ребенок.

5. Особенности воспитания детей в неполных семьях.

6. Повторный брак.

Задания для студентов

Подготовить сообщения на тему:

1. Разводимость. Мотивы и факторы разводимости.

2. Привязанность и развод.

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 93-116.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 47-61, 68-75, 76-107, 108-132.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 39-64.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с. С. 61 – 74, 86 – 130, 144 – 158.

2. Зацепин В.И. Основы семейной жизни. М.: Молодая гвардия, 1991. 156с.

3. Психология семьи. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. 752с.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс,1992. 190с.

5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.:Мысль, 1989. 173с.

6. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 384с.

7. Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. М.: институт общегуманитарных исследований. 2001. 448с.

Тема 9. Сиротство как социальный и психологический феномен. Цель:рассмотреть сиротство как социально-психологический феномен.

Исходный уровень знаний:

1. Знать определение семьи и функции семьи.

2. Иметь представления об особенностях семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия сиротства.

2. Виды сиротства (Собственно сироты, «Лишенцы», «Отказники», Интернатские сироты, Домашние сироты, “Скрытое” социальное сиротство).

3. Последствия сиротства.

4. Опека (попечительство).

5. Приемная семья.

6. Проблема мачехи и отчима.

Задания и упражнения для студентов:

1) Расскажите русскую народную сказку о злой мачехе. Дайте анализ положения падчерицы в системе семейных отношений.

2) В чем состоят социально-психологические корни социального сиротства?

3) Какие черты характера отличают воспитанников детских домов?

4) Посетите с подарками детский дом или дом ребенка. Какие чувства вы испытали? Поделитесь впечатлениями с товарищами.

5) Какие положения учения Н.Ф. Федоров вас привлекают?

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 280-284.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 99-107.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 142-146.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим // Он же. Из «Философии общего дела». — Новосибирск, 1993.

2. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. — М., 1989.

3. Ранк О. Миф о рождении героя. — М., 1997.

4. О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства
по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Решение коллегии Минобразования РФ № 1 от 21
января 2003 года // http://innewfamily.narod.ru/menu4/5KollegsMinobr21_01_03.htm.

5. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. М., 1995.

6. Лишенные родительского попечительства. — М., 1991.

7. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. М., 1994.

8. Проблема социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей. М., 1994.

9. Социальные проблемы сиротства. М., 1992.

10. Сафонова Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.

11. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

12. Яшин А.Я. Сирота. М., 1963.

Вопросы для обсуждения

1. Из истории семейного права.

2. Обзор действующего Семейного кодекса РФ по вопросам осуществления родительских прав.

3. Правовые основы семейного воспитания.

4. Законодательство об опеке и попечительстве.

Основная литература

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 280-284.

6. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 99-107.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 142-146.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Ежов Ю.А. Семейное право России: Учеб. пособие. — М., 2000. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. — М., 1998. Муратова С.А. Семейное право: схемы, комментарии. Учеб. посо­бие.—М., 1999.

2. Нечаева A.M. Семейное право. Курс лекций. — М., 1998. Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 1999.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования.

2. Основные методы работы: наблюдение и беседа.

3. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.

4. Методы повышения педагогической культуры родителей.

5. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей.

Основная литература

9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 280-284.

10. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 99-107.

11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 142-146.

12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Браун Дж, Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 352с.

2. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Под ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. 138с.

3. Кроник А.. Кроник Е. В главных ролях вы, мы, он, ты, я. М.: Мысль, 1989. 204с.

4. Маданес К. Стратегии семейной психотерапии. М: Класс, 1999. 279с.

5. Мушкина Е.Р. Семейный разговор. М.: Известия, 1985. 191с.

6. Навайтис Т. Муж, жена и психолог. М.: Институт практич. психологии. Воронеж: НПО "МОДЕК", 1995. 128с.

7. Панизовская Г.И. Понимать друг друга. Л.: Лениздат, 1984. 62с.

8. Пезешкиан Носсрат. Позитивная семейная терапия. М.: Смысл,1993. 332с.

9. Психология семьи. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

10. Психотерапия семьи. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2004. 704с.

11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс,1992. 190с.

12. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: "Речь", 2000. 239с.

