Тема 5. Особенности развития ребенка в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Особенности развития ребенка в семье



Цель:раскрыть специфику семейного воспитания

Исходный уровень знаний:

1. Знать определение семьи и функции семьи.

2. Знать тенденции развития семьи на современном этапе.

Вопросы для обсуждения

1. Стадии психического развития. Развитие идентичности.

2. Дошкольник в семье.

3. Одаренный ребенок в семье.

4. Конструирование гендера:

a) Мальчик в семье.

b) Воспитание девочки в семье.

5. Воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии.

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 117-244.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 133-172.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 65-128.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Антонов А.И. Судьба семьи в России. Х1Х век. М.: Грааль, 2000.414с.

2. Богданов Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс. 2003. №7. С.100-104.

3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990. 267с.

4. Здравомыслов О.М. Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал, 1998. 172с.

5. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. 2000. №10.

6. Лосева В.К. Страхи вокруг беременности / В.К. Лосева, А.И. Луньков // Психологическая консультация. 1998. № 1. С. 21-34.

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Политиздат, 1968. 356с.

8. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к матернству // Вопросы писхологии. 2000. №5.

9. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.

10. Подросток и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 656с.

11. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424с.

12. Ребенок и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2003. 784 с.

13. Родители и дети. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

14. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. 176с.

15. Солодовников В.В. Дети развода // Социс. 1988. №4.

16. Филлипова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999.

17. Шишова Т. Неуправляемый ребенок // Воспитание школьников. 2002. №10. С. 41-43.

Тема 6. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи.

Цель:раскрыть особенности взаимодействия детей в семье.

Исходный уровень знаний:

1. Знать определение семьи и функции семьи.

2. Иметь представления об особенностях семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Сиблинговая позиция и ее влияние на воспитание и развитие ребенка в семье.

2. Соперничество между детьми.

3. Многодетная семья: проблемы, социальная помощь.

Задания для студентов

Подготовить сообщения на тему:

1. Детские инстинкты.

2. Детские игры.

3. Помощничество.

4. Статус сиблинга и брачные констелляции.

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 117-244.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 133-172.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 65-128.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Антонов А.И. Судьба семьи в России. Х1Х век. М.: Грааль, 2000.414с.

2. Богданов Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс. 2003. №7. С.100-104.

3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990. 267с.

4. Здравомыслов О.М. Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал, 1998. 172с.

5. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. 2000. №10.

6. Лосева В.К. Страхи вокруг беременности / В.К. Лосева, А.И. Луньков // Психологическая консультация. 1998. № 1. С. 21-34.

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Политиздат, 1968. 356с.

8. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к матернству // Вопросы писхологии. 2000. №5.

9. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.

10. Подросток и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 656с.

11. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424с.

12. Ребенок и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2003. 784 с.

13. Родители и дети. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

14. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. 176с.

15. Солодовников В.В. Дети развода // Социс. 1988. №4.

16. Семьеведение: Учебное пособие для вузов / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – С. 108-123.

17. Филлипова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999.

18. Шишова Т. Неуправляемый ребенок // Воспитание школьников. 2002. №10. С. 41-43.

19. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б.Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – С.410-554.

20. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.

Тема 7. Семья как источник психологической травматизации личности.

Цель:раскрыть специфику семьи как источника психологической травматизации личности.

Исходный уровень знаний:

1. Знать определение семьи и функции семьи.

2. Иметь представления об особенностях семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Причины семейного неблагополучия.

2. Роль семьи в возникновении психотравмирующих ситуаций.

3. Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье.

4. Проблема насилия в современной семье.

5. Способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье.

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 117-244.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 133-172.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 65-128.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Антонов А.И. Судьба семьи в России. Х1Х век. М.: Грааль, 2000.414с.

2. Богданов Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс. 2003. №7. С.100-104.

3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990. 267с.

4. Здравомыслов О.М. Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал, 1998. 172с.

5. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. 2000. №10.

6. Лосева В.К. Страхи вокруг беременности / В.К. Лосева, А.И. Луньков // Психологическая консультация. 1998. № 1. С. 21-34.

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Политиздат, 1968. 356с.

8. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к матернству // Вопросы писхологии. 2000. №5.

9. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.

10. Подросток и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 656с.

11. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424с.

12. Ребенок и семья. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2003. 784 с.

13. Родители и дети. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002. 752с.

14. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. 176с.

15. Солодовников В.В. Дети развода // Социс. 1988. №4.

16. Семьеведение: Учебное пособие для вузов / Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – С. 108-123.

17. Филлипова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999.

18. Шишова Т. Неуправляемый ребенок // Воспитание школьников. 2002. №10. С. 41-43.

19. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б.Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – С.410-554.

20. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.

Тема 8. Прекращение брака: развод и его последствия.

Цель:рассмотреть развод как социально-психологический феномен.

Исходный уровень знаний:

1. Знать определение семьи и функции семьи.

2. Иметь представления об особенностях семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Концепции и формы прекращения семейных отношений.

2. Фазы дестабилизации супружеских отношений и стадии развода.

3. Постразводная ситуация.

4. Развод и ребенок.

5. Особенности воспитания детей в неполных семьях.

6. Повторный брак.

Задания для студентов

Подготовить сообщения на тему:

1. Разводимость. Мотивы и факторы разводимости.

2. Привязанность и развод.

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 93-116.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 47-61, 68-75, 76-107, 108-132.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 39-64.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с. С. 61 – 74, 86 – 130, 144 – 158.

2. Зацепин В.И. Основы семейной жизни. М.: Молодая гвардия, 1991. 156с.

3. Психология семьи. Хрестоматия / Под. Ред. Райгородского Д.Я. Самара, Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. 752с.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс,1992. 190с.

5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.:Мысль, 1989. 173с.

6. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 384с.

7. Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. М.: институт общегуманитарных исследований. 2001. 448с.

Тема 9. Сиротство как социальный и психологический феномен. Цель:рассмотреть сиротство как социально-психологический феномен.

Исходный уровень знаний:

1. Знать определение семьи и функции семьи.

2. Иметь представления об особенностях семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия сиротства.

2. Виды сиротства (Собственно сироты, «Лишенцы», «Отказники», Интернатские сироты, Домашние сироты, “Скрытое” социальное сиротство).

3. Последствия сиротства.

4. Опека (попечительство).

5. Приемная семья.

6. Проблема мачехи и отчима.

Задания и упражнения для студентов:

1) Расскажите русскую народную сказку о злой мачехе. Дайте анализ положения падчерицы в системе семейных отношений.

2) В чем состоят социально-психологические корни социального сиротства?

3) Какие черты характера отличают воспитанников детских домов?

4) Посетите с подарками детский дом или дом ребенка. Какие чувства вы испытали? Поделитесь впечатлениями с товарищами.

5) Какие положения учения Н.Ф. Федоров вас привлекают?

Основная литература

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2004. С. 280-284.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М., 2005. С. 99-107.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 142-146.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим // Он же. Из «Философии общего дела». — Новосибирск, 1993.

2. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. — М., 1989.

3. Ранк О. Миф о рождении героя. — М., 1997.

4. О состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства
по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Решение коллегии Минобразования РФ № 1 от 21
января 2003 года // http://innewfamily.narod.ru/menu4/5KollegsMinobr21_01_03.htm.

5. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. М., 1995.

6. Лишенные родительского попечительства. — М., 1991.

7. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. М., 1994.

8. Проблема социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей. М., 1994.

9. Социальные проблемы сиротства. М., 1992.

10. Сафонова Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.

11. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

12. Яшин А.Я. Сирота. М., 1963.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.036 с.)