Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система цен и взаимозависимость их при формировании

Поиск

Система цен - это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др. Все действующие в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен. Ведущую роль в рассматриваемой системе играют цены продукции базовых отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной). Поскольку цены взаимосвязаны, то изменение цен, например, энергоносителей оказывает существенное влияние на издержки в большинстве отраслей национальной экономики и соответственно отражается на уровне цен производимой ими продукции. Взаимозависимость цен объясняется тем, что цены формируются по единым методологическим принципам с учетом законов стоимости, спроса и предложения; все субъекты рынка - производители (предприятия, фирмы), продавцы, поставщики, посредники (снабженческо-сбытовые, заготовительные, оптовые организации), потребители (покупатели) взаимодействуют между собой и образуют единый хозяйственный комплекс; существует взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма. В практике товарного производства применяются следующие механизмы формирования цен: • маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения. При маркетинговом подходе действует стихийно-рыночный механизм формирования затрат. Его экономическое содержание определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе; • нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен); • механизм комбинированного (смешанного) типа с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода

 

Классификация цен. Свободные, регулируемые, фиксированные.

Свободные цены формируются исключительно под воздействием спроса и предложения не-зависимо от какого-либо прямого влияния государственных органов управления. В свободной цене продукции учитываются свободная отпускная цепа предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных предприятий по ее закупке, хранению, транспортированию и реализации и необходимая прибыль. Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые населению, определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения. Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию устанавливаются закупающими се у иностранных поставщиков предприятиями в соответствии с конъюнктурой рынка. Регулируемые цены - это цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения и устанавливаемые соответствующими государственными органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) посредством прямого ограничения рос-та (снижения) их уровня или введения норм и нормативов (регламентация уровня рентабельности, прибыли, установление предельных цен, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции). Регулируемые цены в свою очередь могут быть гарантированными, рекомен-дуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).

Фиксированные цены - это цены, устанавливаемые на определенном уровне и формируемые на базе нормативного подхода, который, как правило, предполагает не только их блокирование, но и соответствующую фиксацию слагаемых цены (себестоимости и прибыли), осуществляемую на отрас-левом или региональном уровне. Фиксированные цены устанавливаются государственными органами управления на ограниченный круг товаров (услуг). При этом изменение указанных цен возможно только по решению государственного органа или субъекта рынка, утвердившего их.

Оптовые цены продукции промышленности.

Оптовые цены продукции промышленности - это цены, по которым реализуется (закупается) продукция предприятий (компаний, фирм), оптово-сбытовых организаций любых форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота. Оптовые цены продукции промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

• оптовые (отпускные) цены предприятия - цены изготовителя продукции;

• оптовые (отпускные) цены промышленности - цены закупки продукции с НДС посредников.

Оптовые (отпускные) цены предприятия - цены изготовителя продукции - это цены, по которым предприятие-производитель реализует произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям, оптово-сбытовым и снабженческо-сбытовым организациям, заготовительным и торгово-закупочным предприятиям, оптово-посредническим фирмам, оптовым базам, предприятиям оптовой торговли.

В состав оптовой (отпускной) цены предприятия входят издержки производства (себестоимость продукции), прибыль предприятия (фирмы), надбавки (наценки, скидки) к цене; акциз (по подакцизным товарам) и налог на добавленную стоимость (косвенный налог, оплачиваемый потребителем но мере реализации продукции).

На основе оптовых цен предприятия осуществляются планирование, анализ и расчет стоимостных показателей его работы. Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена (внутрифирменная заниженная цена), используемая при взаимообмене товарами (услугами). Она обычно применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия, а также разными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию (концерн, компанию), в целях увеличения прибыли подразделений и самого предприятия, повышения конкурентоспособности.

2. Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены закупки продукции с НДС посредников - это цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым или оптово-сбытовым организациям.

В состав оптовой (отпускной) цены промышленности входят оптовая (отпускная) цена предприятия, издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, представляющие собой снабженческо-сбытовую надбавку, оптово-сбытовую наценку (скидку) и налог на добавленную стоимость.

Снабженческо-сбытовая надбавка (наценка) включает расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортированию и реализации продукции, а также прибыль, необходимую для осуществления нормальной деятельности снабженческо-сбытовых организаций.

Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно связаны со сферой обращения - оптовой торговлей.

Закупочные и розничные цены

Закупочные (оптовые) цены - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки.

В состав закупочной (оптовой) цены входят издержки производства (себестоимость продукции), прибыль сельскохозяйственной организации, надбавки (скидки) к цене.

По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства.

Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость и акциз. Уровень закупочных цен зависит от уровня оптовых (отпускных) цен промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству, тарифов на услуги, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.

Розничные цены - это цены продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети индивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкими упаковками (партиями).

В состав розничной цены входят оптовая (отпускная) цена промышленности, торговые надбавки (наценки и скидки), представляющие собой издержки обращения торговых, заготовительно-сбытовых организаций и их прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Торговые надбавки (наценки) и скидки предназначены для покрытия расходов (возмещения издержек обращения торговых организаций) и образования необходимой прибыли. Торговые надбавки (наценки) дифференцированы по отдельным товарным группам, географическим районам и устанавливаются (от 20 до 50% и более) самостоятельно торговыми предприятиями с учетом спроса и предложения, но не выше предельных величин, утверждаемых правительством республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Входящий в состав розничной цены акциз (по подакцизным товарам) представляет собой косвенный налог на потребителя. В перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, включены в первую очередь престижные товары и предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили), спирт и винно-водочные напитки, пиво, табачная продукция, нефть, включая газовый кон-денсат, бензин (автомобильный).

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе производства, обмена и продажи товаров (услуг), которая вносится в бюджет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.008 с.)