Семейная психотерапия. Хрестоматия / Сост.: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. СПб.: Питер, 2000. 512с

Вопросы для обсуждения

1. Дети-инвалиды в семье

2. Особенности психического развития школьников с умственной ограниченностью

3. Из опыта работы с людьми с умственной недостаточностью в Европе и в России

4. Западная модель работы с семьями, имеющими детей-инвалидов

Основная литература

1. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева.-М.: Владос, 2004.-С.207-230.

2. Психология семейных отношений с Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Деловая книга, 2005.-С.479-550.

Дополнительная литература

1. Бгажнокова И.М.. Гамаюнова Л.П. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта. //Дефектология. - 1997. - №1-С. 36-39

2. Бгажнокова ИМ. Психология умственно отсталого школьника. - М.:Просвещение, 1987. –С.5-90.

3. Власова Т.Д., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.:Просвещение, 1973.- С.15-99.

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая критика трудного детства // Собр. Соч. в 6-и т. Т.5.-М., 1983.-С.257-263.

5. Гаврилушкина О. Воспитание и обучение умственно отсталых школьников.-М.: Просвещение, 1985.- С.19-21.

6. Добровольская Т.А. Инвалид и общество: социально- психологическая интеграция // Социс.-1991.-№5.-С.12.

7. Добровольская Т.А. Социальные проблемы инвалидности // Социс.-1988.-№4.-С.15.

8. Закрепина А.В. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье // Дефектология.-2003.-№1.-С.60-63.

Вопросы для обсуждения

1. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков

2. Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей

3. Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей

4. Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов

Основная литература

1. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева.-М.: Владос, 2004.-С.207-230.

2. Психология семейных отношений с Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Деловая книга, 2005.-С.479-550.

Дополнительная литература

1. Богданов Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс.-2003.-№7.-С.100-104.

2. Борисова А. Российской семье нужна поддержка // Социальная защита.-1997.-№1.-С.77-82.

3. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи России // Дефектология.-2001.-№6.-С.3-10.

4. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс.-2003.-№7.-С.92-100.

5. Митрикас А.А. Семья как ценность // Социс.-2004.-№5.-С.65-72.

6. О детях. Юридическая энциклопедия / Под ред. Е.А. Игнатьева.-М., 1998.-С. 142-150.

Вопросы для обсуждения

1. Динамика численности и возрастные особенности наркоманов

2. Роль семьи в возникновении наркотической зависимости

3. Работа с семьями наркоманов в Европе и США

4. Отечественный опыт работы семьями наркоманов

5. Государственная поддержка семей

6. Религия в помощь наркоманам и их семьям

Основная литература

1. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева.-М.: Владос, 2004.-С.207-230.

2. Психология семейных отношений с Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Деловая книга, 2005.-С.479-550.

Дополнительная литература

1. Америка против наркотиков // Нарконет.-2004.-№4-5.-С.90-95.

2. Власть, бизнес, общество против наркомании в России // Нарконгет.-2005.-№4.-С.17.

3. Западнова Н. Югра –территория здоровья // Нарконет.-2003.-№6.-С.64-67.

4. Казанцев И. Выводы нарколога // Нарконет.-2004.-№-3.-С.28-31.

5. Казанцев И. Ранняя диагностика –всегда надежда // Нарконет.-2003.-№2-3.-С.27-29.

6. Карнец В. Как меняется наркосцена // Нарконет.-2004.-№6.-С.9-12.

7. Козлова Н. Наркобизнес –угроза национальной безопасности // Нарконет.-2003.-№2-3.-С.6-9.

8. Кукк В. Профилактика наркомании в школах // Нарконет.-2005.-№2.-С.78-80.

9. Мама, одна я е справлюсь // Нарконет.-2002.-№9-10.-С.74-76.

10. Митрикас А.А. Семья как ценность // Социс.-2004.-№5.-С.65-72.

11. Надеждин А. Недетские проблемы детей // Нарконет.-2004.-№2.-С.58-59.

12. Начальные этапы духовной реабилитации // Нарконет.-2004.-№4.-С.34-36.

13. Отец Дмитрий В первый раз мы ужаснулись // Нарконет.-2005.-№3.-С.65.

14. Ошко Н. Защищенность // Нарконет.-2005.-№4.-С.49-53.

15. Смирнова Н. Отвести беду // Нарконет.-2005.-№2.-С.40-44.

16. Стрельцов В. Отверженные… Как им помочь / Нарконет.-2004.-№6.-С.25-27.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.64 (0.255 с.)