Теории спроса и предложения. Эволюция теории цены. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории спроса и предложения. Эволюция теории цены.



Спрос – это количество продукции, которую потребитель хочет и в состоянии купить по некоторой цене в определенный промежуток времени.

Закон спроса – с увеличением цены объем продукции уменьшается и наоборот.

На спрос влияют ценовые (цена товара) и неценовые факторы (доходы потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, ожидание потребителей о том что может произойти в будущем которые влияют на поведение потребителей сегодня, цены других товаров). Ценовая эластичность спроса – реакция спроса на изменение цены.

Эластичный спрос (по цене) – малейшие изменения цены приводят к сильным изменениям спроса.

Не эластичный спрос – сильные изменения цены приводят к незначительным изменениям спроса.

Сильной эластичностью обладают предметы роскоши, не эластичны – предметы первой необходимости.

Рыночный спрос – это суммы всех индивидуальных спросов покупателей на рынке.

Функция спроса – стимулирование производителей выпускать необходимые населению товары.

Предложение – это объем продукции, которую производитель хочет и может предложить к продаже по некоторой цене в определенный промежуток времени. Экономически предложение выражается в производстве и реализации продукции с целью получения прибыли.

Закон предложения – чем выше цена, тем больше предложение. На предложение влияют ценовые (цена самого товара) и неценовые факторы (цены на сырье, технологии, налоги, цены на товары заменители, ожидание производителей, число продавцов на рынке).

Ценовая эластичность предложения – реакция предложения в ответ на изменение цены.

Эластичное предложение – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, появляется в долгосрочном периоде.

Неэластичное предложение – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, свойственно для краткосрочного периода.

Функция предложения – связывание производства товаров с потреблением.

Эволюция теории цены

Значение и сущность стоимости и цены товара находились в поле зрения ученых и практиков с древнейших времен существования организованных форм общественного бытия. В частности, первые подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены в трудах античных мыслителей, философов Китая и Индии.

Как древние, так и средневековые авторы уже выделяли такие характеристики цены, как стоимость, затраты, полезность.

Базовые определения стоимостной теории цены изложены в трудах представителей эпохи становления капитализма (конец XVIII — начало XIX в.) — основателей классической школы политической экономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, в основе учения которых заложено представление о трудовой теории стоимости. Стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, ценность — издержками, понесенными на его производство.

В. Петти считается первым автором трудовой теории стоимости. Он ввел понятия «естественной цены» (внутренней стоимости) и «рыночной цены». Стоимость определяется затраченным трудом.

По мнению А. Смита, стоимость определяется затратами труда, а именно тем количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Вместе с тем стоимость определяется источниками дохода, под которыми он понимал заработную плату, прибыль и ренту.

Трудовая теория стоимости и цены была существенно развита Д. Рикардо, который сделал попытку найти количественные соотношения между заработной платой, стоимостью, прибылью и рентой.

В цену он включал стоимость, созданную затраченным на производство товара трудом, а также стоимость капитала, занятого в его производстве. Тем самым существенное значение отводится издержкам производства, которые, по мнению Д. Рикардо, регулируют цену товаров. Исследователь подчеркивал, что влияние спроса и предложения на рыночную стоимость товара имеет временной характер, а определяющим фактором в долгосрочной перспективе являются издержки производства.

Определенный вклад в развитие теории стоимости и цены внес французский экономист Жан Батист Сэй, землю, труд и капитал он считал равноценными факторами создания стоимости. По его мнению, стоимость зависит от полезности товара, издержек на его производство, спроса и предложения.

К. Маркс. Сущность его концепции заключается в признании существования двух экономических категорий — «стоимость» и «цена», каждая из которых имеет собственную характеристику и содержание.

К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости, основу которой составляет понятие того, что рабочий создает большую стоимость, чем он получает в виде заработной платы за вложенный им в производство товара труд. То есть прибавочная стоимость — это стоимость продукта неоплаченного труда рабочих.

Цена товара, по Марксу, представляет собой денежное выражение его стоимости.

Теория маржинализма (теория ценности или предельной полезности) появилась в конце XIX в. В ее разработку определенный вклад внесли: А. О. Курно, И. Г. Тюнен, Г. Г. Госсен и др.

А. О. Курно ввел понятие эластичного и неэластичного спроса. Он первым разработал модель максимизации прибыли монополистом: при равенстве предельной выручки и предельных издержек в условиях монополии достигается максимум прибыли.

И. Г. Тюнен исследовал производственную функцию и показал, что наибольший чистый доход может быть получен в том случае, если предельные издержки каждого фактора производства будут равны предельной отдаче от их использования.

Г. Г. Госсен - объем потребления благ определяется двумя факторами — ценой товара и платежеспособным спросом.

В основе маржиналистской теории лежит предположение о существовании предельной полезности товара, поэтому детализировано исследуются потребности покупателя и поведение отдельных фирм. Представители данного направления заменили категории «стоимость» и «товар» на понятия «ценность» и «экономическое благо». Представители данного направления считают, что цена товара является следствием субъективных оценок материальных благ участниками обмена. Следовательно, ценность и цена товара, как и спрос на него, определяются психологией конкретного потребителя.

Основоположниками кембриджской теории цены и стоимости можно считать А. Маршалла. Существенное внимание Маршалл уделял анализу закона спроса и предложения и равновесной цены. Он отмечал, что чем большее количество товара необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена.

Маршалл исследовал функциональную зависимость спроса от изменения цены: спрос на товар является эластичным, если он изменяется в большей степени, чем цена товара.

Из известных экономистов неоклассического направления следует отметить вклад представительницы кембриджской школы Дж. В. Робинсон, мировое признание которой принесла ее работа «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933). Робинсон попыталась рассмотреть формирование цен в условиях, когда каждый производитель может быть монополистом в производстве своей продукции. Ею исследованы понятия «монопсония», «чистая монополия», «олигополия», введено понятие «дискриминация в ценах».

5. Функции цены. Принципы ценообразования.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить 5 функций цены.

1.Учетная функция цены – определяется самой сущностью цены, т. е являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые делятся на количественные(ВВП, нац. доход,…) и качественные(рентабельность, производительность труда).

2. Стимулирующая функция цены – выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товара. Цена оказывает стимулирующие воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

3. Распределительная функция цены – связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4.Функция сбалансирования спроса и предложения – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства – с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора

экономики в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая

Принципы ценообразования - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

1.Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и закона стоимости, законов спроса и предложения.

2.Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен.

3.Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в своем движении от сырья до готового изделия, где продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену и в действующих ценах постоянно вносящие изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

4.Прицип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и

услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа и т.д. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.008 с.)